Памятник архитектуры эпохи Кватроченто в Италии (по выбору студента)
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Признаки новой, буржуазной культуры ярко проявились в XV в. в период Кватроченто. XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это поистине век гуманизма. Кроме того, это эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение. Именно тогда начинают тщательно изучать строение человека. В формировании светской культуры Кватроченто огромную роль сыграла античность. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. Восстанавливается античный Рим. Влияние античности наслаивается на многовековые и прочные традиции средневековья, на христианское искусство. Кватроченто черпает свои сюжеты и образы и из Священного Писания, и из античной мифологии, из рыцарских легенд, из наблюдений самого художника сиюминутной жизни. В архитектуре Италии в XV в. начинают проявляться черты нового стиля. Кватроченто создало свой образ светского городского дворца (палаццо). Как правило, трехэтажный, носящий по облику крепостной характер благодаря кладке из грубо отесанных камней, но вместе с тем ясный и четкий в своей конструкции. Таковы палаццо Питти, строительство которого было начато в 1469 г. по проекту Леона Баттисты Альберти; построенное еще раньше Микеллоцо да Бартоломео палаццо Медичи (Риккарди); созданное по проекту Альберти палаццо Ручеллаи. Четкость этажного членения, рустика, большая роль пилястр, сдвоенные (парные) окна, подчеркнутый карниз —характерные черты этих дворцов. Обратившись к использованию античного наследия, ренессансное зодчество явило собой новый этап в архитектуре. В светской архитектуре палаццо характерно соединение внешней крепостной неприступности и мощи с внутренней атмосферой уюта. В церковном зодчестве нужно отметить еще одну черту: появляется облицовка фасадов церквей разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» — характерная черта именно итальянского Кватроченто, и сложилась она прежде всего во Флоренции.
Крупным произведением флорентийского дворцового зодчества второй половины 15 в. является палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 г.). В его проектировании и строительстве принимали участие Джулиано да Сангалло и Симоне Поллайоло (Кронака) (1457—1508). Схожий по композиции с другими более ранними флорентийскими дворцами, палаццо Строцци отличается от них подчеркнуто монументальной трактовкой фасадов. Расположение его на свободном участке, ограниченном с трех сторон улицами и проездами, а с четвертой стороны — садом, позволило строителям создать исключительно четкую, правильную и гармоничную композицию плана и объема. Удобно связанный с уличными магистралями, двор палаццо стал доступным парадным помещением дворца. Строго симметричная группировка въездов, входов, лестниц, лоджий, основных помещений и приемных залов рассчитана на эффектное чередование в интерьере различных помещений. Это свидетельствует о стремлении к помпезности и показному величию. Наружный облик палаццо Строцци отличается большей традиционностью архитектурных форм, в чем проявилось стремление к сохранению стилевого единства и художественной целостности города Флоренции. Великолепный классический по формам карниз — единственная нарядная деталь, противопоставленная суровой массе стен. Творчество Рафаэля Санти В искусстве Возрождения слились традиции античности и дух христианства. Это наиболее ярко выражено в творчестве Рафаэля (1483—1520). В его искусстве обрели зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира. Рафаэль достигнул поразительной свободы в изображении пространства и движения в нем человеческой фигуры. Многообразные жизненные явления под кистью Рафаэля просто и естественно складывались в ясную композицию, но за всем этим стояли строгая выверенность каждой детали, неуловимая логика построения, что и делает его произведения классическими.
Рафаэль Санти родился в 1483 г. в городе Урбино, одном из центров художественной культуры Италии, в семье придворного живописца и поэта, который и явился первым учителем будущего мастера. Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения. Чувство ритма, соразмерности пластических масс, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры. В 1504 г. Рафаэль перебирается во Флоренцию, художественная атмосфера которой была насыщена веяниями Высокого Ренессанса и способствовала поискам совершенного гармонического образа. На протяжении всей жизни Рафаэль ищет этот образ в мадонне, его многочисленные произведения, толкующие образ мадонны, снискали ему всемирную славу. Заслуга художника прежде всего в том, что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства. Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства — в «Сикстинской мадонне». Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству. Взгляд мадонны, направленный сквозь зрителя, полон скорбного предвидения трагической судьбы сына (взор которого также недетски серьезен).
Сикстинская мадонна» — одно из самых совершенных произведений Рафаэля. Тип лица мадонны, в котором воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала, что столь характерно для мировоззрения Высокого Возрождения. Рафаэль исполнял работы самых разных жанров. Его дар декоратора, а также режиссера, рассказчика полностью проявился в серии из восьми картонов к шпалерам для Сикстинской капеллы на сюжеты из жизни апостолов Петра и Павла («Чудесный улов рыбы», например). Эти картины на протяжении XVI—XVIII вв. служили для классицистов своего рода эталоном. Рафаэль был и величайшим портретистом своей эпохи. Портреты Рафаэля исторические портреты-типы («Папа Юлий II», «Лев X», друг художника писатель Кастильоне, прекрасная «Донна Велата» и др.). В его портретных изображениях господствует внутренняя уравновешенность и гармония. В конце жизни Рафаэль был непомерно загружен разнообразными работами и заказами. Даже трудно представить, что все это мог исполнить один человек. Он являлся центральной фигурой художественной жизни Рима. После смерти Браманте (1514) стал главным архитектором собора св. Петра, ведал археологическими раскопками в Риме и его окрестностях и охраной античных памятников. Рафаэль умер в 1520 г, его преждевременная смерть была неожиданной для современников. Прах его погребен в Пантеоне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|