Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало русского революционного движения. Декабристы




 

После победы над Наполеоном в России, наша армия продолжила боевой поход. В 1814 году мы вступили в Париж. Вся Европа восхитилась мощью и боевой выучкой русской армии. Многие россияне увидели, что простой народ в Европе живет лучше, чем в России. Нашлись талантливые люди, которые задумали переустроить Россию.

Было создано более 30 тайных обществ. Наиболее заметными среди них стали: Южное (руководил Пестель) и Северное (руководил Муравьев).

ПРИЧИНЫ движения декабристов:

1. Влияние идей Просвещения и европейских революций (Франция, Испания, Греция, Италия и др.).

2. Влияние идей просветителей России (Новиков, Радищев).

3. Участие в заграничном походе и знакомство с жизнью в Европе.

4. Жесткая внутренняя политика в России.

 

СУЩНОСТЬ: По подобию событий в Европе, совершить переворот силами армии без участия народа. Изменить форму правления, отменить крепостное право и дать личную свободу крестьянам.

ПРОГРАММЫ преобразований:

Северное общество: хотело создать конституционную монархию, парламент - «Народное вече», избирательное право по имущественному цензу, федеративное устройство России.

Южное общество: создать парламентскую республику во главе с Президентом, всеобщее избирательное право.

Они забыли, что революция во Франции унесла жизни более 900 тысяч крестьян, не считая других слоев населения. В результате к власти приходила то одна кучка богачей, то другая, но народ оставался в нищете. Декабристы думали о народе – неправда. Они хотели захватить власть, стать богаче и уничтожить всех, кто не согласен. Всем красивым словам цены нет, когда начинают лить кровь. Декабристы были наивны и плохо знали историю. Последующие в России революции показали, сколько зла и нищеты это приносит.

25 декабря 1825 – заблудшие солдаты и офицеры (ок. 3 тысяч) подняли восстание в Санкт-Петербурге. Генерал-губернатор Милорадович (герой войны с Наполеоном) говорил с ними, чтобы уберечь их от предательства. Но героя войны убил один из революционеров. Народ, смотревший с улиц города на происходящее, ничего не понимал. Восстание было подавлено: 5 человек повешены, более 280 сосланы в Сибирь.

ПРИЧИНЫ поражения: несогласованность действий, разница во взглядах на будущее России, малочисленность, оторванность от народа.

 

 

«Северное общество», «Южное общество» «Общество соединенных славян»
организации-предтечи декабристских Северного и Южного обществ главной целью счи­тали: отмену крепостного права в России
«Союз спасения» «Общество истинный и верных сынов отечества») 12-30 человек «Союз благоденствия» 200 человек разъяснительная и пропагандистская деятельность, подготовка общественного мнения
Первыми декабристскими организациями предполагались следующие средства борьбы: а) заговор и убийство императора (спорный вопрос) б) разъяснительная и пропагандистская деятельность (только «Союз благоденствия») в) вооруженное выступление в момент смены императоров на российском престоле (спорный вопрос) Первыми декабристскими организациями не предполагались следующие средства борьбы: привлечение широких народных масс
фамилии руководителей Северного общества дека­бристов. Н. Муравьев, С. Трубецкой, Е. Оболенский   фамилии руководителей Южного общества П.И Пестель фамилии руководителей «Общество соединенных славян» Братья Борисовы
    «Русская правда» в истории России, применительно к первой четверти XIX века, — это:конституционный проект  
  Конституционный проект П. Пестеля предполагал: установление в России конституционной монархии    
Выступление декабристов в 1825 г. состоялось на: Сенатской площади в Санкт-Петербурге Во время восстания декабристов генерал-губернатор Санкт- Петербурга М. Милорадович был ранен: П. Каховским Руководителем восстания Черниговского полка на Украине в 1825-1826 гг. являлся: С. Муравьев-Апостол      
  «Русская Правда» П.И.Пестеля содержала требованиепередачи власти Временному революционному правительству, обладающему диктаторскими полномочиями  
Отмена военных поселений и замена рекрутской системы все­ общей воинской повинностью: а) предполагались в программных документах Северного и Южного обществ декабристов б) считались Северным и Южным обществами декабристов несвоевременными в) выдвигались лишь в конституционном проекте П. Пестеля (Южное общество) г) выдвигались лишь в конституционном проекте Н. Му­равьева (Северное общество) .
План государственного переворота был принят 13 декабря во время собраний членов общества на квартире Рылеева в Петербурге. Решающее значение Придавалось успеху выступления в столице. Одновременно должны были выступить войска на юге страны, во 2-й армии. Диктатором восстания был избран один из основателей Союза спасения, С. П. Трубецкой, полковник гвардии, известный и популярный среди солдат. В назначенный день было решено вывести войска на Сенатскую площадь, помешать присяге Сената и Государственного совета Николаю Павловичу и от их имени обнародовать “Манифест к русскому народу”, провозглашавший отмену крепостного права, свободу печати, совести, занятий и передвижения, введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора.
В каком документе впервые в осени был посвящен вопрос о принятии всеобщей воинской повинности с 15-лстнич сроком службы? 1) И Манифесте Александра I
       

