Анализ использования трудовых ресурсов
Факторы внутреннего анализа организации К внутренним относят те факторы, которые находятся под контролем руководства предприятия и на которые оно должно оказывать влияние. Это примерно 80…85% всех факторов. Анализ внутренней ситуации и тенденций позволяет выявить преимущества и недостатки корпорации по сравнению с конкурентами. Внутренний анализ, называемый анализом сильных и слабых сторон, предусматривает составление экономической модели организации и идентификацию ее функций. К внутренним относят факторы, связанные с: • компетенцией организации; в исходными ресурсами; • процессом производства; • маркетингом; • финансами. При анализе видов деятельности организации рассматривают свои компетенции и ключевые компетенции. Компетенциями называются свойства организации, присущие всем компаниям рассматриваемой отрасли. Например, компетенции организаций, производящих сотовые телефоны, состоят в том, что они знают, какую длину радиоволны можно использовать для передачи сигнала, места расположения ретрансляторов, наименования и места производства комплектующих, особенности производства, маркетинга и т.д. Компетенции могут возникать внутри организации или приобретаться извне путем сотрудничества с заказчиками, поставщиками, потребителями. Компетенции в результате развития могут преобразовываться в ключевые компетенции. Ключевые компетенции – специфические свойства, присущие данной организации. Они позволяют производить продукцию высокого качества, во всяком случае, выше среднего показателя по отрасли. Ключевые компетенции приобретаются за счет лучших знаний, навыков, инклюзивной информации, запатентованной технологии, обусловливаются качеством стратегии и репутацией организации. Ключевые компетенции претерпевают изменения во времени: со временем они становятся доступными для всех организаций отрасли, т.е. просто компетенциями. Ключевой компетенцией организации, производящей сотовые телефоны, является, например, знание о влиянии радиоизлучения от телефонной трубки на здоровье абонента. Плотность потока мощности от передатчика телефона может быть столь высокой, что повлияет на функциональные характеристики мозга. Если организация в состоянии понизить плотность этого потока, то повысится качество товара и спрос потребителя на него возрастет.
Основные цели изучения компетенций и ключевых компетенций – использование ключевых компетенций для повышения конкурентоспособности, использование запросов потребителей для создания ключевых компетенций. Большое значение при разработке стратегии имеют факторы, связанные с исходными ресурсами, материальными и нематериальными. К материальным активам относят недвижимое имущество, машины и оборудование, человеческие ресурсы, финансовые долгосрочные и краткосрочные вложения, товарно-материальные запасы и незавершенное строительство, к нематериальным активам – выгодные заключенные контракты, закрепленную клиентуру, высококвалифицированный персонал, знания, патенты и лицензии, высокопроизводительные технологии и т.д. Материальные ресурсы приобретаются организацией во внешней среде в условиях конкурентной борьбы. Ресурсный подход при разработке стратегии нашел широкое применение. Пятишаговый ресурсный подход к анализу стратегии: 1) выявление и классификация ресурсов организации с точки зрения ее сильных и слабых сторон; 2) определение сильных и слабых сторон организации и их компоновка; определение корпоративных способностей, показывающих, что организация может делать хорошо. В этом случае нематериальные активы и их особенности в значительной мере определяют корпоративные способности;
3) оценка устойчивости ресурсов, т.е. наличие у них возможностей для формирования устойчивого конкурентного преимущества. Для обеспечения устойчивости ресурс должен обладать четырьмя свойствами: • ценностью (его использование приводит к повышению эффективности и производительности труда), • редкостью (если им и обладают конкуренты, то немногие), • трудностью для воспроизводства или имитации другими организациями (например, трудновоспроизводимым ресурсом может быть изобретатель, работающий в организации и способный достаточно часто придумывать изобретения, которые позволяют увеличивать качество продукта, эффективность деятельности и доход), • не должен иметь эквивалентных заменителей; 4) формирование стратегии на основе ресурсного подхода. Эта стратегия должна наилучшим образом использовать возможности привлечения ресурсов из внешней среды, а также близким к оптимальному способом использовать привлеченные ресурсы внутри организации; 5) выявление узких мест в сфере ресурсов и инвестирование в их устранение. При этом необходимо предусмотреть возможность отказа от отдельных ресурсов, их замену новыми ресурсами или приобретение новых ресурсов. Факторы, связанные с процессом производства, характеризуют производство организации. Сюда входят снабжение и складское хозяйство, стоимость сырья и его доступность, своевременность и надежность поставок, оптимизация запасов, производственные мощности и их использование, снижение издержек за счет масштаба производства, эффективность использования оборудования, технологии, выпуск продукта и его качество, научно-исследовательские работы и разработки, инновации, патенты, торговые марки. Факторы, связанные с маркетингом, предусматривают сбор информации о рынке, выбор рынка и его доли, изучение отношения покупателей к качеству, создание имиджа организации и повышение репутации продукта, разработка рекламы и ее размещение, продвижение товара на рынок, ценообразование, установление обратной связи с потребителем.
Факторы, связанные с финансами, показывают соотношение заемного и собственного капитала предприятия, стоимость капитала, ликвидность и обеспечение прибыльности, инвестиционные возможности, дивидендную и социальную политику, издержки, бюджет, прибыль.
Анализ использования трудовых ресурсов К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Основными задачами анализа трудовых ресурсов являются изучение и оценка обеспеченности ТР предприятия и его структурных подразделений. Если фактический средний тарифный разряд рабочих ниже планового и ниже среднего тарифного разряда работ, то это может привести к выпуску менее качественной продукции. Если средний разряд рабочих выше среднего тарифного разряда работ, то рабочим нужно производить доплату за использование их на менее квалифицированных работах. Административно-управленческий персонал необходимо проверить на соответствие фактического уровня образования каждого работника занимаемой должности и изучить вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращению кадров, нарушения трудовой дисциплины и др.). В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах. Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает производственные мощности, создает новые рабочие места, то необходимо определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|