Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие для детей старшего и среднего дошкольного возраста

ПОЗНАНИЕ СЕБЯ САМОГО КАК ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности происходит успешно только при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального, строительства». Одним из стимулов для такого включения в процесс социализации являете потребность в познании самого себя. Психологи отмечаю, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе своему телу, своим движениям, своему внешнему виду и т. Процесс самопознания проходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя как существа физического к изучению себя как существа социальной (познание и осознание своих чувств, переживаний, поступков, мыслей).

Для эффективности процесса социализации важно, что бы ребенок научился осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал о своих человеческих способностях и возможностях, но и учился управлять своим телом, своими чувствами, своими поступками.

Содержание работы с детьми, направленной на воспитание интереса к себе и «помощи» себе в собственной социализации, можно объединить в несколько групп: организм человека; чувства, мысли, умения, поступки; место среди других людей. Все это вместе и поможет ребенку составить представление о себе как о человеке.

Методика работы с детьми по данному разделу имеет как общие для всех вышеназванных аспектов основания, так и специфические, диктуемые содержанием каждого из них.

Кроме основной цели, о которой речь шла выше, общие основания заложены и в организации педагогическо процесса: работа должна осуществляться в большинстве случаев в повседневной жизни, в процессе наблюдений, цагогических ситуаций, в свободной самостоятельной дельности, в качестве отдельных заданий на занятиях изобразительной деятельностью, музыкальных, физкультурных, ознакомлению с природой и др. Преимущественная форма занятий — подгрупповая. Ведущие методы — экспериментирование, опыты, упражнения.

При ознакомлении с организмом учитываются и эти общие основания, и специфические.

Прежде всего, необходимо понимать, что цели данной работы — формирование у ребенка элементарных знаний о своем организме; воспитание потребности и умения на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье, закладывание основ гуманного отношения к людям.

В своей работе воспитатель должен следовать определенной логике, основанной на учете возможностей возраста, которая обеспечит усвоение познавательного материала и воспитание нравственных чувств и отношений. Эта логика такова:

Прежде всего, надо уточнить знания детей о названиях и положении разных органов чувств и частей тела у человека вообще, у них самих, у животных. Эта работа проводится с детьми в раннем возрасте («Покажи, где у тебя (у мамы, у сестрички глазки, носик, ушки, язычок...»). Воспитатель (родители) задают детям вопросы и подкрепляют ответы малышей поощрительной улыбкой, похвалой. Ребенка просят показать то же самое на картинках. Читают народные песенки, потешки. Используются простые упражнения типа «Закрой глазки, нет, не руками, просто закрой»; «Покажи язычок»; «Давай спрячем носик от мороза»; «Ножками потопай, ручками похлопай»; «Покажи пальчики, сожми их в кулачок» и т. д.

Значение этого первого этапа заключается в том, что взрослый фиксирует внимание детей на их органах чувств и частях тела, закрепляет соответствующие знания.

Далее взрослые выясняют, понимает ли ребенок назначение органов чувств и частей тела («Зачем тебе глаза, нос, рот?..»); При этом следует учитывать, что, например, на вопрос «Зачем тебе язычок?» ребенок трех лет может ответить: «Чтобы показывать». Для малыша этого возраста подобный ответ можно считать правильным, таккак ребенок правильно соотнес орган с тем, как он сам «используетего в жизни, как, например, использует его собака в жаркий день. Из-за наглядности и конкретности мышления неумения устанавливать причинные связи и зависимости, да и в силу своего небольшого социального опыта ребенок в три года и не может дать другого ответа.

Вопрос типа «Зачем тебе глаза, уши и т. д.?» задают детям на каждом последующем возрастном этапе. Чем старше ребенок, тем точнее должны быть его ответы.

Данному вопросу должны предшествовать упражненияопыты, наблюдения детей за собой, игры. Например, воспитатель предлагает малышам закрыть глаза, рассказать, что они «видят» вокруг себя, и объяснить, почему им нечего ответить. Или ребенка просят посмотреть на предмет рассказать онем,а затем предлагают взятьего вруки, обследовать, послушать звучание и повторить рассказ. Воспитатель объясняет, почему рассказ стал полнее, какие органы чувств помогли в этом ребенку.

В педагогическом процессе могут быть использованы дидактические игры типа «Определи по звуку (определи, какойинструмент звучит, какой предмет издает звук и т. п.)», « Отгадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», « Узнай по запаху» и др.

