Тема 5. Ценообразование на предприятии
Ценовая политика и ее цели. Факторы, влияющие на определение цены. Методы ценообразования, основанные на затратах предприятия. 5.1. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т.д. Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена − производителей и потребителей. Ценовая политика представляет собой общие цели фирмы, которых она пытается достичь, формируя цены на свою продукцию. Ценовая политика соответствует краткосрочному периоду существования предприятия. Различные методы ценообразования устанавливают конкретную цену согласно определенным обстоятельствам или преследуя различные цели. Для принятия окончательного решения по ценам менеджер должен рассмотреть все предлагаемые расчетные цены. Чем большей информацией обладает менеджер, тем более обоснованным и продуманным будет его решение. Напомним, что различные методы и подходы обеспечивают только информацию для принятия решения. Менеджер должен выбрать наиболее подходящую цену (при данных условиях и обстоятельствах) и оценить последствия принятия такого решения. В процессе установления цены на свою продукцию фирма принимает решение о целях, которых они хотят добиться, используя данный товар. Чем яснее у фирмы представление о целях, тем легче ей устанавливать цены на свою продукцию. К основным целям ценовой политики относятся:
обеспечение выживаемости фирмы. Данная цель становится ведущей в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняется политика конкурентов. Кроме этого, фирма может столкнуться с проблемой затоваривания складов, причины которой могут лежать как в сфере производства, так и в сфере сбыта. Чтобы обеспечить работу предприятия и сбыт своей продукции, фирма вынуждена устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание на рынке становится важнее прибыли. Чтобы выстоять, попавшие в трудное положение фирмы, прибегают к обширным программам ценовых уступок. Цена будет снижаться до тех пор, пока ее величина будет покрывать часть переменных и постоянных издержек производства продукции. максимизация текущей прибыли. Фирма, преследующая эту цель, производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимум поступлений текущей прибыли и наличности, а также максимум возмещения затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных. Для осуществления этой цели фирма должна знать два основных показателя, опираясь на которые она строит свою деятельность: спрос на продукцию и издержки производства. В результате цена будет устанавливаться на самом высоком уровне, который соответствует спросу на продукцию и может значительно превышать издержки производства. завоевание лидерства по показателю “доля рынка”. Фирма придерживается мнения, что если ей принадлежат самая большая доля рынка, то она будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателю «доля рынка», она будет стремиться к максимальному снижению цен. Разновидностью этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Например, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 20% до 30%.
завоевание лидерства по показателю “качество продукции”. Фирма устанавливает максимальную цену на свою продукцию, объясняя это улучшением показателя качество продукции. У фирмы, преследующей эту цель должны быть достаточно высокие затраты на НИОКР. Устанавливая высокие цены на свою продукцию, и объясняя это высоким качеством, фирма может параллельно формировать престижный спрос на свою продукцию. политика “снятия сливок” или “сбора урожая”. Фирма устанавливает максимально возможную цену на товар, используя благоприятно складывающуюся на рынке ситуацию, например неограниченный рост цен, неустойчивый курс национальный валюты, кризис экономики, резкий скачек инфляции, дефицитность данного продукта на рынке. Понимая, что такая ситуация не продлиться долго, фирма за короткий срок получает прибыль, во много раз превышающую тот ее размер, который возможен в нормальных условиях функционирования рынка. Через определенный промежуток времени фирма начинает постепенно снижать цену, стараясь привлечь к себе дополнительных потребителей, или уходит с рынка при невозможности обеспечения дальнейшего поступления прибыли. краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции. Используя благоприятно сложившуюся конъюнктуру рынка, фирма устанавливает очень низкую цену на свою продукцию, стремясь реализовать как можно больший объем продукции. Понятно, что для использования такой политики, даже в краткосрочном периоде, фирма должна иметь достаточно низкие издержки производства, а покупатели должны обладать повышенной чувствительностью к изменению цен. 5.2. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, т.е. цена – это сумма денег, которая уплачивается за товар. Стоимость денег измеряется их покупательной способностью, т.е. тем, что на эти деньги можно купить. В условиях рыночной экономики изменение покупательной способности денег в определенных пределах происходит постоянно. Существенный рост цен имеет место в результате резкого увеличения инфляции и других кризисных явлений, обусловливающих значительное ухудшение макроэкономических показателей и их производных (валовой национальный продукт, внутренний и внешний долг страны, дефицит и реальность бюджета, размер эмиссии, сбор налогов, ставки кредитования, котировки на фондовых и валютных рынках, законодательство, теневой бизнес и коррупция, преступность, безработица, уровень и продолжительность жизни, политические события, состояние мировой экономики и др.).
