Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О целостности организма спортсмена

Образование условно-рефлекторных связей


В приобретении спортивной подготовленности и совершенствовании мастерства ведущую роль играют образование условно-рефлекторных связей и приспособление функциональных систем к требованиям выполняемых упражнений. Эти физиологические механизмы имеют место и при адаптации к нагрузкам, но особенно велико их значение при овладении спортивной техникой, воспитании моральных и волевых качеств. Знаменитый физиолог И.П. Павлов так и говорил: «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов». В многочисленных исследованиях, в том числе и в спорте, показано, что образование условно-рефлекторных связей и установление на этой основе двигательных и других навыков происходит в результате многократных повторений определенных внешних и внутренних воздействий. Такое приспособление организма также адекватно вызвавшим ее требованиям. Следовательно, скажете вы, такой физиологический механизм входит составной частью в то, что говорилось об адаптации органов и систем организма к выполняемой работе! Это верно, но надо видеть и различия. Вы не можете себе представить, чтобы за одно выполнение упражнения и даже за целый тренировочный день у ваших учеников заметно прибавилось силы или выносливости. Для этого нужно многократное повторение во многих занятиях, ведь в органах и системах организма должны происходить изменения, для которых требуется время. Но вы также знаете, что при обучении спортсмен может выполнить задание с первого же раза. Такое умение непрочно, оно свидетельствует о том, что спортсмен правильно воспринял задание и мысленно его повторил, чем привел в действие механизм образования соответствующих рефлексов. Здесь задействованы и память, и двигательные центры головного мозга, и психическая сфера.

Во всех случаях умение, приобретенное в нескольких попытках, даже очень способными учениками, непрочно, легко нарушается и без повторений может вовсе угаснуть. Необходимо, чтобы умение превратилось в двигательный навык. Он приобретается в повторениях и их нужно тем больше, чем сложнее техника движений. Вместе с тем, задание при воспитании моральных и волевых качеств, осознанно воспринятое учеником, может укрепиться с первого раза.

Адаптация к режиму жизни


Я рассказывал вам об адаптации и совершенствовании путем повторяющихся воздействий. Но для ваших учеников очень важно установить также правильный режим дня и вызвать в организме соответствующее приспособление к этому режиму. Тогда они смогут наиболее эффективно сочетать работу и учебу, тренировку и отдых, питание и сон, баню и массаж и т.п. Твердо установленный режим значительно повышает жизнедеятельность организма и способствует достижению высоких спортивных результатов. Если у вас появится возможность вывезти вашу группу на 2-3 недели в горы (от 1000 до 3000 м над уровнем моря), то вы ощутите на себе и сможете оценить на своих учениках положительное влияние адаптации к высоте. Подробно о тренировке в этих условиях читайте в разделе «Тренировка в горных условиях». Роль адаптационных возможностей в подготовке спортсмена очень велика. Но способность к адаптации надо использовать разумно, при постепенном повышении требований к организму. Помните, что оптимальное сочетание работы и отдыха — основное правило эффективной тренировки.