Результатом таких единичных знаний явится обобщение, которое ребенок сделает самостоятельно при тактичной помощи воспитателя: каждый орган чувств и часть тела необходимы человеку для чего-то, все органы чувств помогают нам больше узнать об окружающем.

Обобщающим может быть и фронтальное занятие на тему «Мои помощники». Его можно организовать по-разному. Например, занятие начинается с рисования человека и последующего обсуждения рисунков с точки зрения того, каких помощников человека дети изобразили и почему они считают их помощниками. Или же детям предлагают картинки с изображениями различных органов чувств и частей тела и просят рассказать по каждой картинке, какова функция того или иного органа. Хорошо, если при этом дети вспомнят стихи, поговорки, загадки о глазах, ушах, поразмышляют над вопросом воспитателя, зачем человеку два глаза, два уха, две руки, две ноги. После их ответов можно прочесть шуточные стихи С. Я. Маршака:

Одна дана нам голова.

А глаза два,

И уха два,

И два виска, и две руки,

Зато один и нос и рот.

А будь у нас наоборот,

Одна нога, одна рука,

Зато два рта, два языка, —

Мы только бы и знали,

Что ели да болтали.

Когда речь пойдет о частях тела — руках, ногах, можно рассказать детям об их строении и функционировании. Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть на картинке, на себе, друг на друге, из каких частей состоят рука и нога; ответить на вопросы, почему они устроены именно так. А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене?

Целесообразно включить в вечер досуга, спортивный рздник шутливые задания типа «Пусть каждый постарается быстрее всех пробежать на прямых ногах»; «Попробуй взять яблоко и поднести его ко рту, не сгибая руку в локте» и.т.п. Разнообразие заданий зависит от фантазии воспитателя и детей. Важно, чтобы дети как можно в большей степи испытали на себе целесообразность строения частей тела и их функционирования.

После того как воспитатель убедится в умении ребенка называть и свои органы чувств, и части тела, объяснять, для чего они человеку, можно переходить к следующему, третьему этапу.

С помощью воспитателя дети находят ответы на вопроссы, как функционируют органы чувств, как они устроены, каковы их особенности.

При этом нужно разделить вопросы об органах чувств и частях тела. Об устройстве и функционировании органов чувств можно рассказать только тем детям, которые проявят к этому интерес, для всех будут полезны и интересны сведения об особенностях органов чувств у человека и животных (у кого самые зоркие глаза, кто лучше всех слышит, кто видит в темноте и т. п.).

Четвертый этаповладение способами бережного оптношения к своим органам чувств и частям тела.

После того как дети на практике убедятся, как важны органы чувств и части тела, можно переходить к следующему этапу. Первая беседа с детьми проходит на тему «Что тебе вредит или есть ли враги у твоего организма». Воспитатель помогает детям выделить среди «врагов» по меньшей мере четыре фактора: грязь, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный звук), опасные предметы. В беседе можно использовать художественные произведения: стихи К. Чуковского, А. Барто, В. Маяковского и др.; поговорить о результатах предварительных наблюдений дошкольников за собой и друг за другом; рассмотреть картинки. Цель подобных бесед - вызвать у ребенка желание беречь свой организм и обучить способам бережного отношения к себе. В старшей подготовительной к школе группах можно разработать с детьми «свод правил», которых должны придерживатьв все: «Мой руки по мере их загрязнения», «Не наклоняйся низко над столом, когда читаешь, рисуешь» и др. Правила составляют при участии детей и оформляют их рисунками, аппликацией.

Занятие для детей старшего и среднего дошкольного возраста

Тема: Человек и его здоровье

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о строении человека, его здоровье, и здоровом образе жизни, закрепить знания детей о поведении в экстремальных ситуациях; учить внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, составляя предложения различной конструкции; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывать желание быть честным и опрятным.

Словарь: здоровье, человек, части тела, переносица, затылок, висок, кисть, плечо, кровотечение, обработка раны, повязка.

Оборудование: заказное письмо, 5 конвертиков, где расписаны задания детям, иллюстрации к произведениям Маршака («Усатый полосатый»), К.И.Чуковского («Мойдодыр»). В. Маяковского («Что такое хорошо и что такое плохо»), иллюстрации к загадкам, поэтапно разрисованные экстремальные ситуации (набор рисунков), таблетки, ножницы, спички, стул.

