The Havorth Clinical Practice Press New York - London – Oxford
Линда Берг-Кросс ТЕРАПИЯ СУПРУЖЕСКИХ ПАР Linda Berg-Cross COUPLES THERAPY The Havorth Clinical Practice Press New York - London – Oxford
Издательство Института психотерапии Москва ББК 88 УДК 159.9.072 Берг-Кросс Л. Б 48 Терапия супружеских пар / Перев. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянце-вой. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. - 528 с. Перед вами совершенно особенная книга. Доктор Берг-Кросс провела огромную исследовательскую работу и изложила ее в доступной, но не упрощенной форме. Кроме того, в книге содержатся примеры терапевтических диалогов, инструкции для проведения терапевтических вмешательств и опросники для клиентов. Читатель может ознакомиться практически со всеми теориями и, что еще важнее, увидеть, как их можно использовать. Автор избегает туманных концепций и банальных опросников. Она последовательно, шаг за шагом описывает как патологические, так и терапевтические изменения, происходящие в семейных отношениях. Книга может стать настольным справочником, который следует читать и перечитывать специалистам - психологам, психотерапевтам, врачам, студентам и самому широкому кругу читателей. Потому что проблемы отношений между супругами, а также партнерами в гражданском браке касаются практически всех без исключения. И затрагивают самые «горячие» сферы человеческой жизни - умение поддерживать прочные отношения с близкими людьми и достойно выходить из проблемных ситуаций, взаимная поддержка, сохранение прочного брака, выражение самых разных чувств, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, взаимодействие с родственниками и т. д. (Ни одна из частей Произведения не может быть воспроизведена
или передана ни в какой-либо другой форме, электронным или механическим способом, включая фото воспроизведение и запись, на любом информационном носителе, с помощью любой системы воспроизведения без письменного разрешения Издателя.) ISBN 5-89939-116-2 © The Havorth Press,.2001 О Издательство Института Психотерапии, 2004 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ....................................................................................... 8 Принципы организации книги......................................................... 8 Помощь в обучении........................................................................ 10 Кому будет полезна эта книга?.......................................................13 ЧАСТЬ I. ПРИНЦИП УСТОЙЧИВОСТИ: СОЗДАНИЕ ОПТИМИСТИЧНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИИ............. 17 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА: КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД................. 18 Рационально-эмотивная психотерапия.......................................... 19 Реструктурирование и рефрейминг в супружеском восприятии......................................................23 Метафоры........................................................................................26 «Брачный налог».............................................................................27 Сделай выбор: кто ты - «утка» или «губка»?..............................28 Искусство счастливого брака.......................................................29 ГЛАВА 1. ГНЕВ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ......................... 31 Причины и следствия гнева в супружеских взаимоотношениях: рациональный и иррациональный гнев....................................31 Иррациональный гнев.....................................................................33 Рациональный гнев.........................................................................47 Три самых худших способа отвечать на гнев партнера...............57 Как конструктивно реагировать на гнев партнера.......................59 Какие конфликты бывают между супругами...............................62 Гнев и насилие................................................................................64 В помощь студентам.......................................................................76 ГЛАВА 2. ДЕПРЕССИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ...... 84 Нарушения в браке провоцируют и поддерживают депрессию. 85 Что вызывает депрессию?............................................................. 87
Общие черты личности и депрессия в браке............................... 92 Внешний стресс и депрессия в супружеских отношениях........ 93 Умение справляться с ситуацией и депрессия в браке.............. 94 Защитный характер социальной поддержки............................... 100 Характеристика браков, в которых один из партнеров страдает депрессией................................................................ 104 Эффективность супружеской терапии при лечении депрессии........................................................... 109 Как заручиться поддержкой супруга, находящегося в ресурсном состоянии...................................ПО В помощь студентам..................................................................... 122 ГЛАВА 3. ТРЕВОГА И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ......................................... 128 Тревога: каковы ее симптомы?.................................................... 128 Экзистенциальный смысл тревоги.............................................. 129 Тревога, которую испытывают пары, и использование защитных механизмов............................... 131 Факторы, провоцирующие возникновение тревоги в браке............................................. 133 Одиночество.................................................................................. 150 Неадаптивные способы реагирования на тревогу: употребление алкоголя, тревога и супружеские взаимоотношения.......................................... 163 Характеристика супруга, сокращающего уровень тревоги...... 168 В помощь студентам..................................................................... 176 ЧАСТЬ II. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ: РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПАРТНЕРАМИ.................................................... ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: СОЦИО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД. Влияние работы на супружеские отношения и культура.................................. 185 Изменения в воспитании детей под воздействием культуры и их влияние на семейную жизнь.......................................... 186 Различия в культуре и религии и их влияние на отношения с родственниками супруга............................. 189 Столкновения культур и церемония бракосочетания................................................... 190 Помогающие стратегии в отношениях с родителями супругов в межнациональных браках.................................................... 192 Культура и феномен крушения ожиданий............................................. 194 ГЛАВА 4. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ......................... 197
