Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тройная «русская» бухгалтерия.

Опыт дореформенной России (до середины XIX века)

В дореволюционной России бухгалтерский учет изначально развивался в целом по канонам европейской бухгалтерии. Исключение составили три попытки использовать и другие доктрины: И. Ахматов (1809) — некоторые французские идеи, Ф. В. Езерский (1874) пытался дать чисто финансовую трактовку учета, которая оказалась весьма близкой предпосылкой французской школы, и, наконец, А. П. Рудановский (1912) излагал французскую доктрину, окрашенную в итальянские цвета.

Отмена крепостного права и развитие капитализма явились мощным стимулом бухгалтерской мысли в России. В своем развитии она прошла несколько этапов, первый из которых начинается с трудов двух крупных ученых второй половины XIX века П.И. Рейнбота и А.В. Прокофьева. Они представляли традиционное знание и были их выразителями. Вместе с тем именно им пришлось столкнуться с первыми попытками «бунта в теории», с новаторскими предложениями, направленными на пересмотр бухгалтерской мысли.

Павел Иванович Рейнбот (1839 — 1916), строго следуя принятой парадигме, сводил предмет бухгалтерского учета к изменениям в имуществе предприятия. В объяснении причин двойной записи он исходил из принципов персонификации, а целью ее считал недопущение ошибок регистрации и системное выяснение причин прибылей и убытков. Синтетический учет П.И. Рейнбот трактовал как контрольный, ибо, в самом деле, сальдо и обороты счета товаров контролируют остатки и движение по аналитическим товарным счетам.

Александр Васильевич Прокофьев взамен распространенной в то время теории персонификации, разделяемой П.И. Рейнботом, развивал взгляды, похожие на экономическую теорию, и исходил из того, что приход ценностей всегда вызывает их расход. В противовес всем теоретикам, которые писали до него на русском языке и отстаивали немецкую форму, в которой широко использовался метод накапливания однородных операций, и записи в Главной книге выполнялись итогами, А.В. Прокофьев взялся насаждать новую итальянскую форму. Он требовал, чтобы каждая операция записывалась в журнал отдельно и заносилась в Главную книгу тоже отдельно. Его пропаганда имела успех.

Тройная «русская» бухгалтерия.

Среди новаторов самой яркой фигурой был Езерский (1836 — 1816). Всю силу своего незаурядного таланта самоучки он направил на критику двойной бухгалтерии: 1) совпадение итогов в регистрах двойной бухгалтерии создает иллюзию безошибочности работы счетоводов, однако самые существенные ошибки, связанные с отнесением сумм не на те счета, а также ошибки в натуральных единицах не раскрываются через механизм двойной записи, 2) выведение финансового результата возможно только путем инвентаризации и за истекший период времени и др.

Название тройная вызывалась тремя обстоятельствами:

1) регистрация велась по трем группировочным совокупностям: приход, расход, остаток;

2) регистрами выступают три книги: журнал, Главная и отчетная, заменяющая баланс;

3) используются только три счета: касса, ценности, капитал.

Эдуард Фельдгаузен видел в учете средство управления предприятием, отождествляя при этом такие понятия, как контроль и учет. Ему принадлежит первая попытка введения в калькуляцию методов, получивших развитие в стандарт-костс и нормативном учете. Сущность его подхода сводилась к тому, что на все затраты заранее определяются нормы один раз в десятилетие. Далее в учете регистрир отклонения от этих норм, причем все отклонения показ-ся как прибыли и убытки.

Парадигма двойного учета оказалась достаточно прочной, но для защиты и развития она нуждалась в новых людях. Эти люди нашлись. Они объединились в журнале «Счетоводство» (1888—1904). Во главе журнала стоял замечательный бухгалтер, человек с международной известностью — член Болонской академии счетоводов, действительный член национального общества итальянских счетоводов, член — корреспондент Коллегии бухгалтеров Урбино, с 1894г. член — корреспондент Института нидерландских счетоводов - Вольф.

А.М. Вольфу принадлежит своеобразная классификация ценностей:

1) ценности вещественные, 2) деньги, 3) ценности условные.