Предварительная работа:

1.Чтение художественных произведений:

Маршака («Усатый полосатый»)

К.И.Чуковского («Мойдодыр»)

В. Маяковского («Что такое хорошо и что такое плохо»)

Рассматривание иллюстраций к ним.

2.Беседы и рассматривание иллюстраций по темам: «Туалетные принадлежности», «Поведение в экстремальных ситуациях», «Чистота- залог здоровья».

3.Занятия на темы: «Зачем нам нужны глаза», «Беседа о зубах и зубной щётке», «Что мы знаем о наших ушах?», «Что нельзя брать в рот?», «Нос и носовой платочек».

4.Посещение медицинского кабинета, беседы с врачом и медсестрой.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

(дети здороваются с гостями)

Воспитатель: Да, гостей много, посмотрите какие все серьёзные. Как же нам им поднять настроение?

Дети: Подарить улыбку, пригласить танцевать, поиграть вместе, попить чаю, показать спектакль, сказку.

Воспитатель: Молодцы! Правильно, можно улыбнуться, можно смеяться, танцевать. Но хорошее настроение может быть только у здоровых людей, которые хорошо себя чувствуют, у которых ничего не болит. А вы себя хорошо чувствуете? У вас хорошее настроение? Вот сегодня мы с вами покажем, какие мы здоровые, весёлые и постараемся нашим гостям поднять настроение.

В зал входит почтальон.

Почтальон: Детский сад «Журавлик»? Получите заказное письмо, распишитесь.

(почтальон уходит, воспитатель распечатывает большой конверт)

Воспитатель: Странно! Что же это за письмо? От кого?

(читает)

«Внимание! Внимание! Лечу к вам с сюрпризом,

Карлсон!»

«Вы ребята, молодцы,

Озорные сорванцы,

Прежде чем увидеть

Меня, вы, постарайтесь

Не обидеть!

Все конверты разверните,

Испытания пройдите»

Воспитатель: Ой, ребята, как интересно, открываем первый конверт.

(читает)

«Не сидите, не скучайте,

Вы загадки разгадайте!»

1.Зубастая щётка идёт через лес,

Зубов много, а ничего не ест.

(расчёска)

Воспитатель: Что это, дети? Правильно, расчёска! А почему вы решили, что это расчёска?

Дети: Потому, что волосы похожи на лес. А зубастая щётка- расчёска.

2.Любит мыться и купаться,

Но от этого только худеет

(мыло)

Воспитатель: Что это, дети? Правильно, мыло! А почему оно худеет?

Дети: Потому, что мы часто моем руки, и оно остаётся у нас на руках.

3.Какой есть - таким покажет

И без слов про всё расскажет.

(зеркало)

Воспитатель: Что это, дети? Правильно, зеркало! Почему, вы решили, что это зеркало?

Дети:

Потому, что когда в него смотришь, видишь, чистый ты или грязный.

4. Дождик тёплый и густой

Этот дождик непростой.

Он без тучки, без грозы,

Целый день может идти.

(душ)

Воспитатель: Что это, дети? Правильно, душ! Расскажите, как вы догадались? Ведь здесь про дождик говориться.

Дети: Потому, что он без тучки, без грозы, тёплый.

Воспитатель: Хорошо. Вот сейчас вы назвали много предметов, расскажите. Для чего они нужны?

Дети: Чтобы всегда быть чистыми, аккуратными и красивыми, здоровыми.

Воспитатель: Хорошо! Эти предметы нужны для того, чтобы поддерживать себя и свое здоровья в порядке. А теперь откроем следующий конверт.

(читает)

«А теперь, ребята, сказки

Отгадайте без подсказки.

Автора вы назовите

И название скажите»

Карлсон приготовил для вас небольшие отрывки из разных сказок.

Слушайте внимательно, и отвечайте, кто автор сказки и как она называется?

(читает)

1. «Если сын чернее ночи,

Грязь лежит на рожице,

Ясно, это плохо очень

Для ребячей кожице.

Если мальчик любит мыло

И зубной порошок,

Этот мальчик очень милый!

Поступает хорошо!

(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»).

2. «Ах, ты гадкий, ах, ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя!

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса.

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки.