Задача, стоящая перед родителями.............................................. 197 Реверсивный подход: как дети влияют на родителей.................215 Влияние семейной динамики на взаимоотношения супругов... 227 Задачи развития в семейной жизни супругов............................245 В помощь студентам.....................................................................248 ГЛАВА 5. ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ПО ДОМУ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ...................... 255 Работа по дому и супружеские взаимоотношения....................255 Трудовая деятельность и ее влияние на супружеские взаимоотношения....................................................................270 Основные типы «взаимного влияния»........................................275 Помогающие стратегии: работа на дому.....................................281 В помощь студентам.....................................................................289 ГЛАВА 6. РОДИТЕЛИ СУПРУГОВ И СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ......................... 297 Комбинации родственных отношений.........................................298 Факторы, влияющие на отношения с родителями супруга.....................................300 В помощь студентам.....................................................................322 ЧАСТЫ11. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ: ОТ АДАПТИВНОСТИ К РИГИДНОСТИ. НИВЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ.................................. 329 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ И ПСИХОДИНАМИКА.............. 330 Психодинамическая теория..........................................................331 Системная теория и общение между супругами........................343 ГЛАВА 7. КОММУНИКАЦИЯ...................................................... 350 О чем разговаривают супруги?...................................................350 Проблемы в общении...................................................................361 Методы улучшения супружеской коммуникации......................386 В помощь студентам.....................................................................394 ЧАСТЬ IV. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП САМОРЕАЛИЗАЦИИ: СОЗДАНИЕ ДУХОВНОЙ СВЯЗИ.......................................... 403 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ......................................... 404 Самореализация через обязательства и доверие...............................................404 Организованная религия, духовность и брак.............................405
Восточные религии, самореализация и супружеская реализация..........................413 Иудео-христианские религиозные традиции, самореализация и супружеская удовлетворенность........................................416 Теории личности, самореализация и супружеская удовлетворенность............418 ГЛАВА 8. СЕКСУАЛЬНОСТЬ И СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ......................... 422 Сексуальные взаимоотношения...................................................422 Наиболее распространенные типы сексуальных проблем и их лечение.............................429 В помощь студентам.....................................................................467 ГЛАВА 9. ДУХОВНОСТЬ И СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ......................... 475 Что такое духовность?..................................................................475 Духовное развитие через любовь................................................477 Духовное развитие через близость.............................................482 Духовное развитие через сексуальные отношения....................486 Духовное развитие через обязательства.....................................490 Духовное развитие через прощение и принятие.........................496 Духовное развитие через согласие.............................................499 В помощь студентам.....................................................................505 ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ....... 511 Моим детям Сэйдж Берг-Кросс, Джипсямбер и Уоррену Д'Суза ВВЕДЕНИЕ <• Где мастер работает с любовью, появля- ется шедевр. Джон Раскин Эта книга предназначена для терапевтов, работающих как с неблагополучными, так и с относительно благополучными семейными парами, желающими улучшить свои супружеские отношения. Результаты последних исследований в сфере психологии семейных отношений заинтересуют исследователей и научных работников. Студенты старших курсов найдут здесь хорошее теоретическое и практическое пособие для дальнейшей работы. Поскольку единого метода, эффективного при работе с самыми разнообразными запросами на разных стадиях семейной жизни, не существует, возникает необходимость в так называемом интегративном подходе, который включал бы в себя множество техник. Выбор подходящей техники можно сделать после тщательного анализа ситуации, сложившейся в отношениях конкретной семейной пары. Студенты, прочитавшие эту книгу, узнают о четырех основных принципах супружеских отношений, а также о причинах нарушений в семейной жизни. Я надеюсь, что начинающие психотерапевты используют материал, изложенный в данной книге, для построения своих собственных интервенций либо для видоизменения уже имеющихся. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КНИГИ В основе книги лежат четыре принципа, представляющие четыре области семейных отношений.
