использования и потерь рабочего времени
Желаемый результат эффективное рабочее время
Рис.. Время и закон Парето
Управлению временем помогают · навыки · инструменты и методы, используемые при выполнении конкретных задач, проектов и целей · свойства = качества человека: самоорганизованность, самоконтроль
c позиции бизнеса и трудовой деятельности инструментарий управления временем включает · планирование деятельности с указанием временных отрезков · распределение задач по времени · постановка целей с указанием срока их достижения · делегирование ряда задач другим при контроле за исполнением · анализ временных затрат · мониторинг использования времени · организация распределения, мониторинга и корректировки использования времени · составление списков и расстановка приоритетов
многие операции = выполнение работ хронометрируются, что позволяет в дальнейшем скорректировать время на их разработку и реализацию · данные хронометража фиксируются в «карточках проекта» · т.е. фиксируются показатели расхода времени на отдельные задачи для их дальнейшего применения в процессе любых проектов или программ
автосервис · выполнение любой операции определяется нормой рабочего времени ·
план выпуска продукции · в основе лежит норма рабочего времени на выпуск одного изделия
Рабочее время · время, затрачиваемое на выполнение работы, или время активного пребывания на работе, посвященное выполнению прямых служебных обязанностей · Реально рабочим временем считается время, отмеченное в табеле - в документе учета времени нахождения на работе
эффективность реального рабочего времени зависит от
· внутренней организации · корпоративной культуры · культуры работника
пример: Норвегии и бизнес-центра на Беговой
Коэффициенты использования и потерь рабочего времени
Коэффициент экстенсивного использования рабочего времени: Кэ = (Ф – Р)/Ф = 1 – Р/Ф, где Кэ = (8 – 2):8 = 1 – 0,25 = 0,75 (в часах) Ф - фонд рабочего времени, мин; Р – регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе, мин.
Коэффициент потерь рабочего времени, который зависит от работников: Кп = Пз/Ф, где Пз – потери рабочего времени, зависящие от работника, мин.
100 = 60 25 = х 25 х 60 = 1500: 100 = 15 мин. в час
Коэффициент потерь рабочего времени, которые обусловлены организационно-техническими причинами и не зависят от работника: Кп = По/Ф, где По – потери по организационно-техническим причинам, не зависящие от работников, мин.
Коэффициент затрат рабочего времени на отдых и личные потребности работников: ОЛ – затраты времени работника на личные потребности (обеденный перерыв, производственная гимнастика, гигиена и т.п.), мин.
Аналогично можно проанализировать затраты времени работника на выполнение · свойственных ему функций (Ксв), · несвойственных ему функций (Кнсв), · на выполнение творческих работ (Кт), · организационно - административной работы (Коа) и т.п.
Руководители всех уровней · при неправильном или неумелом распределении времени · испытывают цейтнот и даже дефицит времени
Дефицит рабочего времени · это нехватка временного ресурса
причины возникновения дефицита времени · форс-мажорная ситуация · неправильная организация деятельности
результат дефицита времени · спешка, затягивание выполнения работ · некачественная работа · потери в производстве, брак · снижение конкурентоспособности · подрыв рыночной репутации
Дефицит рабочего времени руководителей и исполнителей · это серьезная управленческая проблема · ведёт к перегрузкам, стрессам, отсутствию порядка в действиях, слабой проработке вопросов · ослабляет позицию руководителя · снижает эффективность управления
метод совершенствования управления временем · анализ затрат рабочего времени · инвентаризация времени за определенный период позволяет выявить причины нехватки времени
Из признаков слабой/плохой организации времени следует выделить: 1) отсутствует четкое расписание работы на текущий день; 2) неумение планировать распорядок дня 3) секретарь или помощник не знает распорядка дня своего руководителя, не знает, где он будет находиться в определенный момент рабочего дня; 4) отсутствие навыков работы с современными техническими средствами и программным обеспечением; 5) из-за чрезмерной занятости руководитель несвоевременно отвечает на деловые письма; 6) из-за нехватки времени в течение рабочего дня руководитель вынужден задерживаться на работе и/или завершать работу дома; 7) частые телефонные звонки и визиты посетителей не дают сосредоточиться на основной работе; 8) руководитель постоянно выполняет работу за своих подчиненных, поскольку ему кажется, что он сделает ее лучше; 9) большой поток рутинных дел не дает руководителю возможности заниматься основной работой; 10) отсутствие автоматизации управленческой работы и должного программного обеспечения; 11) работа в условиях постоянной спешки приводит к переутомлению.