(К.Чуковский «Мойдодыр»)

3. «Принесла кусочек мыла,

И мочалку раздобыла

И водицы из котла

В чайной чашке принесла.

Не хотел котёнок мыться.

Опрокинул он корытце.

И в углу за сундуком

Моет лапку языком»

(С. Маршак «Усатый полосатый»)

Воспитатель: Да, ребята, все взрослые и дети и даже животные любят купаться, мыться, содержат своё тело в чистоте. А вы любите купаться?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну-ка дети, посмотрите, кто-то в гости к нам пришёл. А. это снова почтальон.

Почтальон: Вам посылка, распишитесь.

(Воспитатель берет посылку, расписывается. Почтальон выходит.)

Воспитатель:

(Читает на посылке надпись).

«Что написано, узнайте,

а потом уж открывайте,

Ну-ка, дети, отгадайте

И отгатки не скрывайте».

Карлсон.

 

Загадки:

«Костяная спинка

Жесткая щетинка

С пастой дружит

Нам верно служит».

(Зубная щетка)

 

«Живу в тюбике я

Вкусная и ароматная»

(зубная паста)

Дети разгадывают загадки, воспитатель открывает посылку.

Воспитатель: Посмотрите, дети, что прислал нам Карлсон. Для чего нужны эти предметы?

Дети: Чтобы чистить зубы.

Воспитатель: Сколько раз в день нужно чистить зубы?

Дети: Два раза, утром и вечером.

Воспитатель: Покажите, как надо правильно чистить зубы.

(дети показывают (сверху вниз)

Воспитатель: Как ещё необходимо заботиться о зубах?

Дети: Меньше есть конфет, пряников, не ковыряться в зубах, полоскать рот после еды, есть больше овощей и фруктов.

Воспитатель: Карлсон, наверное, прислал нам эту посылку, чтобы мы никогда не забывали чистить зубы. А вы всегда чистите зубы? Молодцы. Здоровые зубы - это залог здоровья всего организма человека. А сейчас мы с вами немножко разомнёмся. Поиграем в игру «Покажи правильно». Встаньте все ровно, красиво. Покажите мне, пожалуйста, глаза, ухо, затылок, висок, язык, шею, плечо, локоть, кисть, коленку, пятку. Молодцы. Всё знаете! Садитесь. Давайте посмотрим, какое же испытание приготовил нам Карлсон в третьем конверте.

(открывает конверт, читает)

«Что ж, посылку вы открыли

И про зубы не забыли.

Части тела вам знакомы,

А теперь задание новое:»

Воспитатель: Карлсон приготовил для вас несколько вопросов. Давайте на них ответим. Для чего нужны нам уши?

Дети: Чтобы слышать, что говорят, чтобы слушать музыку и т.д.

Воспитатель: Для чего нужен нам нос?

Дети: Чтобы дышать и нюхать цветы.

Воспитатель: Для чего нужен нам рот?

Дети: Чтобы говорить, кушать, смеяться.

Воспитатель: Для чего нужен нам язык?

Дети: Чтобы говорить, определять вкус.

Воспитатель: Для чего нужны нам руки?

Дети: Чтобы рисовать, играть, работать, заниматься, причёсываться и т.д.

Воспитатель: Для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать.

Воспитатель: Хорошо. А теперь мы с вами немножко посоревнуемся.

(на столах выкладываются 2 набора картинок (волосы, глаза, кисть руки, уши, нос), воспитатель вызывает детей и загадывает загадки. Дети поднимают те картинки, которые соответствуют отгадке.)

1. «Не сеют. Не сажают,

А сами вырастают»

(волосы)

2. «На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца- сами открываются.»

(глаза)

3. «У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем»

(пальцы)

4. «Два паруса всю жизнь рядком плывут,

А друг друга не видят»

(уши)

5. «Между двух светил, я в серёдке один.»

(нос)

(побеждает тот ребёнок, который первым отгадал загадку и поднял нужную картинку.)

Воспитатель: Молодцы! Давайте с вами поиграем в игру «Разговор без слов». Я вам буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать. Но не словами, а движениями.

Плечи говорят? Я горжусь.

Спина говорит? Я очень старый.

Палец говорит? Иди сюда.

Руки говорят? Ого, какой большой!

Лицо говорит? Ой, как страшно!

Голова говорит? Да! Нет!

Ухо слышит птичку?

Нос нюхает цветок?

