Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Укрепление системы государственного принуждения. Массовые репрессии 1937-38 гг. Установление режима личной власти И. Сталина.




До середины 30-х гг. страна жила по Конституции СССР, принятой в 1924 г. Но с 1924 г. по 1936 г. уже происходили изменения в государственном устройстве. С конца 20-х гг. наметилась тенденция к расширению прав союзных органов за счёт сужения прав республик. Важнейшие решения принимались уже не на съездах Советов СССР или сессиях ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет), а партийными органами.

 

Наряду с изменением и перераспределением властных полномочий высших органов власти в 20-30-е гг. происходило усиление карательно-репрессивного аппарата и силовых наркоматов. В 1924 г. ЦИК СССР утвердил "Положение о правах ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление) в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь", согласно которому принятие постановлений о подобных мерах возлагалось на Особое совещание при ОГПУ. В связи с требованием Сталина централизовать всю работу правоохранительных органов в 1934 г. был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. В него в полном составе вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление госбезопасности. В 1930 г. было образовано Управление лагерями ОГПУ при СНК СССР, переименованное в 1931 г. в Главное управление лагерей ОГПУ (ГУЛАГ). Общая численность заключённых в лагерях и колониях ГУЛАГа по официальным данным возрастала со 179 тыс. человек в 1931 г. до 2 млн. человек в 1941 г. Каждый третий заключённый был осуждён по политическим мотивам, а многие другие в той или иной степени являлись жертвами социальной и экономической политики сталинского режима.

 

Изменения в системе госучреждений в 1930-е гг. свидетельствовали о складывании основ тоталитарного режима с мощным репрессивным аппаратом. При этом большое значение имели кадровые перестановки в руководстве центральными органами. В течение 20-х гг. важнейшие посты в правительстве и других центральных учреждениях были заняты сторонниками Сталина. К середине 30-х гг. в СССР произошли изменения во всех сферах жизни. Официально было заявлено о построении основ социализма в СССР.

 

5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию. В ней впервые появилась статья, закрепляющая особое положение коммунистической партии в системе госучреждений СССР. Согласно 126 статье Конституции наиболее активные граждане из числа рабочего класса и других слоёв трудящихся объединялись в ВКП(б) (Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков), руководящее ядро всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных.

 

Изменения также коснулись избирательного закона: был провозглашён отказ от многоступенчатых выборов и установлено всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Значительно был расширен перечень прав и свобод граждан:

вместе с тем конституционные права вступали в противоречие с реалиями сталинского социализма и не распространялись на весь советский народ, например, на колхозников. Повсеместно нарушалась статья 127 Конституции СССР о неприкосновенности личности, в которой говорилось о том, что "никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора".

 

 

Укреплению режима личной власти Сталина, безусловно, способствовала волна "большого террора ". Начало этой кампании было положено 1 декабря 1934 гг., когда в Смольном был убит первый секретарь ленинградского обкома, секретарь ЦК, член Оргбюро и Политбюро ЦК ВКП(б) С.М. Киров. Сталин воспользовался этим убийством, чтобы провести чистку партии и государственных органов от всех лиц, подозреваемых в нелояльности к режиму и к нему лично.

 

Уже в день убийства Президиум ЦИК СССР принял постановление, в соответствии с которым дела обвиняемых в подготовке террористических актов должны были вестись в ускоренном порядке, в десятидневный срок, с немедленным приведением приговора в исполнение. Присутствие защитников на таких процессах и обжалование приговоров не допускалось. Сразу же начались аресты, в первую очередь, в Ленинграде. В конце декабря 1934 гг. состоялся закрытый процесс над членами так называемого " ленинградского центра ", среди обвиняемых было большое количество сторонников Г.Е. Зиновьева. Он сам и Л.Б. Каменев стали главными действующими лицами следующего процесса в январе 1935 гг., на котором они признали свою моральную ответственность за убийство Кирова. Они были приговорены на этот раз соответственно к пяти и десяти годам лишения свободы. Состоявшийся вслед за тем суд над руководителями ленинградского отдела НКВД, обвинёнными в преступной халатности, закончился формальным наказанием (понижениями в должности), что можно объяснить необходимостью поддержки работниками НКВД намечавшихся широкомасштабных репрессий. Эхом первого процесса над Зиновьевым и Каменевым была кампания по выявлению оппозиционеров и сочувствовавших им лиц по всей стране.

