Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

использования и потерь рабочего времени

Желаемый результат


эффективное рабочее время

 

Рис.. Время и закон Парето

 

Управлению временем помогают

· навыки

· инструменты и методы, используемые при выполнении конкретных задач, проектов и целей

· свойства = качества человека: самоорганизованность, самоконтроль

 

c позиции бизнеса и трудовой деятельности инструментарий управления временем включает

· планирование деятельности с указанием временных отрезков

· распределение задач по времени

· постановка целей с указанием срока их достижения

· делегирование ряда задач другим при контроле за исполнением

· анализ временных затрат

· мониторинг использования времени

· организация распределения, мониторинга и корректировки использования времени

· составление списков и расстановка приоритетов

 

многие операции = выполнение работ хронометрируются, что позволяет в дальнейшем скорректировать время на их разработку и реализацию

· данные хронометража фиксируются в «карточках проекта»

· т.е. фиксируются показатели расхода времени на отдельные задачи для их дальнейшего применения в процессе любых проектов или программ

 

автосервис

· выполнение любой операции определяется нормой рабочего времени

·

 

план выпуска продукции

· в основе лежит норма рабочего времени на выпуск одного изделия

 

Рабочее время

· время, затрачиваемое на выполнение работы, или время активного пребывания на работе, посвященное выполнению прямых служебных обязанностей

· Реально рабочим временем считается время, отмеченное в табеле - в документе учета времени нахождения на работе

 

эффективность реального рабочего времени зависит от

· внутренней организации

· корпоративной культуры

· культуры работника

 

пример:

Норвегии и бизнес-центра на Беговой

 

Коэффициенты

использования и потерь рабочего времени

 

Коэффициент экстенсивного использования рабочего времени:

Кэ = (Ф – Р)/Ф = 1 – Р/Ф, где

Кэ = (8 – 2):8 = 1 – 0,25 = 0,75 (в часах)

Ф - фонд рабочего времени, мин;

Р – регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе, мин.

 

Коэффициент потерь рабочего времени, который зависит от работников:

Кп = Пз/Ф, где
Кп = 2: 8 = 0,25

Пз – потери рабочего времени, зависящие от работника, мин.

 

100 = 60

25 = х 25 х 60 = 1500: 100 = 15 мин. в час

 

Коэффициент потерь рабочего времени, которые обусловлены организационно-техническими причинами и не зависят от работника:

Кп = По/Ф, где

По – потери по организационно-техническим причинам, не зависящие от работников, мин.

 

Коэффициент затрат рабочего времени на отдых и личные потребности работников:
Кол = ОЛ/Ф, где

ОЛ – затраты времени работника на личные потребности (обеденный перерыв, производственная гимнастика, гигиена и т.п.), мин.

 

Аналогично можно проанализировать затраты времени работника на выполнение

· свойственных ему функций (Ксв),

· несвойственных ему функций (Кнсв),

· на выполнение творческих работ (Кт),

· организационно - административной работы (Коа) и т.п.

 

 

Руководители всех уровней

· при неправильном или неумелом распределении времени

· испытывают цейтнот и даже дефицит времени

 

Дефицит рабочего времени

· это нехватка временного ресурса

 

причины возникновения дефицита времени

· форс-мажорная ситуация

· неправильная организация деятельности

 

результат дефицита времени

· спешка, затягивание выполнения работ

· некачественная работа

· потери в производстве, брак

· снижение конкурентоспособности

· подрыв рыночной репутации

 

 

Дефицит рабочего времени руководителей и исполнителей

· это серьезная управленческая проблема

· ведёт к перегрузкам, стрессам, отсутствию порядка в действиях, слабой проработке вопросов

· ослабляет позицию руководителя

· снижает эффективность управления

 

метод совершенствования управления временем

· анализ затрат рабочего времени

· инвентаризация времени за определенный период позволяет выявить причины нехватки времени

 

Из признаков слабой/плохой организации времени следует выделить:

1) отсутствует четкое расписание работы на текущий день;

2) неумение планировать распорядок дня

3) секретарь или помощник не знает распорядка дня своего руководителя, не знает, где он будет находиться в определенный момент рабочего дня;

4) отсутствие навыков работы с современными техническими средствами и программным обеспечением;

5) из-за чрезмерной занятости руководитель несвоевременно отвечает на деловые письма;

6) из-за нехватки времени в течение рабочего дня руководитель вынужден задерживаться на работе и/или завершать работу дома;

7) частые телефонные звонки и визиты посетителей не дают сосредоточиться на основной работе;

8) руководитель постоянно выполняет работу за своих подчиненных, поскольку ему кажется, что он сделает ее лучше;

9) большой поток рутинных дел не дает руководителю возможности заниматься основной работой;

10) отсутствие автоматизации управленческой работы и должного программного обеспечения;

11) работа в условиях постоянной спешки приводит к переутомлению.

