Особенности психических процессов личности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Способности - индивидуально-психологические свойства личности, обуславливающие возможность успешного выполнения тех или иных видов деятельности. Эмоции - переживания человеком своего отношения к действительности, к событиям в общественной и личной жизни. Эмоции делятся на два класса: положительные - стенические, отрицательные - астенические. Положительные повышают тонус и продуктивность деятельности человека, отрицательные снижают их и могут даже стать причиной заболевания. Разновидностью эмоции является аффект. Аффект - форма эмоции, характеризующаяся чрезвычайной интенсивностью протекания и сопровождающаяся бурными выразительными движениями. Вызывается обычно неожиданным раздражителем, к которому психика не может сразу приспособиться. Различают стенические (радость) и астенические аффекты (страх, отчаяние). В соответствии со степенью проявления аффекта при восприятии окружающей действительности можно выделить людей аффективного и неаффективного типов. Аффективный тип обладает чрезмерной эмоциональной возбудимостью. Эмоция, переходящая в аффект, оказывает влияние на ход и направление представлений субъекта, определяет подбор их, причем допускает лишь те представления, которые соответствуют данному чувству. Поэтому субъективизму характерны качества такого типа, как негативность, хитрость, перенос своих неприятностей на других, обидчивость, вспыльчивость. Аффективный тип обладает хорошими способностями к дифференциации, поэтому не любит шаблонных ответов и действий, утончен, тактичен. Ему свойственны индивидуализация и оригинальность в построении предложений, имеется склонность к литературному творчеству. Неаффективный тип реально воспринимает действительность, сдержан, самостоятелен, добросовестен, практичен, либерален, правдив, деловит, с высоким самоконтролем.
Конфликтность - стремление разрешить столкновение противоположных интересов, взглядов с помощью спора, распрей и т.д. Обычно это качество присуще индивиду, обладающему активным методом самозащиты - стремлением переложить свою вину на другого. Для людей этого типа характерны высокая склонность к агрессии, риску, обидчивость, повышенная раздражительность, смелость, хитрость. Для людей неконфликтного типа присущи спокойствие, осмотрительность, осторожность, невысокая раздражительность, мягкость в общении. Эмоциональная стабильность - ваготония. Люди, обладающие эмоциональной стабильностью, имеют устойчивое, ровное настроение, последовательны в действиях и стремлениях, трудолюбивы, стойко переносят свои трудности, в суждениях и поступках справедливы, выдержаны, терпеливы и выносливы. Деловые контакты предпочитают всем другим. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно не уравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.Индивиды с эмоциональной нестабильностью (симпатотонией) раздражительны, обидчивы, общительны, волевые качества невысоки, легко внушаемы, склонны отвлекаться и бросать дело при первых трудностях.. Личностные контакты предпочитают деловым. Воля - способность управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами деятельности.
Система представлений человека о себе. Я-концещия Я-концещия была предложена американским психологом Карлом Рэнсом Роджерсом (1902 - 1987 гг.). Суть данной Я-концещи и состоит в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «Я», то, каким индивид зидит себя в прошлом, настоящем и будущем. Я-концепция формируется в процессе взаимодействия личности с окружающей средой и является интегральным механизмом саморегуляции ее поведения. Она определяет относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о себе, на основании которой он строит свои взаимоотношения с остальными людьми.
Кратко остановимся на составляющих этой концепции. Я-реальное — это я в настоящем, оно является синтезом установок самовосприятия и самоотношения. Этот элемент отражает меру принятия себя в настоящем, степень самоуважения или неуважения себя. Например, я — студент дневного факультета экономического института. Я-идеальное — некоторая совокупность качеств и характеристик, которые индивид хотел бы видеть у себя. Я-идеальное может подменять Я-реальное, тогда человек живет иллюзией самолюбования, самовлюбленности, общаться с ним крайне сложно, его надо все время хвалить, возражения против он не слышит. Противоречие между реальным и идеальным - Я составляет одно из важных условий саморазвития личности. Я—конструктивное — наше видение своего будущего, оно трансформирует элементы нашего идеального Я в цель деятельности: выучить иностранный язык, чтобы в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда, получить интересную работу. Каждое из этих «Я» включает в себя несколько составляющих. Я-физическое фиксирует общее представление о телесных параметрах личности, ее привлекательности. Оно распространяется на наши вещи, дом, жилище и т.д Например, я — среднего роста, имею достаточно привлекательную внешность, умный и образованный, интересен в общении. Я-социальное — это отношение к себе в настоящем с точки зрения места в социальных отношениях. Я-эмоциональное и умственное — насколько мы довольны собой, насколько мы считаем себя умными, развитыми.
Окно Джогари Американские психологи предложили модель, получившую название «Окно Джогари». Схема дает представление об информационном наполнении личности (рис.1). Вертикальная левая часть прямоугольника указывает на то, что человек знает о себе, правая часть — чего он о себе не знает. Горизонтальная верхняя часть — что известно о нем другим, нижняя — что неизвестно другим. Получается так, что человек многого не знает о себе, но зато об этом знают другие (квадрат — 2). Кроме того, ему известно о себе то, что неизвестно другим (квадрат — 3). Есть также еще и «неизвестная зона» (квадрат — 4), о которой ни сам субъект, ни другие не имеют представления. При таком «раскладе» информации о личности у собеседников постепенно складывается по отношению друг к другу чувство настороженности, нередко порождающей недоброжелательность.
Рис. 1 – Процесс расширения "открытой зоны"
С целью смягчения ситуации и улучшения процедуры взаимодействия «неизвестная зона» должна быть сужена. Это можно сделать за счет выдачи собеседнику некоторой информации о себе, т.е. путем расширения «открытой зоны» (квадрат — 1). Это достигается сужением «скрытой зоны» (квадрат — 3), т.е. путем самораскрытия перед собеседником, а также сужение «слепой зоны» (квадрат — 2). Весь этот процесс выглядит как выдача информации о себе и запрашивание обратной связи от других. Цель запрашивания и получения обратной связи, а также самораскрытия, т. е. расширения «открытой зоны» за счет сужения «слепой» и «скрытой» зон, состоит в повышении эффективности поведения обоих субъектов общения (собеседников, дискутирующих групп, выступающего с трибуны, слушающих). В процессе движений навстречу друг к другу общающиеся неизменно начинают ощущать некое стремление к согласованию точек зрения, компромиссу, кооперации. Неожиданно для себя люди вдруг начинают ощущать какие-то новые связи между тем, что происходит с ними теперь, и тем, что было раньше. Люди проникаются вниманием друг к другу, стремятся к взаимопониманию. «Окно Джогари» как метод познания своего «Я — образа» во многом способствует этому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|