 

Одновременно происходили кадровые перестановки на значимых постах, которые заняли сторонники Сталина: ленинградский обком ВКП(б) возглавил А.А. Жданов, московскую парторганизацию - Н.С. Хрущёв, генеральным прокурором СССР стал А.Я. Вышинский, секретарём ЦК - Н.И. Ежов. Под руководством последнего в 1935-1936 гг. проходил обмен партийных билетов, в результате которого из партии было исключено 10% её членов.

 

С августа 1936 г. по март 1938 г. прошли три крупных открытых судебных процесса, так называемые московские процессы. Обвиняемыми на них были крупнейшие представители всех оппозиций 20-х гг. На них была возложена ответственность якобы за подготовку убийства Кирова, а также терактов против других партийных руководителей. Начиная со второго московского процесса (январь 1937 г.), добавилось ещё и обвинение во вредительстве и сотрудничестве с иностранными разведками, что позволяло объяснить крупные экономические просчёты, имевшие место в годы первой и второй пятилеток. Единственной основой для обвинения на всех этих процессах были собственные показания подсудимых. Большинство обвиняемых было приговорено к расстрелу (Г.Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Л. Пятаков, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Г.Г. Ягода и др.).

 

Показательно, что жертвой третьего московского процесса стал Г.Г. Ягода, возглавлявший НКВД до сентября 1937 г., когда его на этом посту сменил Н.И. Ежов. Ягода был одним из организаторов первого московского процесса. Московские процессы дали толчок многочисленным региональным, жертвами которых стали сотни тысяч человек. Из 15 членов первого состава Совнаркома 10 были объявлены врагами народа.

 

Большой террор затронул и армию. В июне 1937 г. после однодневного разбирательства в военном трибунале были расстреляны обвинённые в шпионаже и подготовке фашистского заговора заместитель наркома обороны М.Н. Тухачевский и семеро видных военачальников - героев гражданской войны. Это было лишь начало широкомасштабного террора, коснувшегося не только высшего, но и среднего и младшего командного состава Красной Армии. Фактически в 1937-1938 гг. армия и флот были обезглавлены. Так, из пяти человек, первыми получившими звание маршала Советского Союза, учреждённое в 1935 г., трое были расстреляны (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, А.И. Егоров).

 

Массовые репрессии второй половины 30-х гг. сыграли немаловажную роль в укреплении тоталитарного режима и личной власти Сталина. Но нельзя объяснить это укрепление только репрессиями. В качестве причин оформления в Советском Союзе такого режима можно назвать:

- идеологические (в соответствии с классическим марксизмом диктатура пролетариата влекла за собой неизбежное насилие над определёнными социальными группами);

- социально-экономические (изменение социальной структуры после гражданской войны, а также состава ВКП(б) и жёсткое руководство экономикой со стороны государства);

- психологические (общинная психология русского крестьянства и ориентированность большинства населения не на принятие самостоятельных решений, а на мудрое центральное руководство; отсутствие демократических традиций в российском обществе);

- субъективные (наличие в партийном руководстве людей, готовых поддержать по тем или иным причинам складывавшийся режим личной власти).

 

Итог всех происшедших в стране изменений был подведён в книге, вышедшей в конце 1938 г. и ставшей на долгие годы основой для объяснения всей послеоктябрьской истории нашей страны. Это была " История ВКП(б). Краткий курс ", которую редактировал лично И.В. Сталин. Соответственно на страницах этого "исторического" труда уже не фигурировали фамилии людей, сыгравших огромную роль в октябрьских событиях 1917 г. и уничтоженных в результате московских процессов. Зато возвеличивалась роль Сталина, а вся его деятельность расценивалась как продолжение мудрого ленинского плана социалистического переустройства страны. С 1938 г. по 1953 г. книга переиздавалась 301 раз на 67 языках, её общий тираж составил около 43 млн. экземпляров. Она стала официальной идеологической основой не только культа личности Сталина, но многих схем, существовавших в нашей исторической науке до второй половины 80-х гг.