О целостности организма спортсмена

Абсолютно во всех случаях практической реализации ССП надо помнить о целостности организма с его анатомическими, морфологическими, физиологическими, психологическими и другими особенностями, соединенными в очень сложную, но единую систему. Все органы и системы организма, их многообразные функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому выполнение любого упражнения, пусть самого элементарного, обязательно затрагивает в той или иной мере весь организм. Организм всегда функционирует как единое целое. Разные спортивные профили, многообразные двигательные возможности человека есть прежде всего двигательные навыки и умения, выполнение которых обусловлено функциями многих органов и систем, как специфически приспособившихся к требуемой работе, так и не нуждающихся в этом. Среди них особое место занимает сердечно-сосудистая система (ССС), поскольку кровообращение обеспечивает жизнедеятельность человеческого организма. Главное в приспособлении ССС — экономизация деятельности и увеличение функционального резерва в ответ на повышение нагрузки в работе. Поэтому, обдумывая пути решения какой-либо задачи, подбирая средства, методы и нагрузки, вы всегда должны представлять себе, по возможности, весь комплекс проявляемых при этом функций органов и систем, их уровень и степень участия в работе. Конечно, в простых случаях вам не очень надо об этом задумываться. Например, давая ученику упражнения со штангой для развития силы, вы заранее знаете, что для сокращения мышц ему понадобится достаточно большое волевое усилие, определенная координация движений, сохранение равновесия. Вы знаете, что в таких упражнениях увеличивается мышечный объем, улучшается способность проявлять силу, а при непрерывном повторении значительно усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы Но в практике вы не раз встретитесь с более сложными задачами определения задействованного комплекса функциональных проявлений. И от решения таких задач будет зависеть эффективность улучшения тех компонентов подготовленности, которые обеспечивают требуемый спортивный результат. О компонентах подготовленности скажу позже. Здесь же еще раз обращаю ваше внимание на важнейшую необходимость всегда и во всем считаться с целостностью организма. Итак, любое упражнение и воздействие — физическое, волевое, техническое, тактическое, идеомоторное, аутогенное и другое — не может быть строго локальным, абсолютно односторонним. Как бы специфично ни направлялись воздействия на какой-либо один орган или систему, они будут отражаться на всем организме в целом. Другое дело, что соответствующим подбором средств, методов, нагрузки эти воздействия можно в большей степени направить по пути повышения тех или иных функциональных возможностей, образования требуемого навыка, совершенствования психологической стороны деятельности спортсмена и др. Главнейшую роль в объединении и согласовании деятельности органов и систем, их функциональных возможностей в обеспечении целостности организма при любом состоянии (в покое, во время работы, при утомлении и восстановлении) играет ЦНС и ее высший орган — головной мозг. Их функции имеют важнейшее значение в построении движений, в управлении ими, в проявлении психических и физических качеств и многом другом. В организме человека все подчинено управлению и контролю со стороны ЦНС, головного мозга, его коры. Сознание, определяющее многообразные проявления психической сферы, связи с внешней средой тоже являются функцией человеческого мозга. В процессе какой-либо деятельности, например, во время выполнения спортивного упражнения, в кору головного мозга непрерывно поступает информация об этом в виде нервных импульсов-сигналов от рецепторов кожи, мышц, суставных поверхностей, сухожилий, органов зрения и слуха, всех внутренних органов и систем. В ответ ЦНС и в первую очередь головной мозг обеспечивает согласованную деятельность организма, вызывая и направляя изменения в органах и системах, регулирующих происходящие в них процессы. В ходе выполнения тренировочных и соревновательных упражнений в деятельности организма можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные слагаемые: 1. Возникновение желания и усилие воли, приводящие в действие механизмы построения движений за счет соответствующих мышечных групп.' 2. Включение и усиление деятельности органов и систем, создающих физиологические, биохимические, энергетические и другие виды обеспечения выполняемой работы. 3. Возникновение отрицательных изменений в функциях органов и систем под влиянием выполняемой работы и снижающих ее эффективность. 4. Возникновение борьбы между отрицательными изменениями в организме и процессами, направленными на продолжение работ ы. 5. Проявление воли к продолжению работы, в том числе при отрицательных изменениях в функциях организма, возникающих при утомлении, недостаточности мышечных усилий, снижении активности и др. 6. Включение резервов потенциальных возможностей для продолжения работы за счет усиления деятельности ЦНС и психической сферы, создающих новый приток энергии, которую можно назвать нервно-психической энергией. Все слагаемые выполнения спортивных и других упражнений на всем их протяжении также направляются и контролируются ЦНС при весьма значительном участии сознания, желания и воли. Это они определяют начало и конец упражнения, его интенсивность. Они ведут борьбу с нарастающей усталостью, обеспечивают приспособление действий к изменяющимся двигательным ситуациям и внешним условиям. Особо обращаю ваше внимание на эту руководящую роль сознания, желания и воли, ибо, в конечном счете, от них зависит успех или неуспех в любом виде спорта. Всякая специальная работа требует специфического физиологического, биохимического и др. обеспечения, которое развертывается и достигает максимума под воздействием нервно-психической энергии. В конечном счете, именно эта энергия определяет спортивную работоспособность, особенно при нарастающем утомлении, а снижение, особенно преждевременное, физиологических, биохимических и других показателей часто свидетельствует о недостаточной подготовленности органов и систем, об их отставании от возможностей ЦНС и психической сферы. Можно образно представить запас нервно-психической энергии как бы находящимся в резервуаре. Вместе со снижением в нем уровня уменьшаются и возможности обеспечивать работу. Истечение энергии из резервуара регулируется самим спортсменом. Чем больше открыт выход, тем значительнее расход энергии и более высокая мощность работы. И наоборот, при малом истечении энергии «двигательный мотор» спортсмена будет работать на малом числе оборотов, но зато весьма продолжительно. Немаловажно и то, что нервно-психическая энергия находится в резервуаре словно под давлением, и поэтому при мгновенном «широко открытом» выходе создается работа предельной, максимальной мощности, которая длится лишь секунды. Разумеется, это упрощенное представление о роли нервно-психической энергии в выполнении тренировочной работы и спортивных действий. Несомненно, что происхождение этой энергии связано с жизнедеятельностью организма, его жизненным потенциалом, состоянием спортсмена и широкой функциональной подготовленностью органов и систем. Конкретным руководителем нервно-психической энергии является воля. Она вбирает в себя многие проявления психической сферы: желание, мотивацию, стремление, самовнушение, мысленные посылы и пр. Концентрируя их в единой направленности, воля становится сильнее, и возможно самое главное ее свойство — способность сжать результаты соответствующих функций ЦНС и психической сферы в единый пучок точно направленной психической энергии. Все это связано и со специальной спортивной тренировкой, в процессе которой спортсмен обучается концентрировать и направлять нервно-психическую энергию, одновременно совершенствуя те функции ЦНС и психической сферы, которые образуют эту энергию, повышают ее уровень и мощность, создают запас. Очень важно и обратное влияние всех процессов и изменений, в органах и системах на состояние и функции ЦНС и коры мозга. Позднее об этом будет особый разговор, в связи с ролью обратной связи и воспитанием способности проявлять потенциальные силы спортсмена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...