 

40.

4. Крестьянский социализм А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского

 

 

Александр Иванович Герцен ( 1812—1870), писатель, философ, экономист, стал основоположником мощного общественного течения в России — народничества, особого рода русского крестьянского социализма. В 1855 г. Герцен основал в Лондоне альманах "Полярная звезда", а в 1857 г. вместе с Николаем Платоновичем Огаревым — "Колокол", первую русскую революционную газету. Герцен был убежден, что при анализе общественных отношений следует опираться на экономический фундамент, чтобы твердыню собственности и капитала потрясти расчетом, двойной бухгалтерией, ясным балансом дебета и кредита. Это значит: надо показать людям, что социализм обеспечит более высокую производительность труда и более высокий уровень жизни, чем капитализм.

 

Герценовский крестьянский социализм сложился в 50-х годах XIX в. Гуманист Герцен искал для России "третий путь", который позволил бы ей освободиться от крепостничества и вместе с тем избежать капитализма и господства буржуазии.

Залогом русской социальной революции он считал

ñ крестьянскую общину,

ñ отсутствие развитой частной собственности крестьян на землю,

ñ традиции коллективизма, взаимопомощи, артельности в русском народе

В русской крестьянской общине Герцен видел прообраз ячейки социализма: "община предоставляет каждому без исключения место за своим столом". Важнейшим "социалистическим" элементом общины Герцен полагал отсутствие безусловной частной собственности на землю (постоянный передел земли в общине по размерам семьи). К сельской общине он присоединял и промысловую артель.

 

Патриархальную гуманность русского сельского "мира", где все были бедны, но с голоду человек не умрет, если у соседей есть чем поделиться с ним, Герцен стремился противопоставить жестокому капитализму. Но прогрессивным во второй половине XIX в. могло быть только капиталистическое развитие, а как раз этому развитию мешала община, прикрепляя крестьян к земле, препятствуя переливу рабочей силы в промыслы, увековечивая сословную замкнутость, косность, забитость крестьянских масс.

 

В 1869 г. А.И.Герцен пишет замечательную работу "К старому товарищу". Обращаясь к М.А.Бакунину, он обобщает свои социально-экономические наблюдения. Социализм, утверждает он, должен быть обоснован экономически, его нельзя построить на голом насилии, что проповедовал Бакунин. Герцен выступает в защиту гуманистического содержания социализма.