Первый принцип — эмоциональная устойчивость. Оптимизм уменьшает влияние неконтролируемого гнева, тревоги и депрессии на взаимоотношения между супругами. Эмоциональная устойчивость зависит от того, что люди думают о своих супружеских отношениях. Часто причина разочарований в семейной жизни заключается в неправильном мышлении. Если партнеры обвиняют друг друга в подлости и эгоизме, прогноз для такого брака неутешителен. Если в основе отношений находятся любовь и сочувствие, но супруги не умеют проявлять эти чувства, то есть возможность изменить ситуацию в лучшую сторону. Второй принцип - социальная поддержка. Коллеги по работе, близкие и друзья влияют на оценку супружеских отношений. В тексте рассматриваются три важные роли за рамками супружеских отношений: родительская, профессиональная, семейная (отношения с родителями супруга(и)). Эти роли могут либо разрушать, либо укреплять супружеские отношения. Третий принцип - способность адаптироваться. Умение правильно общаться помогает решать конфликты и преодолевать кризисные ситуации. Адаптация характеризуется различной степенью гибкости в межличностных отношениях. Супружеская подсистема, детская подсистема и подсистема родителей супругов постоянно взаимодействуют друг с другом. Динамика внутрисемейных отношений оказывает огромное влияние на желание и способность общаться. Конечно, само по себе эффективное общение не может полностью удовлетворить все запросы в супружеских взаимоотношениях, но в сочетании с другими принципами помогает создать хорошие отношения. Четвертый принцип - самореализация, или реализация своих возможностей. Это означает жить в гармонии с партнером и всем миром. Степень близости между супругами влияет на возможность самореализации каждого их них. Также важно то, насколько супруги удовлетворены своими взаимоотношениями, имеют ли свои увлечения. Мы - путники, идущие каждый своим путем. При вступлении в брак многие люди втайне лелеют надежду, что «вторая половина» будет разделять их интересы, переживать те же чувства. Но это случается довольно редко. Несмотря на нашу потребность в безопасности, зависимости и сочувствии, во всех нас также заложена потребность в независимом росте и умении справляться с жизненными трудностями своими собственными силами. Когда брак оказывает помощь на пути к самореализации, то тогда он в некотором роде выхо- дит за рамки чувства долга и переходит на более высокую ступень развития. Интегративный подход, объединяющий четыре принципа супружеских отношений, был доказан клиническими исследованиями Бредбери (1995). Проанализировав результаты 115 длительных экспериментов, Бредбери определил четыре фактора стабильности семейных отношений, совпадающих с четырьмя принципами хороших супружеских взаимоотношений. С основными теоретическими предпосылками, лежащими в основе многочисленных исследовательских работ, читатель сможет познакомиться позднее. Принцип эмоциональной устойчивости представлен в рамках ког-нитивно-бихевиорального подхода, социальная поддержка - в пределах социально-ориентированного подхода, способность к адаптации изучалась теоретиками системно-ориентированного и психодинамического подходов, а принцип самореализации - экзистенциальными терапевтами и теологами. Каждая часть книги начинается с введения, описывающего историю возникновения и современное положение каждого теоретического направления. ПОМОЩЬ В ОБУЧЕНИИ Цель данной книги - научить людей использовать новые навыки общения в супружеских отношениях. В то же время эта книга не содержит банальных советов (например, «внимательно слушайте своего партнера»). В ней указано, как использовать на практике новые типы поведения и взаимоотношений и как именно внедрить их в структуру существующих семейных отношений. Во взаимодействии с клиентами терапевтам помогут следующие дидактические материалы. Тесты В конце каждой главы приведены тесты, которые терапевты могут использовать в работе с семейными парами. Эти опросники были отобраны с учетом следующих четырех критериев: 1. Они входят в сферу общественных отношений, могут быть воспроизведены терапевтами. 