В связи с этим выделяются три группы счетов: имущества, услуг (результативные), расчетов (личные). Представляют интерес, и идеи А.М. Вольфа в части предмета науки, под которым он понимал различные стадии кругооборота капитала.

Ближайшим союзником и помощником А.М. Вольфа был Василий Дмитриевич Белов — первый русский чистый теоретик учета. Сущность бухгалтерской работы он видел в классификации счетов, сводя последнюю к трем группам: материальные, личные, операционные.

 

3. Сущность бухгалтерского дела (из лекций)

Бухгалтерское дело включает:

1. Существенную часть системы бухгалтерского учета – технику и технология сбора и обработки учетной информации, которая в обобщенном виде необходима для надежной организации бухгалтерского учета и принятия управленческих решений;

2. Осуществление контроля за законностью фактов хозяйственной деятельности и своевременным представлением учетных документов для отражения информации в бухгалтерском учете;

3. Рациональная организация процедур обработки учетной информации;

4. Рациональная организация работы бухгалтерской службы экономического субъекта.

Сущностью бухгалтерского дела является организация техники и технологии сбора, обработки и обобщения учетной информации необходимой для формирования отчетности, принятия управленческих решений и обеспечения информацией заинтересованных пользователей.

Предметом бухгалтерского дела является порядок организации и технологии ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Метод бухгалтерского дела – способ комплексного изучения законности, целесообразности и достоверности осуществляемых фактов хозяйственной деятельности на основе использования учетной и внеучетной информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов, юридического и экономического анализа их содержания.

Эффективная организация бухгалтерского дела предусматривает исполнение следующих требований:

1. Соответствие способов ведения учета учетной политике организации, последовательность применения учетной политики.

2. Соответствие трудоемкости учетной работы структуре бухгалтерской службы

3. Рациональное применение автоматизированных способов организации бухгалтерского учета в целях повышения качества учетной работы и экономии рабочего времени

4. Способы и методы организации бухгалтерского учета должны обеспечивать прозрачность учетной информации при сохранении ее конфиденциальности

 

 

4. Место бухгалтерского дела в системе научного знания (из лекций)

Бухгалтерское дело по своему содержанию является частью многих наук и требует знаний в области финансового и управленческого учета, экономического анализа, аудита, компьютерных систем обработки данных и т.д.

Финансовый и управленческий учет являются поставщиками информации необходимой для управления организацией, формирования отчетности, организации учетного процесса.

Информация, формируемая финансовым и управленческим учетом, должна отвечать определенным требованиям. При этом для финансового учета основным является достоверность информации, а для управленческого ее сущность.

Содержание объектов бухгалтерского дела т условия их исследования предопределяют выбор и последовательность применения экономического анализа. Он осуществляется с целью выявления закономерностей в развитии хоз-го субъекта, их взаимосвязях и взаимовлияниях, а также факторов повлиявших на результаты хозяйственной деятельности.

Основной информационной базой экономического анализа служат данные полученные в системе бухгалтерского учета, инструментами экономического анализа выступают балансовый и индексный методы, факторный анализ, методы уравнений, группировок и др.

Экономический анализ, осуществляемый на уровне хоз-го субъекта может быть финансовым, управленческим, анализом финансовой отчетности, текущим, ретроспективным, экспресс-анализом и т.д.

Любой компонент экономического анализа определяется целями, преследуемыми при его проведении, а также объемом имеющейся информации.

Взаимосвязь между бухгалтерским делом и аудитом осуществляется на уровне отчетной информации. При этом функции аудита в настоящее время выходят за рамки аудиторских проверок и включают также оказание консультационных услуг в области управления, финансов, налогообложения, оценки заключенных договоров и т.д.

В связи с тем, что большой объем бухгалтерской информации формируется с использованием автоматизированных систем обработки данных каждый бухгалтер должен обладать знаниями в данной области на уровне достаточном для качественного ведения учетного процесса, принятия соответственных решений и взаимод. со специалистами.

