Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы управления персоналом, определение; характеристика административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Персонал, понятие, основные признаки, структура персонала (аналитическая, статистическая), основные признаки структурирования персонала.

Персонал - личный состав организации, вкл. всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Основные признаки персонала:

1. Наличие трудовых взаимоотношений с работодателями, кот. Оформляются трудовым договором.

2. Обладание определенными качественными хар -ми: профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью. Целевая направленность деятельности персонала, т.е. Обеспечение достижения цели организации путем установления адекватной им цели отдельного работника, создание условий для их эффективной реализации.

Структура персонала организации - совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому - либо признаку.

Статистическая структура. Отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по всем видам деятельности.

Выделяют персонал основных видов деятельности: Люди работающие в основных, вспомогательных, научно исследовательских, конструкторских подразделений неосновных видов деятельности(соц., сфере)

Аналитическая структура.

Рассматривает персонал по таким признакам как: профессии, квалификации, образование, пол, возраст, стаж, Основные признаки структурирования персонала организации:

1. По признаку участия в производственном или управленческом процессе, т.е. по характеру трудовых функций, а следовательно занимаемой должности. Персонал подразделяется на следующие категории:

1.1 Руководители - осуществляет функции общего управления Их подразделяют условно:

• высшие руководители (топ - менеджеры)

• средний руководитель (руководитель основных структурных подразделений и занятые различными видами умственной деятельности)

• низшие (мастера на производстве)

1.2. Специалисты- совокупность работников организаций, объединенных в специализированные службы, подразделения и занятые5 различными видами умственной деятельности

1.3. Служащие (технический исполнитель) - осуществляет подготовку и оформление документов, учет, контроль.

Философия управления персоналом, сущность, сравнительная характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом.

Философия управления персоналом – философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, осмысление лежащих в основе управления персоналом идей и целей.

Сущность философии управления персоналом заключается в том, что при правильной организации дела должно улучшатся качество трудовой жизни. Оно предполагает, что работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации. Иначе говоря, в организации созданы условия для справедливых, равноправных, открытых доверительных взаимоотношений. Каждый работник может полностью использовать свои умения, навыки и играть активную роль в принятии важных производственных решений; работники пользуются справедливыми компенсациями; созданы безопасные и здоровые условия труда. Именно такой ценой руководство завоевывает преданность персонала, и затраты на создание таких условий непременно окупаются. Если администрация не заботиться о повышении уровня трудовой жизни, она не способна управлять ее персоналом.

Отметим, что философия управления персоналом, а значит и философия организации, в различных странах имеет свои особенности:

Японская философия основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма всеобщего согласия вежливости и патернализма. Здесь преобладает теория человеческих отношений. Ей присущи: преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создания условий для эффективного коллективного труда.

Американская философия построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников и четко ориентирована на прибыль компании, от величины которой зависит личный доход работника. Для нее характерны: четкая постановка целей и задач, высокая оплата труда персонала, поощрение потребительских ценностей. Она отражает высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии.

Российская философия весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и размера организации. Крупные акционерные организации, созданные на базе государственных, сохраняют прежние традиции и характеризуются четкой дисциплиной, коллективизмом, предусматривают повышение уровня жизни работников и сохранение социальных благ и гарантий в новых условиях хозяйствования.

Методы управления персоналом, определение; характеристика административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом.

Методы УП - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осущ., координации их деятельности в процессе освоения организации. 3 группы методов:

> организационно административные хар-но прямое централизованное воздействия субъекта на объект управления они базируются на трудовой дисциплине, на ответственности, правовом регулировании, чувстве долга, стремлении человека работать в организации и корпоративной культуре (эти методы базируются на т.к., регламенты, инструкции, организации, схемы, нормирование труда, приказы, распоряжения, дисциплинарные меры - штрафы, выговоры, увольнения)

> экономические методы - осущ. материальное стимулирование коллектива и отдельных работников. Важнейшим экономическим методом явл. Технико экономического планирования (ТЭП)

а) методы, исп. Федеральным и региональным уровнем (налоги, кредитно -финансовый механизм)

б) методы, исп. Организацией (прелигир, бонусы с продаж, надбавки за профессиональное мастерство, за ученую степень)

> Социально - психологические методы. Основаны на использовании моральных стимулов к труду и опорами воздействий на личность с помощью психологических приемов. Они позволяют выявить лидеров, связать мотивацию людей с конечными результатами, обеспечить эффективную коммуникацию, решение конфликтов в коллективе.

