Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аккомодация как фонетич процесс




Понятие о современ рус яз литерат языке

Традиционно русский язык является современным со времени А. С. Пушкина (до пушкина тяж слог старословенизма, он соединил простонарод слова, церковн язык и лит язык). Стал рус яз с 14в., до был восточно славян.

До 988-только устн восточ славян яз. 6 в до н.э(день принятия православия)-общеславян. До 6 века Индоевроп яз(индоиранская ветвь(Италия, Франц, Румын), романно-герман(скандинавия), балтославян(общеславян яз). Балтославян (западно славян(чехия), южно славян(сербия, хорватия, болгария), восточнославян(русские, белорусы, украинцы). В 14 в восточнославян делится на (великорусский, малорусский(украинцы), беларуский. Признаки литерат.языка: нормированность(все должны говорить единообразно, наличие словарей, справочников по орфограф и тд). Наличие уст и письм формы (есть языки без письм формы). Современный русский литературный язык - это язык нормированный, обслуживающий культурные потребности русского народа, это язык государственных актов, науки, печати, художественной литературы. Разделы рус яз(фонетика (звук сторона языка), орфоэпия(нормы современ литер яз), графика(знаки кот использ при письме)и орфография(правописание),лексикология (наука о значении слова о соотнош между словами), фразеология (изучение выражений фразеолог.единиц и фрапзеологизмы), лексикография (составление словарей), морфемика, словообраз, морфология(раздел грамматики изучающий граматич св-во слов), синтаксис (связь слова с др словами).

Структурные ед язык системы

Фонема, (Морф), Морфема, Слово, Словосочетание, Предложение, (Сверхфразовое единство), Текст.

Фонема - языковая единица, которая не имеет плана содержания, представлена рядом позиционно-чередующихся звуков (аллофонов) и служащая для различения звуковых оболочек, слов и морфем.

Морфы – конкретные представители морфемы, обнаруживаемые при членении слова.Это наименьшая часть слова имеющая значение. Разные морфы, представляющие одну и ту же морфему наз алломорфами. Напр но с ить, но шу (одна и таже корневая морфема, но два морфа с и ш).

Морфема – обобщенная минимальная значимая единица языка, не имеет плана содержания – зависит от того слова, с которым сочетается (с основой). Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфом.(корневая морфема, аффиксальная морфема(приставка суффикс).Напр окончание а в слове сказала передает инф-цию:что глагол действие совершено одним субъектом жен пола

Слово - языковая единица, имеющая значение, лексико-грамматическую соотнесенность (каждое слово – часть речи), одно – основное ударение, обладает непроницаемость(в слово нельзя вставить др последовательность без изменения смысла напр:барка(бар_а_ка).

Словосочетание –Граматич и смысл единство, т.е имеет единое, хотя и расчлиненное значение.Как готовые ед они не сущ-ют(тк в речи строятся свободно).

Сверхфразовое единство – сложное синтаксическое выражение, является миктротемой текста.

Предложение- гл ср-во выражения мысли, осн ф-ция сообщение, это ф-ция не может быть выполнена не словом и словосочетанием.

Текст

 

 

Фонема и звук. Определение фонемы.

Звук в системе языка.Язык ед кот не имеет плана содержания, представлена рядом порционно-чередующихся звуков(аллафонов) и служащая для различения звук оболочек слов и морфем. Аллофоны-видоизменения. Фонема представляет весь ряд (все множество) чередующихся звуков. Благодаря фонемам различают слова разн морфем. Люди произносят одно и тоже слова по разному(разн интонация, звуки) но мы понимаем что это то слово. Бывают звуки речи и языка. Звук речи -конкрет звук, произнесен конкрет лицом в конкрет случа. Звук языка -множество звуков, близких друг к другу в акустич отношении, определяемых говорящим как тождество(именно они отражены в транскрип). В речи звуки подвергаются различным изменениям. Сколько людей, столько и звуков, напр., [а] может быть произнесено различно по высоте, силе, длительности, тембру, но все различные миллионы звуков [а] обозначаются одной буквой, отражая один звуковой тип, одну фонему. Фонема – звук в системе языка. (Отличие от звука в том, что в СИСТЕМЕ!)

