Ральф Дарендорф о социальном конфликте
Основы и социологи 1. Предмет, структура и функции социологии. Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. «Социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах: · экономической, · политической, · духовной и одной нетрадиционной – · социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Люди взаимодействуют, объединяясь в различные социальные общности и группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом. Социология определяется в разнообразных вариантах: · как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США); · как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США); · как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);
Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета. Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие, а также методику и технику изучения человека. Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки. 1. Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: ® эмпирии - комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; ® теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; ® методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.
2. Целевой подход подразделяется на: ® фундаментальная социология ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. ® прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию. 3. Масштабный подход делит науку на: ® макросоциологию: изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.) ® микросоциологию: изучает непосредственное социальное взаимодействие (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: ® общее социологическое знание; ® отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); ® самостоятельные социологические школы, ® направления, ® концепции, ® теории. · Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития. · Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития. · Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.
· Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения. Функции социологии: ® теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах и закономерностях их поведения; ® прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач; ® прогностическая – прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития; ® социального контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества; ® идеологическая - ® гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества. 2. Огюст Конт как основоположник социологии · Предмет социологии: законы наблюдаемых явлений · Элемент общества: семья · Общество: функциональная система, основанная на разделении труда Эмпиризм Позитивизм Мистицизм (Материализм) (Идеализм)
: Как то или иное явление происходит? Факты? (Причина явлений? сущность вещей?)
Характер позитивной философии… … «в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий»
Суть позитивного: 1. Реальное, а не химерическое 2. Полезное, а не негодное 3. Достоверное, а не сомнительное 4. Точное, а не смутное 5. Положительное, а не отрицательное Стадии развития человеческого духа: Теологическая Метафизическая Научная (фиктивная) (отвлеченная) (позитивная) Основные социологические принципы: 1. Принцип условий существования (отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю среды, учитывать взаимодействие между организмом и средой, между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду)
2. Принцип единообразия человеческой природы (учет соответствия интересов и чувств, учет их единообразия на биологической основе в обход психологии) 3. Принцип консенсуса (учитывать цельную совокупность частей, их взаимосогласованность при взаимодействии как частей, так и целого с частями) 4. Принцип эволюции (признание социального прогресса, движения к определенной цели на основе интеллектуального развития, морального совершенства) Методы социологии: § Эмпиризм (опыт) § Позитивизм (факты) § Физикализм (самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и к ним нужно сводить все научное значение.) Социология Социальная статика – исследование ограниченного во времени ряда социальных явлений (семьи, касты, классов, нации, социальных групп, организаций, государства,) в их взаимосвязи, обусловленности. Законы существования: теория порядка. Социальная динамика – исследование движущей силы в развитии общества. (сознание людей, экономические условия, географическая среда, природные условия, климат). Законы последовательности: теория прогресса
Классификация наук: 1. критерий догматизма (одна наука вытекает из другой) 2. критерий историзма (переход от одного этапа развития к другому)
: математика астрономия физика химия биология социология
II этап философии Конта: · «Второй теологический синтез» как духовная опора общества · Организующая и воспитательная роль религии в современном обществе Любовь к Богу и есть Любовь к человечеству · человечество – «Великое Бытие» · пространство – «Великая Сфера» · земля – «Великий Фетиш»
3. Эволюционная социология Герберта Спенсера Творчество Г. Спенсера (1820—3 903 гг.) с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма был опубликован в 1862-J 896 гг. Этот труд включал: «Основные начала» (1862 г.), «Основания биологии» (1864—1867 гг.), «Основания психологии» (1870—1872 гг.), «Основания социологии» (1876—1896 гг.) в трех томах, «Социология как предмет изучения» (1903 г.), «Основания этики» (1879—1893 гг.). Сам термин социология благодаря Спенсеру был «реабилитирован» и получал второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с политической религиозно-утопической доктриной, то, начиная со Спенсера, он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.
Теоретические взгляды Г. Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений. Он потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы, а также отличающие его от них. Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к обществу. В своих исследованиях он сочетал эволюционно-исторический подход со структурно-функциональным анализом. Социальный организм, по Спенсеру, состоит из трех главных «систем»: · «регулятивной», · «производящей средства для жизни» · «распределительной». Он первым применил в социологии понятие структуры и функции, системы и института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно побуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда. Дня понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов. Всякий социальный институт, по Спенсеру, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, которые и изучает социология. Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального но природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным иным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественного договора» как ответ на рост численности популяции согласно общему закону — прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Социальные институты — органы самоорганизации и управления, и так как основное свойство любого организма — взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов.
