Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вытягивание, принцип вытягивания

СИСТЕМА КАНБАН

Поставка комплектующих (или начало производства) по системе канбан является наиболее популярным и распространенным методом поставки по принципу вытягивания. Напоминаем, что поставки по принципу вытягивания означают поставки только после получения сигнала от Заказчика об их необходимости.

В переводе с японского канбан (камбан) – сигнал, карточка, рекламный щит, вывеска, что отражает суть метода. Существует множество интерпретаций различных видов канбан (канбан отбора, канбан пополнения…), а также способов его реализации (электронный канбан, карточный канбан, применение досок канбан).

Достаточно сложно полностью описать организацию метода канбан в одной статье, так как существует множество вариантов его организации и ещё больше нюансов, сопровождающих работу. Для полного описания метода понадобилось бы написать книгу внушительного размера. Тем не менее, в настоящей статье мы постараемся передать суть метода, которая, в свою очередь, является повторением сути системы вытягивания.

Если в общих чертах описывать метод, суть заключается в следующем: сигналом от Заказчика (внутреннего Заказчика) является наличие карточки в определённом месте (в кармашке, на доске канбан и т.п.), количество изделий для пополнения прописано в карточке. Количество карточек в обороте рассчитывается исходя из плана производства (потребления) и времени доставки.

Основные моменты, которые следует понимать, изучая и выстраивая систему канбан, заключаются в следующем:

· Канбан – это метод подачи сигнала для поставки комплектующих или начала производства, обеспечивающий работу принципа вытягивания.

· Цель канбан – обеспечить правильным продуктом в правильном количестве в правильное время.

Пример 1. Пусть в начальный момент времени две наполненные тары комплектующих находятся на стеллаже в цехе на своих местах, третья тара находится на складе также в наполненном виде. Рабочий цеха начинает использовать их из первой (ближней к нему) тары. После того, как тара опустеет, рабочий откладывает тару на верхнюю полку, достает из тары карту канбан и кладёт её в кармашек на боковой стороне стеллажа. Периодически к стеллажу подъезжает транспортировщик и собирает с него пустую тару и карты канбан. Затем пустая тара и карты доставляется на склады-поставщики. На складе транспортировщик сдает пустую тару и карты канбан кладовщику и забирает взамен пустой тары аналогичную полную. Накладная (если она необходима) уже находится в таре или распечатывается непосредственно в момент приезда транспортировщика и забора тары. После того, как тара с картами канбан сдана на склады и получена новая, транспортировщик развозит тару по цехам и расставляет ее на нужные места на стеллаже. Накладные передаются мастеру цеха (бригадиру) для подписи.

 

Канбан можно применять для планирования

· производства готовых изделий;

· операций подсборки;

· перемещения материалов со складов на производство;

· поставок от поставщиков;

· производства комплектующих для пополнения супермаркет.

Канбан идеален для организации системы вытягивания, но для его бесперебойной работы необходима дисциплина работников. Также существует ряд правил, следование которым обеспечит правильную и бесперебойную работу системы:

· Не передавать дефектные продукты.

· Заказчик должен делать запрос только того, что необходимо.

· Производить только то, что востребовано следующим процессом.

· Детали не должны производиться или поставляться при отсутствии потребности.

· Карточки канбан должны прикрепляться к деталям или контейнерам.

· Фактическое количество деталей в контейнере должно соответствовать количеству, указанному в карточке канбан.

Для более глубокого изучения системы канбан рекомендуем в первую очередь осмыслить принцип вытягивания, ознакомиться с описанием примера и схемы работы канбан, затем изучить последовательность внедрения метода. Помните, что успех организации вытягивающей системы с применением метода канбан будет зависеть от соблюдения приведённых в настоящей статье рекомендаций и правил.

ВЫТЯГИВАНИЕ, ПРИНЦИП ВЫТЯГИВАНИЯ

Само понятие «вытягивание» уже стало практически синонимом бережливой культуры. Время массового производство прошло, и теперь практически каждый бизнесмен понимает, что производить надо не больше того, что необходимо Заказчику, на что есть спрос и от чего в организацию поступят деньги. В нашей стране можно встретить отдельные примеры системы вытягивания, однако внедрение этого принципа в работу является, возможно, наиболее сложным среди всех других. Это обуславливается рядом сложностей, о которых мы поговорим далее. Снова возвратимся к принципам Э. Деминга, один из которых гласит «используй систему вытягивания, чтобы избежать перепроизводства». Но начнём с определения.

Вытягивание – это производство только по требованию Заказчика (внутреннего или внешнего) сугубо необходимого количества необходимого продукта. Другими словами, операция (процесс, работник, кто угодно) не начинает производить продукт без сигнала Заказчика (следующей в технологической цепочке операции, процесса, работника и т.п.).

