Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благоприятные условия работы

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

1. Неожиданность раздражителя.

2. Относительная сила раздражителя.

3. Новизна раздражителя.

4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

5. Контрастность предметов или явлений.

6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что", и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологическая особенность произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Благоприятные условия работы

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Однако не возможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих, требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным.

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для Вас, режим, ритм и внешние условия работы. Обычно такой стиль вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания. Когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Необходимо отметить такую особенность внимания, которая как бы связывает все другие психические явления, где оно проявляется, и не сводится к моментам различных видов деятельности человека. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания.

44… Гендерный дискурс и современные российские СМИ

Одним из феноменов гендерных отношений в современной России является патриархальный ренессанс, который наблюдается во многих сферах общественной жизни. На сегодняшний день в российском обществе вновь становятся актуальными гендерно дифференцированные модели поведения и сферы ответственности. Это касается как макросферы (степень участия в производстве и общественной жизни), так и микросферы (разделение обязанностей в семье и домашнем хозяйстве). Гендерный контракт в России по-прежнему отличается от контракта «равных статусов», характерного для модернизированной семьи в ряде западных стран. Исследователи полагают, что природа этого явления во многом обусловлена «глубинными особенностями гендерных отношений в российском социуме, для которого характерны, с одной стороны, замкнутость, даже изолированность женской и мужской культур, с другой – неприятие партнерских, основанных на договоре, отношений между полами в разных сферах, начиная с семьи и заканчивая политикой»1.

В результате такой гендерной ассиметрии возникает множество общественных противоречий, от которых страдают как женщины, так и мужчины. Налицо парадокс: несмотря на быстрое развитие гендерного сознания и внешнее равноправие в нашей стране сегодня существует целый комплекс явных и скрытых гендерных проблем.

Безусловно, одной из проблем, лежащих на поверхности, является гендерное неравенство. В конце 2009 г. был опубликован ежегодный доклад The Global Gender Gap Report2, согласно которому Россия в рейтинге равноправия полов занимает 51-е место в мире. В 2008 г. Россия занимала в этом рейтинге более высокое 42-е место. Этот рейтинг также отражает участие женщин в политической жизни, и Россия показывает крайне низкий уровень, занимая 99-е место3.

Ситуация на рынке труда также имеет гендерный аспект. В большинстве развитых стран мира женская безработица превышает мужскую. Однако в Советском Союзе, где официальной безработицы не существовало, женщины занимали стабильное положение, составляя более половины занятого населения. Реформы начала 1990-х гг. и ухудшение экономической ситуации в стране привели к общему сокращению занятости, т.е. безработице. В первую очередь это коснулось женщин: в период с 1990 по 1992 гг. сокращение занятости практически полностью происходило за счет них, в то время как занятость мужчин оставалась на прежнем уровне. В дальнейшем позиции женщин на рынке труда стабилизировались, и их занятость даже стала увеличиваться более быстрыми темпами, чем у мужчин. Однако традиционно женский труд используется в наименее оплачиваемых, в том числе бюджетных, отраслях: образовании, здравоохранении, культуре – и сегрегация женщин в этих секторах экономики продолжает увеличиваться. Общий уровень занятости мужчин превышает уровень занятости женщин. Однако наименьший разрыв – среди тех, кто имеет высшее образование.

Исследования по проблемам трудовых отношений показали, что наличие высшего образования как у мужчин, так и у женщин является гарантией для занятия более высокой должности. Однако мужчины по-прежнему занимают высшие административные должности значительно чаще женщин. Так, среди государственных служащих в России – 56% женщин, а среди тех, кто занимает высшие руководящие должности, – лишь 9%4.

Несмотря на высокий уровень образования, женщины по-прежнему находятся в менее выгодном экономическом положении, например, по статистике женщины, окончившие аспирантуру, получают в среднем меньше, чем мужчины, имеющие лишь среднее образование.

Гендерные проблемы все активнее дают о себе знать и в частной жизни. Одна из них – гендерное неравенство в распределении домашнего труда. Несмотря на быстрый рост занятости женщин в производстве и относительную активизацию их участия в политике, они затрачивают на работу по покупке продуктов питания, приготовление пищи, уборку квартиры и пр. в 5–10 раз больше времени, чем мужчины. В результате совокупная нагрузка женщин (работа плюс дом) составляет в среднем на 16 часов в неделю больше, чем у мужчин. Мера участия мужчин и женщин в «невидимых видах» домашнего труда неравноценна: у женщин неоплачиваемый домашний труд занимает значительно больше усилий и времени, чем у мужчин. Одним из эффективных способов выравнивания позиций мужчины и женщины в семье – экономическая независимость женщины, которая возможна только при условии гендерного равенства в уровне заработной платы, а также при настойчивом формировании в общественном сознании современных представлений о женственности и мужественности. Однако гендерная ассиметрия все больше проникает в общественное сознание. Так, социологические данные последних лет показывают, что среди молодых мужчин (до 30 лет) сторонников патриархальной семьи в три раза больше, чем среди женщин. Такая разница в представлениях о модели семьи, по мнению социологов, гарантирует последующие семейные конфликты5. «Действительно, трудно представить себе, что так называемая гегемонная модель мужественности со всеми ее атрибутами и символами, включая неработающую жену-домохозяйку, ждущую мужа у семейного очага, найдет понимание и отклик у образованных и стремящихся к независимости молодых россиянок»6.

