Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Возможности адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства в России




Российский малый бизнес обладает отличительными особенностями по сравнению с зарубежными странами, а именно [5, с. 133].:

1) совмещение в одном малом предприятии нескольких видов деятельности;

2) отсутствие четкой специализации, стремление к самостоятельности;

3) низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

4) высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;

5) неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных услуг;

6) высокая степень монополизации российской экономики (так, например, хотя по данным Госкомстата России, 4 % промышленных компаний с числом работников более тысячи человек реализовали около трех четвертей всей промышленной продукции, число малых предприятий за последние годы значительно выросло, а их доля в ВВП увеличилась с 9,6 до 10,4 %, что, в свою очередь, позволило создать 550 тыс. рабочих мест, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло [6, с. 379];

7) большая часть МСБ остается в теневой экономике, причем, в ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала, не ведется реальной хозяйственной деятельности).

Важно также учитывать опыт развитых стран в целевом характере поддержки малых предпринимателей с акцентом на начинающих. В международной практике выделяют несколько категорий людей, стремящихся заняться бизнесом и начинающих свое дело.

Первая категория - это начинающие предприниматели (то есть граждане, имеющие способности и желание заниматься такой деятельностью). Здесь внимание органов поддержки направлено, прежде всего, на молодежь, военнослужащих, увольняемых в запас, бывших чиновников, инженеров, которые остаются без работы после закрытия крупных производств. [7, с. 120].

Так, например, в связи со вступлением России в ВТО вероятен вариант сокращения сотни тысяч работников (инженеров, мастеров, рабочих) в таких ведущих отраслях российской промышленности, как в металлургии, автомобилестроении, авиастроении, легкой промышленности и других отраслях. Следовательно, при таком сокращении эти люди могли бы пойти как в действующие и новые МСП, так и в качестве предпринимателей. Хотя здесь следует принять во внимание тот факт, что далеко не все люди способны заниматься предпринимательской деятельностью, - в этом случае следует выстроить такую инфраструктуру по бесплатному обучению, сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению этой категории, которая смогла бы удовлетворить потребности всех безработных (правда, для этого России, прежде всего, придется решить проблему безработицы и связанную с ней жилищную проблему, и т.п., что является весьма и весьма нелегкими задачами).

Кроме того, российские банки в отличие от банков США, Германии, Великобритании, Канады не кредитуют начинающий бизнес из-за высоких рисков, значительного процента невозврата кредитов, неразвитости механизмов микрофинансирования и гарантирования. Российское законодательство до сих пор не содержит определения среднего бизнеса, а статистика вообще не отделяет его от малого и крупного. [8, с. 364].

Региональным вариантом в этой ситуации является покупка (или лизинг) готового бизнеса. Государственные органы должны способствовать созданию рынка готовых малых и средних инновационных компаний с использованием федерального и муниципального имущества в рамках программы реструктуризации крупных предприятий, как это делается, например, в Нижегородской, Московской, Ленинградской, Воронежской и других областях с развитой оборонной промышленностью. [5, с. 156].

Опыт успешного выполнения конверсионных программ накоплен в США, Англии и Канаде. Данные предприятия могут предлагаться предпринимателю в лизинг на срок 5-10 лет. Создавая новые продукты, услуги или технологии, предприниматель, получая прибыль, возвращает государству выделенные ему средства. В противном случае, если один предприниматель по каким-либо причинам не возвращает деньги, после экспертизы предприятие передается другому, более подготовленному. При подготовке предпринимателя, имеющего уже начальный капитал и необходимые ресурсы, необходимо обучить его эффективному менеджменту и маркетингу [4, с.121].

Кроме того, человек, получивший определенные знания и навыки, не имеющий желания либо способности быть собственником, предпринимателем, вполне может пойти в наемные работники. При этом на него не давит груз долговых обязательств. Безусловно, для решения этой задачи в России будут создаваться необходимые условия.

Вторая категория предпринимателей - это те, кто уже начал свой бизнес и имеет небольшую собственность. Однако, семейному либо малому предприятию требуется расширение или модернизация, а иногда и качественное обновление производства (например, диверсификация) плюс определенные финансово-кредитные ресурсы. Причем, их обеспечение, имеющееся у того или иного предпринимателя, недостаточно, так как необходимо создание системы гарантий с участием государства, банков и фондов, как, например, принято в Австрии, Финляндии и других странах при обязательной поддержке федеральных, региональных и муниципальных властей и, конечно, соответствующее законодательство. Гарантия по кредиту создает возможность развития и модернизации бизнеса, позволяет вывести его на достойный уровень, когда можно доказать свою состоятельность в банке, - такому предпринимателю необходимо помочь получить кредит, сформировать свою "кредитную историю". Кроме того, создание государственной системы гарантий позволяет разделить риски между предпринимателем, банком и государственной структурой (фондом), вовлечь значительный банковский капитал в активный рыночный оборот. В России подобного рода механизмов поддержки предпринимателей пока не созданы. [5, с. 328].

Третья категория предпринимателей - это те, у которых уже есть стабильный бизнес, а значит, есть и кредитная история. Данная категория предпринимателей может получить дополнительные кредиты даже под оборотные средства. Безусловно, таким предпринимателям необходима поддержка при выходе на внешние рынки, особенно при условии вступления России в ВТО, когда рухнут "заградительные" барьеры, российский рынок окончательно заполнится большим количеством дешевой продукции (обуви, одежды, трикотажа, тканей, косметики и т.п. из различных стран мира, как, например, из Италии, Турции, Китая, где преобладают малые и средние предприятия). [7, с. 344].

Европейские страны очень активно поддерживают развитие экспортного потенциала своего малого бизнеса. Действуют эффективные системы гарантий экспортных поставок в Германии, Австрии, Италии, Финляндии. Формируется единая система гарантий Евросоюза. Данный опыт требует незамедлительного освоения в России при активном участии Минэкономразвития России, Российского банка развития, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Торгово-промышленной палаты и других заинтересованных институтов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе рассмотрения развития малого бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Из проделанной работы можно сделать выводы:

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Сектор МП способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В разных экономических условиях и странах малый бизнес зависит от ряда факторов, таких как природно-климатических, культурно-исторических и др.

Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Поддержка малого предпринимательства государством осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов. Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства. Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов. Одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

Важность малых предприятий том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно правовые документы:

1. Федеральный закон «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ

 

2. Постановление Совета Министров «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446

 

3. Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ

Учебная литература:

4. Голуб, Л.А. Макроэкономика. Основы теории государственного регулирования. Учебное пособие / Л.А. Голуб. — Хабаровск: ДВИМБ, 2013. — 165 с.

5. Современная экономика. Лекционный курс: многоуровневое учебное пособие.— Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 416 с.

6. Экономика: учебник. Под ред.А.И. Архипова, А.К. Большакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 840 с.

7. Носова, С.С. Экономическая теория: Учебник.: КноРус, 2013.- 792 c.

8. Океанова, З.К. Экономическая теория: Учебник / З.К. Океанова. - М.: Дашков и К, 2014. - 652 c.

Периодические издания:

9. Петиш К. Потенциал и проблемы развития России // Экономист. 2015. № 3

Электронные ресурсы:

10. Общая экономическая теория. Режим доступа: http://economictheory.narod.ru/a_economictheory.htm

11. Экономическая теория. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/i000.htm

12. Мировая экономика. Режим доступа: http://www.finansy.ru/st/index_mir_0.html

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...