Й раздел. Формирование грамматического строя речи
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Организация предметно-пространственной Развивающей среды в младшей Логопедической группе Известно, что предметно-пространственная развивающая среда в группе детского сада создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. В логопедической группе детского сада создание предметно-пространственной развивающей среды приобретает особое значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии. Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий. При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе нужно учитывать, что дети младшего дошкольного взраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (Полякова М. Н.), поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе.
На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстрой реакцией. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия), в группе должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей. Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. Особенно в логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем. Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки и для сюжетно-ролевых игр. Особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театральным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята». Здесь же обязательно оборудуется уголок «Учимся говорить» (см. табл. 1).
В кабинете логопеда рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. В речевом уголке должно быть достаточное количество игрушек и крупных предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, для уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков (губных, переднеязычных, заднеязычных), настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок. Здесь же оборудуются отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек. На стенах и мебели крепятся ковролин, магнитные доски, маленькие наборные полотна на уровне роста детей. Для того чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор интересных игрушек. Таблица 1. Организация развивающей среды в группе
Перспективный план работы младшей логопедической группы для детей с ОНР I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) 1—4 недели сентября — обследование речи и неречевых психических функций детей. Заполнение речевых карт. Наблюдение за детьми в режимные моменты. 1-й раздел. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия 1. Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки. 2. Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками. 3. Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы. 2-й раздел. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков 1. Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и]. 2. Развитие длительного речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний. 3. Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний,
3-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка Октябрь Лексические темы 1-я неделя — «Семья»; 2—3-я недели — «Игрушки»; 4-я неделя — «Части тела и лица». Ноябрь 1-я неделя — «Туалетные принадлежности»; 2—3-я недели — «Одежда»;
4-я неделя — «Обувь». Развитие экспрессивной речи 1. Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить. 2. Формирование речи как средства общения. Воспитание потребности в речевом общении. 3. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения (игрушки, обувь, одежда). 4. Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля). 4-й раздел. Формирование и совершенствование грамматического строя речи 1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому? 2. Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! 3. Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает? 4. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с су-1ествительными в роде и числе в именительном падеже: один жук, синий мяч. 5-й раздел. Развитие речевого общения 1. Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Это ляля. Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! На кису. 2. Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.
3. Обучение ответам на вопросы кто это? что это? Формирование умения задавать эти вопросы. 4. Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке. 5. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку. 6-й раздел. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений 1. Ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение различению объемных форм и плоских фигур. 2. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме; подбору и сравнению контрастных по величине предметов. 3. Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один). 4. Обучение ориентировке в строении собственного тела и основных направлениях «от себя». 7-й раздел. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность 1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2—3 части с горизонтальным и вертикальным разрезами). 2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках.