Рот говорит? М-М-М какое вкусное варенье, я его люблю.

Воспитатель: Хорошо! Ребята, посмотрите, мы уже с вами прошли почти все испытания. Что же нам ещё приготовил Карлсон?

(открывает конверт и читает)

«Ну, ребятки же вставайте

И по залу погуляйте.

Посмотрите, всё ль в порядке?

Нет ли какого беспорядка.

Вы смотрите осторожно,

Навредить здоровью можно.»

(в это время в группе подготовлены «Провокационные сюрпризы»)

Воспитатель: Давайте ребятки, вставайте, пойдём посмотрим, может Карлсон уже нам сюрприз приготовил, который обещал.

(дети вместе с воспитателем идут по группе в поисках сюрприза и обнаруживают рассыпанные таблетки.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это валяется на полу? Правильно, таблетки. А можно детям таблетки брать в руки, почему?

Дети: Нельзя. Можно отравиться.

(воспитатель убирает таблетки, идут дальше, обнаруживают на полу ножницы.)

Воспитатель: Смотрите, ножницы. Разве можно детям с ножницами играть? Почему?

Дети: Нельзя, можно порезаться или наколоться.

Воспитатель: Да. Правильно! Давайте их лучше заберём от сюда.

(идут дальше, находят спички.)

Воспитатель: А что это такое?

Дети: Спички.

Воспитатель: Ребята, где должны лежать спички? Почему детям нельзя играть со спичками?

Дети: Может случиться пожар.

(воспитатель убирает спички. Далее находят перевёрнутый стул)

Воспитатель: Посмотрите, как тут опасно ходить. Действительно, как Карлсон нам написал, можно здоровью навредить. Посмотрите, стул лежит прямо на проходе. Так и должно быть, дети?

Дети: Нет. Нельзя, чтобы он так лежал, можно споткнуться и упасть, ноги и руки поломать.

(воспитатель ставит стул на место)

Воспитатель: Ну, вот ребята, убрали мы с вами у нас в группе все предметы, которые угрожают нашему с вами здоровью. И, помните, никогда не играйте с ножницами, таблетками, спичками, кнопками. Это очень опасно для вашего здоровья. Давайте тихонечко сядем на стульчики, посмотрим, какое же испытание приготовил нам Карлсон на этот раз. Остался последний конверт.

(открывает последний конверт и читает)

«Ну-ка дети напрягитесь,

И в картинках разберитесь.

Что же делать вам тогда,

Когда с вами случиться беда?»

Что же за беда такая может с вами случиться? Давайте посмотрим. У меня в руках набор картинок. Представьте себе такой случай: у девочки на занятии потекла кровь из носа. Что мы с вами должны сделать? Я предлагаю вам четыре рисунка, и вы должны их разложить по порядку. Что необходимо сделать сначала, а потом?

1. Обратиться к взрослому.

2. Лечь на кровать.

3. Намочить полотенце водой.

4. Приложить полотенце на нос.

(дети выходят и выкладывают рисунки в нужном порядке)

Воспитатель: И еще одна ситуация, которая может случится с вами. Мальчик на прогулке порезал руку, что необходимо сделать?

1. Обратиться к взрослому.

2. Промыть рану.

3. Помазать зеленкой.

4. Наложить повязку

Воспитатель: Молодцы! Вот ребята мы с Вами и прошли все испытания. Слышите мотор жужжит? Кто-то в гости к нам пришел? Кто это? Карлсон.

(влетает Карлсон)

Карлсон: А вот и я!

Воспитатель: Здравствуй, Карлсон, дорогой! Рады встречи мы с тобой.

Карлсон: Я всегда вернуться рад в свой любимый детский сад! Апчхи!!!

Воспитатель: Что такое? Ты простужен?

Карлсон: Я весь день скакал по лужам. А теперь простыл, охрип, у меня наверно грипп.

Воспитатель: Как ты думаешь лечиться?

Карлсон: Пить таблетки не годиться. Я лекарства сделал сам.

Воспитатель: Вот чудеса! Какое?!

Карлсон: Смело, складываем в кучу карамельку и тянучку.

Из малины мармелад и кусочки шоколада.

И на всё на это сверху всё овсяное печенье

Надо мелко накрошить.

Называется лекарство: «Ням- ням- ням – вкуснятина!

От простуды помогает, просто замечательно!

