Лекция 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры (обзорная лекция)
При изучении данной темы студенты могут опереться на знания, полученные в курсе "История Беларуси", а также курсах "Айчынная культура", "Г iстарычная спадчына Маг iлева". Белорусская культура прошла долгий, сложный и противоречивый путь своего становления. Ее важнейшей особенностью является то, что она развивалась в условиях межкультурной коммуникации. Находясь в центре магистралей, ведущих с севера на юг с запада на восток, а, следовательно, испытывая на себе разнообразные культурные влияния, народ Беларуси создал самобытную культуру, которая стала достойной частью и восточнославянского, и общечеловеческого культурного наследия. Становление и развитие белорусской культуры невозможно понять без учета виляния на нее прогрессивных тенденций западноевропейской и русской культур, а также украинской, польской, литовской и пр. К сожалению, на протяжении длительного периода недооценивалась культурные связи белорусского народа со странами Западной Европы (Италией, Францией, Чехией и др.). Но белорусская культура не является просто суммой заимствований, она имеет собственное духовное ядро, особый менталитет, свои традиции. Истоки формирования белорусской культуры следует искать в языческой эпохе. Ученые полагают, что древняя территория Беларуси была заселена балтами и финно-уграми. Когда шел процесс заселения ее славянскими племенами, то они не уничтожили созданного до них. Миролюбивое, уважительное отношение славян к духовному наследию коренного населения подтверждается сохранением и по сегодняшний день большого числа названий деревень и городов, рек и озер балтского и финно-угорского происхождения. Влияние этого фактора находим мы и во многих фамилиях сегодняшних белорусов.
Славянские племена (кривичи, радимичи, дреговичи и др.), заселявшие территорию Беларуси, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала продолжительное время и оставила глубокий след в культуре. Современные историки утверждают, что уже эпоху язычества у славян имелась письменность, появление которой ранее связывалось только с принятием христианства. С конца Х в. славяне принимают христианскую религию, вначале византийской (восточной), а немного позже - латинской (западной) обрядностей, а вместе с ним немало характерных черт экономической и духовной жизни Византийской и римской империй. Белорусские земли оказались между восточным и западным типом христианства, а это, в свою очередь, поставило проблему выбора между западным и восточным культурными типами. Однако, испытывая эти влияния, Беларусь делала выбор в пользу самобытности. С принятием христианства началось быстрое распространение письменности среди населения, особенно его зажиточных, привилегированных слоев. Местом написания и переписки книг служили христианские монастыри. Этому святому делу немало лет своей жизни отдала Ефросинья Полоцкая. На ниве литературной и культурно-просветительской деятельности плодотворно трудились Кирилл Туровский, прозванный за свое ораторское мастерство Златоустом, а также Климент Смоляцич, Аврамий Смоленский и др. Христианство дало мощный толчок к развитию архитектуры и живописи. К числу наиболее ранних христианских храмов (XI-XII вв) относятся: Софийский собор, Спасо-Ефросиниевская церковь, Борисоглебский (Бельчицкий монастырь) в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, Борисоглебская (в начале XV в. переименована в Каложскую) - в Гродно и др. В 1161 г. прославленный полоцкий мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил для Ефросинии Полоцкой филигранной работы крест, которому тогда не имелось ничего равного на всех восточнославянских землях.