3. Обучение играм со строительным материалом. Сооружение несложных построек по образцу и представлению. 4. Развитие сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций. Освоение умения отражать простые предметы и явления в лепке, аппликации, рисовании, конструировании. 5. Формирование умения правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, промывать и осушать ее. Обучение проведению карандашом и кистью длинных и коротких линий, штрихов, точек. Обучение рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий. 6. Развитие зрительной и двигательной памяти, формирование умения управлять своими движениями при вырезывании. Боепитание интереса к аппликации. Формирование умения наносить кистью клей на готовую форму. Обучение наклеиванию готовых форм. 7. Воспитание интереса к лепке. Освоение приемов лепки: раскатывание комка между ладонями, сплющивание комка ладонями. 8-й раздел. Музыкальное развитие 1. Обогащение двигательного опыта детей. Развитие координации движений 2. Воспитание музыкально-ритмических навыков, умения выполнять движения 3. Развитие слухового внимания, обучение реакции на начало и конец музыки, 4. Развитие у детей подражательности, речевого подражания. Обучение пению 9-й раздел. Физическое развитие 1. Формирование правильной осанки. Развитие глазомера, ловкости. 2. Коррекция нарушений основных движений с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей. 3. Отработка четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе ритме. 4. Обучение детей ходьбе и бегу в колонне, по кругу, с изменением направления,: асеыпную. Развитие устойчивости и равновесия при ходьбе и беге. 5. Обучение детей прыжкам на носках на двух ногах, прыжкам с продвижением, высоты; закрепление навыка приземления на полусогнутые ноги. 6. Обучение детей катанию мяча. Формирование умения ловить и бросать мяч. 7. Упражнения в подлезании под шнур, под дугу на коленях и ладонях. 8. Обучение ходьбе приставным шагом по нижней рейке гимнастической стен- II период (декабрь, январь, февраль) 1-й раздел. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия 1. Развитие внимания к неречевым звукам, совершенствование умения разлить их. 2. Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. 3. Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова. 2-й раздел. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков 1. Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха (3—4 сек.) 2. Развитие речевого подражания. 3. Развитие силы и динамики голоса. 4. Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э], их слияний, слогов с согласными звуками [м], [п], [б], [д], [т], [н], [м'], [п'], [б'], [д'], [т'], [н'], звукоподражаний. 5. Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях. 6. Активизация движений речевого аппарата. 7. Воспитание умеренного темпа речи (речь с движением). 3-й раздел. Формирование фонематического восприятия 1. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции. 2 Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] - [а], [и] - [у], [э] - [о], [и] - [о], [э] - [у]. 4-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка Декабрь Январь Февраль Лексические темы 1-я неделя — «Обувь»; 2—3-я недели — «Мебель»; 4-я неделя — «Новый год. Ёлка». 1—2-я недели — зимние каникулы; проводится только индивидуальная работа; 3-я неделя — «Продукты питания»; 4-я неделя — «Посуда». 1-я неделя — «Посуда»; 2—3-я недели — «Домашние птицы»; 4-я неделя — «Домашние животные». Развитие импрессивной речи 1. Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных. Обучение детей узнаванию предметов по их назначению и по описанию. 2.Закрепление понимания обобщающих понятий. 3. Активное усвоение глагольного словаря (инфинитив и повелительное наклонение глагола). 4. Развитие понимания грамматических форм речи: © единственного и множественного числа существительных мужского рода: стакан — стаканы, чайник — чайники; © единственного и множественного числа существительных женского рода: чашка — чашки, кастрюля — кастрюли; © глаголов единственного и множественного числа настоящего времени: ест — едят, пьет — пьют; © предложных конструкций с простыми предлогами. 5. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой. Развитие экспрессивной речи 1. Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах (Аня, кот i. 2. Составление и заучивание двусложных слов из одинаковых слогов (мама. папа, баба, дядя, ляля). 3. Составление и заучивание двусложных слов из разных слогов (Тома, Даня). 4. Развитие словаря существительных по изучаемым лексическим темам. 5. Формирование глагольного словаря за счет активного усвоения инфинитива и повелительного наклонения глаголов. 6. Пополнение словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), размер (большой, маленький). 7. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов. й раздел. Формирование грамматического строя речи 1. Формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского родов в именительном падеже (кот ~ коты, кукла — куклы). 2. Формирование умения образовывать родительный падеж имен существительных со значением отсутствия (Чего нет у кота? Хвоста). 3. Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою — стоим — стоит). 4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди). 5. