Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор литературных источников




Государственный мониторинг земель Челябинской области

 

Выполнил:

студент группы 2 – ЗК – IV

Шафигина Р.Р.

Проверил:

док-р тех. наук, профессор

Волков В.И.

 

Санкт-Петербург

2017 год
Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы государственного мониторинга земель.……..5

1.1. Обзор литературных источников....……………………………………...5

1.2. Обзор законодательной базы в области государственного мониторинга земель………………………………………………………………………...8

1.3. Анализ современного состояния мониторинга земель в Челябинской области……………………………………………………………………….9

Глава 2.Характеристика земель Челябинской области как объекта исследования:…………………………………………………………………….12

2.1. Местоположение………………………………………………………….12

2.2. Общая характеристика земельного фонда Челябинской области…….13

2.3. Цель и задачи исследований…………………………………………….17

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

Мониторинг земель впервые получил самостоятельный юридический статус в 1991 г. в связи с принятием Земельного кодекса РСФСР. Содержание и порядок мониторинга земель определяется «Положением о мониторинге земель», утверждённым постановление Правительства Российской Федерации №491 от 15 июня 1992 года, а с 1993 г. он выделен в качестве подсистемы в Единой государственной системе экологического мониторинга. Мониторинг земель ведётся Государственным земельным комитетом РФ и Министерством природных ресурсов РФ по единой системе за счёт ассигнований из республиканского бюджета РФ и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю.

Цель мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в почвах, для выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:

1) своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

3) обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации [1].

В основу решения данных задач положена разработка нормативно-правовой, научно-методической, организационной базы, производственных технологий, обеспечивающих постоянно действующую систему контроля и слежения за состоянием земель и качественным их использованием.

Объектом мониторинга земель являются все земли РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.

По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений [3].

В настоящее время на территории ряда субъектов Российской Федерации периодически проводятся выборочные обследования земельных ресурсов. При этом данные работы осуществляются по различным, нескоординированным между собой методикам, отсутствует единая система обработки и интерпретации результатов. Тем не менее, имеющиеся результаты позволяют отметить тенденцию ухудшения состояния и использования земель.


Глава 1. Теоретические основы государственного мониторинга земель.

Обзор литературных источников

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях, материалы научных конференций, официальные интернет-сайты министерств и других подразделений, нормативно-законодательные акты Российской Федерации и Челябинской области, в частности.

Основными источниками, раскрывающими теоретические основы мониторинга земель, явились работы таких авторов, как Варламов А.А. Захаров С.Н., Волков С.Н., Купчиненко А.В., а именно государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Целью мониторинга является информационное обеспечение, управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью[10].

В работах Козаченко А.П., Камеристовой О.Р., Добровольского И.П., Даванкова А.Ю., Антоненко И.В. подробно изучено понятие мониторинга, а так же его основные принципы.

Басова И.А., Иватанова Н.П., Марова А.А., Гиниятов И.А., Е. Король в своих научных трудах рассматривают структуру государственного мониторинга земель и область его применения.

Мониторинг земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни [3]:

· Мониторинг земель Российской Федерации;

· Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации,

· Автономных областей и автономных округов, краев и областей;

· Мониторинг земель районов и городов.

В работах Перова А.Ю., Сизова А.П., Лебедевой Т.А., Басманова А.Е., Горбачева В.В., Лимонова А.Н. мониторинг земель понимается с экологической точки зрения, а так же определяется его роль в качестве важного аспекта современной экологии:

Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение и др.), которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель.

В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве[29].

Информация о правовых особенностях при проведении мониторинга земель подробно изложена в работах Пашуты А.О., Солодовниковой М.П., Петрушиной М.И., Кислова В.С., Маляр А.Д., Красулиной Т.В., Швайковская Е.В.

Доклады Русских А.А., Головиной Е.М., Германович Ю.Г. на международной научно - практической конференции «Уральская горная школа – Регионам» посвящены особенностям проведения мониторинга земель в различных регионах Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации, где органы власти придают важное значение осуществлению государственного мониторинга земель при управлении земельными ресурсами, регулировании имущественных отношений, решении социальных, экономических, экологических и иных задач, связанных с использованием и охраной земель, минимизацией ущерба от деградации, загрязнения и других негативных процессов и воздействий, проводятся работы по государственному мониторингу земель за счёт средств из бюджетов регионов (Астраханская область, Краснодарский, Ставропольский и Хабаровский края, Кировская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Челябинская и др. области)[17].

Мониторинг земель с учётом особенностей рельефа местности и природных характеристик ландшафта рассмотрен в докладах IV Международной научно-практической конференции «Научно-техническое творчество молодежи – путь к обществу, основанному на знаниях» Мельниковой Б.Б., Маровой А.А., Архангельской Е.А.

Структуру концептуальной модели мониторинга земель дистанционными методами глубоко изучили в своих трудах Попович П.Р., Басманов А.Е., Горбачев В.В., Лимонов А.Н.

При ведении мониторинга земель соблюдают принцип взаимной совместимости данных, основанной на применении единой государственной системы координат, высот, картографических проекций, единых классификаторов, кодов, системы единиц и других показателей.

Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи (представления) информации мониторинга земель являются геоинформационные системы, основанные на использовании современной компьютерной техники, унифицированных программных средств.

Информацию для ведения мониторинга земель обеспечивают результаты различных съемок, изысканий, обследований (топографо-геодезических, почвенных, геоботанических, агрохимических, мелиоративных, лесоустроительных, градостроительных и др.), специальных наблюдений (лавинных, селевых, гляциологических, радиологических и др.), проводимых с использованием дистанционного зондирования (космические съемки и наблюдения, съемки и наблюдения с самолетов и др.); наземных съемок и наблюдений [28].

Обширным банком данных обладают официальные сайты Министерства экологии Челябинской области, Министерства экономического развития Челябинской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Эти интернет-ресурсы позволили получить доступ к информации и статистическим данным по государственному мониторингу земель конкретно в Челябинской области, что является главным объектом исследования в данной работе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...