 

Экономические взгляды А.И.Герцена, касающиеся критики крепостничества, были раскрыты им и во многих других работах: "Россия" (1849), "О развитии революционных идей в России" (1851), "Русский народ и социализм" (1852), "Юрьев день! Юрьев день русскому дворянству" (1853), "Крещеная собственность" (1853) и др.12

 

Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889), выходец из семьи священника, был представителем разночинского этапа революционного движения. За участие в учреждении тайного общества "Земля и воля" в 1862 г. Чернышевский был арестован и на два года заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к 14 годам каторги и вечной ссылке в Сибирь.

 

Чернышевский рано начал читать труды западноевропейских экономистов, которые, бесспорно, повлияли на формирование его собственных воззрений. Он стремился выполнить просветительскую миссию — донести до русского читателя идеи Смита, Рикардо, Мальтуса.

 

Он создал свою политэкономическую теорию — "теорию трудящихся", в которой можно выделить три основных аспекта: критику крепостничества, критику капитализма и обоснование социализма.

 

К антикрепостнической реформе 1861 г. Чернышевский относился отрицательно, считая ее половинчатой. Он выступал за полную отмену крепостного права, предоставление крестьянам личной свободы и передачу им всей земли, которая формально должна находиться в собственности государства, без выкупа. В работе "О поземельной собственности" он пишет, что та форма поземельной собственности есть наилучшая для успехов сельского хозяйства, которая соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице ("каждый земледелец должен быть землевладельцем"), а из всех форм собственности наиболее подходит к этому идеалу государственная с общинным владением.

 

Исходя из этого Чернышевский формулировал концепцию общинного социализма, который в аграрной России следует построить, минуя капитализм, на основе сложившейся формы сельскохозяйственного производства — общины. Как и Герцен, Чернышевский придавал общине большое значение, но в то же время считал, что община незаменима лишь на первоначальном этапе становления социализма, дальнейшее же развитие должно быть связано с крупными земледельческими предприятиями. В странах Западной Европы, где значителен удельный вес промышленного машинного производства, создаются предпосылки для перехода к социализму. Социализм, по убеждению Чернышевского, соответствует здравому смыслу, а капитализм противоречит ему.

 

Оставаясь социалистом-утопистом, Чернышевский сделал большой шаг вперед по сравнению со своими предшественниками. Он пишет о социалистическом производстве и распределении, о внедрении принципа товарищества как высшей формы социалистической кооперации. В концепции Чернышевского наемные рабочие превращаются в "хозяев-распределителей", т.е. являются собственниками средств производства и его продукта. Ученый ставит важную проблему организации труда в современном обществе, предлагает оптимальное сочетание в процессе производства живого и овеществленного труда (работников и орудий труда).

 

Центральное место в созданной Чернышевским теории трудящихся занимает концепция трудовой стоимости. Ученый рассматривал труд не только как источник стоимости, но и как меру справедливого распределения. Он точно представлял себе природу капитала как накопленного чужого труда.

 

Товарное производство Чернышевский считал исторически преходящей формой хозяйства. В будущем обществе, утверждал он, значение будет иметь только "внутренняя стоимость" — ориентируясь на нее и на общественные потребности, общество будет планировать объемы производства и распределение труда между сферами народного хозяйства.

 

 


Народничество 60 — х годов.

Революционные движения (Народничество).

Причины возникновения: Недовольство реформами 60-70-х гг. 19 века у части радикально настроенной интеллигенции.

Идейные течения народничества:

ñ Бунтарское (анархистское) М.А.Бакунин

Крестьянин по своей природе-бунтарь, он готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию. Государство-это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства создается союз самоуправляющихся общин.

ñ Пропагандистское П.Л.Лавров

Крестьянин не готов к революци. Интеллигенция должна дти в народ, нести революционные и социалистические идеи. Для большей эффективности пропаганды нужно создавать революционную организацию.

ñ Заговорщическое П.Н.Ткачев

Крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов. Самодержавие лишеноопоры в народе. Поэтому необходимо создать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок революции.

Революционные движения.

Деятельность народников.

