Железный век Западной Сибири
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 К востоку от ананьинской культурно-исторической области, в горнолесных и таежных районах Урала и Западной Сибири находилась зона культур, связанных с протуграми и протосамодийцами, а к югу от них – зона лесостепных культур Западной Сибири, составлявших северную периферию раннекочевнического мира (южные протоугры). В лесостепной и лесной полосе Зауралья и Западной Сибири вплоть до 5-4 вв. до н.э. сохранялась преимущественная ориентация на цветную металлообработку, и соответственно эпоха железа здесь началась на 2-3 века позднее по сравнению с Восточной Европой. Распространению в этом регионе железа способствовало усиление контактов аборигенного населения с ираноязычными кочевниками евразийских степей, в первую очередь с создателями «савроматской» археологической культуры, а также с населением ананьинской культуры Волго-Камья. Во второй трети 1 тыс. до н.э. в лесостепной зоне на основе мест. позднебронзовой традиции в Зауралье и в Тоболо-Иртышье складываются к-ры,относящиес к раннежелезному веку и затем сменившиеся саргатской культурно-исторической общностью. В некоторых районах таежной зоны Зап. Сибири формировнаие к-р с элементами черн. металлургии относится уже к середине –посл.трети 1 тыс. до н.э. Часть к-р Урала и зап. Сибири переходного времени от бронзы к железу возникла вследствие миграций таежных групп населения. Для них характерно сочетание скотоводства с охотой и рыболовством. Наиболее ярким и хорошо изученным феноменом западносибирских сообществ эпохи раннего железа является саргатская культурно-историческая общность. Она занимает почти всю лесостепь Зап. Сибири по рекам Иртыш, Тобол и Ишим, заходя на севере своего ареала в лесную зону у впадения Тобола и Иртыш, и датируется в рамках 6/5 вв до н.э. - 4 в.н.э. Основа х-ва – придомное животноводство и отгонное коневодство. Земледелие играло подсобную роль. Широко практиковалась охота. Основ. памятники саргатской общности – поселения и могильники. Большинство саргатских поселений – селища. В тоже время хорошо изучены и городища – мысовые и береговые,защищенные рвами и валами. Погребения саргатской общности подкурганные, нередко «впущенные» в уже стоявшие тут курганы эпох бронзы. Характерная черта этих погребений – наличие ритуальных рвов вокруг насыпей. Хоронили на спине, в вытянутом состояние. Формы изделий. Важнейший индикатор – керамические сосуды. Они лепные, чаще круглодонные, чем плоскодонные; по форме яйцевидные, шаровидные и баночные. Вооружение. Луки «гуннского» типа. Стрелы изначально с бронзовым наконечником скифского типа, затем - крупнее желез. и костян. наконечники сарматского и хуннского типа. для защиты – щиты и кожаные куртки с нашитыми на них костяными пластинами. Элементы одежды порой украшены в местном зверином стиле. Саргатская общность на протяжение тысячелетнего периода своего существования имела прямые или косвенные контакты с разл. культурными сообществами как лесной и лесостепной зон, так и степн. пояса – вплоть до цивилизации Ср. Азии, Китая и Причерноморья.
ВОПР.55 Азелинская культура Азелинская культура — археологическая культура III—V веков в Волго-Вятском междуречье. Классифицирована В. Ф. Генингом и названа по Азелинскому могильнику у деревни Азелино Малмыжского района Кировской области. Сформировалась на основе традицийпьяноборской культуры . Места обитания представлены селищами и городищами. Всё хозяйство основано на пашенном земледелии, животноводстве, охоте и рыболовстве. Буйское городище (Буйский Перевоз) скрывало в себе клад из 200 железных мотыг и копий. Большинство круглодонных сосудов с узором из насечек или шнуровых отпечатков. Грунтовые могильники, ингумационными захоронениями, ориентированные головой на север.Женские захоронения
Женский костюм: шапочка или венчик с накосником и височными подвесками, ожерелье, гривны и браслеты, нагрудные пластины, передник, широкий пояс, часто с эполетовидной застёжкой, накладками и подвесными кистями, разнообразные нашивки и подвески, обувь на ремешках. Мужские захоронения Мужские погребения скрывают в себе многочисленное оружие — копья, топоры, шлемы, кольчуги и мечи ВОПР.56 Пьяноборская культура. Пьянобо́рская культу́ра (о́бщность) — археологическая культура раннего железного века, распространённая в районе р. Камы. существовавшая во II веке до н. э. — II/IV веке н. э. в. Пьяноборская культурно-историческая общность сформировалась на основе распавшейся ананьинской культурно-исторической общности. Пьяноборская культура названа по двум могильникам у села Пьяный Бор (ныне Красный Бор на реке Каме в Татарстане), открытым Пасынковым в 1880 году. Пьяноборские памятники II века до н. э. — II века н. э. плотно сосредоточены по правобережью Камы, против устья реки Белой, на протяжении 90 км и на прилегающей территории Башкирии по реке Белой и её притокам тоже примерно на 90 км. Согласно последним данным их количество доходит до 175. Городища двух типов: маленькие крепости-укрытия по окраинам культуры и большие в центральном районе. Население вело комплексное хозяйство, сочетающее скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство и бортничество. Возрастает роль железа. Широко распространена бронза. В облике пьяноборцев, в отличие от монголоидных ананьинцев, преобладает европеоидный компонент. Этнически культура связывается с предками удмуртов. Большинство городищ П.к. расположено на высоких мысах коренных террас рек и укреплено валом и рвом (реже несколькими) с напольной стороны. Почти все городища на р. Кама и в низовьях р. Белая занимают места предшествующих ананьин. селищ и городищ. Площадь городищ в среднем 4–8 тыс. м2. Изученные жилища имеют следующую конструкцию: слегка углублённые (на 50–60 см) прямоугол. бревенчатые постройки в 7–8 венцов площадью 40–60 м2,перекрытые двускатной крышей. Срубы имели глиняную основу и обставлены камнями; дома обогревались и освещались открытыми очагами, расположенными по централ. оси жилища. Находки представлены пряслицами, изделиями из кости, глины, камня, железа, бронзы и керамики. Посуда лепная, круглодонная, орнаментирована по венчику пояском мелких ямок, иногда шнуровым орнаментом, содержит в глине примесь мелкотолчёных раковин, иногда песка или дресвы. Могильники содержат большое количество захоронений в неглубоких (не более 1 м) прямоугольных ямах. Для П.к. характерно трупоположение на спине. Редки трупосожжения, частичные и вторичные захоронения. Преобладают индивидуальные погребения, но встречаются и парные. Погребал. инвентарь муж. могил состоит обычно из предметов вооружения (бронзовые, желез. и костяные наконечники стрел, желез. наконечники копий, мечи, палаши, крючки от колчанов и др.), также желез. удил, псалий, желез. ножей, поясных и обувных пряжек с подвижным язычком или неподвижным крючком. Инвентарь жен. погребений – украшения и принадлежности костюма: стеклянные и фаянсовые бусы, височные подвески в форме знака вопроса, листовидные височные подвески, бронзовые и железные гривны, бронзовые перстни с щитками в виде круглых бляшек, нагрудные бляхи круглой и прямоугол. формы, бляшки с петельками на обороте, пронизи, обоймочки, золотые и серебряные ажурно-нашивные накладки и др.
Ведущими отраслями хозяйства были домаш. скотоводство и охота (пушные звери), также земледелие, рыболовство. При раскопках поселений и могильников найдены фрагменты костей лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, свиней. Население П.к. занималось и металлургией железа и меди: обнаружены остатки горнов, шлаки, обломки сопла, льячки, тигли и др. На территории Чуваш. Респ. предметы пьянобор. типа обнаружены в ряде памятников. На Ягаткинском (Карман-Сирминском) городище «Пичке Сăрчĕ» в жилище найдены украшения, большая часть к-рых сходна с пьяноборскими. Клад украшений открыт Н.В. Трубниковой в 1959 при обследовании вала Сареевского городища «Ножа-Вар» (см. Сареевский комплекс памятников). В.Н. Поливановым описан клад бронзовых украшений (2 бронзовые эполетообразные пьянобор. застёжки, подвески в виде утиных лапок, бронзовые бляхи разного типа), обнаруженный в 1890-х гг. на Тиханкинском городище «Çинче çот» (см. Тиханкинский комплекс памятников). В 1980 ок. д. Янмурзино Красноарм. р-на обнаружен клад из 38 бронзовых предметов (бляхи, накладки, пряжки, подвески в виде утиных лапок); нек-рые вещи аналогичны предметам из пьянобор. памятников Прикамья. Обломок бронзовой бляхи пьянобор. типа найден в 1988 Е.П. Михайловым на Ящеринском городище в Мариинско-Посад. р-не.
Пьянобор. компонент отчётливо присутствует и в уникальных памятниках первых веков н.э. андреевско-писеральского типа – Андреевском кургане в Мордовии, особенно ярко – в курганах у деревень Писералы и Климкино Горномарийского р-на Респ. Марий Эл и случайных находках (2005) на Таутовском комплексе памятников в Аликов. р-не Чувашии.
ВОПР.57 Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу. О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. В склепах найдены деревянные части китайских церемониальных зонтиков, которые у хуннов служили знаками власти. Погребальные маски. После сожжения на ритуальном костре кальцинированные кости покойных зашивались в меховые мешочки, которые помещались в набитые травой куклы из шкур домашнего скота. В степных районах Хакасии сохранились могильники с подобными куклами. На место лица куклы укладывалась портретная погребальная маска, слепленная по снятому с лица покойного слепку из глины с добавлением гипсаи известняка. Иногда маски имеют форму бюста. Прически и головные уборы. Таштыкские головные уборы имеют аналоги среди других южносибирских культур, в частности, пазырыкской. По материалам Оглахтинского могильника известны головные уборы конического типа, прикрывающие затылок и уши, и головные уборы «в виде чепца или шапки-ушанки». Широко распространена среди таштыкцев была причёска в виде длинной косы из собственных или накладных волос, которая укладывалась на темени. Остальные волосы при этом сбривались.
Захоронения. Курганы-склепы имеют вид каменно-земляных насыпей. Хоронили преимущественно кремированные кости умерших, видимо, помещённые в куклы, а в ранних склепах встречаются скелеты и парциальные погребения. Вместилищами для пепла служили матерчатые мешочки, сумочки из травы, коробки из бересты и др. Число погребенных в склепах в виде трупов, кукол и просто пепла в мешочках различается в зависимости от размеров конструкций. В простых малых склепах укладывались от 10 до 40 покойников. В большие склепы помещали до 100 и более остатков кремированных людей. Захоронения детей в возрасте до 7 лет совершались обособленно. На окраинах таштыкских грунтовых кладбищ, чаще всего рядом со склепами, устанавливали ряды каменных стел с поминальным ямками. Они служили местом отправления жертвенных тризн по умершим родственникам. Перед каменными столбами в ямку или прямо на поверхность земли клали напитки в горшках и куски мяса, преимущественно баранины или говядины. Антропологический тип и этнич.принадлежность. Представители культуры имели смешанный антропологический тип. Среди них встречаются как европеоиды так и монголоиды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|