Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы семинарских (практических) занятий




 

Задача семинарских занятий – усвоение ключевых художественных проблем и основных литературоведческих понятий, овладение навыками анализа и интерпретации текста, изучение дополнительной литературы.

1. Экзистенциальный проект в романе М. Пруста "В поисках утраченного времени".

2. Поэтический авангард.

3. Неотрадиционализм в поэзии.

4. Поэтика романа Дж. Джойса "Улисс".

 

Практическое занятие №1. М. Пруст. «В поисках утраченного времени»

1. Определение экзистенциальных задач творчества у Пруста (по М.К. Мамардашвили). Роман как форма создания самого себя, как «машина самопознания» (специфика позиции автора и читателя в этой связи). Топология внутренней реальности. Законы. Человек и вещи. Человек и мир, уже состоявшийся. Невозможность замещения в деле понимания. Краткость просвета бытия и проблема времени. Ложное бессмертие и обретение времени. Поиск себя в обстановке абсолютного риска.

2. Поэтика Пруста (по Л.Я. Гинзбург и С.Г. Бочарову). Пруст и традиции психологической прозы. Структура сознания главного героя-повествователя. Реальность и субъект. Природа образа у Пруста: «Общий закон» и феномен. Социально-психологическая «диалектология» Пруста.

3. Полемика Пруста с трактовкой его эстетики у Х. Ортеги-и-Гассета в русле импрессионизма («микроскоп» – см. приложение). Л.Я. Гинзбург об образе Пруста на фоне эстетики импрессионизма и символизма.

Литература.

Пруст М. В поисках утраченного времени.

Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. Психологическая топология пути. – М.: Ad Marginem, 1995. – Гл.1, 4, С.11-25, 59-74. (Ч.з. 5, шифр ю3(2)6м22).

Бочаров С.Г. Пруст и «поток сознания»// Критический реализм XX века и модернизм. - М.: «Наука», 1967. - С.194-234.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1971. – С.386-402. (Ч.з. 4, шифр ш4г492). (Или М., 1977. – С.368-384).

Ортега-и-Гассет Х. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – С.176-186.

Приложение к пр. №1

Из 7-го тома («Обретённое время») – к вопросу о полемике Пруста с трактовкой его метода у Ортеги-и-Гассета.

«Вскоре я смог показать несколько набросков. Никто ничего не понял. Даже те, кто были благосклонны к моему осмыслению истин, которые я собрался высечь на фронтоне храма, и поздравляли меня, уверяя, будто я показал им их самих «под микроскопом», между тем как я, напротив, пользовался телескопом, чтобы разглядеть вещи, вроде бы совсем крошечные, но казавшиеся мне таковыми потому лишь, что находились на слишком большом от меня расстоянии, в действительности же каждая из них была целым миром. Там, где я пытался отыскать общие законы, меня называли крохобором».

 

Практическое занятие №2. Авангард

1) Манифесты авангардистов.

Футуризм. Специфика позиции поэта. Основные мотивы: массы, продуктивный хаос, динамика, техника. Место этих мотивов в футуристической вселенной.

Нигилистические ветви авангарда: дадаизм и ультраизм. Антиэстетический пафос. Поэт и публика. Комплекс «самопорождения» у ультраистов в связи с романтической концепцией гениальности.

Сюрреализм. Пути выхода за пределы ограничений разума: грёза, сумасшествие, точка зрения ребёнка. Концепция автоматического письма.

2) Анализ стихотворного текста. Специфика авангардистской версификации. Приметы кубизма. Приметы сюрреализма.

Литература:

Ультра (Манифест молодых писателей). Гильермо де Торре. Ультраманифесты// Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров з-евр. лит. XX века. – М.: Прогресс, 1986. – С.236-243.

Первый манифест футуризма. Технический манифест футуризма // Называть вещи своими именами. С. 158-168.

Бретон А. Первый манифест сюрреализма// Называть вещи своими именами. – С.40-73.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – С.218-260.