 

Первый московский процесс, официальное название — процесс «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра», также известен как «процесс 16-ти» — первый из так московских процессов, показательный суд над группой бывших руководителей партии, в прошлом активных участников оппозиции. Дело слушалось в Военной коллегии Верховного Суда СССР c 19 по 24 августа 1936 года. Основными обвиняемыми были Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев. В 1988 году приговор был отменен, а все осужденные реабилитированы за отсутствием в их действиях состава преступления.

 

Они обвинялись в том, что:

  • в соответствии с директивой Л. Д. Троцкого организовали объединенный троцкистско-зиновьевский террористический центр для совершения убийства руководителей ВКП(б) и Советского правительства;
  • подготовили и осуществили 1 декабря 1934 года через ленинградскую подпольную террористическую группу злодейское убийство Кирова;
  • создали ряд террористических групп, готовивших убийство И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, А. А. Жданова, Л. М. Кагановича, Г. К. Орджоникидзе, С. В. Косиора, П. П. Постышева.

Второй Московский процесс, официальное название — процесс «Параллельного антисоветского троцкистского центра», также известен как «процесс 17-ти» — второй из московских процессов, показательный суд над группой бывших руководителей партии, в прошлом активных участников оппозиции. Дело слушалось в Военной коллегии Верховного Суда СССР c 23 по 30 января 1937 года. Основными обвиняемыми были Г. Л. Пятаков, К. Б. Радек, Л. П. Серебряков, Г. Я. Сокольников. В 1963—1988 годах все осужденные были реабилитированы за отсутствием в их действиях состава преступления.

 

Сторона обвинения утверждала, что, по указанию Л. Д. Троцкого, в 1933 году был якобы организован параллельный центр в составе обвиняемых Пятакова Ю. Л., Радека К. В., Сокольникова Г. Я. и Серебрякова Л. П., задачей которого являлось руководство преступной антисоветской, шпионской, диверсионной и террористической деятельностью. Этот центр:

  • вступил в сношение о представителями некоторых иностранных государств в целях организации совместной борьбы против Советского Союза
  • систематически занимался шпионажем в пользу этих государств, снабжая иностранные разведки секретными сведениями важнейшего государственного значения;
  • организовывал и совершал на некоторых предприятиях и железнодорожном транспорте ряд вредительских и диверсионных актов
  • подготовлял ряд террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства.

 

Третий Московский процесс, официально Процесс антисоветского «право-троцкистского блока», известен также как Процесс двадцати одного или Большой процесс. Дело слушалось в Военной коллегии Верховного Суда СССР c 2 по 13 марта 1938 года при председательствующем В. В. Ульрихе и государственном обвинителе А. Я. Вышинском.Основными обвиняемыми были видные деятели партии, ещё с конца 1920-х обвинённые в правом уклоне и составлявшие (по крайней мере тогда) ту или иную оппозицию курсу Сталина: это А. И. Рыков, Н. И. Бухарин, а также бывшие троцкисты Н. Н. Крестинский, Х. Г. Раковский. Важнейшим обвиняемым был также бывший нарком внутренних дел Г. Г. Ягода. Можно выделить ряд подсудимых, которым преимущественно вменялось убийство Максима Горького и его сына: Ягода, секретарь Горького (и сотрудник ОГПУ) П. П. Крючков, врачи Л. Г. Левин, И. Н. Казаков и Д. Д. Плетнёв. Всего 21 обвиняемый.

 

Материал взят с

http://oldhat.ru/book/10_3_2.htm

http://ru.wikipedia.org (Первый, Второй и Третий Московские Процессы)

 

Билет 58 Основные направления политического и социально-экономического развития СССР в 1953-1964 гг.

Петрова Анастасия

период политической "оттепели".

После смерти И.В. Сталина были произведены изменения в руководстве страны.

 

Возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе.

Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян.

В начале 1955 г. Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др.