4. Социологические взгляды Эмиля Дюркгейма Теоретиком движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие, за исключительно эволюционный путь развития общества выступил французский социолог Э. Дюркгейм (1858—1917 гг.). Ему принадлежат следующие основные труды: «О разделении общественого труда» (1893 г.), «Правила социологического метода» (1895 г.), «Самоубийство» (1897 г.), «Элементарные нормы религиозной жизни» (1912 г.). Теоретическое наследие включает также многочисленные курсы лекций, посвященных проблемам морали, педагогики, истории социалистических учений и др. Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был социологизм, в основе которого лежало следующее утверждение: социальная жизнь возникла и процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации, общество при этом обладает чертами физического и морального превосходства над индивидами. Особая социальная реальность есть то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого, безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных «ожиданий», требований, принципов морали. Индивидуальное выступает как подчиненный, вторичный феномен, находящийся в зависимости от первичных объективных социальных фактов, то есть явлений социальной среды. Социологизм давал возможность Э. Дюркгейму выступить теоретиком движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие. Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является общественное разделение труда, именно оно создает общественную связь в современном, утратившем силу религиозного сознания обществе. Принципы научности Дюркгейм сформулировал в работе «Правила социологического метода». Его социология основывается на теории социального факта. В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки: 1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества. 2. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды. 3. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида. Итак социология по мнению Дюркгейма основывается на признании социальных фактов, который порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается от того, что происходит на уровне отдельных индивидуальных сознаний, потому, что у него другая природа — коллективное сознание. Признание объективной реальности социального факта является центральным пунктом социологического метода Дюркгейм. Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма или социального реализма. Исходя из понимания социальных фактов Дюркгейм исследовал природу, типологию, историю социальной солидарности людей, которую он рассматривал как моральный принцип, универсальную ценность. Прежде в архаическом обществе господствовала механистическая солидарность, в основе которой лежит неразвитость — сходность индивидов и их общественных функций. Главной идеей, вдохновлявшей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общее сознание. Вопрос о природе общества и его кризисе, об интегративном социальном начале, о значении общественной солидарности и разделения труда, о сущности и функциях общественного сознания, методах социологического исследования и статусе социологии как науки — все эти проблемы, решаемые Дюркгеймом с позиций достаточно цельной философско-социологической концепции, несомненно, принадлежат к числу фундаментальных проблем теоретической социологии. В историю социологии Э. Дюркгейм вошел как основатель французской социологической школы, как один из создателей науки социологии, как автор концепции, социологизма. Социальный факт (вещественная и безлично-коллективная единица объективной реальности социума) Предмет исследований: коллективное сознание, социальное Субъект действия – коллективное сознание Фундамент социальной структуры: разделение общественного труда (интеграция сознания обществава) Инструмент познания: общие законы действительности, факты, причинно-следственные связи, количественное описание Законы общества аналогичны законам природы (социология – естественная наука) Понятие социальной солидарности (какие связи объединяют человечество в общество? основа интеграции?) · объективность законов действительности (и социологии!) · игнорирование субъективных пристрастий и предрассудков · целое важнее части и даже суммы частей: общество – это автономная система
5. Содеражние и особенности марксистской социологии К.Маркс и Ф.Энгельс. Концептуальной основой марксистской социологии, традиционно определяеомй как исторический материализм, стала идея материалистического внимания истории. Данный тезис получил теоретическое и эмпирическoe обоснование в знаменитом труде К. Маркса «Капитал». Для внимания социологических идей марксизма большое значение имеют труды К. Маркса «Нищета философии» (1847 г.), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852 г.), «К критике политической экономии» (1859 г.), «Гражданская война во Франции» (1871 г.), работы Энгельса «Крестьянская война в Германии» (1849 г.), «Анти-Дюринг» (1877—1878 гг.). «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), их совместные произведения «Немецкая идеология» (1846 г.), «Манифест коммунистической партии» (1848 г.). Социологическая концепция марксизма основана на жесткой зависимости всех сфер жизни общества от экономических условий (исторический материализм), признании закономерности классовой борьбы неизбежности замены капитализма коммунистической общественно-экономической формацией посредством насильственной социалистической революции и установления диктатуры пролетариата под руководством коммунистической партии. Ее основное противоречие состояло в том, что, с одной стороны, она признавала естественный ход исторического прогресса от низшей формации к высшей, а с другой — утверждала необходимость ускорения этого процесса посредством насильственной революции. Формационный подход называется так же стадиальным и прогрессистским. Впервые его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-экономических формациях: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическое (или социалистическая). Согласно марксисткой традиции, формация определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. В целом для социологии марксизма характерны черты: признание классового расслоения общества на основе частной собственности на средства производства, открытая партийность и революционность, признание роли революционного насилия в историческом процессе, построение модели бесклассового коммунистического общества в интересах преодоления отчуждения труда, достижения всеобщего благосостояния и всестороннего развития личности на базе общественной собственности на средства производства. В дальнейшем социология марксизма явилась теоретической основой социал-демократического и коммунистического движения.