2. Валидность носит достаточно выраженный субъективный характер, то есть клиент может в той же степени, что и терапевт, понять результаты тестирования. 3. Они краткие. 4. Баллы легко подсчитываются. Валидность некоторых опросников была объективно доказана, но в основной своей массе валидность тестов носит весьма субъективный характер. Терапевтам следует использовать эти тесты как дополнительную информацию к своей уже сложившейся оценке ситуации, но никоим образом не возводить результаты тестирования в ранг абсолюта. Терапевты могут предложить клиентам тестирование как в начале сеанса, так и на его протяжении (если возникнет такая необходимость). Помните, что достоверность результатов исследований (за исключением тех, что выделены жирным шрифтом) не была научно доказана. По этой причине нормы и интегративные системы подсчета не были включены. Опросники следует использовать для получения более точной информации о том, что клиенты думают, чувствуют и делают в сфере запроса. Терапевтические диалоги В конце каждой главы приводятся темы для обсуждения с психотерапевтом, которые помогают семейным парам определить приоритет изменений в ближайшем будущем. Вопросы терапевтического диалога выявляют три «внутренних представления» о браке: мысли и чувства по поводу своего собственного брака, образ идеального брака и информацию о реально существующих семьях в культурной референтной группе (семьи друзей, родителей, коллег). Семейные пары перестают строго относиться к слабым сторонам своего брака после того, как сравнивают реально существующие семьи с внутренним идеалом. Идеализированный брак теряет свою привлекательность после обсуждения той роли, которую он играет в самом обществе. Многие запросы, обычно выражаемые словами «должен», «обязан», «необходимо», также теряют свою актуальность и не возводятся в ранг абсолюта. Образ идеальных супружеских взаимоотношений становится более человечным, гибким и более устойчивым к ежедневным стрессам. Когда исчезает несоответствие между тем, «как живем мы», и тем «как живут наши счастливо женатые друзья», а также «как я хочу, чтобы мы жили», повышается мотивация что-то изменить в привычном укладе семейной жизни. Куперсмит (1967) отмечает повышение самооценки и мотивации у человека после того, как убирается несоответствие между «идеальным» и «реальным» образами. Ограничением в терапевтическом диалоге может служить только творческая фантазия самого терапевта. Кому-то может понравиться сле- дующая форма терапевтического взаимодействия: «письменный ответ на вопрос терапевта - обсуждение». Обычно это проводится следующим образом: некоторое время партнеры обдумывают ответ на предложенный вопрос или тему, далее в течение десяти минут пишут ответ на листах бумаги, затем обмениваются ответами и в течение десяти минут обсуждают свои чувства по поводу прочитанного. (Если супруги не желают выражать свои мысли в письменной форме, попробуйте предложить им записать устную речь на магнитофон, а затем обменяться аудиокассетами со своим партнером.) Время, затрачиваемое на выполнение этого упражнения, может колебаться от «десять на десять» (десять минут письма и десять минут обсуждения) до «шестьдесят на шестьдесят» (шестьдесят минут письма и шестьдесят минут обсуждения). Пары могут работать над каждой темой терапевтического диалога несколько сеансов или даже несколько недель подряд. Терапевт может использовать терапевтический диалог как отправную точку для последующего обсуждения во время сеанса. Кроме того, терапевтический диалог выявляет отношение супругов к собственному браку, идеальному браку, а также к взаимоотношениям в других семьях. Существует и другая форма работы - в виде индивидуальных домашних предписаний. Главная цель психотерапевта состоит в том, чтобы к концу терапевтической беседы супруги могли предложить реальные шаги по укреплению взаимоотношений в ближайшее время. Терапевтические интервенции В каждой главе приводятся инструкции по реализации идей, появляющихся во