Идейное влияние А.И.Герцена и Н.Г. Чернышевского - «Земля и воля» - тайное общество, действовавшее в 1861-1864гг.Организаторы: Н.А. И А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н.Обручев, А.А.Слепцов, Н.И.Утин и др.

Революционные народнические кружки

ñ Террористическая группа «Ад» - организация Ишутина, Худякова(1863-1866). Апрель 1866г. - покушение Д.Каракозова на Александра 2.

ñ «Народная расправа» - С.Г. Нечаев (1869-1871). Убийство члена организации И.Иванова для авторитета и укрепления дисциплины.

ñ «Чайковцы» - кружок М.А.Натансона, Н.В. Чайковского в Петербурге. В 1871г. объединились с кружком С.Л.Перовской. Инициаторы «Хождения в народ». В 1874г. Многие члены кружка осуждены по «процессу 193-х».

«Хождение в народ» (1873-1875)- «Земля и воля» (1876-1879) (Плеханов, Михайлов, Фигнер, Перовская. Морозов, Кравчинский).

ñ Пропаганда — демонстрация у Казанского собора в Петербурге (1876)

ñ Террор — покушения В.Засулич на ген. Ф.Ф.Трепова(1878) и А.Соловьева на Александра 2 (1879).

Раскол.

ñ Пропаганда - «Черный передел» (Плеханов, Дейч, Засулич. С 1880г. Лидеры в эмиграции.) — в 1883г. Основали группу «Освобождение труда».

ñ Террор - «Народная воля» - во главе — исполнительный комитет (Желябов, Михайлов, Перовская). Подготовили и осуществили восемь покушений на царя.

1 марта 1881г. - убийство Александра 2. Разгром организации. Казнь руководителей народовольцев.

 

НЕЧАЕВ И НЕЧАЕВЩИНА

 

Сергей Геннадьевич Нечаев был человеком, абсолютно сосредоточенным на революционной идее. Нечаев считал, что ради революции позволительно прибегать к любым, даже самым аморальным средствам. Он написал «Катехизис революционера» —устав, которым, по мнению Нечаева, должны руководствоваться настоящие борцы революционного подполья. «Революционер — человек обречённый. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Всё в нём поглощено единственным интересом, единою мыслью, единою страстью — революцией», — писал Нечаев в «Катехизисе». Затем он анализировал то «поганое общество», в котором приходится жить революционеру. Обычные люди, составлявшие это общество, он разделял на категории. Манипулируя ими с помощью обмана и провокаций, можно расшатывать режим и приближать революциюЧтобы осуществить свои планы, Нечаеву были нужны люди, беззаветно преданные его идеям. В 1869 г. он создал тайную организацию «Народная расправа», однако не все её члены разделяли нечаевское революционное иезуитство. Против идей руководителя протестовал участник организации студент И. И. Иванов. Чтобы сплотить «Народную расправу», Нечаев и его сподручные обвинили Иванова в предательстве и убили его. Преступление быстро раскрыла полиция; организация была разгромлена. Нечаев бежал за границу, где познакомился с М. А. Бакуниным. Самоотверженный человек, обладавший несомненным талантом организатора, расположил к себе Бакунина. Нечаев обманул «великого бунтаря», сообщив ему, что возглавляет разветвлённое подпольное общество. Бакунин снабдил Нечаева деньгами. Однако позднее, когда анархист ознакомился с «Катехизисом революционера» и вскрылся обман, последовал разрыв их отношений. В 1872 г. Нечаева как уголовного преступника арестовали в Швейцарии и выдали российским властям. На родине его приговорили к 20 годам каторги. Но дар убеждения этого человека был поистине поразительным, и он, находясь в Петропавловской крепости, сумел привлечь на свою сторону несколько охранников, которые стали готовить его побег. В последний момент этот замысел Нечаева был раскрыт... В 1873 г. Нечаев был осуждён на пожизненное заключение в Петропавловской крепости, где и скончался в 1882 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...