- личный пример руководителя

- участие работников в управлении на разных уровнях

- установление соц., норм поведения

- установление моральных санкций поощрения

- соц. практика и соц. Защита

- профессиональный рост и карьера.

14. Планирование потребности в персонале, понятие, этапы планирования, качественная и количественная потребность в персонале.

Основной целью планирования потребности в персонале является обеспечение предприятия необходимой рабочей силой при минимизации издержек. То есть при планировании определяется когда, где, сколько, какой квалификации и с какими затратами потребуется работников в данной организации. При этом можно говорить о стратегическом (долгосрочном) планировании и о тактическом (ситуационном).

По существу стратегическое планирование потребности в персонале состоит в составлении потенциала специалистов, необходимых для реализации, стратегии развития и фактического состояния человеческих ресурсов организации, а также в определении потребности в этих ресурсах в будущем. При этом взаимосвязь с общей стратегией развития организации обязательна.

Тактическое планирование предполагает анализ и удовлетворение конкретных потребностей организации на планируемый период (квартал, полугодие). Оно основывается на производственном плане развития организации в этот период, на прогнозировании карьерного роста, достижения пенсионного возраста, на показателях текучести кадров.

При планировании человеческих ресурсов обычно учитываются следующие внутренние и внешние факторы: - состояние экономики и данной отрасли в рассматриваемый период; - государственная политика (законодательство, налоговый режим, социальное страхование и т.п.); - конкуренция с другими компаниями, рыночная динамика; - стратегические задачи и бизнес-планы компании; - финансовое состояние организации, уровень оплаты труда; - корпоративная культура, лояльность сотрудников; - движение персонала (увольнение, декретные отпуска, выходы на пенсию, сокращения и т.п.).

Этапы планирования персонала в компании могут выглядеть следующим образом.
1 этап: анализ внутренних ресурсоворганизации (структура и динамика рабочей силы по категориям: производственный - непроизводственный - управленческий персонал) с точки зрения удовлетворения будущих потребностей (связь со стратегией развития, финансовым планом, планом оборота и т.п.).
2 этап: анализ конкретных потребностей в персонале на планируемый период (когда, сколько, какой квалификации, на какие позиции потребуется работников).
3 этап: анализ возможностей удовлетворения конкретных потребностей организации за счет существующих человеческих ресурсов (в зависимости от политики в отношении персонала - ориентированной на внешнюю или внутреннюю среду).
4 этап: принятие решений о необходимости привлечения ресурсов извне, или о частичной переквалификации работников, или о сокращении персонала.

При планировании персонала применяются следующие методы.
Экстраполяция. Это перенос существующей в организации ситуации на будущий (планируемый) период с учетом некоторых коэффициентов. Данный метод больше подходит для стабильных организаций и на достаточно короткий период. В российских нестабильных условиях чаще применяют метод скорректированной экстраполяции. Он учитывает изменения в соотношении многих факторов, например, изменения на рынке труда, изменения цен и т.д.
Метод экспертных оценок. Основан на мнении экспертов - руководителей подразделений или предприятий. Именно опытом и интуицией экспертов компенсируется недостаток достоверной информации.
Компьютерные модели. На основании информации, предоставляемой линейными менеджерами, специалисты службы персонала строят компьютерный прогноз потребности в персонале

Качественная потребность в персонале - это потребность в кадрах по специальностям, профессиям, категориям. Она определяется исходя из:

· Требованиям к должностям и рабочим местам, которые содержатся в должностных инструкциях и описаниях рабочих мест;

· Профессионально-квалификационного разделения работ, которое отражено в технологической документации на рабочий процесс;

· Штатного расписания (состава должностей)

· Документации, в которой содержатся различные регламентирующие условия управленческой деятельности с выделением требований к составу исполнителей.

Качественная потребность в руководителях может быть определена на основе:

· Системы целей как основы организационной структуры управления

· Организационной структуры предприятия в целом и организационной структуры подразделений

· Должностной инструкции руководителей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...