С вхождением белорусских земель в состав Великого Княжества Литовского создались благоприятные условия для развития культуры. Старобелорусский язык в ВКЛ стал государственным. Юридически это было закреплено в 1566 г., когда был принят во второй редакции Статут Великого княжества Литовского. Важным фактором развития культуры Беларуси этого периода является проникновение на белорусские земли идей эпохи Возрождения и Реформации. Этому содействовали близость Великого княжества литовского к странам Центральной и Западной Европы, достаточно высокий для того времени уровень духовного развития его населения. В это время белорусский народ дал мировой цивилизации немало выдающихся деятелей науки и культуры, среди которых первое место принадлежит белорусскому и восточнославянскому первопечатнику, просветителю и мыслителю Францызску Скарыне. Он перевел и издал 23 книги Библии, в тексте которых широко использовались слова и обороты старобелорусского языка. До того времени Библия увидела свет только на немецком (1445) и чешском (1448) языках. Европа хорошо знала коллег и последователей Ф. Скорины - Николая Гусовского, автора латиноязычной поэмы "Песня про зубра" (1523, Краков), Сымона Будного, перу которого принадлежит немало произведений, написанных не только на старобелорусском, но на польском и латинском языках. Идеи эпохи европейского Возрождения положительно сказались на развитии архитектуры и искусства Великого княжества Литовского, что особенно хорошо было видно на примере ее столицы Вильни. В XV-XVI вв. был построен дворцово-замковый комплекс - Мирский замок, который и сегодня привлекает к себе внимание многочисленных туристов. В то же время здесь была сооружена Мирская троицкая церковь, Троицкий костел в Ишколди (Барановичский район), Святодуховская церковь в Нодени (Берестейщина), Борисоглебская церковь и цитадель-божница в Новогородке, оборонительная система замков в Несвиже, цитадель-божница в Осташине (Новогородчина), церкви оборонительного характера в Сынковичах (Зельвенский район), Маломажейскове (Лидский район) и др.
ВКЛ отличалось своей толерантностью, в частности, в вопросах вероисповедания. Разрешив свободное поселение татар и евреев на территории ВКЛ, его власти не препятствовали их культурному развитию, в т. ч. возведению различного рода архитектурных объектов культового и светского назначения. Сооруженная на Сморгонщине в деревне Давбучишки мечеть (упоминается в литовской метрике под 1558 г) относится к одним из самых древних в Европе. Поскольку в возведении мечетей и синагог участвовали и местные мастера из числа коренного населения, в таких объектах присутствовало немало черт, свойственных типично белорусской архитектуре. Коренным образом начали меняться условия для развития белорусской культуры со второй половины XVI в. ВКЛ, ослабленное частыми войнами с Московским княжеством, пошло на государственное объединение с Польской Короной. Это произошло в 1569 г. через подписание Люблинской унии, которая положила начало существованию Речи Посполитой. В начале XVII в. руководство Речи Посполитой развернуло активную целенаправленную борьбу с духовными ценностями белорусского народа. Удар по ним был нанесен принятием в 1696 г. на Всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой постановления о запрете использовать на территории Великого княжества литовского белорусского языка в делопроизводстве государственных, административных и судебных органов, заменив его польским. Но несмотря на проводимую политику полонизации на белорусских землях развивались балет, музыкальное, другие виды искусства. В условиях разрушительных войн белорусскому народу удалось создать десятки удивительных архитектурных сооружений, в которых органически сочетались собственные и заимствованные стили. Господствующим художественным стилем в архитектуре Беларуси стало барокко. В этом стиле были сооружены такие архитектурные объекты, как дворцы Сапегов в Ружанах, Хрептовичей - в Щорсах, Радивиллов - в Несвиже, Николаевская церковь и костёл кармелитов - в Могилеве, фарные костёлы - в Несвиже и Гродно, собор Петра и Павла - в Витебске. В строительстве в Несвиже костёла иезуитов и коллегиума, дворцово-замкового комплекса участвовал приглашенный для этой цели в конце XVI в. Радивиллом Сиротком известный итальянский архитектор Джеванни Бернардони.
Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация. Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский и др. Власти Российской империи стремились распространить и закрепить свое влияние на белорусское население. Значительная роль при этом отводилась средствам культурно-духовного воздействия, в том числе, для искоренения "польского влияния". Были закрыты Полоцкий и Виленский университеты, запрещены белорусский язык в школах и православных церквях, ликвидирована униатская церковь. Вместо закрытых белорусских униатских школ создавались российские. После восстания 1863-1864 гг. в Польше, Беларуси и Литве было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке. Однако в развитие белорусской народной культуры значительный вклад внесли многие ученые, литераторы, в том числе Винцент Дунин-Марцинкевич, Францишак Богушевич и др. Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, Цётки и др. Популяризации и пропаганде белорусской культуры способствовало издание газеты "Наша нива". Благоприятные условия для развития национальной белорусской культуры сложились в 1920-е годы, когда в республике проводилась политика белорусизации. Начали работать белорусскоязычные школы, Институт белорусской культуры. На его базе в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси. Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки. Сложные условия для развития национальной белорусской культуры сложились и в Западной Беларуси. К середине 20-х годов были закрыты многие белорусские школы. Однако и в таких неблагоприятных условиях появилась целая плеяда таких талантливых молодых белорусских литераторов, как М. Танк, В. Тавлай, Н. Тарас и др.
Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки. Но даже в условиях жёсткого оккупационного режима на территории республики в 1941-1944 гг. имели место проявления культурной жизни (театр, школы, музеи, библиотеки, печать, религиозная жизнь). В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, таких как А. Адамович, В. Быков, Р. Бородулин, Г. Буравкин, А. Вертинский, В. Зуёнок, И. Науменко, Б. Саченко, И. Чигринов, И. Шамякин и др. В изобразительном искусстве работали самобытные мастера: художник М. Савицкий, скульпторы З. Азгур, С. Селиханов и др. Политика гласности содействовала высвобождению белорусской культуры из-под идеологического диктата, возрождению духовных традиций белорусского народа. Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. Закону о языках в Белорусской ССР. Возвращались произведения многих незаслуженно забытых авторов в литературу, искусство (Н. Арсеньева, Ю. Витьбич, М. Седнёв и т.д.). Референдум 1995 года внес поправки в практику реализации закона о языках - народ высказался за равное использование в государстве двух языков - русского и белорусского. Так ложилось, что веками культура Беларуси развивалась в многоязыковой среде. Такое положение отразилось в языковом оформлении белорусской культуры. Но, тем не менее, от этого культура не исчезла, она находила способы выражения национального содержания в иных языковых формах. Известная белорусская рассудительность и толерантность отразилась в разных языковых контекстах. Так, белорусская наука как особая часть культуры успешно развивалась, используя один из международных языков - русский, и ее достижения вошли в сокровищницу научных знаний. Работы белорусских математиков (П. Платонов и его школа), физиков (М. Ельякевич, А. Борисевич, А. Савченко), философов (В. Степанов, В. Степин), представителей других отраслей занимают достойное место среди работ ученых всех стран мира. Белорусская художественная культура, которая ближе находилась к народной культуре, была связана с белорусским языком. Именно в художественной культуре белорусский язык нашел стимулы для своего дальнейшего развития. Значительную роль в сохранении национальных культурных святынь сыграла белорусская диаспора. Существуют и активно действуют объединения белорусов в Ве6ликобритании США, Канаде, Франции, Бельгии. Появились научные центры, институты, библиотеки, расширились зарубежные издательства. Белорусская эмиграция дала миру знаменитых ученых: Б. Кит - специалист в области ракетной техники, академик международной академии астронавтики, И. Пригожин - лауреат Нобе6левской премии в области химии, и др. На современном этапе Беларусь стремится "открыть свое окно в мир", чтобы познакомить зарубежье с культурой белорусского народа и интегрировать его в лучшие тенденции развития мировой культуры. Литература
Основная 1. Ведение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. - М., 1996. 2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - М., 1999. 3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996. 4. Кармин А.С. Основы культурологи: морфология культуры - СПб, 1997. 5. Круглова Л.К. Основы культутрологии: Учебник. - СПб., 1995. 6. Культурология: Учеб. Для студ. тех. Вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чуйкина и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 2004. 7. Культурология / Сост. и отв. ред.А. А. Радугин.М., 1996. 8. Культурология: Учеб. Пособие/ З.А. Неверова, Т.А. Юрис, Е.П. Нарижная и др. / Под науч. ред. А.С. Неверова - Мн:, 2004. 9. Культурология: Учеб. Пособие/ С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.; Под общ. ред. С.В. Лапиной - Мн:, 2004. 10. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Мн., 1998. 11. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996. 12. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. Пособие для вузов. - М., 2003. 13. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М., 1997. 14. Учебный курс по культурологи / Науч. ред. Г.В. Драч. - Ростов-на-Дону, 1996. 15. Философия культуры. Становление и развитие - СПб, 1998. Дополнительная К теме 1 16. Гуревич.П.С. Философия культуры - М,, 1994 17. Культурология сегодня. - М., 1993. 18. Культурология. ХХ век: Антология - М., 1995. 19. Культурология ХХ век: Энциклопедия. - Спб, 1998 К теме 2 20. Вернан Ж. - П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988. 21. Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. - М., 1994 22. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) - М., 1985. К теме 3 23. Данилевский Н.Я. Россия и Европа - (взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому). - М., 1991. 24. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм / Ницше Ф.: Соч: в 2 т. - Т.1. - М., 1990. 25. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. К теме 4 26. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. - М., 1994. 27. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М., 1990. 28. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. 29. Флоренский П.А. <Сочинения. > Т.2: У водоразделов мысли. - М., 1990. К теме 5 30. Леви-Стросс К. Структурная антропология - М., 1983. 31. Фрейд З. Тотем и табу. - М., 2004. 32. Юнг К.Г. Архетип и символ - М., 1991. К теме 6 33. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание - Л., 1991. 34. Ценности культуры и современная эпоха - М., 1990. 35. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные ценности культуры. - Л., 1989. К теме 7 36. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация - М., 1999 37. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры: В 2 т. - Т.2 - Тарту, 1974 38. Массовая культура: Учеб. Пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. - М. 2004. К теме 8 39. Леви-Брюлль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении - М., 1994 40. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. 41. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. - М., 1986. К теме 9 42. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989 43. История древнего мира I/ Ранняя древность - М., 1982. 44. Мифы народов мира. Т1. - М., 1991. 45. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М., 1994. К теме 10 46. Бежин Л.Е. Под знаком "ветра и потока", Образ жизни художника в Китае III - VI вв. - М., 1982. 47. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. - М., 1994. 48. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. - М., 1986. 49. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. - М., 1975. 50. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М., 1994. К теме 11 51. Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. - М., 1992. 52. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988. 53. Культура Древнего Рима. В 2-х т. - Т.1. - М., 1985. 54. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990. 55. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1992. 56. Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М., 1963-1988. 57. Полевой В.М. Искусство Греции. - М., 1970. К теме 12 58. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990. 59. Гуревич Л.Я. Категории средневековой культуры. - М. 1984. Гуревич Л.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990. 60. Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992. 61. Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994. К теме 13 62. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989. 63. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. - М., 1977. 64. Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М., 1986. Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. - М., 1981. 65. Вебер М, Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. - М., 1990. 66. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М., 1987. К теме 14 67. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопр. Философии, 1990. - №4 68. Зромбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1994. 69. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. - М., 1989. 70. Культура эпохи Просвещения. - М., 1993. К теме 15 71. Актуальные проблемы культуры ХХ в. - М., 1993 72. Гуревич Н. Философия и культура. - М., 1994. 73. Культурология XX век: Антология. - М., 1995. 74. Новая технократическая волна на Западе - М., 1986. 75. Сноу Ч.П. Две культуры. - М., 1973. 76. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. - М., 1992. К теме 16 77. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М, 1990. 78. История русского искусства. Т.1. - М., 1991. 79. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1994. 80. Философия русского религиозного искусства. - М., 1993. 81. Фурман В. Выбор князя Владимира // Вопр. философии. - 1988. № 6. С.90-104. 82. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1. - М., 1994. 83. Горький М. Несвоевременные мысли. - М., 1990. 84. История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. - М., 1993. К теме 17 85. Абдзiраловiч I. Адвечным шляхам. Даследваннi беларускага светапогляду - Мн., 1993. 86. Белоруссия и Россия: общества и государства. - М., 1997. 87. Лыч Л., Навiцкi Ул. Гiсторыя культуры Беларусi. - Мн., 1996. 88. Очерки по истории и культуры Беларуси IX-XX вв. / П.Т. Петриков, Д. В, Карев, А.А. Гусак и др. - Мн., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|