Вы ребята молодцы! Все испытания прошли.

Я вот тут для вас как раз тортик вкусненький припас.

Воспитатель: Ребята, разве сладкое так полезно?

Дети: Нет. Вредно для зубов, можно потолстеть.

Карлсон: Потолстеть???

(осматривает себя)

Воспитатель: Ну, а ты дружочек, мой не страдаешь худобой. Вон, какой ты карапуз!

(щекочет Карлсона)

Карлсон: Ой, щекотки я боюсь! Что мне делать, как мне быть, как здоровье сохранить?

Воспитатель: Чтоб здоровье сохранить нужно правильно питаться, закаляться, физкультурой заниматься. Ну- ка дети, подскажите, разобраться помогите. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

«Солнце, воздух и вода

наши лучшие (друзья)»

«В группе утром по порядку

Дружно делаем (зарядку)»

«Обливаемся с тобой

Мы холодною (водой)»

«От простуды и ангины

Нас спасают (витамины)»

«Творог, овощи и фрукты

Всем полезные (продукты)»

«Меньше сладкого, мучного

Вот и станешь стройной (снова)»

Карлсон: Ах, тефтельки и ватрушки, бублики и плюшки. Как от вас мне отказаться?

Воспитатель: Карлсон, престань терзаться!

Вот тебе волшебный мяч!

Ты на нём помчишься вскачь!

Укрепишь мускулатуру, и осанку, и фигуру!

Как про сладкое забудешь,

Ты здоров и строен будешь.

Ну, давай, скорей садись, только знай себе, держись!

Карлсон: Вот так мячик!

Ну-ка, ну-ка! Эка хитрая наука!

(садиться на мячик и скачет)

Я и этак! Я и так!

Воспитатель: Карлсон, прыгать ты мастак!

Карлсон: Мне теперь с таким мячом килограммы нипочём!

Буду с фруктами дружить, буду я в спортзал ходить.

Вы, вот так же поступайте и здоровье закаляйте.

За ваши знания, за мои испытания оставляю

вам сюрприз. А мне пора, до свиданья, детвора!

Здоровья виноградного,

Настроения шоколадного,

Радости клубничной, улыбки земляничной!

(скачет на мяче)

Воспитатель: Вот и обещанный сюрприз. Тортик наверное вкусный.

(открывает торт, а там красиво уложенные овощи и фрукты)

Воспитатель: Вот Карлсон молодец! Фруктовый торт нам принёс. Это очень хорошо. Мы с вами будем кушать много овощей и фруктов, будем бегать, прыгать. Делать зарядку, заниматься физкультурой, чтобы расти здоровыми и крепкими.

 

Данная работа должна проводиться систематически в повседневной жизни, на занятиях, в режимных процессах. Она требует внимания со стороны воспитателя.

И, наконец, заключительным этапом ознакомления дстей с органами чувств и частями тела является воспитание сочувственно-доброго отношения к людям-инвалидам.

Эта часть работы носит ярко выраженный нравственный актер. Ощущение собственного здоровья и собственной полноценности должно с детских лет сочетаться у ребенка с состраданием, сочувствием к тем, кто лишен этого блага. Важно на доступном дошкольному возрасту уровне воспитывать и «сочувствие-сопереживание» («Как ему плохо»), и «сочувствие-действие» («Ему плохо, я помогу»), Воспитатель может рассказать детям о таких людях, использовав примеры из окружающей жизни или случайную встречу с инвалидом на улице либо специально подобрав для беседы кнртинки. Главное, вызвать у детей чувство сострадания, желание помочь и обучить способам оказания помощи. Рассказывая о людях-инвалидах, целесообразно также обратить внимание детей на то, что такие люди научились жить без зрения, слуха, конечностей и что это требует большого усилия воли. Таким образом, с одной стороны, идет работа по воспитанию действенного сочувствия, а с другой — формируется уважение к силе духа человека, вера в его и свои возможности.

Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать о внутренних органах человека, их значении и функционировании. Конечно, выбор должен быть предельно ограничен: сердце, желудок, легкие, мозг. И лишь для детей, проявляющих особый интерес к подобной информации, эту программу можно расширить.