время терапевтического сеанса. Инструкции служат отправной точкой для психотерапевтов, которые в свою очередь приспосабливают интервенцию к запросам клиента. Терапевтические интервенции имеют теоретическую и эмпирическую основы. Некоторые из них базируются на собственных наблюдениях автора. Однако читатель должен помнить, что не существует универсальной терапевтической интервенции. Желательно, чтобы читатели творчески использовали изложенный материал. Примеры из клинической практики В каждой главе приводятся клинические примеры, описывающие работу супружеских пар. Приведенные примеры представляют собой комбинацию реальных случаев из клинической практики, записей в дневнике и тестов, выполненных парами в группах по улучшению суп- ружеских отношений. В целях сохранения конфиденциальности имена и личные истории клиентов заменены на вымышленные. В большинстве случаев клинический пример представляет собой сочетание различных фактов из жизни реальных клиентов. Рекомендации по использованию библиотерапии и видеотерапии > Терапевты могут рекомендовать своим клиентам книги и видеокассеты. Однако для того, чтобы рекомендации оказались полезными, необходимо обязательно обсудить с клиентами фильмы и книги. Имейте в виду, что многие книги содержат огромное количество специальных терминов, которые могут понять только очень высокообразованные пары. Терапевт должен быть хорошо ознакомлен с материалом, который он рекомендует своим клиентам. Часто информация, почерпнутая из книг и фильмов, служит основой для обсуждения в ходе последующих сеансов. План ведения терапевтических групп для супружеских пар В конце каждой главы приводится план ведения групповой сессии. В нем сведены воедино теоретические предпосылки и практические упражнения для терапевтической группы, состоящей из четырех-пяти супружеских пар. План ведения группы полезен психотерапевтам, ведущим еженедельные группы по улучшению супружеских взаимоотношений. Однако психотерапевтам следует творчески улучшать и преобразовывать материал сообразно своим запросам. Вопросы профессионального роста В конце каждой главы приведены вопросы, способствующие более глубокому пониманию и размышлению над некоторыми важными моментами прочитанного материала. Вопросы из рубрики профессионального роста могут оказаться темой для дискуссии в терапевтической группе. КОМУ БУДЕТ ПОЛЕЗНА ЭТА КНИГА? Чем больше внимания, сил и энергии семейные пары затрачивают на анализ, практическое применение и совершенствование концепций четырех принципов счастливого брака, тем больше будет польза. Од- нако новый взгляд на вещи часто вызывает болезненные переживания, а новые типы поведения поначалу кажутся неестественными. Когда люди обращаются за помощью к семейному терапевту, в большинстве случаев они уже испытывают сильную боль. Из-за дополнительного напряжения некоторые пары прекращают лечение спустя несколько сеансов, так как, по их ощущениям, ситуация только ухудшается. На начальной стадии терапия действует как увеличительное стекло. Семейные пары, признающие свое плачевное положение, уделяют больше внимания слабым сторонам своего брака. Терапевту необходимо придерживаться баланса между оценкой слабых и сильных сторон семейных отношений, между надеждой и обсуждением проблем. Когда выстраиваются более стабильные супружеские отношения, терапевты помогают супругам справиться с разочарованием и раздражением, неизменно сопутствующих всему новому. Те, кто когда-либо возводил пристройку к дому или менял интерьер в одной из комнат, знают, как небольшие недочеты в работе могут испортить все впечатление. Иногда эти мелочи становятся более значимыми, чем сама жизнь. Как и любое новое начинание, работа с супружескими отношениями часто оказывается разрушительной и грязной. Иногда бывает даже трудно вспомнить, зачем вы вообще брались за это дело. Семейная терапия принесет несомненную пользу парам, желающим остаться вместе. Выработать практические навыки общения необходимо супружеским парам, которые состоят в относительно стабильных эмоциональных