6. Социология Макса Вебера Макс Вебер (1864—1920 гг.). Основные взгляды Вебера изложены в работах: «Политика как профессия» (1919 г.), «Наука как профессия» (1920 г.), «Хозяйство и общество» (1921 г.). Вебер пытался разработать новую политическую платформу буржуазного либерализма в условиях уже наметившегося в Германии перехода к государственно-монополистическому капитализму. Учение о понятиях как средствах преодоления интенсивного и экстенсивного многообразия эмпирической действительности своеобразно преломилось у Вебера в категории идеального типа. Идеальный тип — это «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Он не должен извлекаться из эмпирической реальности, а должен конструироваться как теоретическая схема. Вебер разграничивает исторический и социологический идеальные типы. Своеобразие веберовской концепции идеального типа и целый ряд трудностей, связанных с ней, определяется тем, что идеальный тип у Вебера служит методологическим принципом как социологического, так и исторического познания. Чтобы показать, как применяется понятие идеального типа у Вебера, необходимо проанализировать это понятие и с содержательной точки зрения. Для этого введем еще одну категорию социологии Вебера — категорию понимания. Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных Наук. То обстоятельство, что человеческое поведение поддается осмысленному толкованию, предполагает специфическое отличие науки о человеческом поведении (социологии) от естественных наук. Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида осмысленно. Но это понимание не является психологическим», поскольку смысл не принадлежит к сфере психологического и не является предметом психологии. С принципом «понимания» связана одна из центральных методологических категорий веберовской социологии — категория социального действия. Насколько важна для Вебера эта категория, можно судить, по тому, что он определяет социологию как науку, изучающую социальное действие. Категория социального действия, требующая исходить из понимания мотивов отдельного индивида, есть тот решающий пункт, в котором социологический подход Вебера отличается от социологии Э. Дюркгейма. Вводя понятие социального действия, Вебер по существу дает свою трактовку социального факта, полемически направленную против той, которая была предложена Дюркгеймом. В противоположность Дюркгейму Вебер считает, что ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве субъектов действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды. Основой определения социальной структуры общества, его стратификации (расслоения) Вебер считал неравенство по следующим признакам: власть, престиж, богатство. Принадлежность индивида к той или и ной страте (классу) определяется по экономическому критерию — отношение собственности и уровень доходов; по отношению к власти как принадлежность к определенным политическим кругам (партиям); по престижу – как обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволяет ему занять определенное место в социальной иерархии. Социальное действие (индивидуальное действие, ориентированное на социум) предмет исследований – индивид, мотив, поведение, субъективный смысл субъект действия – индивидуальное сознание фундамент социальной структуры: неравенство по критериям власти, престижа и богатства инструмент познания: идеальный тип (усредненная теоретическая конструкция), факты, причинно-следственные связи, отнесение к ценностям законы общества противоположны законам природы (социология – естественно-гуманитарная наука) понятие ценностного суждения («интерес эпохи») · отказ от понятия объективности знания · принципиальное различие: социальная теория <=> реальность · анализ прошлого – не прогноз будущего · оценка социолога определяется «интересом эпохи» 7. Субъективная социология П.Л.Лаврова и Н.К.михайловского Ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский. Субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли. Он включал психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в “Исторических письмах” (1870). Субъективная социология была своеобразным ответом: на волнующий в конце 60-х - начале 70-х годов демократически настроенных людей вопрос о том, что необходимо; сделать, чтобы изменять «народную долю». Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса. Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным. «Социология есть наука об обществе. Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это продукт практического творчества мысли. Общественные процессы представляют реализирование, в изменяющихся общественных формах, потребностей общих большему или меньшему числу личностей.» П. Лавров пришёл к этическому субъективизму, отталкиваясь от мысли о целеполагающей активности личности как субъекта истории. Субъективный метод напрямую связан с теоретическим обоснованием прогресса. Сущность прогресса «всё-таки лежит в субъективном взгляде мыслителя на то, что лучше или хуже для человека или человечества». Исходя из этого, Лавров конструировал свою формулу прогресса: развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, всё, что можно считать прогрессом. Этико-субъективный подход тем не менее не представлял из себя чисто субъективного построения, а был своего рода парадигмальной моделью освоения действительности. Субъективный метод как научная доктрина проистекал из теоретической посылки о