Чем характеризуется квазинаука?
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Ведение
Множество людей живущих на планете земля даже не задумываются о простейших вещах, которые их окружают в повседневной жизни и имеют слабое представления объектах внешнего мира. Все мы сейчас живем в информационном пространстве, в нашем веке высоких технологий информация становиться все более и более дорогим продуктом и имеет огромное значение и влияние на человеческий социум. От того как подать ту или иную информацию зависит очень многое, из этого складывается идеология и мировоззрение людей, и сейчас современном обществе все более острым и актуальным становиться вопрос о том какой информацией будет наполнено информационное пространство? Одним из важных сфер общественной жизни является научное познание и от правильной его трактовки зависит очень многое, но сейчас в обществе набирает свое влияние так называемая квазинаука которая будоражит умы многих обывателей и является полем для людей которые преследуют свои личные меркантильные цели. Эти люди не задумываются, какое пагубное влияние их действия могут оказать на человека и все общество в целом, деньги и нажива вот их главная цель! Как я уже говорил в последнее время – время, когда мир и, в частности, нашу страну захлестнула волна "информационной революции" - у общества значительно возрос интерес к сверхъестественному, к отрицанию завоеваний разума и ко множеству проявлений иррациональности и мистики в нашей повседневной жизни. Конечно же, подобные тенденции имели место на протяжении всей человеческой истории, но ведь именно сейчас эта тема стала наиболее актуальной, а потому получила широкое распространение как в плане публикационного материала, так и аспектом всевозможных дискуссий.
Для того что бы начать изучение данной проблемы надо обраться к происхождению слова Квазинаука от греч. — "ложный" + наука; синоним — квазинаука, близкие по значению термины: паранаука, альтернативная наука, неакадемическая наука) — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся. Не отъемлем частью человеческого бытия на всем периоде его существования было отрицание и легкий нигилизм авторитетов и официальной точке зрения, постоянные разногласия и споры являются частью человеческого общества но, как известно в спорах рождается истина так было и в средние веке во время инквизиции так есть и сейчас. Но когда мы касаемся квазинауки и понимаем ради каких жалких и низменных целей ведется ее пропаганда в СМИ мы должные четко понимать и критически оценивать все работы псевдо научных авторов зная к каким чудовищным последствиям это может привести наше молодое развивающееся общество, которое становиться на путь развития и процветания! Цели и задачи работы Подходя к изучению темы «Псевдо наука в современном обществе» я не подозревал, что эта тема сейчас так насущна и злободневна. Целью моей работы стало определить роль, которую играет псевдо наука в современном информационном пространстве. Такой цели я старался добиться средствами постановки следующих задач: 1. Дать определение квазинауке. 2. Выяснить чем характеризуется квазинаука? 3. Узнать причины роста влияния квазинауки? 4. Определить социальные последствия квазинауки?
Чем характеризуется квазинаука?
Главное отличие квазинауки от науки — это некритичное использование новых непроверенных методов, сомнительных и зачастую ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения, тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях), верифицируемых методах и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые. Вот что говорит Виталий Гинзбург, Нобелевский лауреат по физике 2003 года: "Квазинаука — это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным
фактам. Я могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота — это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно, и были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть. Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик. Квазинаука — это то, что заведомо неверно". Можно привести еще множество трактовок, раскрывающих суть определения квазинауки (в последствии будет употребляться термин "квазинаука" и идентичные синонимы), но не менее важно упомянуть ее ведущие характеристики. Итак, характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются: игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям; нефальсифицируемость, то есть невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории; отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к "интуиции", "здравому смыслу" или "авторитетному мнению"; использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок. введение в публикацию или обсуждение научной работы политических и религиозных установок. Иными словами, квазинаука игнорирует важнейшие элементы научного метода — экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом
исследования и превращает её в неуправляемый процесс, сильно подверженный накоплению ошибок. Необязательными, но часто встречающимися признаками лженаучных теорий являются также следующие: Теория создаётся одним человеком или небольшой группой людей, как правило, не специалистов ни в области того, о чём говорит теория, ни в смежных областях. Отсутствуют публикации в рецензируемых научных периодических изданиях. Теория небывало универсальна — она претендует на объяснение буквально всего мироздания (или, как в случае психологических теорий — поведения любого человека в любых обстоятельствах), из базовых положений делается огромное количество выводов, причём проверка корректности выводов на практике не проводится. Автор активно использует теорию для ведения личного бизнеса: продаёт литературу по теории, оказывает платные услуги, основанные на ней, рекламирует и проводит платные "курсы", "тренинги", "семинары" по теории и её применению, так или иначе пропагандирует теорию среди неспециалистов в качестве высокоэффективного средства для достижения успеха и улучшения жизни (вообще или в некоторых аспектах). В статьях, книгах, рекламных материалах автор выдаёт теорию за абсолютно доказанную и несомненную истину, независимо от того, насколько она распространена и от степени доверия к ней специалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|