 

5. Нормативное регулирование бухгалтерского дела

Первый (законодательный) уровень - Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как “О бухгалтерском учете”, “Об акционерных обществах” и др., возлагают общее методическое руководство на Правительство РФ, кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), «Учет договоров на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 7/98), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98) и др.

Третий (методологический) - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.

 

6. Формирование и развитие профессии бухгалтера и аудитора

Считается, что первые аудиторы появились в Великобритании, примерно в середине XIX века. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 году, уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю по меньшей мере один раз в год. Приблизительно в это же время профессия аудитора появилась и в других развитых странах.

Особенный толчок развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис 1929-1933 годов, когда массовое банкротство акционерных обществ потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчетов со стороны независимых профессионалов. С тех пор все акционерные общества, зарегистрированные на бирже, должны публиковать свои годовые отчеты не позднее трех месяцев после закрытия финансового года, заверенные профессиональным аудитором.

Корни возникновения аудита в России восходят к петровским временам.

Так, впервые институт аудиторов был введен Петром I в армии для рассмотрения имущественных споров. Вместе с тем из-за отсутствия объективных экономических причин и общественной потребности в аудите в те годы он не стал необходимым звеном экономической жизни России. Последующие попытки внедрить аудит в нашей стране предпринимались в 1888 г. – спустя более 150 лет. К идее аудита возвращались в начале XX века (1907-1912 гг.) и в 1929-1930 гг. Как правило, это было связано с проведением экономических реформ.

При плановой экономики, когда широко применялся финансовый контроль и ревизия, само понятие «аудит» в бухгалтерском обиходе отсутствовало.

Профессия аудитора в России реально получила свое развитие – в 90-е годы XX века. Формирование и развитие в России рыночных отношений, создание предприятий различных организационно – правовых форм обусловило возникновение аудиторской деятельности и появление профессии аудитора.

В настоящее время престиж бухгалтерской профессии резко возрос. Сегодня главный бухгалтер – самая востребуемая специальность. Им может стать любой бухгалтер, знающий все участки бухгалтерского учета и имеющий смелость взять на себя определенную ответственность.

Слово «бухгалтер» происходит от немецкого: Buch – книга, halter – держатель, что в переводе означает «регистратор хозяйственных операции, или ответственный за организацию и правильное прочтение учетных данных». Бухгалтер – это специалист, обладающий специальными навыками и имеющий соответствующее образование.

Термин «бухгалтер» появился в XV в. Как гласит исторический факт, первым должностным лицом, получившим звание бухгалтера, был Христофор Штехер – делопроизводитель Инсбрукской счетной палаты. В германии до 1498 г. Лица, занимающиеся ведением счетных книг, назывались писцами. С этого времени термины «бухгалтер» и «бухгалтерия» стали вытеснять старые названия и постепенно распространятся повсюду. В России они вошли в обиход только в XVIII в. при осуществлении реформ Петром I. Счетоводству уделялось в то время соответствующее внимание, однако квалификационных людей, умеющих правильно и грамотно вести бухгалтерские книги, было мало. Неслучайно поэтому лицом, первым получившим в России звание бухгалтера, был голландский купец Тиммерман, который приказом Коммерц-коллегии от 11 сентября 1732 г. Был назначен главным бухгалтером Петербургской таможни.

Одним из направлений принятой 6 марта 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО является повышение уровня знаний бухгалтера и изменение его роли в управлении экономикой организации.

В условиях рыночной экономики изменились роль и функции бухгалтерской службы. За последние несколько лет появилось большое количество фактов хозяйственной деятельности, отражение которых в бухгалтерской отчетности, а также порядок их ведения в текущем учете не предусматривались. Кроме того, сегодня бухгалтер активно участвует в выработке управленческих решений и выступает экспертом в процессе их принятия.

 

 

7. Современные профессии бухгалтера

Сегодня бухгалтерский учет сформировал интересную, творческую и престижную профессию. Лица, имеющие ее, специализируются по следующим областям:

· Финансовый и управленческий учет;

· Независимая бухгалтерская деятельность;

· Финансовое управление (менеджмент);

· Финансовая экспертиза;

· Бюджетный учет;

· Преподавательская, научно-исследовательская или управленческая деятельность в перечисленных выше сферах.