Методика аналогична той, которую воспитатель использует при ознакомлении с внешними органами: познакомить с названием, примерным расположением, через упражнения и наблюдения дать возможность почувствовать орган (сердце сильно бьется после бега, плавания, прыжков; дыхание учащается, можно вдохнуть и выдохнуть воздух и т. д.). Затем следует рассказ о функции каждого органа, о его значении дня жизни и здоровья человека и ознакомление ребенка со способами бережного отношения к собственному организму.

Узнавание себя продолжается через познание ребенком своих чувств, мыслей, умений, поступков.

Главная цель работы воспитателя — научить ребенка анализировать свои «человеческие» проявления, сравнивать их с проявлениями других людей (детей и взрослых), животных.

Воспитатель выясняет, умеет ли ребенок «читать» чувства другого человека, понимать его настроение («Как тыдогадался, что у Сережи что-то случилось?»; «Что люди делают, когда им очень весело?»; «Нарисуй грустного человека»), а затем предлагает ему проанализировать самого себя («Что ты делаешь, когда у тебя хорошее (плохое) настроение?»). Интересно и полезно сравнение человека с животными. На вопросы: «Собаки (кошки, попугай и др.) умеют радоваться или грустить? Как они выражают свои чувства?» Дети, особенно те, у которых есть дома животные, как првило, отвечают, что их друг умеет грустить, радоваться, «даже улыбаться». Труднее ребенку ответить на вопрос: чем он (человек) отличается от животного, когда радуется или грустит? Но подвести детей к размышлению над этим вопросом важно. Необходимо, чтобы ребенок понял главное: люди не только по-другому выражают свое эмоциональное состояние, но и умеют управлять своими чувствами и формами их выражения. Например, человек может сдержаться и не заплакать или не засмеяться, если это почему-либо нельзя. Воспитатель объясняет это существенное различие и предлагает детям проверить его на самих себе. Полезно при этом использовать народные игры, многие из которых построены на умении сдерживать себя: не смеяться, не двшгаться, не произносить какое-то слово и т. п.

Много подходящих ситуаций возникает и в повседнешной жизни, и тогда воспитатель не пропускает возможности напомнить ребенку, что он человек и поэтому может и должен сдерживать свои чувства.

Умение выражать свое эмоциональное состояние воспитатель у дошкольников формирует в играх-драматизациях, а также театрализованных играх, требующих от ребёнка использования многих средств выразительности интонации, силы голоса, мимики, жестов и др. И хотя в играх ребенок берет на себя чью-то роль, но переживания у них «свои», и он опосредованно обучается реальным формам выражения и чтения чувств.

Для того чтобы научить детей устанавливать связь между внешними формами выражения чувств и причинами, их вызвавшими, можно предлагать дошкольникам подбирать картинки с разным выражением лиц персонажей к разным ситуациям. Например, ребенку показывают картинку, на которой изображены играющие дети и мальчик, стоящий в стороне и наблюдающий за игрой. Задание: подобрать на маленьких картинках подходящее для каждого персонажа ыражение лица и объяснить свой выбор.

Необходимо учить детей способам выражения чувств. Эой цели служат многочисленные упражнения, которые проводятся в непринужденной обстановке. Один из методических приемов — «Школа жеста» («Учись жестами выражать свое эмоциональное состояние и отношение к окружающим. Скажи жестом, без слов: здравствуйте, проходите, пожалуйста; до свидания; иди сюда; не делай этого!» и т. п.). Воспитатель обращает внимание детей на жесты, которые могут быть обидными для другого человека или просто некрасивыми.

Так же воспитатель анализирует с детьми их поступки и умения. Цель анализа — привлечь внимание ребенка к самому себе и вызвать желание становиться лучше.

Работу можно проводить с подгруппами, и тогда предметом разговора становятся достижения детей: анализируется то, что они умеют делать хорошо, лучше остальных. А вот для разговоров о недостатках нужна индивидуальная форма, и, конечно, вести их следует с верой в ребенка, его возможности, его способность научиться тому, что он пока не умеет.

Очень важно формировать у ребенка представление о такой отличительной особенности человека, как способеность думать («Я — человек, и потому я умею думать и умею рассказывать о том, что я думаю»). При этом решаются две задачи. Первая задача — формирование представления о себе как мыслящем существе, способности думать самостоятельно, оригинально, заранее планировать свою деятельность, поступки, высказывания. В процессе ее решения детям прививается любовь к процессу «думания», к умственной нагрузке и ее результатам

Вторая задача — воспитывать представление о том, что и другие люди умеют думать и их мысли могут не совпадать с твоими; несмотря на это, нужно с уважением и вниманием относиться к мыслям другого человека и уметь выслушивать и понимать его, а в случае несогласия высказьвать свое мнение уважительно.