Окна

Меж зелёным и красным всё жёлтое медленно меркнет

Когда попугаи в родных своих чащах моют

Груды убитых пи-и

Необходимо стихи написать про птицу с одним одиноким крылом

И отправить телефонограммой

От увечья великого становится больно глазам

Вот прелестная девушка в окружении юных туринок

Бедный юноша робко сморкается в белый свой галстук

Занавес приподними

И окно пред тобою раскроется

Руки как пауки ткали нити тончайшего света

Бледность и красота фиолетовы непостижими

Тщетны наши попытки хоть немного передохнуть

Всё в полночь начнётся

Когда никто не спешит и люди вкушают свободу

Улитки Налим огромное множество Солнц и Медвежья шкура заката

Перед окном пара стоптанных жёлтых ботинок

Башни

Башни да это ведь улицы

Колодцы

Колодцы да это ведь площади

Колодцы

Деревья дуплистые дающие кров бесприютным мулаткам

Длинношерстный баран тоскливую песнь поёт

Одичалой овце

Гусь трубит на севере дальнем

Где охотники на енотов

Пушнину выделывают

Бриллиант чистейшей воды

Ванкувер

Где белый заснеженный поезд в мерцанье огней бежит от зимы

О Париж

Меж зелёным и красным всё жёлтое медленно меркнет

Париж Ванкувер Гийер Ментенон Нью-Йорк и Антильские острова

Окно раскрывается как апельсин

Спелый плод на дереве света

 

Единственная

В тишине её тела таился

Снежный цветок пушистый

У неё на плечах лежала

Пятном молчанья и розы

Тень её ореола

Её певучие гибкие руки

Свет преломляли

 

Бессонная она воспевала минуты.

Практическое занятие №3. Неотрадиционализм

1) Манифесты Т.С. Элиота. Традиция как определяющий фактор художественной и критической позиции Т.С. Элиота. Переосмысление категории традиции и индивидуальности. Полемика с постромантической концепцией индивидуальности. Творческие функции обращения к традиции.

Деперсонализация. Практическая бесполезность вечных истин и их духовная необходимость. Миссия поэта. Поэт как точка соприкосновения мгновения и вечности. Эрудиция и понимание. Специфика цитатности. Элиотовская концепция классического.

Формализм художественной и критической позиции Т.С. Элиота. Отношение к лиризму. Идея «объективного коррелята».

2) Анализ стихотворного текста. Приметы неотрадиционализма. Тематические приоритеты. Поэтика: специфика целостности, природа образов.

Литература:

Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант// Называть вещи своими именами. С.476-482. (или в кн.: Элиот Т.С. Назначение поэзии. – М., 1997. – С.157-166).

Элиот Т.С. Что такое классик?// Элиот Т.С. Назначение поэзии. –М., 1997. – С.241-259. (Или: Вопросы литературы. – 1988, №8. – С.185-199).

 

Приложение

<...> Но постигать

Грань перехода времени в вечность –

Занятие для святого –

И не занятие: нечто, что дано

И отнято пожизненной смертью в любви,

В страсти, бескорыстии и самозабвеньи,

Большинству из нас – только миг,

Неуловимый скачок, затерявшийся в солнечном блеске,

Дикий тмин или зимняя молния,

Водопад иль мелодия, слышная глухо настолько,

Что и не слышно её; но и сам ты мелодия,

Пока она длится. Догадки одни и намёки,

Догадки вослед за намёками; остальное –

Молитва, обряд, послушание, помысел и поступок.

Недошедший намёк, непонятый дар – Воплощенье.

Здесь проходит

Слияние сфер бытия;

Здесь прошлое и будущее

Смыкаются и примиряются;

Здесь деяние – иное движенье

Того, что влекомо,

Не емля движенья в себе,

Влекомо хтонической силой.

А праведное деянье – освобожденье

От прошлого, да и от будущего.

Большинству из нас –

Это недостижимо;

Только тем мы и держимся –

Ибо не оставляли попыток.

Наконец, мы довольны и тем,

Что наши останки питают

(Осенённые тисовым древом)

Жизнь осмысленной почвы.

(Четыре квартета, 3 (Драй Сейвэйджез, 1941), V).

Практическое занятие № 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...