 

 

Из наиболее характерных причин дефицита времени следует выделить:

1) бесплановость работы как результат работы не только самого руководителя, но и стиля работы всей организации;

2) несоответствие работника и занимаемой им должности;

3) неадекватная оценка своих способностей, скорости работы, результативности;

4) отсутствие личной миссии работника (что я могу сделать для организации, что могу получить, какими активами располагаю);

5) неумение контролировать свои потребности (в мыслях, питании, общении, выражении эмоций). Нет слова «хочу», есть слово «надо»;

6) слабая мотивация труда, приводящая к низкой производительности (зарплата давно не увеличивалась, долгое время нет повышения в должности) и к хроническому недостатку времени.

 

Планирование рабочего времени руководителя, специалиста и ведущих работников означает

· подготовку к реализации целей и упорядочение рабочего времени

 

Из практики

· при затрате 10 минут на планирование рабочего времени можно ежедневно сэкономить до двух часов

· оперативное ежедневное планирование работы исполнителей позволяет

· увеличить производительность их труда на 25-30% и

· сэкономить время руководителя на регулирование процессов из-за непредвиденных нарушений, возникающих в процессе работы:

· из-за сбоев поставок сырья

· из-за перебоев в подаче электроэнергии

· из-за дорожных пробок и других транспортных проблем

· из-за непредвиденных факторов

 

Правила планирования времени:

1) при составлении плана на день оставить 40% времени свободным, т.е.

· 60% времени отвести на плановые работы

· 20% – на непредвиденные

· 20% - на спонтанно возникающие (активный самоменеджмент)

2) постоянно фиксировать затраченное время, отмечая, как и на какие нужды оно было затрачено, что дает ясную картину о затратах времени и позволяет составить более эффективный план на будущее;

3) для составления хорошего плана с четким указанием использованного времени необходимо распределить свои задачи на долго-, средне- и краткосрочные;

4) основные принципы составления плана: регулярность, системность, последовательность;

5) для обеспечения реальности планирования следует планировать такой объем задач, с которым руководитель может реально справиться;

6) установить неприемные часы – это время для выполнения чрезвычайно важных заданий, позволяющее работать спокойно без каких-либо помех извне и с переключением телефона на секретаря, сотрудников или воспользоваться автоответчиком;

7) сверхважные дела решать утром;

8) совещания и заседания назначать за час-два до обеденного перерыва или до окончания рабочего дня для оперативного решения проблем и ухода от пустых разговоров;

9) минимизация числа собраний, совещаний и конференций;

10) корпоративный тайм-менеджмент позволяет оптимизировать время всех сотрудников и в конечном итоге способствует повышению эффективности деятельности всей организации;

11) установить приоритеты выполняемых дел по их важности;

12) все что можно делегировать – следует делегировать;

13) учитывать колебания уровня работоспособности: до обеда, после обеда, начало – середина – конец недели/месяца сезон года, поведение небесного светила, фазы луны

 

 

План на рабочий день

· основа планирования рабочего времени на неделю, месяц, год, …

· постоянно контролируется и корректируется с учетом обстановки

 

недельно-суточный план

· наиболее точный план использования рабочего времени

 

 

Сегодня используется несколько систем планирования времени:

· метод Альп

· закон Парето

· система АВС

· метод Эйзенхауэра

 

Метод «Альп»

· позволяет упорядочить план дня

· охватывает пять фаз:

1. Упорядочение заданий

2. Оценивание продолжительности действий

3. Резервирование времени (в соотношении 60:40)

4. Принятие решений по приоритетам и перепоручениям

5. Контроль учета выполненного

 

Принцип Парето

· устанавливает очередность выполнения (в соотношении 80:20)

· позволяет сделать вывод в отношении использования рабочего времени:

· за первые 20% израсходованного времени достигается 80% результата

· оставшиеся 80% затраченного времени дают лишь 20% общего результата.

