Тип государства представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.
Понятие типа государства. Формационный и цивизационный подходы. Тип государства представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. В мире существует около 200 государств и типология в связи с этим приобретает определённое значение. Всё приводится к общему знаменателю. По этому поводу нет единого мнения. Типология – это учение о типах – больших классах, группах тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя: Ø исследования оснований деления на типы; Ø характеристику самих типов. У классификации много оснований – форма, политические режимы, процессами формирования, а типологическими признаками выступают наиболее важные свойства государства. Существуют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. С позиций формационной теории, тип государства есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы, согласно формационной теории, служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества. Согласно марксисткой типологии четырём типами общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырём типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.
Рабовладельческое государство. IV-III в. до нашей эры – Египет, Рим, Греция. Они проходят 2 стадии: Ø Древневосточные государства (демократическая форма) – коллективное хозяйство, наличие сельскохозяйственных общин и т.д. – полное отсутствие остатков первобытнообщинного строя, наиболее развит государственных механизм, более развита эксплуатация рабов и неимущих. Экономическая основа: равенство частной собственности на рабов и средства производства. Здесь наиболее проявляется социальное классовое неравенство, т.е. господство рабовладельцев над рабами (рабы не были субъектами прав) Но есть и положительный опыт: эллиническая культура (греческие философы + иудейские религии и римско-государственная правовая система) и римское право. Прогрессивный характер – это идеальное государство (римское право и т.д.). Римско-греческое рабовладение. Ø Феодальное государство – возникло двумя путями: разложение рабовладельческого строя и второй – путь постепенного развития и разложения первобытнообщинного строя. Суть: образование крупного землевладения, превращение светского духовной знати в класс феодалов; разложение сельскохозяйственной общины, превращение свободных крестьян в феодально-зависимых крестьян. Материально-экономическая основа: феодальная собственность на землю, большое значение имеет неэкономическое методы принуждения. Зарождение феодальной раздробленности. Государственный аппарат направлен на охрану сословных привилегий. Элементы: военный аппарат (полиция, армия, жандармерия). То есть соединение политической власти и земельной власти в одних руках. Государственный аппарат содержится за счёт разветвлённой системы налогов.. Важную роль играла церковь (церковь приравнивалась к власти монарха и была значительная экономическая сила, которая начинала противостоять государству). С возникновения церкви начинают возникать элементы гражданского противостояния. Церковь осуждала корыстолюбие, провозглашало равенство между знатью и крестьянами, говорила о братской любви. Но у неё имелись и методы запугивания (страшный суд). Был определённый прогресс: крестьяне не зависели так как рабы. Наоборот: капитал вкладывался в землевладение, возвышался класс феодалов, государство не справляется с угрозой нестабильности (раздробленность), человек ищет защиту у землевладельца. Следовательно, была военная сила, которая в любой момент могла выступить, возникали новые социальные силы, которые могли обеспечивать стабильность внутри и вовне государства (формирование военной прослойки). Само производство концентрировалось в руках крупных землевладельцев (продукты питания у них), под их защиту переходили рынки, крестьяне отдавали земельные участки по договору. Появляются ростки абсолютной монархии.
Ø Буржуазный тип государства. Оно возникло в результате буржуазных революций (Англия –XVIIв, XVIII, XIX в). Экономическая предпосылка – появление буржуазного способа производства, развитие производственных отношений, т.е. революция в промышленности: от мануфактурного производства к собственно промышленному производству. Здесь человек меньше зависит от сил природы. Экономическая основа:частная собственность на средства производства. Ранее все привилегии принадлежали дворянству. Владение частной собственностью требовало справедливости и отсюда истоки естественно - правовой идеологии (равенство перед законом, отмена сословных привилегий). Основные принципы: право на свободную конкуренцию, развитие гражданских институтов (профсоюзы), формируется муниципальное самоуправление. Это диктатура класса буржуазии. Формировалось два класса: буржуазии и пролетариата. Следовательно, возникали противоречия в силу социального неравенства. Ø Социалистическое государство. Классовая сущность: государство диктатуры пролетариата. Это полугосударство, направленное на подавление меньшинства. Республика Советов воплотила в себе и государство и общественную организацию (КПСС), идёт отказ от разделения властей, сращивание политического и партийного аппарата. Тоталитарный строй – вмешательство в личную жизнь граждан государства.
В рамках цивилизационного подхода: тип государства, его социальная природа определяются, в конечном счете, не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. В его основе лежит понятие цивилизации – это социально-культурная целостность, которая обладает временными и территориальными границами (Тоэнби). Им и разработаны основные критерии, принципы в изучении при помощи понятия «цивилизация». Различие цивилизаций, прежде всего (так полагал автор) в различии мышления. Ещё одно определение: цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Данный подход не абсолютизирует социально-экономическую жизнь общества, а исходит с широких позиций, так как он обращает внимание на воздействие нравственных и культурных факторов (характер идеологии, социально-культурные параметры - традиции, обычаи, национальный характер, географическая среда, международное окружение.). То есть государство рассматривается как явление культуры и центром является человек. Благо человека – высший критерий оценки уровня общественной жизни. Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества. 1. Сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, культуры, образцов поведения и т.д.
2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. И это раскрывает связь государственной власти и престижа морали, ценностных ориентаций, сложившихся традиций и т.д. 3. Разнородность культур – во времени и в пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств останавливались в своём развитии в других условиях. Особое значение придаётся национальным особенностям. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: Ø локальные цивилизации: древнеегипетская, шумерская, эгейская. Ø особенные цивилизации: индийская, китайская, исламская, западно- и восточноевропейская. Ø современные цивилизации. Существуют различные основания для классификации: хронологические, генетические, пространственные, религиозные. Данный подход к типологии государств находится ещё в стадии формирования По уровню организации: ü Первичные цивилизации (для них характерны огромная роль государства как объединяющей силы, определяющей социальные и экономические структуры) – это иранская, бирманская, кхмерская, японская и т.д. и вторичные цивилизации (проявилось отчётливое различие между государственной властью и религиозно-культурным комплексом: власть казалась не такой все проникающей как в первичных культурах, положение правителя было двойственным.) западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская и т.д. ü Античное государство: единственная форма общения. Форма правления – демократия. ü Древневосточное определяется как теократия и деспотия. Не установлены права индивида, частная собственность не развита, привязанность к сословиям, кастам. ü Средневековое. Появляется теория об индивиде, изначально наделённой правами, который по отношению к государству обладает неприкосновенностью, противопоставляется государству. Монархия. Становление религии. Носит дуалистический характер. (индивид со своими правами + церковь, оказывает влияние на становление государственных институтов). Существует система представительных органов власти. ü Современное государство. Главный вопрос – это отношение государства к обществу, а не к индивиду как ранее. Формируются развитые институты государственной власти. Это принципы равной правоспособности, Конституции, государства с демократической формой правления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|