Основополагающие признаки, характеризующие статус главного бухгалтера, установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Этим же документом регулируются общие основания юридической ответственности главного бухгалтера, определяемые задачами и функциями, возложенного на него Законом.

Основная задача бухгалтера по финансовому учету заключается в сборе, подготовке, систематизации и обобщении учетной информации, обеспечивающей бухгалтерское оформление и регистрацию фактов хозяйственной деятельности, их стоимостное измерение, текущую группировку и составление финансовой отчетности. Финансовый учет осуществляется с целью получения информации как внешними, так и внутренними пользователями. Так как финансовый учет строго регламентирован и подчиняется установленным положениям по бухгалтерскому учету, то обязанностью бухгалтера является соблюдение норм финансового и налогового законодательства.

Задачей бухгалтера по управленческому учету является обеспечение руководства организации информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Для эффективной деятельности организации и предотвращения хищений бухгалтер принимает участие в планировании доходов и расходов, составлении смет и контроле за расходами. В его обязанности входит наблюдение за правильностью введения документации и подготовкой соответствующей внутренней отчетности.

Главные бухгалтеры, бухгалтеры по финансовому и управленческому учету должны подтверждать свою профессиональную компетентность и подготовку путем прохождения аттестации на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Основным документом, определяющим порядок аттестации, является Положение об аттестации ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров России, утвержденное решением Президентского совета ИПБ России от 18 апреля 2001 г. № 4/01 с изменениями и дополнениями от 27 июня 2001 г. № 6/01.

Независимая бухгалтерская деятельность предполагает работу бухгалтера по представлению своих услуг. Сфера такой независимой деятельности охватывает предоставление платных услуг по проведению аудиторских проверок, налогообложению, оценке активов организации, собственности, недвижимости, управленческому консультированию и др. однако для осуществления такой деятельности необходимо наличие лицензии и соответствующего сертификата, подтверждающего профессиональные качества аудитора, оценщика, финансового менеджера.

Перед финансовым менеджером стоят многочисленные задачи, связанные с управлением оборотным капиталом, определением оптимальной его величины и структуры, управлением дебиторской и кредиторской задолженностью, оценкой эффективности инвестиционных проектов с учетом рисков, связанных с их осуществлением, анализом хозяйственной деятельности, финансовым контролем.

Функции контролера имеют внутренний характер и заключаются в ведении учетной документации, отслеживании документооборота и контроле финансовых результатов по прошлой и текущей деятельности. В сущности, контролер является бухгалтером компании. Он занимается составлением промежуточной отчетности, налоговых деклараций, годовой бухгалтерской отчетности.

Деятельность казначея направлена на решение глобальных вопросов по обеспечению финансовой устойчивости организации. Он формирует структуру основного и оборотного капитала, проводит оценку затрат на капитал, управляет денежным оборотом, привлекает краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, организует расчеты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками. В составе функциональных обязанностей казначея можно выделить функции управления имущественными ценностями и долгами организации, финансового планирования, разработки кредитной политики, управление инвестиционным портфелем. Обязанностью казначея является поддержание ликвидности организации, формирование потоков денежной наличности.

 

8. Повышение квалификации бухгалтеров

Задачей повышения бухгалтеров является поддержание уровня специальных знаний и профессиональных навыков, которыми обладают профессиональные бухгалтеры; помощь бухгалтерам в применении новых методов бухгалтерского учета и специальных дисциплин в понимании экономических процессов и оценке их воздействия на своих клиентов или работодателей и на свою собственную работу, а также в выполнении своих обязанностей в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. По окончании занятий повышения квалификации бухгалтеров выдается удостоверение государственного образца.

Повышение квалификации главного бухгалтера позволяет овладеть профессией во всех ее мелочах и нюансах. Это позволяет изучить новые методики ведения бухгалтерского учета, оптимизировать работу и повысить ее эффективность.