отношениях, имеют детей и поддерживают друг друга в трудную минуту, но тем не менее не получают от брака удовольствия. Хотя существующие взаимоотношения супругов вполне устраивают, однако у них есть желание что-то улучшить. Эта книга и особенно сеансы психотерапии помогут тем парам, которые стремятся к доверительности во взаимоотношениях и не могут разобраться с возникшими проблемами. Если семейная терапия - последний шанс для тех, кто жаждет развода или разъезда, то в этой ситуации клиенты смогут найти ответ на вопрос: стоит ли этот брак того, чтобы его сохранять? Предполагается, что брак может способствовать саморазвитию. Работа по созданию хороших семейных отношений высоко моральна и приносит большое удовлетворение. Четыре принципа счастливого брака не подразумевают безответственных и беззаботных взаимоотношений. По окончании терапии семейные пары используют возможнос- ти своих взаимоотношении для эмоционального роста и осуществляют значительные изменения в своем поведении. Несмотря на то, что в тексте часто приводятся обращения к «супружеским парам» и «супругам», содержание этой книги охватывает всех, кто состоит в определенных взаимоотношениях (официальном или гражданском браке). Хотя у гомосексуальных и лесбийских пар много уникальных возможностей, терапия, основанная на четырех основных принципах счастливого брака, с известной долей критичности относится и к успеху их взаимоотношений. Я надеюсь, что использование общеупотребительной лексики обеспечит легкое чтение, а лингвистическое разнообразие не ограничит читателя в оценке здоровых семейных взаимоотношений. Литература Bradbury, Т. (1995). Assessing the four fundamental domains of marriage. Family Relations, 44(4), 459-468. Coopersmith, S. (1967). The antecedents of self-esteem. San Francisco: Freeman.
ЧАСТЬ I ПРИНЦИП ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ: СОЗДАНИЕ ОПТИМИСТИЧНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Ключевая идея: ДУМАЙ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА: КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД Когда я был молод, то поклялся, что никогда не женюсь до тех пор, пока не встречу идеальную женщину. Что ж, я нашел ее, - но, к сожалению, она также искала идеального мужчину. Роберт Шуман Устойчивость вырабатывается с помощью жизненной философии, которую использует человек при всевозможных стрессах — как в рамках супружеских взаимоотношений, так и вне их. Каждый из партнеров использует определенную философию в жизни для придания смысла межличностным отношениям. Жизненная философия оказывает сильное влияние на чувства, на то, как именно человек воспринимает мир. Воспринимая мир в позитивном ключе, человек способен конструктивно работать над проблемой, прислушиваясь к мнению и потребностям партнера. В этой главе будет рассматриваться влияние мышления на качество семейной жизни. Устойчивость вырабатывается позитивной жизненной философией, укрепляющей взаимоотношения. Тем не менее в этой главе будут рассматриваться также нерациональные и непродуктивные способы мышления, которые приводят к неустойчивому состоянию. Неправильное мышление приводит к возникновению разрушительных эмоций, таких, как гнев и насилие, чувство страха и потеря чувства безопасности. Это в свою очередь парализует отношения и способствует возникновению депрессии и плохого настроения. Семейные терапевты признают, что устойчивость эмоционального состояния оказывает сильное влияние на взаимоотношения в семейной паре. Когда же терапевты признали власть мысли над эмоциями и поведением? Революцию в сознании мировой общественности совершил Зигмунд Фрейд. Его постулат гласил, что невротические симптомы являются результатом человеческого мышления (Freud, 1916-1917). До этого психические заболевания рассматривались как расстройства, вызванные процессами мышления, которые не характерны для «нормальных» людей. Фрейд показал, что поведение и мышление всех людей подчиняются определенным общим закономерностям. Когда человек погружается в мысли о неразрешенном