ТЕМА 10: Формы (источники) права.
Вопросы: 1. Понятие форм (источников) права. 2. НПА как источник права. 3. Юридические пределы действия НПА.
1) Источник права – это какая-то сила, создающая право. Например, воля государства.
Термин «источник» означает: 1. Документальный источник, содержащий правовые нормы. 2. Источник содержания права – общественные отношения, требующие урегулирования. 3. Идейные концепции, деятельность юристов.
Термин «форма» -- более определенный – форма выражения норм – в каком внешнем виде ни закреплены.
Таким образом: -- в широком смысле – источник не тоже, что форма -- в узком – источник= форме (синонимы).
в узком смысле: Форма (источник) права – способ выражения (закрепления) правовых норм. Виды источников права: 1. Правовой обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве правовой нормы. 2. Юридические прецедент – такая форма права, при котором общим правилом признается состоявшееся решение по конкретному делу. Бывает: а) судебный; б)административный. 3. Нормативный договор – соглашение 2 или более сторон, в результате которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Используется в международном праве, в сфере коммерческих отношений. Однако, государство ограничивает свободу договора – условия договора не должны противоречить нормам ГК РБ. 4. НПА – официальный письменный документ, изданный субъектом правотворчества, содержащий правовые нормы. 5. Юридические доктрины – научные знания, вырабатывающие способы установления и реализации права. 6. Религиозные догмы. 7. Правовая идеология. Таблица: «Формы (источники) права».
Белорусская правовая система складывалась как система писанного права, поэтому в ней используются и признаны 3 источника права: 1) НПА 2) Нормативно-правовой договор (НПД) 3) Правовой обычай. ______________________________________________________________________________________
2) Виды НПА (конкретно в РБ): (Закон об НПА) 1. Конституция (Основной закон) и конституционные законы – высшая юридическая сила. 2. Акты референдума – ст.73 Конст. 3. Программный закон – закон, принимаемый в установленном К.порядке (ст.104). 4. Кодекс (кодифицированный НПА) – системное регулирование. 5. Закон. 6. Декрет, Указ Президента –ст.101, 143 К. 7. Постановление палат Парламента. 8. Постановления и распоряжения СМ – акты высших органов исполнительной власти. 9. Акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хоз.Суда, Ген.Прокурора. 10. Постановления республиканских органов государств. управления и Национального банка. 11. Регламент. 12. Инструкция. 13. Правила. 14. Устав (Положение). 15. Приказ. 16. Решения органов местного управления.
НПА должны быть: 1. Дифференцированы, т.к. механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями; 2. Иерархизированы. 3. Конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права.
Признаки НПА: 1. Издается компетентным государственным органом или в соответствии с К. – референдумом. 2. Содержит НА; устанавливает, изменяет или отменяет их. 3. Обладает юридической силой, охраняется или обеспечивается государством 4. Имеет вид письменного документа с установленной структурой (ст.28 Зак.об НПА) и необходимыми реквизитами (ст.26 Зак.об НПА). 5. Носит легитимный характер. Легитимность – оправдание правомерности и поддержка власти со стороны субъекта.
_______________________________________________________________________________________ 3) Пределы действия НПА – это определенные территориальные, временные ограничения их существования и действия, а также их применимость к определенным субъектам права.
Действие НПА во времени начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы. Определение времени начала действия связано с его опубликованием. Наиболее целесообразным вариантом определения времени вступления в силу является тот, при котором устанавливается время для ознакомления людей с содержанием этого акта. · Ст.104 К. – законы и декреты Президента подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не указан другой срок; · Указы президента и постановления СМ – с момента включения в Национальный реестр правовых актов РБ, если в самом акте не указан иной срок. · Некоторые НПА могут действовать(например, постановления палат Парламента) с момента их принятия и подписания. Однако, при этом НА, касающиеся прав и свобод граждан, вступают в силу только после официального опубликования; · НА, назначенные для ограниченного круга лиц, могут не опубликовываться, а направляться сразу для исполнениясоответствующим органам, если иное не предусмотрено этим актом.
Общее правило ( ст.66): НПА действуют бессрочно, если не оговорено иное.
Утрата НПА юридической силы происходит в следующих случаях: 1. Прямая отмена. 2. Истечение срока действия. 3. Фактическая замена другим. 4. Признание неконституционным.
Обратная сила закона (ретроактивность) – это распространение действия НПА на те отношения, которые существовали до его вступления в силу. Общее правило: закон обратной силы не имеет (ст.67 Закона, ст.104 Конст.). Исключения: -- если закон устраняет наказуемость деяния смягчает наказание иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется -- обратная сила может быть придана по специальному указанию в законе (ст.67)
Переживание закона (ультраактивность) – ситуация, при которой отмененный акт продолжает регулировать определенные отношения, возникшие до утраты юридической силы. Это возможно, когда для приведения общественных отношений в соответствие с новым НПА требуется определенный срок. При этом в самом НПА может быть сделана оговорка о тех положениях старого акта, которые продолжают действовать.
Действие НПА в пространстве -- связано с понятием территории. Территория – сухопутное, водное и воздушное пространство в пределах государственных границ, недра, а также дипломатические представительства за рубежом, воздушные суда в международном воздушном пространстве, космические корабли, суда под флагом государства в открытом море.
Общее правило: НПА высших и центральных органов власти, распространяют свое действие на всю территорию станы (ст.16 ч.2 Закона об НПА). Исключение: Экстерриториальность – возможность применения законодательства одной страны к действиям, совершенным на территории другой страны. Отношения экстерриториальности проявляется больше всего в отношениях между иностранными гражданами и организациями (ч.2 ст.68). Также в праве существует положение, при котором действие НПА может распространяться на граждан государства, находящихся за пределами государственной территории.
Действие НПА по кругу лиц – означает возможность их применения к определенным категориям лиц. Общее правило: НПА, принимаемые в государстве, обязательны для всех субъектов, находящихся на территории государства (ч.2 ст.68). Исключения: например, под действие норм избирательного права не подпадают: А) несовершеннолетние Б) иностранные лица и лица без гражданства. В) недееспособные.
Существуют и акты, рассчитанные на определенную категорию лиц (сотрудников ВД, пенсионеров и т.д.). Некоторые категории иностранных граждан (дипломатические работники) пользуются дипломатическим иммунитетом от юрисдикции страны пребывания. Они обладают личной неприкосновенностью, не подлежат аресту или задержанию, к ним не могут применяться другие меры государственного принуждения. В случае совершения ими уголовного или административного правонарушения – вопрос решается дипломатическим путем (международное право).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|