Сертификация бухгалтеров позволит освоить все тонкости ведения бухгалтерского учета. Очевидно, что специалисту, регулярно повышающему собственные знания и навыки, с большей вероятностью отдадут предпочтение при выборе бухгалтера из соискателей.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров – это также удачный шанс для любой компании повысить уровень профессионализма своих бухгалтеров. Это позволит оставить в штате компании тех же специалистов, которые уже от и до знают все нюансы вашей деятельности, и в то же время получить более эффективную работу бухгалтерского отдела.

 

 

9. Сущность бухгалтерской службы (из лекций)

 

Одной из основополагающих частей системы управления организацией является подсистема бухгалтерского учета включающая в себя финансовый, управленческий и налоговый учет с соответствующими информационными потоками.

Ведение учета находится в компетенции бухгалтерской службы организации.

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организации.

Основные задачи бухгалтерской службы:

1. Ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности организации;

2. Организация документооборота и обмена данными с подразделениями организации;

3. Оперативный и систематический анализ данных учета и отчетности с целью предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов;

4. Поиск источников финансирования, выбор оптимального сочетания внутренних и внешних источников;

5. Своевременное обеспечение ресурсами текущей деятельности организации;

6. Эффективное использование финансовых ресурсов, обеспечение достижения целей организации;

7. Сохранение и рациональное использование капитала организации;

8. Обеспечение информацией заинтересованных пользователей.

Основные способы организации бухгалтерской службы отражены в ФЗ «О бухгалтерском учете» в соответствии с которым бухгалтерский учет может вести:

1. Руководитель организации

2. Специальная служба во главе с главным бухгалтером

3. Сторонняя организация на договрных началах

4. Бухгалтер

Организация бухгалтерского дела в рамках бухгалтерской службы предполагает:

1. Разработку организационно – распорядительной документации (положение о бухгалтерии, должностные инструкции, штатное расписание и др.)

2. Организацию документооборота

3. Создание номенклатуры дел и организация хранения документов

4. Формирование кадровой политики бухгалтерской службы (система подбора персонала и повышение его квалификации, порядок аттестации бухгалтеров)

5. Создание технологии обработки учетной информации

 

 

10. Структура бухгалтерской службы (из лекций)

 

Структура бухгалтерской службы – состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц бухгалтерии, выполняющих различные функции.

Структура бухгалтерской службы зависит от структуры организации и особенностей осуществления хозяйственной деятельности.

Виды структур:

1. Линейная структура, при которой все работники бухгалтерской службы подчиняются непосредственно главному бухгалтеру, промежуточных звеньев (отделов, групп) структура не имеет. Характерна для большинства организаций.

2. Вертикальная структура, внутри бухгалтерской службы создаются промежуточные звенья управления (отделы, группы, бюро, возглавляемые старшими бухгалтерами), старшие бухгалтера подчиняются непосредственно главному бухгалтеру или его заместителям и контролируют выполнение работы. Структура характерна для большинства средних и крупных предприятий.

3. Смешанная структура, при которой выделяются структурные подразделения, выполняющие замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются руководителям этих подразделений, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетенции. Структура характерна для наиболее крупных предприятий.

Организация учетного процесса в рамках бухгалтерской службы может быть:

1. Централизованная, основная учетная работав ведется в главной бухгалтерии, где осуществляется ведение синтетического учета на основании первичных документов, поступающих из подразделений. В самих подразделениях осуществляется только первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности.

2. Децентрализованная, учетный процесс рассредоточен по отдельным подразделениям, где осуществляется ведение аналитического и синтетического учета. Главная бухгалтерия производит свод данных различных подразделений, составление отчетности, контроль за постановкой учета.

Организация учетного труда и его разделение между работниками бухгалтерской службы может быть:

1. Функциональное, которое предполагает выполнение каждым работником определенной совокупности функций или операций.

2. Предметное, при котором один учетный процесс совершает от начала до конца один работник или определенная часть аппарата бухгалтерии.

3. Разделение труда по объему работ, учетная работа каждого участка распределяется между отдельными исполнителями на основе изучения объема работ и времени, необходимого для выполнения каждой операции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...