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и 6. Обучение употреблению предлога у. 7. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по демонстрации действия. 6-й раздел. Развитие речевого общения, связной речи 1. Формирование простого предложения: Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик? 2. Формирование фразы с прямым дополнением: Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп. 3. Обучение ответам на вопросы по демонстрации действия и по картинке. 4. Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них. 5. Формирование умения заканчивать фразу. 6. Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки. 7-й раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений 1. Дальнейшее освоение геометрических фигур и форм предметов, обучение их различению и правильному называнию. 2. Обучение группировке предметов по основным признакам (размеру, цвету, количеству). 3. Сравнение двух групп предметов по контрастным признакам. 4. Сравнение двух предметов, одинаковых или контрастных по длине, ширине, высоте (путем приложения). 5. Определение количества путем пересчета (1, 2, 3). 6. Развитие ориентировки на плоскости, в строении собственного тела, в пространстве. 7. Формирование умения ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь). 8-й раздел. Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность 1. Обучение сооружению простых построек по образцу и представлению. 2. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими играми, игрушками, в пальчиковой гимнастике. 3. Формирование умения работать с кубиками и разрезными картинками (2—4 части, диагональный и прямой разрезы). Развитие интереса к лепке, желания лепить предметы несложной формы. Обучение приемам лепки: расплющиванию комка ладонями и загибанию края паль-:. отрыванию маленького кусочка от большого комка и скатыванию маленьких.нов. Формирование умения лепить фрукты круглой формы, птичку из двух.нов, улитку путем сворачивания столбика. Побуждение к отражению в аппликации простых предметов и явлений. Закрепление навыков наклеивания. Обучение составлению на четырехугольнике узора из готовых геометрических фигур. Освоение косого разреза. Продолжение знакомства с правилами работы карандашом. Обучение закрашиванию круглых форм, формирование умения рисовать вертикальные линии на ном расстоянии друг от друга. Продолжение обучения обращению с кистью. Закрепление способов декоративного рисования концом кисти точек, мазков, колец, прямых, волнистых, узких и широких линий. Обучение рисованию солнца, деревьев, кустарника, перекладин лесенки. 9-й раздел. Физическое развитие Формирование правильной осанки. Профилактика плоскостопия. Обучение построению в шеренгу, в колонну по одному, по двое, в круг. Развитие ловкости, умения действовать сообща. Обучение прыжкам с продвижением, спрыгиванию, запрыгиванию на скамейку высотой 10 см. Обучение бросанию мяча вдаль из-за головы и катанию мяча в ворота. Обучение лазанию на вторую ступеньку гимнастической стенки. 10-й раздел. Музыкальное развитие . Формирование умения дослушивать песню до конца. Закрепление умения самостоятельно узнавать и называть знакомые песни по тлению и мелодии. . Пение гласных и их слияний, слогов с согласными звуками [м], [п], [б], [д], [и], [к], [г], [х], [й], [м'], [п'], [б'], [д'], [т'], [н'], [к'], [г'], [х'].;. Обучение детей пению припевов песен с звукоподражаниями. Воспитание вокально-хоровых навыков при исполнении песен, попевок. Развитие координации движения при ходьбе и беге под музыку, в движении парами, кружении в парах и по одному. . Формирование умения собираться в круг, в хороводе двигаться по кругу, взявшись за руки. Постепенное привлечение детей к активному участию в утренниках. III период (март, апрель, май, июнь) 1-й раздел. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия 1. Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3—4 звуков. 2. Развитие чувства темпа и ритма. 3. Воспитание слухоречевой памяти. 4. Воспитание зрительного внимания и памяти. 2-й раздел. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков 1. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха (4—5 сек.). 2. Развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными. 3. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса. 4. Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением). 5. Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности. 3-й раздел. Развитие фонематического восприятия, дифференциации звуков. Работа над слоговой структурой слова 1. Развитие произносительных навыков. Различение гласных, близких по артикуляции. Сопоставление согласных в открытых слогах: [м]—[п], [м]—[н], [п]—[м], [н]-[т], [п]-[т], [т]-[к]. 2. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком (бочка — точка, дом — ком). 3. Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определенной звуко-слоговой структурой (ротик, лимон, собака, саночки). 4-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка Март Лексические темы 1-я неделя — «Мамин праздник»; 2-я неделя — «Домашние животные»; 3—4-я недели — «Дикие птицы». Апрель 1—2-я недели — «Дикие животные»; —4-я недели — «Транспорт».