Первая задача решается в процессе разнообразной деятельности, которая требует планирования (труд), самостоятельных решений (этические ситуации с проблемой выбора), проявления фантазии (игра) и др. Каждый раз воспитатель подчеркивает, что результат получен ребенком вследствие размышления, продумывания, что думать, фантазировать интересно и полезно. Целесообразно проводить игры на развитие фантазии, воображения, придумывание загадок, сочинение стихов и сказок, решение трудных задач, головоломок.

Положительной оценки заслуживает ребенок, который проявит самостоятельность, независимость мышления. Важным результатом работы воспитателя следует считать проявление ребёнком интереса к умственной работе и понимание того, что он, как и всякий человек, способен думать. Вторая задача решается в специально создаваемых педагогических ситуациях, цель которых показать детям, что каждый думает по-разному и это хорошо, к этому нужно относиться с интересом и уважением. Начинать можно с организации самых простых ситуаций. Воспитатель говорит: «Посмотрите на это растение (вазу, игрушку или другое) ирасскажите о нем. Но ваши рассказы не должны повторяться. Пусть каждый расскажет так, как он видит, предмет, как он его себе представляет». После того, как дети составят несколько разных рассказов или каждый даст своё определение, свой эпитет, воспитатель подводит итог, подчёркивает: «Как хорошо, что каждый рассказал по-своему. Чем больше людей, тем больше мы можем услышать разных рассказов». К сравнению мнений можно прибегнуть и при оценке поступков детей, при выяснении понимания художественного произведения, картины и др. И каждыйразвоспитатель не забывает подчеркнуть мысль о значении наличия разных мнений. Важной частью работы является обучение детей способам высказывания несогласия. Воспитатель предлагает конкретные слова, помогающие уважительно выразить свое несогласие с мнением другого. Решая с детьми ситуации, возникающие во взаимоотношениях между ними, подсказывает, как найти достойный выход. Такая работа влияет не только на формирование представлений ребенка о разнообразии людей и различиях между ними, но и на характер отношений, складывающихся в группе.

Познание ребенком самого себя происходит и при осознании им его социальной роли в семье и понимании своей связи с близкими с людьми, принадлежности к своему роду, родословной. Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в самом себе, чувства собственного достоинства, т. е. всего того, что делает человека личностью.

Содержание педагогической работы в этом направлении можно распределить на несколько взаимосвязанных частей.

Очень важно, чтобы ребенок знал свою фамилию, домаший адрес, номер телефона, имена родителей, близких людей. Это необходимо ему для осознания своей уникальности, а также для того, чтобы было, на что опереться в сложной ситуации (если вдруг ребенок заблудился). Вместе с тем надо, чтобы дети знали, когда можно, а когда нельзя называть свой адрес, номер телефона и даже идаже свою фамилию.

Интересная и важная работа может быть проведена по ознакомлению дошкольников с понятиями имени и фамилии (почему появились имена, фамилии, что они обозначают, что обозначают имена и фамилии конкретных

детей, что обозначают имя и фамилия воспитателя).

Следующая часть работы — уточнение понятия «семья», также социальной роли всех членов семьи и самого ребенка его семье («Кто ты для мамы, дедушки, твоей тети?», «Скольков в вашей семье мам, пап, сыновей, дочерей?»). Выяснять и уточнять знания детей можно не только в беседе, но и на занятиях изодеятельностью («Нарисуй свою семью»), в играх-драматизациях и сюжетно-ролевых играх в семью.

И, наконец, значительная часть работы, важная для интеллектуального и нравственного развития ребенка, посвящается ознакомлению детей с их родословной. К этой работе следует привлекать и взрослых членов семьи, объясняя родителям ее значение и необходимость. Методы могут быть разные: рассматривание семейных фотографий, сравнение ребенка с фотографиями других членов семьи для нахождения сходства, рассказы воспитателя, родителей о своей родословной, организация в дошкольном учреждении «Праздника семьи» и др. Важно прививать детям любовь к своему роду и гордость за принадлежность к нему.

ДЕНЬ МОЕЙ ФАМИЛИИ

В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда ему хочется узнать обо всем на св

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...