Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корпоративизм, как особый тип политической философии

Семинар 8.

Тема. ИДЕОЛОГИИ "ТРЕТЬЕГО ПУТИ"


1. Условия возникновения идеологии «третьего пути». 1

2. Корпоративизм, как особый тип политической философии. 1

3. Основные направления корпоративной идеологии «третьего пути». 3

3.1. Социально-христианская доктрина. 3

3.2. Народническая идеология. 5

3.3. Анархо-синдикализм. 6

3.4. Фашизм. 7

3.5. Коммунистическая идеология. 10


Условия возникновения идеологии «третьего пути»

 

Огромные социальные издержки, глубокие противоречия процесса ускоренной модернизации создавали предпосылки для интенсивного идеологического поиска. Образовывалась политическая и психологическая ниша для формирования идеологии совершенно особого рода, рьяно отвергавшей классические либеральные ценности, но по-прежнему ориентированной на глобальные преобразования. Такая идеология отражала противоречивую социальную реальность маргинализированного общества, все еще болезненно реагирующего на новации, но уже глубоко измененного в их ходе, осознавшего невозможность возврата во вчерашний день. Она представляла собой поиск некоего "третьего пути", отказ от балансирования между традицией и "вызовом Запада"

Само понятие "третьего пути" общественного развития достаточно условно. По своему происхождению оно связано с моделью партийно-политического спектра, сложившейся в XIX в. и основанной на противостоянии "правой" (охранительной) и "левой" (прогрессистской) идеологии. В начале XIX в. правый полюс образовывала классическая консервативная идеология, левый - классический либерализм. По мере закрепления в XIX в. классовой структуры индустриального общества и превращения буржуазии и пролетариата в основные социальные группы, либерализм превратился в охранительную, правую идеологию, тогда как на роль левой выдвинулся марксизм. К началу ХХ в. контуры "правого" и "левого" лагерей вновь значительно изменились. Социальный либерализм, социал-реформизм, либертарный консерватизм с трудом вписывались в привычную биполярную схему. Идеология же "третьего пути", по словам С. Франка, вообще рождалась "по ту сторону правого и левого".


Корпоративизм, как особый тип политической философии

В основе идеологии "третьего пути" лежал причудливый синтез важнейших черт, присущих "правым" и "левым". Это превращало ее не в центристское, умеренное направление, а в принципиально новый тип политической философии. Подобно консерватизму, идеология "третьего пути" ориентировалась на идеалы социальной солидарности, представление об обществе как едином взаимосвязанном организме. Но, вслед за либерализмом и марксизмом, она провозглашала необходимость глобальных изменений, а не частичных реформ, создания принципиально новой общественной системы. Лейтмотивом этих перемен должен был стать поиск настоящей, подлинной свободы человека.

Идеология "третьего пути" отвергала трактовку свободы, присущую либерализму и марксизму, как формализацию человеческих отношений. Либеральное восприятие индивида как носителя неких универсальных естественных прав, внеличностных по своему происхождению, или марксистский классовый подход, превращающий человека в безликую фигуру с набором социально-экономических характеристик, приводит к отчуждению личности, потере ею своих подлинных корней. Идеалом новой идеологии становилась свобода "конкретной личности", реализуемая в рамках "подлинных субъектов" социальных отношений - коллективов, сообществ, этнических групп, семьи, религиозной общины и т.п. Это корпоративная свобода, а не индивидуальная или классовая (под корпорацией в широком смысле понимался любой "реальный" социальный организм, сформированный общностью целей, интересов, качеств группы людей). Предполагалось, что корпоративная свобода отдельного человека не противостоит интересам всего общества, а дополняет и расширяет их.

Корпоративизм, как особый тип политической философии, был связан с отказом от абсолютизации рационального способа познания мира, признанием априорных ценностей, иррационализма как основы общественной и индивидуальной жизни. Сама личность рассматривалась в этой связи как феномен духовный, а не материально детерминированный. Пафос всевластия Разума уступал место признанию всемогущества Жизни. Соответственно, любые проекты общественных преобразований основывались прежде всего на идее духовного строительства, совершенствования самого человека, свободного социального творчества, порожденного интуитивным стремлением к естественным формам человеческих отношений. Экономическое и политико-правовое строительство могло играть здесь лишь вторичную роль.

Корпоративная идеология первоначально превращалась в своего рода моральную оппозицию. Сами корпоративные движения ориентировались прежде всего на внутреннюю духовную консолидацию, распространение своих идей, а не вступление в непосредственную борьбу за власть. Эта особенность корпоративной идеологии предопределила скептическое отношение ее сторонников к формированию жесткой рациональной доктрины. Речь шла скорее о выработке базовых идеологических принципов, отражающих общую духовную ориентацию движений. Как следствие, в лоне корпоративной идеологии "третьего пути" сформировались сразу нескольких самобытных направлений, имеющих сходные отправные идеи, но весьма различную политическую направленность. Крупнейшими из них стали социально-христианская доктрина, солидаризм, народническое (фелькишское) течение, анархо-синдикализм и фашистское движение.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...