XX съезд КПСС в феврале 1956 г. и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории, началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны.

Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров. В июне 1957 г. на Пленуме ЦК Ворошилов и Каганович попытались отстранить Хрущева от руководства. Но благодаря поддержке партийных лидеров представители оппозиции были осуждены коммунистами как «антипартийная группа». На том же Пленуме Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц - Брежнева, Жукова, Игнатова и др.

На XXII съезде в октябре 1961 г. были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г. восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д.

Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний о необходимости мирного сосуществования государств. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО. Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии, 1956 г., и берлинский кризис, 1961 г.). Вслед за «берлинским кризисом» последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. После победы на Кубе революционных сил во главе с Ф. Кастро США развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г. СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции. Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж. Кеннеди и Н. Хрущева (22-27 октября 1962 г.). Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирном сосуществованию».

На рубеже 50-60-х гг. СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), поддерживая коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме. Активно развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации». СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран.

 

 

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.)

Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом}' вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов)

 

ВЫВОД

Экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации, сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

Реформы сельского хозяйства В августе-сентябре 1953 г. были проведены мероприятия по укреплению экономического положения колхозов, включавшие... списание с колхозников недоимок по сельхозналогу и уменьшению размеров сельхозналога 1954 - кампания по освоению целинных земель
+ -
Освоение целины в 1950-е г. проходило в Казахстане Огромные урожаи Полный упадок в Нечерноземном Центре
  Эрозия почвы погубила целенные земли.
Кукурузная эпопея
широко использовалось материальное стимулирование труда колхозников   проводилась политика ограничения личных подсобных хозяйств  
колхозники получили паспорта не было достигнуто полное продовольственное самообес­печение страны
  неоправданный волюнтаризм Н.С. Хрущева:  
  Провалился подъем животноводства
Реформы 1957 г. в сфере административного и экономи­ческого управления административной децентрализации и организационно-структурной перестройке органов управления замену министерств территориальными органами управления экономикой – совнархозами установление отраслевого принципа управления про­мышленностью Разделение партийных и советских органов на сельские и го­родские Новыми органами управления экономикой страны в годы прав­ления Н. Хрущева стал(и): СНХ (Совнархозы)    
+ -
Реформа открыла резервы роста производства Неразбериха в упрвлении
Денежная реформа изменении масштаба цен и замене денежных знаков
+ -
24 февраля 1958 года Совет министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы
Население меняло деньги спокойно и в удобное время. изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами
Новые советские деньги обладали золотым обеспечением. Денежные билеты образца 1947 года и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1.
  хождение фальшивых денег, выполненных по новым образцам.
  Наблюдался рост цен на колхозных рынках.
подчеркивалось, что " денежная реформа 1961 года, проведенная в нашей стране, является самой гуманной в истории". Перерасчеты заработной платы и платежей нередко проводились с ошибками - оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение.  

 

 

Принципиальные изменения в системе управления народным хозяйством, произведенные в годы правления Н. Хрущева:

Плюсы и минусы:

+ -
Попытка перехода от административных к экономическим методам управления, от принуждения к учету материальных интересов труженика, от жесткой централизации по отраслям к территориальной организации хозяйственной жизни. Усложнилась структура управления, выросло число чиновников. Была подорвана единая политика в управлением производством.
  Удар по сельскому хозяйству: создание агрогородов, перевод сельского хозяйства на промышленную основу. Проводилась политика укрупнения совхозов и колхозов.
  Решение о продаже техники колхозам и ликвидации МТС.
Внедрение новой техники, обновление производства. Отставание от Запада продолжала увеличиваться.
Все более активную роль стали играть моральные стимулы (бригады коммунистического труда) Вместо поисков материальной заинтересованности в результате своего труда были произведены изменения в нормировании. И без того не высокие материальные стимулы к труду стали резко снижаться.
Демагогия переплеталась с подлинными новациями и заботой о простом народе.