конфликте, вызывающем тревогу, тогда поведение в межличностном общении становится неадекватным. Еще античные греки отмечали взаимосвязь мышления и неадекватного поведения. Когда Фрейд ввел вышеуказанный принцип в психиатрию, представление о причинах нарушений в поведении изменилось коренным образом. Большинство психологов считают, что неправильное мышление является причиной многих расстройств. В последнее время круг мыслей, приводящих к проблемам, стал значительно шире. Сексуальные фантазии (основная причина психологических проблем в прошлом веке) более не являются запрещенными. Любые осознанные и неосознанные мысли о взаимоотношениях оказывают влияние на межличностное общение. Стабильность супружеских взаимоотношений зависит от мышления. Когнитивная теория объясняет нарушения в мышлении с других позиций, предлагает другие методы лечения. Лучше всего работают следующие разделы когнитивной теории: рационально-эмотивная психотерапия, реструктурирование и рефрейминг, а также метафоры. Рационально-эмотивная психотерапия занимается вопросами рационального и эмпирического мышления; реструктурирование и рефрейминг показывают зависимость мышления от различных позиций восприятия ситуации; а метафора напоминает нам, что творческая мысль часто вызывает инсайт и глубинные изменения. Далее излагается краткое обсуждение каждого из этих разделов. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Женитесь в любом случае: если вам достанется хорошая жена, то вы будете счастливым, а если плохая, то станете философом. Сократ Альберт Эллис более пятидесяти лет изучал, каким образом иррациональные мысли вызывают у супругов эмоциональные нарушения и неадекватное поведение. 2* 19
Эллис начал свою карьеру семейного терапевта в начале 1940-х годов. Вскоре он убедился, что многие семейные проблемы возникают по причине неправильного мышления у тех супругов, которые не умеют жить в мире с самими собой, не говоря уже о том, чтобы мирно сосуществовать с другими людьми. Эллис считал, что такие люди не страдали от нехватки навыков межличностного общения. В большинстве случаев они намеренно вызывали в себе негативные чувства и предавались размышлениям о том, каким «должен» быть их партнер. Они заново переживали предательство, обиду и гнев, так как ощущали, что именно другой человек являлся «причиной» их переживаний (Ellis and Harper, 1961). Эллис начинал с индивидуального консультирования. Он пытался донести до клиентов буквально следующее: причина беспокойства заключается не в словах и не в действиях другого человека, а в своих собственных осуждающих события интерпретациях. По Эллису, отыскать «правду» в сложившейся ситуации невозможно. Можно говорить об интерпретации мужа и интерпретации жены. Ключ к семейному счастью и саморазвитию состоит в гибком способе мышления, когда никто категорично не настаивает на своем понимании ситуации. Ригидное мышление блокирует чувство эмпатии и способность творчески подходить к решению проблем. Мысли людей, застревающих на негативном, в основном крутятся вокруг темы «я прав(а) - ты нет». Уинди Драйден (1991) прекрасно описывает основные принципы рационально-эмотивнои семейной терапии в своей книге «Причина и терапевтические изменения». Большая часть инфомации для последующего обсуждения была взята из этого источника. Следуя философии рационального мышления, супруги могут научиться уважать автономность и свободу друг друга, принимать человеческое несовершенство и несправедливость жизни как данность, не судить категорично, что хорошо, а что плохо. Например, муж вот-вот накричит на свою жену из-за того, что та не убрала в ванной комнате, хотя обещала это сделать еще утром. Конфликта в этом случае можно избежать, если мужчина начнет рассуждать следующим образом: Его жена - свободный человек, и нет такого закона во Вселенной, по которому жена непременно должна делать то, что хочет муж. Конечно, жаль, что она не выполнила своего обещания, но, как и все обычные люди, мы часто не в состоянии выполнить свои обещания. Это совсем не означает, что у нее ужасный