Соответственно принцип вытягивания – это принцип, по которому человек не начинает работу без сигнала от внутреннего Заказчика. Этим сигналом может быть определённое количество незавершённого производства, документ (карточка Канбан), звуковой или световой сигнал, всё что угодно.

Системой вытягивания называется совокупность условий, при которых реализуется данный принцип. Например, организация системы канбан между двумя операциями, расчёт запасов, партий, разработка стандартов, проведение обучений и т.д.

Работа по системе вытягивания означает производство только нужного Заказчику продукта в нужном количестве. Вытягивание является наиболее экономичной системой работы, т.к. оно избавляет от наиболее страшных видов потерь: перепроизводства и излишних запасов. Запасы сами по себе необходимы, т.к. обеспечивают стабильность производственного процесса. Однако необходимо помнить, что это замороженные средства: деньги, затраченные на покупку материалов, сырья, оплату рабочего времени и т.п., которые организация не получила в виде прибыли. Запасы нужны производству, но их уровень должен быть минимальным и контролируемым. Как правило, минимальное количество запасов придаёт руководителям и работникам внутреннее психологическое ощущение дискомфорта, связанное с чувством незащищённости перед возможными рисками (брак, поломка, отсутствие персонала и т.д.).

Мышление lean направляет энергию руководителя на решение возможных проблем и устранение подобных рисков. Необходимо постоянно поднимать себе планку и снижать уровень запасов для того, чтобы проблемы можно было видеть и решать их. Способ засыпания проблем горой запасов вреден как для организации, так и для развития самого руководителя, он деструктивен и сравним лишь с затыканием дыр в трюме корабля. Система вытягивания позволяет минимизировать уровень запасов, обеспечивая производство лишь тем, что действительно необходимо.

Сама система вытягивания применима как внутри основного процесса (между определёнными операциями), так и во вспомогательных (доставка материалов и комплектующих, отгрузка и т.п.). Теперь необходимо упомянуть об основных сложностях внедрения системы:

· Основной и наиболее распространённой ошибкой, как и во многих случаях, является непоследовательность внедрения метода. Руководители, наслушавшись на семинарах о многочисленных преимуществах системы вытягивания, начинают её внедрять. Но вы уже знаете, что вначале необходимо убедиться в стабильности улучшаемого процесса и выстроить поток согласно последовательности SFTP. Более того, сам принцип требует определённой подготовки в головах работников и обеспечения соответствующего уровня культуры. Согласитесь, тяжело остановиться производить продукт или остановить любую работу, когда для этого есть все возможности: время, инструмент, незавершённое производство и т.п.?

· Сдельная оплата труда, которая провоцирует у работника гонку только за количеством, за штуками, что противоречит не только фундаментальному для lean принципу вытягивания, но и многим другим. Работник, ориентированный на количество, не думает о качестве и работоспособности его оборудования, это естественный бессознательный порядок его мышления. Более того, вы никогда не заставите работающего по сдельной системе оплаты труда заниматься чем-либо иным, что отнимает у него время: подавать предложения, обслуживать оборудование, убирать рабочее место, обучать молодых работников и т.п. За это время он может успеть изготовить больше изделий, за которые ему заплатят, следовательно, попытки заставить выполнить что-либо из вышеперечисленного будут восприниматься им как грабёж среди белого дня.

Противоположностью системе вытягивания является система выталкивания, традиционная для массового производства и широко распространённая в нашей стране. Выталкивание – это производство по заданию, вне зависимости от того требуется продукт Заказчику или нет. Системы, применяющие выталкивание, характеризуются большим количеством запасом, сложными информационными потоками и заданиями на производство, выдаваемыми в каждый процесс (операцию) и т.п.

Внедрение системы вытягивания рекомендуется, как уже говорилось, после проведения определённой подготовки. Не стоит стараться охватить сразу весь поток создания ценности, хотя и это возможно. Так как сам принцип достаточно сложен для восприятия, рекомендуется опробовать его на отдельных участках, а затем распространять результаты вместе с культурой бережливости в вашей организации. Опробовать работу принципа можно в логистических процессах, например, организовав доставку материалов или комплектующих (определённых комплектующих по системе канбан). Постепенное осмысление и привыкание к принципу со временем следует распространять на другие зоны, в том числе и основной процесс.

Резюмируя, повторим, что нам следует запомнить из вышеизложенного:

· Вытягивание – это производство только по требованию Заказчика (внутреннего или внешнего) только необходимого количества необходимого продукта.

· Вытягивание является наиболее экономичной системой работы, т.к. оно избавляет от наиболее страшных видов потерь: перепроизводства и излишних запасов.

· Приступать к внедрению системы вытягивания следует после стабилизации процесса и выстраивания потока

· Сдельная оплата труда препятствует внедрению системы вытягивания и других принципов и методов lean.