 

Классификац гласн звуков

Гласные-это чисто тоновые звуки.Возникну в гортанив рез-те голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает опр тембор-в глотке во рту, объем и форма кот могут изменяться движений губ, языка и ниж челюсти. Классификац основывается на трех признаках: участие губ (огубленные о, у, неогубленные а,э,и,ы) степени подъема языка по отнош к небу (гл верхнего подъема(узкие) /и/,/ы/,/у/, среднего подъема /э/,/о/, ниж подъема(широкие) /а/), степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали(гл переднего ряда /и/, /э/, сред ряда /ы/, /а/, заднего ряда /у/, /о/).

 

Класификац согласн фонем

Соглас звук отлич от гласного наличием шума.Классификац: 1) по сучастию шума и голоса (сонорные, кот образуются при участии голоса и незначит шума /м/, /м*/, /н/, /н*/, /л/, /л*/, /р/, /р*/, шумные –звонкие(образ шумом и участием голоса) /б/, /в/, /г/, /д/, /ж/, /з/, глухие (образ шумом без участия голоса) /п/, /с/, /т/, /ф/, /к/, /ш/, /х/, /ц//, /ч/. 2) по месту образования шума, зависит от того какой орган речи активен ниж губа или язык (губные губно-губные /б/, /п/, /м/, губно-зубные /ф/, /в/, язычные -передъязычные (зубные т,д,с,з,н,л, небно-зубные ч,ш,ж,р), среднеязычные j, заднеязычные г, к, х).

3) П о способу образования шума (смычные б,п,д,т,г,к, щелевые в,ф,с,з,ш,ж,j, х, аффрикаты (смычка+щель) /ц/, /ч/, смычно-проходные ( носовые н,м, боковые или ротовые /л/, /д/) дрожащие /р/. 4) По наличию. Или отсуствию мягкости Звуки образуемые в результате среднемембранной артикуляции наз мягкими, а звуки без нее твердыми.

 

Ассимиляция фонем

Ассимиляция(уподобление, приспособление) уподобление соседних звуков один другому.1) по звонкости/глухости Напр: везти [ви ст*и(удар)]. Глухой /т/ повлиял на звон /з/ и превратил его в глухую /с/.Это регрессивная ассимиляция 2) по твердости/мягкости Напр: жизнь [жиз*н*] /ж/, /ш/, /ц/-всегда твердые. Мягкая /н/ повлияла на предыдущ /з/ и сделала ее мягкой. Это прогрессивная ассимиляция.

 

Диссимиляция фонем

Диссимиляция(расподобление звука).) – одинаковые звуки трудно произносить, поэтому их различают. Напр: трамвай (транвай)тк /м/, /в/ оба губные звука легче их расподобить. фе вр аль – Fe br uary, тк /в/ проще произносить стал февраль(до этого был фебраль). Верблюд –велблюд, /л/ заменено на /р/, произошло расподобление.

 

Аккомодация как фонетич процесс

Аккомодация – взаимодействие соседних гласных и согласных. Диэрезы -выпадение звуков. Напр: солнце [сонтсй ] выпадает /л/ также в слове здравствуйте, праздник, лестница и тд. Эпентэзы -вставки звуков. Напр: нравится-ндравится (деревенское). земjя- земля.

 

Редукция гласн фонем

Редукция – сокращение кол-ва гласн – может быть только у гласных! Напр: дом-дома [д ^ м а ], ^ =о/а, /й/=j(для сведения). Ъ,Ь –гласн кот были редуцированы. Ъ(ер)=1/4 [О], Ь(ерь)=1/4 [Э]. Напр: сьнъ-сено. В сильн позиции ъ перешло в /о/, в слаб позиции ъ исчезало. Напр: день – дьнь (где ь –э)-это сильн позиция(тк под ударением). Ь испаряется в слаб позиции поэтому дня. Фэномен [фи н о (ударн) м ь н] слаб позиция.

Перевозчик [п ь р и в о (ударн) с ч и к]. Согласн между двумя гласн всегда остаются неизмен. [щ]не существует – [с*ч] или [ш ч]. Э – в сильной позиции →[Э], Э – в слабой позиции →[иэ], Д`энь →[jэ].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...