Из наиболее характерных причин дефицита времени следует выделить: 1) бесплановость работы как результат работы не только самого руководителя, но и стиля работы всей организации; 2) несоответствие работника и занимаемой им должности; 3) неадекватная оценка своих способностей, скорости работы, результативности; 4) отсутствие личной миссии работника (что я могу сделать для организации, что могу получить, какими активами располагаю); 5) неумение контролировать свои потребности (в мыслях, питании, общении, выражении эмоций). Нет слова «хочу», есть слово «надо»; 6) слабая мотивация труда, приводящая к низкой производительности (зарплата давно не увеличивалась, долгое время нет повышения в должности) и к хроническому недостатку времени.
Планирование рабочего времени руководителя, специалиста и ведущих работников означает · подготовку к реализации целей и упорядочение рабочего времени
Из практики · при затрате 10 минут на планирование рабочего времени можно ежедневно сэкономить до двух часов · оперативное ежедневное планирование работы исполнителей позволяет · увеличить производительность их труда на 25-30% и · сэкономить время руководителя на регулирование процессов из-за непредвиденных нарушений, возникающих в процессе работы: · из-за сбоев поставок сырья · из-за перебоев в подаче электроэнергии · из-за дорожных пробок и других транспортных проблем · из-за непредвиденных факторов
Правила планирования времени: 1) при составлении плана на день оставить 40% времени свободным, т.е. · 60% времени отвести на плановые работы · 20% – на непредвиденные · 20% - на спонтанно возникающие (активный самоменеджмент) 2) постоянно фиксировать затраченное время, отмечая, как и на какие нужды оно было затрачено, что дает ясную картину о затратах времени и позволяет составить более эффективный план на будущее; 3) для составления хорошего плана с четким указанием использованного времени необходимо распределить свои задачи на долго-, средне- и краткосрочные; 4) основные принципы составления плана: регулярность, системность, последовательность; 5) для обеспечения реальности планирования следует планировать такой объем задач, с которым руководитель может реально справиться; 6) установить неприемные часы – это время для выполнения чрезвычайно важных заданий, позволяющее работать спокойно без каких-либо помех извне и с переключением телефона на секретаря, сотрудников или воспользоваться автоответчиком; 7) сверхважные дела решать утром; 8) совещания и заседания назначать за час-два до обеденного перерыва или до окончания рабочего дня для оперативного решения проблем и ухода от пустых разговоров;
9) минимизация числа собраний, совещаний и конференций; 10) корпоративный тайм-менеджмент позволяет оптимизировать время всех сотрудников и в конечном итоге способствует повышению эффективности деятельности всей организации; 11) установить приоритеты выполняемых дел по их важности; 12) все что можно делегировать – следует делегировать; 13) учитывать колебания уровня работоспособности: до обеда, после обеда, начало – середина – конец недели/месяца сезон года, поведение небесного светила, фазы луны
План на рабочий день · основа планирования рабочего времени на неделю, месяц, год, … · постоянно контролируется и корректируется с учетом обстановки
недельно-суточный план · наиболее точный план использования рабочего времени
Сегодня используется несколько систем планирования времени: · метод Альп · закон Парето · система АВС · метод Эйзенхауэра
Метод «Альп» · позволяет упорядочить план дня · охватывает пять фаз: 1. Упорядочение заданий 2. Оценивание продолжительности действий 3. Резервирование времени (в соотношении 60:40) 4. Принятие решений по приоритетам и перепоручениям 5. Контроль учета выполненного
Принцип Парето · устанавливает очередность выполнения (в соотношении 80:20) · позволяет сделать вывод в отношении использования рабочего времени: · за первые 20% израсходованного времени достигается 80% результата · оставшиеся 80% затраченного времени дают лишь 20% общего результата.
