1.1. Цели освоения дисциплины: сформировать у обучающихся представление об инструментах и методах финансового и денежно-кредитного регулирования экономикии выработать навыки анализа статистического материала.
1.2. Задачи:
- изучить основы финансового и денежно-кредитного регулирования экономики;
- способствовать овладению терминологии, используемой в финансовом и денежно-кредитном регулировании экономики;
- сформировать у обучающихся навыки использования инструментальных средств для проведения исследования в финансово-кредитной сфере.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Цикл (блок) ОП: Б.1 Б.
2.2. Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень предшествующих дисциплин
Перечень последующих дисциплин, видов работ
Теория финансов
Финансовый анализ в секторе государственного управления
Финансовые рынки и финансово-кредитные институты
Развитие государственного финансового контроля
Оценка управления рисками в субъектах финансового мониторинга
Научно-исследовательская работа
Педагогическая практика
Преддипломная практика
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемые компетенции
Осваиваемые
знания, умения, владения
Код
Наименование
Общекультурные компетенции (ОК)
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-2
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно
воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
З международные стандарты регулирования и надзора
У адаптировать финансовые показатели в соответствие с МФСО
В навыками управления персоналом в процессе подготовки аналитических обзоров состояния международных финансовых рынков
профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности
аналитическая (указывается вид профессиональной деятельности)
ПК-2
способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов
З источники экономической информации для проведения финансово-экономических расчетов
У анализировать экономическую ситуацию и формулировать результаты финансово-экономических расчетов
В методами экономического анализа
ПК-4
способностью провести анализ и дать оценку существующих финансово-экономических рисков, составить и обосновать прогноз динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро-, мезоуровне
З источники информации о состоянии экономики РФ, в том числе на региональном уровне, методы прогнозирования основных финансово-экономических показателей
У систематизировать полученную экономическую информацию для анализа и прогноза динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро-, мезоуровне
В способами обработки экономической информации и составления экономических отчетов
научно-исследовательская
ПК-23
способностью выявлять и проводить исследование финансово-экономических рисков в деятельности хозяйствующих субъектов для разработки системы управления рисками
З методы управления финансовыми рисками
У выявлять и исследовать финансово-экономические риски в деятельности хозяйствующих субъектов
В методикой разработки системы управления рисками
педагогическая
ПК-26
способностью преподавать финансовые и денежно-кредитные дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации
З методы преподавания финансовых и денежно-кредитных дисциплин
У составлять учебно-методические материалы для проведения лекционных и практических занятий
В навыками преподавания изучаемых дисциплин
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Аудиторные занятия − очная форма обучения
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
Формируемые компетенции
Практические занятия /семинары
Модуль 1 «Финансовое регулирование экономики»
ПК-2,
ПК-4,
-
Тема 1.1 «Содержание объекты и формы финансового регулирования».
1. Формы и уровни финансового регулирования
2. Объекты финансового регулирования в разных моделях рыночной экономики.
ПК-2
Тема 1.2. «Методы финансового регулирования, их характеристики».
1. Налоговые методы финансового регулирования.
2. Неналоговые методы финансового регулирования.
3. Критерии выбора методов финансового регулирования или их комплексного использования
Тема 2.1 «Теоретические и исторические основы системы денежно-кредитного регулирования»
1. Принципы организации денежно-кредитного регулирования в различных экономических системах.
2. Особенности развития денежно-кредитного регулирования в зарубежных странах.
ПК-2,
ПК-23
Тема 2.2 «Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования: понятие и особенности применения».
1. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, их классификации.
2. Прямые и косвенные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования.
3. Стратегия и тактики использования инструментов денежно-кредитного регулирования Банком России: количественное регулирование денежной массы, политика обязательных резервов, процентная политика, политика валютного курса.
ОПК-2,
ПК-2,
ПК-26
Аудиторные занятия – заочная форма обучения
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
Формируемые компетенции
Практические занятия /семинары
Модуль 1 «Финансовое регулирование экономики»
ПК-2,
ПК-4,
Тема 1.1 «Содержание объекты и формы финансового регулирования».
1. Формы и уровни финансового регулирования
2. Объекты финансового регулирования в разных моделях рыночной экономики.
ПК-2
Тема 1.2. «Методы финансового регулирования, их характеристики».
1. Налоговые методы финансового регулирования.
2. Неналоговые методы финансового регулирования.
3. Критерии выбора методов финансового регулирования или их комплексного использования
Тема 2.1 «Теоретические и исторические основы системы денежно-кредитного регулирования»
1. Принципы организации денежно-кредитного регулирования в различных экономических системах.
2. Особенности развития денежно-кредитного регулирования в зарубежных странах.
ПК-2,
ПК-23
Тема 2.2 «Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования: понятие и особенности применения».
1. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, их классификации.
2. Прямые и косвенные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования.
3. Стратегия и тактики использования инструментов денежно-кредитного регулирования Банком России: количественное регулирование денежной массы, политика обязательных резервов, процентная политика, политика валютного курса.
ОПК-2,
ПК-2,
ПК-26
4.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы, ЭВМ и др.
Формируемые компетенции
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку
Тема 1.1 «Содержание, объекты и формы финансового регулирования».
Самостоятельное изучение литературных и информационных источников с целью определения содержания финансового регулирования экономики, изучение статистических данных, характеризующих динамику финансовых показателей, отражающих объекты финансового регулирования и структуру финансовой отчетности на макроуровне:
- а) доходы и расходы бюджета;
- б) структура доходов бюджета;
- в) направление расходов бюджета;
- г) структура бюджетов различных уровней;
- д) макро-экономические показатели развития экономики страны (ВВП уровень инфляции, размер государственного долга, состояние платежного баланса.
Данные представить в форме эссе.
ПК-2
Тема 1.2 «Методы финансового регулирования, их характеристики».
- а)самостоятельно систематезировать виды налогов и размер налоговых ставок в Российской Федерации;
- б)подготовить, используя справочную литературу краткий реферат на тему: «Неналоговые методы финансового регулирования»;
- в)провести сравнительный анализ (графически) налоговых ставок в России и за рубежом
ПК-2,
ПК-4
Тема 1.3«Финансовые методы воздействия на макроэкономические процессы». Самостоятельная работа с научной и учебной литературой по теме с целью определения:
- а)пропорций между валовым потреблением и валовым накоплением;
- б)размера прямого и косвенного налогообложения на совокупный спрос;
- в)размера бюджетных инвестиций в России в текущем периоде;
- г)влияния организации процесса исполнения бюджетной системы на темпе инфляции;
-д)ставок налогообложения на сверхдоходы в России и за рубежом.
ПК-2, ПК-4
Тема 1.4 «Методы государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности»
Подготовка аналитического обзора критериев оценки инвестиционной привлекательности государств, используемые различными рейтинговыми агентствами и аудиторскими фирмами.
ПК-2
Тема 1.5 Финансовое стимулирование инноваций».
Самостоятельная работа с официальными данными с сайтов Минфина РФ, Администрации муниципальных образований с целью систематизации данных о развитии научно-технической инфраструктуры: сведения о научных грантах, программах развития малого и среднего бизнеса (бизнес-инкубаторы); данные о наукоградах и их финансирование. Самостоятельно изучение нормативных актов, регулирующих финансовой стимулирование инноваций (сайты Минфина РФ, система «Консультант +).
ПК-2
Тема 2.1 «Теоретические и исторические основные системы денежно-кредитного регулирования»
Самостоятельное изучение учебной и методической литературы по теме и подготовка эссе по теме: «Принципы организации денежно-кредитного регулирования в различных
экономических системах»
ПК-2
Тема 2.2 ««Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования: понятие и особенности применения».
- а)изучение российского банковского законодательства в целях определения современных;
- б)подготовка рецензии на статью экономического журнала, посвященную современным методам и инструментам денежно-кредитной политики и их результативности.
- в)на основе данных официального сайта Банка России подготовить графики:
- динамики макроэкономических показателей состояния экономики России;
- изменения процентной ставки Банка России;
- норм обязательного резервирования;
- объема операций Банка России на рынке ценных бумаг.
ПК-2
ПК-4
Тема 2.3 «Регулирование денежного обращения».
- а)самостоятельно подготовить данные о стостоянии доходов и расходов населения России (по стране и в регионах), размере МРОТ в различных регионах страны и размере минимального потребительского бюджета;
- б)изучить способы определения потребности в наличных деньгах:
- на уровне предприятия;
- на уровне коммерческого банка;
- на уровне региона;
- на уровне страны.
- в) на основе изучения учебной литературы составить глоссарий терминалогии, принятой в эмисионно-кассовой работе банка.
ПК-2
ПК-23
Тема 2.4 «Валютное регулирование и валютный контроль как метод денежно-кредитного регулирования».
На основе изучения правовых актов, регулирующих взаимоотношения на валютном рынке подготовить доклад по теме: «Субъекты валютного регулирования и валютного контроля: характеристика и разграничение полномочий».
ПК-2
Тема 2.5 «Приоритетные направления, задачи и мероприятия по совершенствованию формирования и реализации единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с государственной финансовой политикой».
На основании учебной и научной литературы, данных официальных сайтов Банка России, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, разработать алгоритм проведения семинарского занятия в интерактивном режиме на тему: «Приоритеты экономической политики России в области финансов денежного обращения и кредитования экономики» (используется в ходе педагогической практики).
ПК-2
ПК-23
ПК-26
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента