Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ использования трудовых ресурсов

Факторы внутреннего анализа организации

К внутренним относят те факторы, которые находятся под контролем руководства предприятия и на которые оно должно оказывать влияние. Это примерно 80…85% всех факторов.

Анализ внутренней ситуации и тенденций позволяет выявить преимущества и недостатки корпорации по сравнению с конкурентами. Внутренний анализ, называемый анализом сильных и слабых сторон, предусматривает составление экономической модели орга­низации и идентификацию ее функций.

К внутренним относят факторы, связанные с:

• компетенцией организации; в исходными ресурсами;

• процессом производства;

• маркетингом;

• финансами.

При анализе видов деятельности организации рассматривают свои компетенции и ключевые компетенции.

Компетенциями называются свойства организации, присущие всем компаниям рассматриваемой отрасли.

Например, компетенции организаций, производящих сотовые телефоны, состоят в том, что они знают, какую длину радиоволны мож­но использовать для передачи сигнала, места расположения ретранс­ляторов, наименования и места производства комплектующих, осо­бенности производства, маркетинга и т.д. Компетенции могут возни­кать внутри организации или приобретаться извне путем сотрудничества с заказчиками, поставщиками, потребителями. Компетенции в результате развития могут преобразовываться в ключевые компе­тенции.

Ключевые компетенции – специфические свойства, присущие данной организации. Они позволяют производить продукцию высокого качества, во всяком случае, выше среднего показателя по отрасли. Ключевые компетенции приобретаются за счет лучших знаний, навыков, ин­клюзивной информации, запатентованной технологии, обусловлива­ются качеством стратегии и репутацией организации. Ключевые компетенции претерпевают изменения во времени: со временем они становятся доступными для всех организаций отрасли, т.е. просто компетенциями. Ключевой компетенцией организации, производя­щей сотовые телефоны, является, например, знание о влиянии радиоизлучения от телефонной трубки на здоровье абонента. Плот­ность потока мощности от передатчика телефона может быть столь высокой, что повлияет на функциональные характеристики мозга. Если организация в состоянии понизить плотность этого потока, то повысится качество товара и спрос потребителя на него возрастет.

Основные цели изучения компетенций и ключевых компетен­ций – использование ключевых компетенций для повышения конкурентоспособности, использование запросов потребителей для соз­дания ключевых компетенций.

Большое значение при разработке стратегии имеют факторы, связанные с исходными ресурсами, материальными и нематериальны­ми. К материальным активам относят недвижимое имущество, маши­ны и оборудование, человеческие ресурсы, финансовые долгосрочные и краткосрочные вложения, товарно-материальные запасы и незавер­шенное строительство, к нематериальным активам – выгодные за­ключенные контракты, закрепленную клиентуру, высококвалифици­рованный персонал, знания, патенты и лицензии, высокопроизводи­тельные технологии и т.д. Материальные ресурсы приобретаются ор­ганизацией во внешней среде в условиях конкурентной борьбы.

Ресурсный подход при разработке стратегии нашел широкое применение.

Пятишаговый ре­сурсный подход к анализу стратегии:

1) выявление и классификация ресурсов организации с точки зрения ее сильных и слабых сторон;

2) определение сильных и слабых сторон организации и их компоновка; определение корпоративных способностей, показывающих, что организация может делать хорошо. В этом случае нематериальные активы и их особенности в значительной мере определяют корпоративные способности;

3) оценка устойчивости ресурсов, т.е. наличие у них возможностей для формирования устойчивого конкурентного преимущества. Для обеспечения устойчивости ресурс должен обладать четырьмя свойствами:

• ценностью (его использование приводит к повышению эффективности и производительности труда),

• редкостью (если им и обладают конкуренты, то немногие),

• трудностью для воспроизводства или имитации другими организациями (например, трудновоспроизводимым ресурсом может быть изобретатель, работающий в организации и способный достаточно часто придумывать изобретения, которые позволяют увеличивать качество продукта, эффективность деятельности и доход),

• не должен иметь эквивалентных заменителей;

4) формирование стратегии на основе ресурсного подхода. Эта стратегия должна наилучшим образом использовать возможности привлечения ресурсов из внешней среды, а также близким к оптимальному способом использовать привлеченные ресурсы внутри организации;

5) выявление узких мест в сфере ресурсов и инвестирование в их устранение. При этом необходимо предусмотреть возможность отказа от отдельных ресурсов, их замену новыми ресурсами или приобретение новых ресурсов.

Факторы, связанные с процессом производства, характеризуют производство организации. Сюда входят снабжение и складское хо­зяйство, стоимость сырья и его доступность, своевременность и на­дежность поставок, оптимизация запасов, производственные мощно­сти и их использование, снижение издержек за счет масштаба произ­водства, эффективность использования оборудования, технологии, выпуск продукта и его качество, научно-исследовательские работы и разработки, инновации, патенты, торговые марки.

Факторы, связанные с маркетингом, предусматривают сбор информации о рынке, выбор рынка и его доли, изучение отношения покупателей к качеству, создание имиджа организации и повышение репутации продукта, разработка рекламы и ее размещение, продви­жение товара на рынок, ценообразование, установление обратной свя­зи с потребителем.

Факторы, связанные с финансами, показывают соотношение за­емного и собственного капитала предприятия, стоимость капитала, ликвидность и обеспечение прибыльности, инвестиционные возмож­ности, дивидендную и социальную политику, издержки, бюджет, при­быль.

 

Анализ использования трудовых ресурсов

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Доста­точная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производи­тельности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и по­вышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевремен­ность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, меха­низмов и как результат – объем производ­ства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основными задачами анализа трудовых ресурсов являются изучение и оценка обеспеченности ТР пред­приятия и его структурных подразделений.

Если фактический средний тарифный разряд рабочих ниже пла­нового и ниже среднего тарифного разряда работ, то это может привести к выпуску менее качественной продукции. Если средний разряд рабочих выше среднего тарифного разряда работ, то рабочим нужно производить доплату за использование их на менее квали­фицированных работах.

Административно-управленческий персонал необходимо прове­рить на соответствие фактического уровня образования каждого работника занимаемой должности и изучить вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д.

Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращению кадров, нарушения трудовой дисциплины и др.).

В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах.

Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает производственные мощности, создает новые рабочие места, то не­обходимо определить дополнительную потребность в трудовых ре­сурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...