Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила рационального мышления




Стратегия – возможный в соответствии с правилами способ действия. В научно-техническом творчестве доступные для участников технологического взаимодействия совокупности научных и технических действий называются стратегиями.

Рациональное мышление изобретателя. Творческий человек не только способен изобретать принципиально новые на мировом уровне новизны технические решения, но также способен изобретать способы для рационализации своей творческой деятельности.

В статье [109] подробно приведены правила рационального мышления, представленные Рене Декартом примерно 375 лет назад.

В трактате «Рассуждения о методе» Декарт привел четыре правила.

1-е правило. Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что не дает никакого повода подвергать их сомнению.

2-е правило. Делить каждое из исследуемых затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

3-е правило. Придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых; восходить постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

4-е правило. Составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

Оказалось, что правила Декарта хорошо согласуются с основной психологической закономерностью мышления. В нашей кратковременной памяти одновременно может находиться не более 7 2 понятий (7 4 для всего человечества).

Эту закономерность нужно применять и в образовательной деятельности – в классе или группе недолжно быть более 9-11 человек.

Объем разнородных понятий в кратковременной памяти мы применили и в данном научно-учебном пособии: вначале термины и их определения, а затем осмысление фреймов знаний по отдельным пунктам.

Правила Декарта применим к следующим двум подразделам.

Понимание задачи. В решении реальных задач большую первая фаза работы – процесс усвоения задачи, понимание ее сути [108]. В этой статье много поучительных примеров. Но главное заключается в том, что: «Чтобы задать вопрос, нужно знать большую часть ответа».

Читатель сам ознакомится с примерами из статьи [108], а мы предложим методику понимания научно-технической задачи.

Вначале определимся с двумя заданными в словосочетании понятиями, что гораздо меньше семи. Для этого воспользуемся толковым словарем современного русского языка. Применение словаря гораздо продуктивнее в научно-техническом творчестве, по сравнению с научными текстами со сложными отраслевыми терминами и их определениями и понятиями. Каждый ученый, как правило, изменяет функциональный каркас смысла объекта исследования по-своему.

Вначале нужно начинать с предмета, в нашем случае «задача».

Задача – 1. То, что необходимо осуществить; цель, которой хотят достичь. Насущная задача. 2. Вопрос, требующий разрешения, исследования. Научная задача. 3. Вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий. Арифметическая задача. Шахматная задача. Задачка [125, с.199].

Всего имеются три варианта смысла. Сравнение с таблицей 4.1 показывает, что третий смысл относится к рутинным задачам, то есть к тем задачам по различным учебным дисциплинам в школе и затем в вузе, ответы на которые известны преподавателю. Через Интернет можно найти решения даже на задачи типа № 1 и № 2 по смыслу слова «задача». И сама задача и даже её решение могут быть известны в науке и технике человечества.

Таким образом, задача должна быть всесторонне изучена по априорно заданной информации: «Чтобы задать вопрос, нужно знать большую часть ответа». Но для этого нужно всесторонне изучать поясняющее слово к задаче «понимание», чтобы мозг реагировал автоматически.

Поэтому первое слово гораздо сложнее и имеет в словаре 8 разных слов с различающимися отличительными признаками. Лучше всего их все перечитать и осмыслить, а затем сопоставлять для отбора понятий. Мы здесь ограничимся только одним словом.

Понимание – 1. Понимать – Понять. 2. Способность осмыслить, постичь смысл, значение, сущность, содержание чего-либо. Это выше моего понимания. 3, Та или иная точка зрения на что-либо, то или иное толкование, объяснение чего-либо. Правильное понимание значения слова. Материалистическое понимание истории. 4. Проникновение в чьи-либо мысли, состояние, чувства и т.п. Рассчитывать на понимание со стороны кого-либо. С пониманием относиться к кому-либо, чему-либо (с сочувствием, вниманием) [125, с.575].