 

 

Желаемый результат


эффективное рабочее время

 

Рис.. Время и закон Парето

 

 

Система АВС

· устанавливает приориты

· основан на том, что величина процентов наиболее важных и величина процентов наименее важных дел в сумме остаются неизменными

· все задачи подразделяются на три класса в соответствии с их значимостью

· система ABC базируется на трех закономерностях:

1. Наиболее важные дела составляют 15% общего их количества, которыми занимается руководитель

· вклад этих задач для достижения цели составляет около 65%

2. Важные задачи составляют 20% общего их количества

· значимость их для достижения цели примерно равна 20%

3. Менее важные (малосущественные) задачи составляют 65% общего их количества

· их значимость равна 15% (Рис.2.31)

 

 

 

 

Для использования системы ABC необходимо следовать следующим правилам:

1) составить список всех будущих задач;

2) систематизировать их по важности и установить очередность;

3) пронумеровать эти задачи;

4) оценить задачи соответственно по категориям A, B и C;

5) задачи категории А (15% общего их количества) решает первый руководитель;

6) задачи категории B (20%) подлежат перепоручению;

7) задачи категории C в силу своей малозначимости подлежат обязательному перепоручению (Таб.).

 

Таблица

Установление приоритетности задач по системе ABC

 

задачи     Доля выполнения задач   Исполнитель  
Тип Степень важности Доля, %
А Наиболее важные 15% 65% 1-й руководитель
В Важные 20% 20% делегирование
С Малосущественные 65% 15% обязательное делегирование

 

Метод Эйзенхауэра

· ускоренный анализ

· является вспомогательным в тех случаях, когда необходимо срочно принять решение о приоритетности выполнения задач

 

Приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность задачи и подразделяются на четыре группы:

1) срочные задачи повышенной важности

· их выполняет руководитель

2) срочные задачи средней важности

· руководитель может делегировать их решение другим лицам

3) менее срочные задачи меньшей важности

· руководителю необязательно решать их сразу, но решить их он может позже сам

4) менее срочные задачи незначительной важности

· руководитель должен перепоручить их решение другим лицам

 

Эффективно управлять, планировать и использовать рабочее время позволяют

· современные электронные системы

· деловое программное обеспечение

· электронные библиотеки

 

В частности, для юриста таким мощным подспорьем являются электронные справочно-правовые системы:

· Гарант

· КонсультантПлюс

 

Руководитель, используя деловое программное обеспечение, имеет возможность осуществлять

1) оперативный контроль за бизнес – процессами с ПК или мобильного телефона

2) планирование и управление ежедневными и проектными работами

3) контроль исполнения сотрудниками правил трудового распорядка

4) учет использования рабочего времени

5) оперативные распоряжения и указания

6) контроль выполнения поручений

7) отслеживание потоков информации

 

 

эффективно управлять временем позволяют новые возможности коммуникаций с применением компьютерных технологий:

· электронная почта

· обмен мгновенными сообщениями

· форумы

· доски объявлений

· аудио- и видеоконференции

 

 

Проблема

· использование электронных систем как средств общения и планирования в работе не всегда оказывается эффективным и оправданным с точки зрения управления временем и контроля

 

Основная проблема заключается в отсутствии их интеграции

· с системами управления документооборотом

· с деловыми процессами и проектами

· с учетными системами

· и главное – человеческий фактор.

 

Время

· это важнейший необратимый ресурс

· приобретает особо важное значение в чрезвычайной ситуации и в период кризиса

· и тогда из ресурса оно трансформируется в приговор.

· стоит упустить момент и может разразиться катастрофа.

· основное правило в такой ситуации: действовать незамедлительно, принимать решения быстро, оставить тщательный анализ ситуации на более благоприятный период.

 

Важным моментом в системе планирования работы руководителя является

· контроль за рациональным использованием рабочего времени

· что дает ему возможность выявлять резервы для дальнейшего совершенствования своей работы и рационального использования рабочего времени

 

Для повышения эффективности использования рабочего времени руководителю следует

1) сформировать рабочие блоки с включением важнейших крупных и/или схожих по характеру заданий

2) определить время для выполнения заданий

3) установить и соблюдать приоритет выполнения всех видов работ

4) выполнять лично только важнейшие и сложные дела и делегировать менее важные

5) учитывать колебания уровня работоспособности

 

говорят, что Человек не властен над временем

· потраченное впустую оно не подлежит возврату

· время является наиболее значимым личным ресурсом руководителя.

 

теория времени и пространства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...