• уважение неповторимой индивидуальности ребенка как человека.
• уважение неповторимой индивидуальности ребенка как человека. Такое сочетание неслучайно, ибо оно отражает рациональную, эмоциональную и практическо-действенную формы целостного гуманистического отношения. Признание ребенка как «человека, разумного», «человека творческого» и «человека морального», никак не исключает щадящего отношения к подрастающему человеку, входящему в сложные общественные отношения и высокую мировую культуру, учета драматической ситуации социального развития личности ребенка. Ответственное отношение к профессиональному труду обеспечивается • добросовестным исполнением профессиональных обязанностей, • постоянным творческим поиском новых методик и технологий, ориентированных на успех развития ребенка и его социально-психологическое благополучие, • неустанным профессиональным совершенствованием педагогического мастерства. Данные качества гарантируют высокий профессионализм работы педагога, ибо они определяют процессуально-операционную сторону деятельности педагога, методическую и технологическую стороны производимых педагогических воздействий, а также методологический уровень организуемого труда. Достоинство личностного «Я» педагога слагается из таких реальных проявлений, как • гордость, основанная на признании своих человеческих и профессиональных свойств и качеств, • скромность, проистекающая из признания достоинств окружающих людей, в том числе воспитанников, • доброжелательность, направленная в адрес любого человека независимо от его звания, должности, места, возраста и социального положения, - то, что обозначается часто в житейско-обыденной жизни «простота», а в психологии — «открытость».
Достоинство педагога лежит в основании складывающихся взаимоотношений с детьми, представляет детям наглядный образ отношения человека к самому себе, создает жизненный опыт реальных взаимоотношений подрастающих детей с окружающими людьми, является фактором инициирования спокойного свободного проявления ребенком своего «Я». Профессиональная солидарность по отношению к коллегам выражается в: • коллективистской ответственности за общее профессиональное дело воспитания детей, • товарищеской помощи и всемерном содействии общему успеху, • профессиональной деликатности по отношению к коллегам, выстраивающим свою работу с детьми в индивидуально-личностной модификации, несущей в себе все черты персональной исключительности коллеги-педагога. Такие качества педагога позволяют формировать в учебно-воспитательном учреждении и каждой отдельной группе благоприятный социально-психологический климат, способствуют наилучшей социализации ребенка, содействуют наилучшей продуктивности предметной деятельности детей, а также предполагают возможность рождения педагогических новаций и педагогического творчества. Гражданская позиция педагога имеет такие проявления: • признание и исполнение социальных норм жизни, • соблюдение конституционных законов государства, а также • безусловную деятельную любовь к отечеству. Такие личностные образования создают условия для расширения воспитательной среды ребенка, вовлечения его в социальную событийность, осознания детьми своей постоянной причастности к общественной жизни и сопереживания детьми успехам и достижениям родины и всего человечества. Уважительное отношение педагога к жизни реализуется: • в умении воспринимать присутствие жизни в огромной многоцветной палитре жизненных проявлений,
• в умении защищать жизнь от посягательств на ее существование, • в содействии процветанию жизни на основаниях истины, добра и красоты. Помимо того, что подобные качества педагога предоставляют детям яркий образ отношения к жизни как ценности, их наличие в структуре личности педагога позволяет детям незаметно и постоянно восходить на философическую платформу восприятия жизни, полюблять жизнь и бережно относиться к жизни природы и человека. Духовная направленность на осмысление вечных проблем жизни имеет своим выражением • сложившееся мировоззрение педагога, • личностное признание («присвоение») наивысших ценностей, • уважение инакомыслия как данности, а инокомыслящих как имеющих право на свободный выбор индивидуальностей. При данных личностных качествах педагог способен одухотворять предметную деятельность детей, восходить с ними на ценностное восприятие окружающей действительности, производить свободный и сознательный выбор, приучая детей отдавать отчет в собственных действиях, поведении, а в итоге, и собственной жизни. Совокупность выявленных личностных качеств педагога (потенциальных, актуальных, реальных) носит общий характер и никак не ущемляет свободы индивидуального проявления его личности. Более того, восхождение личности педагога на уровень гуманистического отношения к человеку как отношения ключевого в профессиональной деятельности максимально расширяет границы профессионального творчества педагога, допуская самую различную опытно-экспериментальную работу, ибо границы гуманистического отношения к ребенку естественно обрисовываются и сохраняются. Крепкая взаимная зависимость и взаимная обусловленность данных качеств позволяют квалифицировать представленное как систему личностных социально-психологических образований, выполняющую роль решающего условия успешной профессиональной деятельности педагога,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|