Май
1-я неделя —весенние каникулы, проводится только индивидуальная работа; 2-я неделя — «Лето. Цветы»; 3-я неделя — «Лето. Насекомые»; 4-я неделя — «Лето. Игры с водой». Развитие импрессивной речи Продолжение работы по расширению пассивного словаря. Повторение и заменив пройденного: закрепление и дифференциация единственного и множенного числа имен существительных; закрепление и дифференциация единственногои множественного числа глаголов. Различение глаголов, противоположных по значению (сними — надень, завяжи- развяжи). Различение возвратных и невозвратных глаголов (одевается — одевают). обу чение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках. Различение глаголов прошедшего времени по родам (вымыл — вымыла,надел — надела). Обучение пониманию падежных окончаний существительных. Обучение пониманию пространственных отношений предметов, выраженных:,предлогами на, в, под, из, около, от, за (по демонстрации действий). Обучение пониманию предлогов с, без. Закрепление обобщающих понятий. Различение противоположных по значению прилагательных (большой — маленький). Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения впередu — сзади, вверху — внизу, далеко — близко, справа — слева). Развитие экспрессивной речи Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение. Формирование глагольного словаря, активное усвоение инфинитива и повелительного наклонения глаголов. Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов. Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождения предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно,вкусно). 5-й раздел. Формирование грамматического строя речи 1. Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, киске), творительном падеже (карандашом, топором), родительном падеже с предлогом у (у киски). 2. Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зайчик, сырок, носочки, котята, котенок). 3. Закрепление умения использования глаголов в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклоненииях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа {сидеть, сиди, сидит, сидят). 4. Обучение образованию глаголов изъявительного наклонения от повелительного путем «наращивания» звука [т] (сиди, сидит). 5. Обучение образованию и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел изъявительного наклонения по демонстрации действий и по сюжетным картинкам, а также различению вопросов к этим глаголам. (Что делает? — Поет. Что делают? — Поют.) 6. Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единственного числа настоящего времени по демонстрации действия и по картинке (умывается, одевается). 7. Обучение согласованию подлежащего со сказуемым. (Он идёт. Дети спят.) 8. Согласование прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа. 9. Согласование местоимений с существительными. (Моя книжка. Мой мяч.)
10. Правильное употребление местоимений меня, мне в родительном и дательном падежах. 11. Различение рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали). 6-й раздел. Развитие речевого общения, связной речи 1. Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам: кто это? что он делает? что это? 2. Подбор существительных к глаголам. (Сидит кто? — Девочка, собака, кошка.) 3. Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом. (Дети спят. Мама варит суп.) 4. Развитие умения использовать инфинитив глаголов в словосочетаниях. (Хочу есть. Можно поиграть?) 5. Совершенствование умения договаривать словосочетания в разучиваемых стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов. 6. Заучивание небольших песенок, потешек, стишков со зрительной опорой на картинки. Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда. -й раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений 1. Дальнейшее развитие ориентировки на плоскости, в пространстве и во времени. 2. Сравнение различных и одинаковых по длине, ширине, высоте, толщине, объему предметов с использованием приемов наложения, приложения, сопоставления. 3. Обучение детей умению выяснять, в какой из групп предметов больше, меньше, поровну. 4. Обучение навыкам счета до 3. 5. Обучение воспроизведению заданного количества звуков и движений (в пределах трех). 8-й раздел. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность 1. Совершенствование умения сооружать несложные постройки по образцу и представлению и воссоздавать знакомые предметы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. 2. Обучение составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу. 3. Закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3—4 частей со всеми видами разрезов. 4. Продолжение работы с кубиками, пирамидками, столбиками, матрешками. 5. Развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях. пальчиковых гимнастиках. 6. Закрепление навыка работы ведущей рукой в направлении слева направо. 7. Совершенствование приемов лепки: умения скатывать пластилин круговыми движениями; оттягивать пальцами отдельные детали; вдавливать шар пальцами внутрь для получения полой формы; лепить предметы, состоящие из нескольких частей. 8. Развитие умения пользоваться ножницами, дальнейшее освоение всех видов прямых разрезов, косого разреза. Продолжение знакомства с правилами наклеивания: узора из готовых фигур; узора с чередованием элементов по размеру, форме, цвету. 9. Развитие умения держать кисть и карандаш правильно. Совершенствование умения закрашивать готовое изображение карандашом. Освоение способов изображения простейших предметов и явлений с использованием прямых, округлых, наклонных, длинных и коротких линий. Закрепление умения подбирать основные цвета. 10. Накопление впечатлений о произведениях народно-прикладного искусства.
9-й раздел. Физическое развитие 1. Развитие умения действовать в играх сообща. 2. Формирование навыков разнообразных движений, развитие ориентировки в пространстве, координации движений. 3. Освоение выполнения движений не только по демонстрации, но и но ус
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|