характер; просто она - человек. Хотя и несправедливо, что после стирки муж должен убирать в ванной комнате, тем не менее в мире нет людей, у которых все в жизни справедливо. В результате муж будет эмоционально готов конструктивно обсуждать предмет спора со своей женой. А это, вероятнее всего, приведет к тому, что в следующий раз супруга все-таки выполнит свое обещание. Терапевты, занимающиеся рационально-эмотивной терапией, различают тревогу за супружеские отношения и неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями. Согласно Драйдену (1991), неудовлетворенность супружескими отношениями возникает тогда, когда один или оба партнера не получают того, что они хотят друг от друга и/или от интимных отношений. Тревога за супружеские отношения появляется, когда один или оба партнера начинают испытывать эмоциональное беспокойство по поводу своей неудовлетворенности. Поэтому помимо тревоги у них возникают чувства гнева, обиды, стыда, вины, ревности и депрессии, которые мешают решить проблему неудовлетворенности. В добавление ко всему, когда один или оба партнера эмоционально обеспокоены, они своим поведением создают непосредственную угрозу стабильности семейных отношений, что, в свою очередь, еще больше усиливает тревогу. Рационально-эмотивная теория семейных отношений утверждает, что при наличии необходимых навыков конструктивного общения, умения решать проблемы и вести переговоры супружеские пары, вероятнее всего, самостоятельно решат проблему не удовлетворяющих их взаимоотношений. Однако, если обеспокоенность взаимоотношениями уже возникла, решение эмоциональных проблем не решает проблему неудовлетворенности. Навыки общения и ведения переговоров, умение пойти на компромисс также не решают проблему неудовлетворенности. В основе неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями лежат две причины: мифы об идеальном браке и несоответствие этих мифов реалиям жизни. Среди американских супружеских пар широко распространены следующие убеждения: 1. В счастливом браке романтическая любовь длится вечно. 2. Мой партнер должен понять то, что я хочу и что мне нужно, без слов. 3. Хороший секс должен быть спонтанным и вызывать бурю эмоций. 4. Если мой партнер (партнерша) мне подходит, то это мне поможет справиться с моим чувством неполноценности. 5. Мой партнер всегда будет на моей стороне в любом споре или конфликте. 6. Если наша сексуальная жизнь нас не удовлетворяет, это доказывает, что нет сильной любви во взаимоотношениях. 7. В хорошем браке супруги никогда не спорят между собой. 8. Брак значительно улучшит мою жизнь безо всяких затрат, расходов и лишений с моей стороны. В результате неправильного мышления, основанного на этих мифах, один из супругов выдвигает категоричные требования к другому. Тревога возникает вследствие следующих мыслей: (1) он(а) не должен(а) так поступать, и ужасно, если он(а) продолжает действовать в том же духе, (2) я не смогу этого выдержать, если ситуация не изменится, и (3) он(а) ппохой(ая), потому что отказывается измениться. Обычно такое мышление трактуется как ошибочное убеждение. К сожалению, такое мышление только раздражает партнера, который, вероятнее всего, будет продолжать так же поступать и в дальнейшем. Рационально мыслящий человек признает обоснованность своих ожиданий и пожеланий по отношению к своему партнеру. Но не стоит возводить свои желания в ранг требований, а ожидания превращать в приказы. Выдвинув неправомерные требования к партнеру, позднее человек обязательно начнет испытывать иррациональный гнев. Когда оба партнера в гневе обвиняют друг друга во всевозможных грехах, тревога только усиливается и порочный круг замыкается. Оба супруга обычно настолько заняты обвинениями друг друга, что у них не хватает ни сил, ни энергии принять ответственность за свои мысли, ожидания и суждения. В счастливых браках супруги намеренно вырабатывают такую философию семейных взаимоотношений, которая позволяет им спокойно сосуществовать со своим партнером, ц<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|