Патриархальный ренессанс, который переживает наша страна, во многом связан с проблемой, которую исследователи идентифицируют как «кризис маскулинности». В числе его причин называется невозможность исполнения традиционных мужских ролей. Советское общество, которое, несмотря на внешнее равноправие, глубоко в общественном сознании оставалось по сути патриархатным, где была уравнительная оплата труда, но отсутствовала безработица, внезапно трансформировалось в общество, в котором мужчина в условиях тотальной безработицы и экономической нестабильности перестал чувствовать себя кормильцем, а значит – мужчиной. Реализация гендерного контракта «мужчины-кормильца», который по традиционному представлению должен определять гендерный порядок в условиях экономической свободы, оказалась под угрозой. Экономические реформы, в частности возвращение частной собственности, создавали условия для реализации новой гендерной идентичности «настоящей мужественности», которая была недоступна в советский период. Появлялась возможность для развития «гегемонной патриархатной маскулинности автономного, независимого, либерального собственника, для которого открыты возможности, предоставляемые всеми демократическими свободами, и который возвращает женщину в рамки традиционной роли»7.

Таким образом, кризис идентичности постсоветского мужчины начала 1990-х гг. и поиск новой идентичности – новой модели мужественности – непосредственным образом отразился на формировании гендерного порядка в стране.

Один из способов решения перечисленных проблем – выстраивание такого социального/гендерного порядка, при котором созданы условия для максимальной реализации как женского, так и мужского потенциала. Общество равных возможностей, в котором учитываются интересы каждой группы и уделяется равное внимание проблемам каждой из них. В реализации этой задачи крайне важна деятельность СМИ, которые оказывают огромное влияние на массовое сознание. При этом надо признать, что сознание самих журналистов и медиаменеджеров несвободно от гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы в СМИ неотделимы от идеи предназначения мужчины и женщины, от гендерного порядка, господствующего в тот или иной период. В советских СМИ гендерный порядок и стереотипы отражались вполне однозначно. Семья представлялась как крепкая ячейка общества, внебрачные отношения и разводы осуждались. Женственность представала одновременно в образе матери, домашней хозяйки и труженицы – передовика производства. Мужественность – в образе защитника Отечества, труженика и передовика производства. Однако во многих публикациях, особенно позднего советского периода (1970-е – начало 1980-х гг.), несмотря на идеологическую цензуру, явственно прослеживались социальные проблемы, связанные с трудным для женщины гендерным контрактом: психологические и социальные перегрузки, связанные с совмещением ею нескольких ролей и функций, неудовлетворенность положением в семье и в обществе, рост количества одиноких матерей и т.п. Также просматривались проблемы, связанные с кризисом мужской идентичности.

Несмотря на маргинальный оттенок слова «гендер» (а возможно, именно благодаря этому), его употребление становится модной приметой, признаком определенного свободомыслия для российских журналистов. На федеральных телеканалах в последние годы все чаще появляются программы, посвященные проблемам гендера. На радио эта тема также не остается без внимания: например, пару лет назад радиостанция «Сити- FM» запустила передачу «Гендер Прихидько», в которой психолог по фамилии Прихидько разъясняет женщинам «правила обращения с мужчинами». Газеты используют модное слово в заголовках: «Гендер-шмендер, или о волнениях тела в русской культуре»8, «Гендер хох!»9, «Гендер и его гендергейши»10. На первый взгляд, налицо позитивные тенденции.

Однако количество упоминаний термина, увы, не перерастает в качество анализа проблем, связанных с ним. Да и точное значение самого слова все еще ускользает от журналистов. Анализ публикаций в российских СМИ подтверждает, что гендерные заблуждения по-прежнему очень значительны. В качестве оправдания нашим журналистам надо заметить, что чаще всего они навязывают аудитории гендерные стереотипы неосознанно, просто потому, что уровень их компетентности в этой проблематике недостаточно высок. Многие из них путают и подменяют понятия, приравнивая гендер к феминизму, гомосексуализму и другим «грехам» человечества, стремясь найти в нем какой-то неприличный подтекст. И очень немногие осознают реальный диапазон гендерных проблем, который не ограничивается борьбой за права женщин или сексуальных меньшинств. Вывод: взаимоотношения гендера и СМИ в России все еще далеки от идеальных.