У каждого из восьми слов имеются по несколько смысловых значений. Это обстоятельство, с одной стороны, положительное, так как на задачу с формулировкой любого качества можно в толковом словаре найти тот или иной отличительный признак. Однако, с другой стороны, изобретатель должен быть очень сообразительным человеком, быстро улавливающим множество оттенков в постановке задачи и выбирающим из большого множества пониманий одно или два для дальнейшего анализа и синтеза искомых научно-технических решений.

Морфологический анализ. Предмет понимания здесь – анализ.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – 1. Метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом расчленении целого на составные элементы. 2. Детальное изучение, рассмотрение, разбор каких-либо фактов, явлений. Анализ политической обстановки. 3. Определение става и свойств вещества. Анализ мочи [125, с.19].

Свойство процесса анализа – морфологический.

Морфология (от греч. morphe – форма и logos - учение) – 1. Наука о форме и строении чего-либо (организмов, геологических структур). Само строение организмов, геологических структур. 2. Лингв. Система форм изменения слов в каком-либо языке; раздел грамматики, изучающий форму слов. Морфологический [125, с.360].

Из двух понятий «морфологический анализ» четко следует, что как метод технического творчества, предложенный астрономом Ф. Цвикки в 1942 году, но никак им самим не объясненный, предполагает строение технического объекта, а затем его расчленение. Иначе говоря, пример Ф. Цвики относится к реактивному двигателю, который им был разложен на отдельные 11 части. К морфологическому анализу относится только процедура расчленения объекта на отдельные составляющие.

Как и во всяком методе в морфологическом анализе есть свои преимущества и недостатки. Главное противоречие (пара из основного преимущества и важного недостатка) заключается в том, что, с одной стороны, как отмечается в статье [107], морфологический анализ облегчает получение сотен и тысяч новых сочетаний вариаций составляющих расчлененного объекта. А с другой – имеется трудность оценки этих вариаций и выбора из них наилучших для проработки технических решений на уровне заявок на предполагаемые изобретения.

Ф. Цвики не дал четких правил, по которым можно было бы добиваться необходимой компактности и в то же время достаточной емкости морфологической таблицы. Но на конкретных примерах он показал эффективность своего метода [107],

Это значит, что нужно развивать теоретические изыскания метода Ф. Цвики, что позволил нам разработать метод факторного анализа и метод коррелятивной вариации.

Метод морфологического ящика. Одним из неосознаваемых методов анализа в науке и технике является отнесение чего-либо к той или иной группе по её отличительным признакам. Это – классифицирование. Как отмечается в статье [107], классифицирование позволяет быстрее и точнее ориентироваться в многообразии понятий и фактов.

Но метод классифицирования Ф. Цвики использовал только после выполнения процедуры расчленения ракетного двигателя на отдельные 11 частей. Иначе говоря, классифицирование выполняется по отношению к каждой составляющей технического объекта.

Пр этом мы уверены в том, что Ф. Цвики хорошо знал метод каталога Ф. Кунце (1926, см. табл. 4.2) и за 16 лет смог его развить, добавив впереди метода классифицирования (все каталоги составляются по какой-то заранее определенной классификации, например по УДК – универсальной десятичной классификации или МПК – международной патентной классификации).

Тогда получается, название «метод морфологического ящика» [84, с.9-15] полный по объему понятия и поэтому более уместен. Он включает в себя метод морфологического анализа технического объекта (в общем случае любого объекта исследования) на отдельные части (анализ: в общем случае на признаки), а затем каждый признак подвергается классификации по объему понятия (синтез: определяются все возможные значения признака). И, наконец, по всем частям технического объекта (признакам) и вариациям конструктивного облика (значениям признака) составляются каталоги машиностроительного исполнения (материализации) каждой части и по каждому конструктивному облику.

В таблице 4.3 даны признаки и их значения по структурно-функцио­нальной классификации известных механических манипуляторов. Этот морфологический ящик не претендует на полноту, однако дает некоторую систематиза­цию свойств автономных манипуляторов [58].

Таблица 4.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...