Экономический базис и соц.структура римской civitas.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Хар-ые черты римской civitas. Этапы ее развития. (Характерные черты римской культуры.Римская культура в сравнении с культурой греческой) По мнению известного исследователя истории Рима Т. Моммзена, эллины и италийцы весьма существенно отличались друг от друга: “Эллины всегда приносили общее в жертву частному, нацией жертвовали для общин, а общинами для отдельных лиц” [5]. Их идеалом была созерцательная жизнь, часто переходившая в праздность. Политическое развитие шло по линии усиления отдельных полисов-государств (фактически племен), а затем разрушения устойчивости общественных связей и внутри полиса. “В религиозном отношении эллины сначала низвели богов до человека, а затем и вовсе их отвергли. Они любили зрелище борьбы обнаженных юношей и предоставляли полный простор человеческой мысли во всем его страшном великолепии” [6]. Римляне же, согласно Моммзену, воспитывали детей в почтении к отцу, граждан к государству, и всех – в почтении к богам. Они ничего не уважали, кроме полезной деятельности и требовали каждый миг отдавать труду. У них считался худым гражданин, который хотел жить не как другие. И из отвлеченных идеалов они ценили не абстрактное благо или красоту (как в Греции), а любовь к родине, к Риму. Они были уверены в нерушимой вечности Рима и его бесспорном праве управлять миром. Эти и иные видимые различия не мешают тому, что древнегреческую и древнеримскую культуры исследователи объединяют в едином понятии “культура античности”. В той и другой культурах обнаруживается немало общего [7]. Так, отмечается, что и там и тут базой развития культуры была в целом однотипная античная гражданская община. Она (весь ее строй) определяла совокупность основных ценностей жизни и культуры, существенно отличную от совокупности ценностей других древних цивилизаций.
Для античной общины, по мнению ее исследователей, было значимо ее изначальное единство, при неразрывной связи блага отдельного человека с благом общины в целом, служить которому – долг каждого ее члена. Греческий полис и Рим представляли собой похожие варианты развития общинного единства. И в Греции и в Риме по-разному, но развивалась идея верховной власти народа, что совершенно нехарактерно ни для Древнего Египта, ни для древней Месопотамии, ни для других древних цивилизаций. Эта идея реализовывалась в греческой демократии, в римской республике. И для греков и для римлян (для полисов, города и их граждан) была особо ценной идея свободы и независимости, в противопоставлении рабству. В Древней Греции и Древнем Риме в жизни общины (полиса, Рима) обнаруживалась ее тесная связь с богами и героями, как бы членами общины, пекущимися о ее делах, подающими знаки своей воли, требующими скорее уважения и почитания, чем истового поклонения. В других древних обществах боги, более грозные, установившие вечный социальный порядок, тоже могли помогать в делах (хотя чаще наказывать), но как бы извне, со стороны, свыше. В Риме, как и в Греции, жречество не сложилось в особое сословие или касту, не претендовало на власть в государстве. В религиозных верованиях античности, в отношении к ним людей оказалась возможной относительная свобода. Во всяком случае религия практически не мешала свободному поиску мысли, становящейся науке, философии. Свобода, как реализуемая ценность, проявлялась и в особенностях политической борьбы и правовых отношений. И для Греции и для Рима стали характерными открытые публичные “схватки”политиков, открытые судебные процессы, стимулировавшие развитие ораторского искусства и логики доказательств.
Однако, при всей схожести двух античных цивилизаций и культур, они, как уже было отмечено, существенно разнились. Рим с самого начала своего существования вел, в общем успешные, войны с соседями, варварами. И если греки создавали мифы о происхождении мира, богах и полубогах, то в центре римской мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, его героические представители [8]. Достаточно напомнить римскую легенду о Муции Сцеволе (левше), который демонстрировал мужество и стойкость римлянина, держа руку в огне жертвенника во время разговора с царем варваров Порсенной (с которым Рим вел трудную войну). Римляне были уверены, что победы в войнах достигаются именно людьми. Боги только помогают победить. Римляне были в гораздо большей степени воинами, чем греки, разве что, исключая спартанцев. Колоссальные военные успехи Александра Македонского, при всей их значимости, – это все же частность, отдельный всплеск. Римляне вели войны практически постоянно на протяжении истории Рима. Войны же требовали развития железной дисциплины и “добродетелей” воина: мужества, стойкости, верности, суровой непреклонности, гордого достоинства, не допускавших и в мирной жизни шумного “детского” веселья. И в мирной жизни, как и на войне, важнее всего оказывался долг: долг гражданина, долг отца, долг старшего. Римляне были в целом и суровее и прагматичнее, нежели греки. И это сказывалось на всех сторонах жизни, в том числе и жизни религиозной. Экономический базис и соц.структура римской civitas. Экономика. В экономическом отношении Рим III в. до н.э. представлял собой аграрное государство. Принадлежащие ему земли делились на две основные категории: государственные (ager publicus) и частные. Подобное разделение свидетельствует о полисном характере государства. Однако при наличии государственного фонда, включающего в себя большую часть земель, государственного экономического сектора не было. Земли сдавались в аренду частным лицам, причем иногда беднейшие граждане освобождались от налогов. Постепенно такие арендаторы превращались в фактических собственников земли, хотя верховная собственность государства продолжала сохраняться.