социально-активной функции личности в истории и на этой основе трансформировался в целостно учение о прогрессе как нравственном императиве истории. Говоря о цене прогресса, Лавров обращал внимание на то, что в истории часто упоминают о героях, гениальных личностях, забывая о тех условиях, при которых они действовали и при которых человечество было «осчастливлено» их появлением. Истинная общественная теория требует не подчинения общественного интереса личному и не поглощения личности обществом, а слития общественных и частных интересов. Общественность становится реализированием личных целей в общественной жизни, но они и не могут быть реализованы в какой-либо другой среде Оспаривая марксистские тезисы о прямолинейной заданности законов общественного развития, Михайловский, ссылаясь на аргументы В. Зомбарта, подчёркивал, что воля личности составляет её неотъемлемое свойство и не может быть сведена к социологической необходимости. Михайловский, как и Лавров, конструируя субъективный метод, таким образом, отправлялся от исходного пункта, общего для обоих, принципа социально-активной, преобразующе-созидательной деятельности личности. В основании социологических доктрин обоих мыслителей лежал нравственный идеал, идея целостной личности. 8. Радикально-революционное направление в России Социологическая концепция Плеханова достаточно полно представлена в его произведениях, тем более, что после революции его труды издавались неоднократно. Среди главных социологических работ следует назвать: "Социализм и политическая борьба", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю". "Наши разногласия", "К вопросу о роли личности в истории", "Материалистическое понимание истории". "Критика наших критиков", "О материалистическом понимании истории", "О мнимом кризисе марксизма", "Материализм или кантианизм", "Основные вопросы марксизма", "Materialismus Militans", "Письма без адреса" [1899- 1900 гг.], "О так называемых религиозных исканиях в России", "Искусство и общественная жизнь" [1912-1913 гг.], "Пролетарское движение и буржуазное искусство". Многие идеи содержались в статьях по теории социализма, по социологии политики, искусства, религии, в рецензиях работ Михайловского, Лаврова, Кареева, Ткачева и других. Собственная теоретическая задача Плеханова состояла в обосновании политического и социального идеала революционной борьбы с абсолютизмом, для целей сознательной политической борьбы с правительством, о чем он неоднократно писал [5, С. 51}. Для него нет сомнений в тесной связи борьбы рабочего класса с общими задачами социализма. Политическая ангажированность социологических воззрений Плеханова не только не утаивается, но, напротив, с особой страстью подчеркивается им. Душой его мировоззрения был марксизм, в котором он находил путеводитель истинного понимания хода исторического развития и нравственное оправдание необходимости вершить судьбы общественного прогресса. Это требование отливалось в важнейшую задачу "не осуждать, а выяснять и обобщать (выделено Г. П.) те насущные потребности русской жизни, которые все более и более толкали наших революционеров на путь политической борьбы" 15, С. 64]. В этом заключался смысл разработки Плехановым социологии на марксистской основе. 9. Интегральная социология П.Сорокина. Крупнейший социолог мирового уровня 20в. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи. Разработал теорию соц. стратификации и соц. мобильности в своей теории он объяснил, что любое общество не однородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт обществ, все общества в 20в в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными). Термин стратификация происходит от слова страты — означающего слой. Под термином стратификация понимается следующее: в обществе имеют место социальное неравенство людей, т.е. неравенство в их общественном положении относительно друг друга. Проще говоря в обществе одни люди занимают более высокое положение, чем другие и это безошибочно определяется и ощущается всеми. Оснований для такого неравенства несколько. Один из первых к этой проблеме обратился П.А. Сорокин. Он считал, что таким основанием неравенства могут быть богатства, размеры богатства, образование, род занятий, партийная принадлежность и др. В сорокинской социологии более типичным (до последнего десятилетия) характерным была традиционная, уходившая в 19в принцип стратификации. В его основе лежит теория классов, больших групп людей, главным основанием в различиях соц. положения которых являются доходы и род занятий и еще 2-3, имеющих дополняющий характер. Выделяли страты: владельцев капиталов, рабочие, чиновники, крестьяне, люди свободных профессий (актеры, художники). Западная концепция социальной стратификации 20в основывается на принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих: · естественную (биологическую, физическую и психическую) особенность людей; · социальную (разделение труда, доход, власть, собственность, уклад жизни, статусно-ролевые позиции) природу. А социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность: 1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность); 2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями; 3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических. В советской социология вместо термина стратификация использовался термин классовая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|