 

 

Особенности социально-экономической политики СССР в период руководства страной Н.С. Хрущевым и Л.И. Брежневым:

 

Сходства Отличия
В социальной сфере немало было сделано для улучшения народного благосостояния. Широко развернулась строительство панельных и блочных жилых домов.   При Хрущеве меньше материального стимулирования.
Рост зарплаты и пенсий Постепенный рост уровни жизни В эпоху Хрущева проводилась политика ограничения личных подсобных хозяйств началось освоение целинных и залежных земель
Снижение пенсионного и продолжительности рабочей недели. В эпоху Брежнева проводились активные закупки продовольствия за рубежом
  В эпоху Брежнева сельское хозяйство стали направляться существенные инвестиции

 

Билет 59. Основные направления политического и социально-экономического развития СССР в 1964 – 1985 гг.

Петрова Анастасия

«двадцатилетие упущенных возможностей». Эпоха Застоя. Автор термина «застой» Михаил Сергеевич Горбачев

 

Главенствующие места в руководстве –

1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР;

2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР (в ок­тябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов);

3. М.А. Суслов, в веде­нии которого находилась идеологическая работа.

Кадровый застой - В соответствии с принципом "доверия кадрам" многие руководители различных ведомств и регионов занимали должности более 10 (зачастую и более 20) лет. Ряд случаев приведён в таблице.

 

Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов: высшего, постоянно функционирующею органа государственной власти, - Президиума Верховного Совета высшего исполнительного органа - Совета Министров СССР, а на местах - исполкомов Советов. Верховном}' Совету СССР, состоящему из Совета Союза и Совета Национальностей, подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов Основной особенностью партийно-государственной системы СССР' стало увеличение бюрократического аппарата, который к 80-м гг. увеличился до 18 млн. человек и стал одним из самых больших е мире. При Брежневе значительные размеры получил его личный секретариат. Усилился акцент на кадровую работу, восстановлена прежняя дохрущевская структуру партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних измышленных и сельских. Были упразднены совнархозы и созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения так: называемого развитого социализма.

«в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах

 

Хозяйственная реформа 1965 г. должна была интенсифицировать темпы роста и развития за счет расширения самостоятельности предприятий. Был введен хозрасчет, усилена заинтересованность за счет предоставления части прибыли предприятиям, сокращены директивные плановые показатели, перестроена система ценообразования. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализуемой продукции. Оплата производилась в зависимости от общих итогов работы предприятия. Восстанавливались отраслевые министерства. Уделялось внимание решению проблем народного потребления: направлялись ресурсы в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность. В 1972 г. были предприняты попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд). В 1979 г. началась реформа агропромышленной интеграции -кооперирование колхозов и совхозов в агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности.

 

Улучшение благосостояния населения, повышение валового продукта на 40 %, увеличение роста промышленной продукции на 50 %, стабилизирование роста производительности труда и заработной платы. Однако к 70-м гг. темпы роста начали падать, ухудшились производственные показатели. Попытки преодолеть экономические провалы путем продажи нефти за рубеж смогли на время отсрочить экономический кризис. Таким образом, в эпоху застоя (1965-1984) руководство страны фактически законсервировало экономическую и политическую системы в рамках государственного социализма и исключило возможность коренных перемен.

Строительство новых городов, поселков и инфраструктуры. СССР – лидер в освоении космоса, авиации, атомной энергетики, большие достижения в области науки, культуры, образовании

Рост преступности (особенно взяточничества и хищения). Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.Падение престижа власти.Распространения пьянства.Интриги, чинопочитание, угодничество.

 

Теневая экономика.

Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры – формирование организованной преступности – мафии (особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве). Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля «снизу», чувствовали себя полновластными хозяевами «своих» республик, регионов, заводов и пр.

 

Социально-экономическое развитие характеризовалось стремлением к поддержанию высоких темпов развития и повышению уровня жизни населения, но как и в политической сфере, шаги по социально-экономическому реформированию находились в противоречии с тенденциями к консервативному курсу.

Основными внешнеполитическими задачами этого периода были: стабилизация отношений с европейскими государствами (продолжение политики мирного сосуществования), устранение угрозы распада социалистического лагеря, поддержка и пропаганда социалистического устройства в странах «третьего мира».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...