В Риме господствовало мелкое и среднее землевладение. До середины III в. до н. э. процесс концентрации земельной собственности еще не зашел далеко. Государство, как это явствует из законов Лициния – Секстия, стремилось к поддержанию характерного для полиса относительного экономического равновесия. Число рабов было невелико. Основными культурами были зерновые, овощи и фрукты, рано появились виноград и оливки. Вследствие низкого технического уровня хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя земледельцы все же нуждались в торговом обмене. Поэтому уже в эпоху царей в городах, прежде всего в Риме, появляются рынки. Раз в неделю устраивались базары, реже – крупные ярмарки. Сведения о появлении профессиональных ремесленников относятся еще к периоду царей. Среди археологических находок встречаются изделия высокого качества. Подчинение греков и этрусков в IV–III вв. вызвало подъем ремесла и культуры. Частые войны стимулировали развитие оружейного производства, которое велось местными силами. В IV в. до н. э. в Риме ведется крупное строительство: город восстанавливается после галльского нашествия, строится Аппиева дорога (312 г. до н. э.), сооружают многочисленные храмы. В Риме функционирует водопровод. Развивается производство предметов роскоши. Рим имел большой внутренний и внешний рынок. С середины IV в. появляется медная монета (асс), римляне начинают также пользоваться греческими серебряными монетами. В III в. появилась римская серебряная монета (денарий). Тем не менее, торговля не была основным источником дохода, а главной целью производства было удовлетворение собственных, по преимуществу сельскохозяйственных и военных, потребностей. Социальная структура общества. Римское общество делилось на три сословия: сенаторы, всадники и плебс, однако сословная принадлежность не наследовалась. Кроме цензового критерия было необходимо предоставление статуса государством. Поэтому сын сенатора мог не принадлежать к сословию отца, а сын плебея теоретически имел право стать сенатором.
Высшим сословием было сенаторское. При республике к нему принадлежали только члены сената. Имущественного ценза для них не существовало, хотя, как правило, сенаторы были богатыми людьми. Фактически сенат контролировался небольшой группой из 30–40 знатных патрицианских и добившихся власти в IV–III вв. до н.э. плебейских родов, которая получила название нобилитета. Формально нобили не имели никаких особых прав, а идеологическим обоснованием их особого положения было не столько происхождение, сколько заслуги (их или их предков) на поприще государственной службы. Второе сословие называлось всадническим. Первоначально в него входили самые богатые граждане, служившие в коннице и голосовавшие в 18 всаднических центуриях. В III в. до н.э. всадничество утратило свой военный характер. К сословию принадлежали лица, обладавшие цензом в 400 тыс. сестерциев и выше, однако, чтобы стать римским всадником, этого было недостаточно. Ранг всадника давало государство в лице цензора. Вместе с титулом всадник получал лошадь и деньги для ее содержания. Каждые пять лет цензоры устраивали «переаттестацию» всадников причем некоторые могли лишиться этого звания. В новой литературе установилось мнение, что всадничество представляло собой торгово-финансовую элиту в противовес сенаторской земелькой аристократии. В последнее время эта точка зрения подвергается пересмотру. Выяснилось, что большинство всадников также были землевладельцами. Некоторые всадники активно участвовали в деловой жизни, но в основном они играли роль крупных банкиров. Однако в деловой жизни участвовали и сенаторы. Основную же массу торговцев и владельцев производств составляли плебеи и вольноотпущенники. Все остальные граждане считались плебсом. Плебс представлял собой разнородную группу, включавшую как сравнительно богатых людей, так и неимущую массу. Плебс делился на городской и сельский. Если первый в значительной степени превращался в неимущий люмпен–пролетариат, то второй в основное состоял из мелких и средних землевладельцев. Несмотря на отсутствие формально-правовых барьеров, римские сословия оставались довольно замкнутыми, и выходцы и, низов были практически лишены возможности войти в высшее сословие. Особую категорию римских граждан составляли вольноотпущенники (либерты). Получив свободу, раб обретал и ограниченные права гражданства. Ограничены были и права его детей – либертинов. Обладая этим комплексом «социальной неполноценности» и не имея возможностей для государственной карьеры лнберты и либертины активно участвовали в производительной жизни общества. Их роль в ремесле и торговле была весьма значительна
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|