В процессе определения цены на предприятии необходимо учитывать информацию как о рынке (внешние факторы), так и о затратах (внутренние факторы). Установление цены − это трудный и сложный процесс, требующий учета большого количества факторов. Все факторы, влияющие на ценообразование, можно подразделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние факторы определяются рынком, на котором действует фирма: общий покупательский спрос на продукцию; количество конкурирующей продукции на рынке; качество конкурирующей продукции; текущие цены на конкурирующую продукцию; предпочтение покупателем высокого качества продукции или низкой цены; cезонность покупательского спроса. Если на рынке существует сильная конкуренция, имеется большое количество товаров такого же качества, то для завоевания рынка обычно устанавливаются более низкие цены, иногда даже ниже полной себестоимости товара. Если фирма начинает производство совсем новой и в какой-то степени уникальной продукции, то при установлении цены не учитывается конкуренция на рынке, но необходимо знать, что покупатель должен привыкнуть к новому продукту, и покупательский спрос должен сформироваться. В этом случае цены, устанавливаемые на продукцию, должны быть достаточно гибкими. Таким образом, для принятия окончательного решения по установлению цены необходимо хорошо знать положение на рынке, потребности покупателя. Внутренние факторы также должны учитываться при ценообразовании. Наиболее важное место среди этих факторов занимает себестоимость. Необходимо сопоставить величину затрат с возможностью их покрытия при установлении цены. Выживаемость компании зависит от степени покрытия не только текущих расходов, но и расходов, связанных с капитальными вложениями, рассчитанными на длительный период:
себестоимость продукции; необходимость покрытия долгосрочных капитальных вложений; качество материалов и труда; трудоемкость производства; использование ограниченных ресурсов. В условиях конкуренции хозяйствующие субъекты в своей предпринимательской деятельности руководствуются различными, подчас противоречивыми, задачами и их комбинациями. Вот лишь некоторые из них: увеличение объема продаж товаров, максимизация доли на рынке; завоевание новых рынков; укрепление позиций на рынке; уход с рынка; оптимизация производственного процесса и совершенствование технологий; сокращение издержек; максимизация прибыли. По мере решения поставленных задач происходит повышение или снижение цен на реализуемую продукцию, причем может наблюдаться одновременное увеличение цены на одни и уменьшение цены на другие товары, продаваемые одной и той же организацией. Принятие решений об установлении на товар определенной цены и ее изменении обусловливается выбранной организацией ценовой политикой и соотношением спроса и предложения товара на конкретном рынке (его конъюнктурой). 5.3. К основным методам ценообразования, базирующимся на затратах, относятся: метод переменных затрат; метод валовой прибыли; метод рентабельности продаж; метод рентабельности активов. Метод ценообразования на основе переменных затрат состоит в том, что рассчитывается некоторая процентная наценка к переменным производственным затратам для каждого вида продукции. Целесообразно этот метод использовать, если на предприятии соблюдаются два условия: стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции в компании одинакова; отношение переменных затрат к остальным производственным расходам одинаково для каждого вида продукции. Для расчетов используются следующие формулы:
Цена устанавливается на основе процентной надбавки ко всем переменным производственным затратам. Она должна покрыть всю сумму затрат и желаемой прибыли, указанную в первой формуле. Для установления цены с использованием этого метода в качестве расчетной базы использует валовую прибыль, которая определяется как разница между объемом реализации продукции (выручкой от реализации) и себестоимостью реализованной продукции. Устанавливаемая цена должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. Этот метод можно легко применить, поскольку информацию о производственных затратах, операционных расходах на единицу продукции легко получить из учетных данных и нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.
Формулы, используемые при данном методе:
Цена, рассчитанная на основе переменных затрат, совпадает с ценой, рассчитанной на основе валовой прибыли. Отличие в этих методах состоит в том, что в первом используются только переменные затраты, во втором − все производственные затраты. Разница компенсируется процентной наценкой. Часто суммарные производственные затраты на единицу продукции очень легко определить, что делает метод установления цены на основе валовой прибыли хорошим инструментом ценообразования. При использовании метода рентабельности продаж, процентная наценка включает только желаемую величину прибыли. Все затраты должны быть распределены по единицам продукции. Так как накладные (коммерческие, общие и административные) расходы труднее отнести на конкретные виды продукции, чем переменные и постоянные производственные затраты, то для их распределения можно использовать произвольные базы. Однако, такое произвольное распределение коммерческих, общих и административных расходов может привести к ошибкам в определении цены товара, поэтому метод ценообразования на основе рентабельности продаж может быть использован в качестве исходной цены в решении проблемы ценообразования. Для расчетов используются следующие формулы:
При установлении цены с использованием метода рентабельности активов учитывается минимальная желаемая норма рентабельности активов. Формула для расчета цены:
Установление цены на основе рентабельности активов эффективно применять в случае, если стоимость активов, используемых в производстве данного вида продукции, может быть точно определена. В противном случае, этот метод может дать неправильный результат и его нельзя использовать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|