ПРИМЕР РАБОТЫ КАНБАН

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛУЧШЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАБОТЕ СИСТЕМЫ КАНБАН ПРЕДСТАВИМ ОПИСАНИЕ ПРИМЕР ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ.

Рабочий цеха (действие 1 в схеме):

Перед использованием комплектующих изделий с тары рабочий кладёт карту канбан в боковой карман стеллажа. Когда комплектующие изделия в таре заканчиваются, пустая тара откладывается на верхнюю полку. Следующая тара с комплектующими изделиями передвигается на освободившееся место первой тары.

Оператор цеха (ЭВМ, SAP и т.д.) регистрирует данные с карты канбан в информационной системе и кладет карту в боковой карман стеллажа (или в карман рядом со своим рабочим местом, если это необходимо).

Водитель автопоезда (действие 2 в схеме):

Осуществляет доставку комплектующих изделий согласно маршруту следования, сверяясь с расчетным временем прибытия на каждую из точек доставки по «маршрутному бланку».

Распределитель работ (действие 3 в схеме):

По прибытии автопоезда разгружает тары с комплектующими изделиями, предназначенные для данной позиции. Сверяет фактический адрес доставки с адресом на карте канбан, количество тар с комплектующими изделиями. Подтверждает доставку комплектующих изделий, расписываясь в накладной.

Распределитель работ (действие 4 в схеме):

После приемки тар с комплектующими изделиями выкладывает с верхней полки стеллажа пустые тары и загружает на автопоезд.

Выкладывает карты канбан из бокового кармана стеллажа в корзину на автопоезде (либо у оператора цеха – при необходимости).

в случае обнаружения утери карты канбан или пустой тары осуществляет запись в журнале отклонений.

Расставляет доставленные автопоездом тары с комплектующими изделиями на стеллажи по адресам хранения.

Водитель автопоезда (действие 5 в схеме):

Принимает пустые тары в соответствии с количеством помещенных в корзину карт канбан. В случае утери карт канбан или пустой тары осуществляет запись в журнале отклонений.

Продолжает осуществлять доставку комплектующих изделий согласно маршруту следования, сверяясь с расчетным временем прибытия на каждую из точек доставки по «маршрутному бланку».

Движение автопоезда осуществляется со скоростью не более 5 км/ч, без отклонений от маршрута следования. Остановка в точке доставки осуществляется по линии разметки STOP (необходимо нанесение половой разметки).

Водитель автопоезда (действие 6 в схеме):

По прибытии на склад водитель автопоезда разгружает пустые тары в отведенное место. Корзину с картами канбан передает комплектовщику, взамен забирает пустую корзину.

Комплектовщик склада (действие 7 в схеме):

По прибытии автопоезда на склад забирает корзину с картами канбан, взамен передает водителю пустую корзину.

Выкладывает карты канбан, сортирует в соответствии с адресами хранения комплектующих изделий на складе.

Комплектовщик склада (действие 8 в схеме):

Берет пустые тары и укладывает в ручную тележку.

Передвигаясь вдоль адресов хранения комплектующих изделий (по рядам стеллажей), заполняет тару с комплектующими изделиями в соответствии с количеством, указанным в карте канбан.

В случае невозможности отсчета точного количества комплектующих изделий (мелкие детали), комплектующие изделия насыпаются в тару «на глазок». Затем путем взвешивания на электронных весах производит расчет точного количества их в таре, лишнее возвращается по адресам хранения.

Комплектовщик склада (действие 9 в схеме):

По окончании комплектования партии комплектующих изделий к поставке по системе канбан оформляет «Бирки детали, узла» с указанием необходимых реквизитов и точного количества. Бирки укладывает в тару с комплектующими изделиями, а карты канбан передает оператору склада.

Оператор склада (действие 10 в схеме):

Принимает карты канбан от комплектовщика. Вводит информацию с карты канбан в информационную систему путем сканирования карты. Формирует, выводит на печать и подписывает накладную (в двух экз.) Передает карты канбан и накладную (в двух экз.) комплектовщику.

Комплектовщик склада (действие 11 в схеме):

Принимает карты канбан и накладную (в двух экз.) от оператора. Вкладывает карты канбан в соответствующие тары с комплектующими изделиями. Загружает тары с комплектующими изделиями на автопоезд, сверяясь с накладной. Подписывает и передает накладную (в одном экз.) водителю автопоезда.

Водитель автопоезда (действие 12 в схеме):

Принимает накладную от комплектовщика Сверяет количество загруженных тар с комплектующими изделиями, указанное в накладной, наличие в тарах карт канбан. Подписывает накладную.

Начинает новый цикл доставки комплектующих изделий на производство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...