Желаемый результат эффективное рабочее время
Рис.. Время и закон Парето
Система АВС · устанавливает приориты · основан на том, что величина процентов наиболее важных и величина процентов наименее важных дел в сумме остаются неизменными · все задачи подразделяются на три класса в соответствии с их значимостью · система ABC базируется на трех закономерностях: 1. Наиболее важные дела составляют 15% общего их количества, которыми занимается руководитель · вклад этих задач для достижения цели составляет около 65% 2. Важные задачи составляют 20% общего их количества · значимость их для достижения цели примерно равна 20% 3. Менее важные (малосущественные) задачи составляют 65% общего их количества · их значимость равна 15% (Рис.2.31)
Для использования системы ABC необходимо следовать следующим правилам: 1) составить список всех будущих задач; 2) систематизировать их по важности и установить очередность; 3) пронумеровать эти задачи; 4) оценить задачи соответственно по категориям A, B и C; 5) задачи категории А (15% общего их количества) решает первый руководитель;
6) задачи категории B (20%) подлежат перепоручению; 7) задачи категории C в силу своей малозначимости подлежат обязательному перепоручению (Таб.).
Таблица Установление приоритетности задач по системе ABC
Метод Эйзенхауэра · ускоренный анализ · является вспомогательным в тех случаях, когда необходимо срочно принять решение о приоритетности выполнения задач
Приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность задачи и подразделяются на четыре группы: 1) срочные задачи повышенной важности · их выполняет руководитель 2) срочные задачи средней важности · руководитель может делегировать их решение другим лицам 3) менее срочные задачи меньшей важности · руководителю необязательно решать их сразу, но решить их он может позже сам 4) менее срочные задачи незначительной важности · руководитель должен перепоручить их решение другим лицам
Эффективно управлять, планировать и использовать рабочее время позволяют · современные электронные системы · деловое программное обеспечение · электронные библиотеки
В частности, для юриста таким мощным подспорьем являются электронные справочно-правовые системы: · Гарант · КонсультантПлюс
Руководитель, используя деловое программное обеспечение, имеет возможность осуществлять 1) оперативный контроль за бизнес – процессами с ПК или мобильного телефона 2) планирование и управление ежедневными и проектными работами 3) контроль исполнения сотрудниками правил трудового распорядка 4) учет использования рабочего времени 5) оперативные распоряжения и указания 6) контроль выполнения поручений 7) отслеживание потоков информации
эффективно управлять временем позволяют новые возможности коммуникаций с применением компьютерных технологий: · электронная почта · обмен мгновенными сообщениями · форумы · доски объявлений · аудио- и видеоконференции
Проблема · использование электронных систем как средств общения и планирования в работе не всегда оказывается эффективным и оправданным с точки зрения управления временем и контроля
Основная проблема заключается в отсутствии их интеграции · с системами управления документооборотом · с деловыми процессами и проектами · с учетными системами · и главное – человеческий фактор.
Время · это важнейший необратимый ресурс · приобретает особо важное значение в чрезвычайной ситуации и в период кризиса · и тогда из ресурса оно трансформируется в приговор. · стоит упустить момент и может разразиться катастрофа. · основное правило в такой ситуации: действовать незамедлительно, принимать решения быстро, оставить тщательный анализ ситуации на более благоприятный период.
Важным моментом в системе планирования работы руководителя является · контроль за рациональным использованием рабочего времени · что дает ему возможность выявлять резервы для дальнейшего совершенствования своей работы и рационального использования рабочего времени
Для повышения эффективности использования рабочего времени руководителю следует 1) сформировать рабочие блоки с включением важнейших крупных и/или схожих по характеру заданий 2) определить время для выполнения заданий 3) установить и соблюдать приоритет выполнения всех видов работ 4) выполнять лично только важнейшие и сложные дела и делегировать менее важные 5) учитывать колебания уровня работоспособности
говорят, что Человек не властен над временем · потраченное впустую оно не подлежит возврату · время является наиболее значимым личным ресурсом руководителя.
теория времени и пространства
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|