Анализ современных российских газет показывает, что в российских СМИ доминируют гендерные стереотипы, связанные как с образом женщины, так и с образом мужчины. Женщина в СМИ – это либо сексуальный объект, либо счастливая домохозяйка – подруга мужчины (часто эти образы противопоставляются), она ассоциируется с сексуальностью, покорностью, стремлением к заботе о муже, чрезмерным вниманием к своей внешности, полным отсутствием амбиций и интереса к общественной деятельности. Современный мужчина предстает в образе удачливого бизнесмена, супермена, для которого проявление слабости и забота о своем здоровье – несвойственны и даже постыдны, он склонен к полигамии и часто агрессивен. Таковы современные образы фемининности и маскулинности, преобладающие в том числе и в гендерно ориентированных изданиях, в избытке появившихся на медиарынке в последние годы. Таким образом, СМИ играет значительную роль в реанимации устаревшего гендерного порядка, транслируя представления о традиционных гендерных моделях, в частности патриархальной модели участия женщины в общественной жизни, гендерного разделения домашнего труда, что, по мнению социологов, гарантирует серьезные противоречия в отношениях современных мужчин и женщин. Но что еще опасней – общество не представляет реальной ситуации в сфере гендерных отношений, не знает действительно актуальных гендерных проблем, значимость которых журналисты недооценивают, а потому умалчивают (или не договаривают) о них. Стереотипный подход современной журналистики к гендерной проблематике создает условия для негласной гендерной цензуры и самоцензуры по отношению к обоим полам. К сожалению, журналисты часто навязывают аудитории гендерные стереотипы неосознанно. Даже в тех случаях, когда гендерные отношения не являются конкретной темой публикации, они проявляются в использовании скрытого «языка вражды», пословиц и поговорок патриархатного или сексистского характера, а также просто в гендерной асимметрии лексических и грамматических форм, которая свойственная русскому языку. Исследования социологов, основанные на результатах опросов региональных журналистов, демонстрируют, что гендерный подход в первую очередь ассоциируется у многих из них с феминизмом, эмансипацией, Кларой Цеткин, Розой Люксембург и лесбиянками. Журналисты не знакомы с законодательными и нормативными актами, регулирующими права мужчин и женщин. При подготовке материалов гендерной тематики не развита практика обращения к экспертам по этому профилю. Смысл словосочетания «гендерные стереотипы» и «сексистские стереотипы» журналисты объяснить затрудняются. Отсутствует осознание роли СМИ в поддержании гендерного неравенства и понимание того, что воспроизводство гендерных стереотипов может оказывать негативное влияние на жизнь реальных людей и должно расцениваться как ущемление прав11.

Такой подход, тормозящий развитие общественного сознания, во многом связан с тотальной нечувствительностью общества к гендерным проблемам, внутренним сопротивлением, а часто открытым противодействием идеям о комплексном подходе к проблеме полов не только со стороны мужчин, но и женщин. Безусловно, в СМИ − нечасто, но все же появляются публикации о современных, активных и успешных женщинах и о мужчинах, которые придерживаются взглядов о равенстве полов и не стыдятся этого. В некоторых из них адекватно отражены переходные процессы, происходящие в обществе, и те кардинальные изменения в репрезентации женщин и мужчин в политике, экономике, социальной сфере, культуре, а также гендерное восприятие общественной проблематики в целом. Однако таких публикаций явно недостаточно для отражения реальной картины. Поэтому понять важность гендерной проблематики при формировании информационной повестки – одна из первых задач, стоящих перед журналистским сообществом. Следующим шагом должно стать осознание степени собственной свободы или несвободы самих журналистов от стереотипов и повышение их гендерной компетентности. Гендерная некомпетентность российских журналистов приводит к таким профессиональным недостаткам, как:

o отсутствие желания признавать сам факт существования гендерных проблем;

o недооценка значимости гендерной проблематики, нежелание увидеть гендерный аспект в других социальных проблемах;

o необъективное или предвзятое освещение гендерных проблем;

o незнание предметного поля, а также поверхностный подход при анализе гендерных проблем;

o пропаганда и навязывание гендерных стереотипов, содержащих устаревшие представления о гендерных ролях и моделях;

o проявление сексизма, выражающееся в дискриминационных оценках различных мужских или женских качеств;

o стремление к клишированию женских и мужских образов;

o непонимание терминологии, связанной с гендерными отношениями и т.п.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...