Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и природой




Тема занятия. Беседа о диких животных наших лесов.

Цель занятия.

1. Уточнить понятия детей о диких животных средней полосы (лиса, волк, медведь, заяц, белка, еж), характер­ных признаках их внешнего вида, о том, чем питается каждое из них, как называется его жилище.

2. Упражнять детей в распространенных ответах, вскрывающих некоторые причинно-следственные связи!

Материал для занятия. Картинки (предмет­ные) с изображением каждого животного.

Ход занятия. Дети сидят за столами. Перед ними на доске развешаны картинки с изображением живот­ных.

— Дети, кого вы видите на картинках?

— На этих маленьких картинках нарисованы разные лери.

— На этих картинках нарисованы дикие животные.

— Дети, посмотрите на зайца и догадайтесь, что от­личает его от других зверей.

— У зайца длинные уши.

— А как сказать об этом иначе?

— У зайца уши длиннее, чем у других зверей.

— Чем отличается медведь?

— У медведя жирное туловище.

— Медведь самый косолапый.

— У медведя очень толстые лапы.

— Еще медведь — сладкоежка.

— Правильно, дети. А что можно сказать про ежа?

— У ежа много колючих иголок.

— У ежа острые и длинные иголки на спине и на боках.

— А лиса?

— Лиса очень хитрая.

— Лиса отличается пушистым хвостом.

— А что еще можно сказать про лису?

— У лисы самый длинный хвост.

Аналогично рассматриваются характерные признаки внешнего вида волка и белки. В начале занятия дети, отвечая на перечисленные выше вопросы, в какой-то степе­ни еще опираются на наглядный материал (картинки). Но дальнейшие вопросы уже требуют формулирования ответов без опоры на наглядность, по представлению.

— Чем питаются эти животные?

— Ежик питается яблоками и мышами.

— Заяц ест морковь и капусту.

— Заяц зимой обгладывает (обгрызает) кору у де­ревьев.

— Почему он зимой ест кору?

— Потому что нет больше травки. Землю засыпало снегом.

— А что ест медведь?

— Мишка питается малиной, ягодами, медом.

— Кто расскажет про лису?

— Лиса хитрая, она ест зайцев, таскает кур

— А кто знает про волка?

— Волк ест зайцев и других животных.

— Волк обгладывает кости.

— А ты, Саша, о ком хочешь рассказать?

— Я знаю про лису: она ест мышей. Она их ловит и ест.

— А о ком нам расскажет Сережа?

— О белке. Она питается орехами, шишками и гри­бами. Она грибы на зиму сушит.

- Почему белка сушит грибы на зиму?

— Зимой нет грибов, поэтому она собирает их'летом.

Трудность формулирования только что перечислен­ных ответов состоит еще и в том, что дети не могут при этом опереться на вопрос логопеда, так как последний ставится очень кратко и чаще всего называет только предмет, о котором надо рассказать, опуская слово, обо­значающее действие, а иногда и не называет его. Общий вопрос, относящийся ко всем животным, был поставлен в начале занятия, и дети длительное время должны удер­живать его в памяти, пока не будет рассказано о всех животных.

Следующий вопрос снова задается таким образом, чтобы дети формулировали ответы на него по представ­лению.

— Где живут эти животные?

— Эти животные живут в дремучем лесу.

— Эти звери живут в наших лесах.

— Они живут в густом лесу.

— Они живут в большом лесу.

— Как называются жилища (домики) зверей?

— Я знаю про медведя. Этот медведь косолапый, спит в берлоге.

— А я знаю про белочку. Она живет в дупле.

— А у зайца дома нет. Он может спать и под кустом, и в ямке.

— А у волка — логово.

— А у лисы — нора.

— А кто скажет, какая у лисы нора? — спрашивает логопед, направляя детей на построение различных от­ветов.

— Нора у лисы теплая.

— У лисы нора глубокая.

— Что делают эти звери зимой? Как вы думаете? Кто расскажет про медведя?

— Медведь зимой спит в своей берлоге.

— Медведь делает берлогу возле корней деревьев. Осенью он туда залезает, его засыплет снег, и ему тепло.

— Правильно, Саша, ты рассказал про медведя очень подробно и понятно. А кто расскажет про зайца?

— Заяц не прячется в норки, потому что i ген- щубэ, Он зимой бегает от врагов и

 

 

Спит заяц в ямке. А когда наступит лето, у него шубка изменяется и становится серая.

— А кто знает, как проводит зиму белка?

— Белка зимой живет в дупле. Она грызет там шиш­ки, которые она запасла на зиму. Еще она орехи ест и грибы и прыгает с ветки на ветку.

— А ежик?

— Ежик зимой спит в норке.

— Что делает лиса зимой?

— Лиса зимой охотится на зайца и птиц, потому что лисе нечего есть.

В конце занятия можно загадать детям несколько за­гадок о диких животных наших лесов. Итог занятия подводит логопед.

— Дети, сегодня мы с вами вспомнили все, что знаем о диких животных, которые живут в наших лесах. Вы рассказали, чем они отличаются один от другого, что они едят, где живут, как называются их жилища и что дела­ют эти звери зимой (летом, весной, осенью). В следую­щий раз мы поговорим с вами о том, что происходит с ними весной, и познакомимся с их детками.

Своеобразие этих занятий с заикающимися детьми состоит во времени их проведения. В массовом детском саду такие беседы проводятся с самого начала учебного года, а с заикающимися, как уже говорилось, они воз­можны лишь в конце второго — начале третьего кварта­ла. На более ранних этапах этот вид занятий недоступен из-за невозможности пользования контекстной формой речи.

При построении беседы с заикающимися детьми важ­но соблюдать твердую очередность: целесообразнее на­чинать занятие с более легких форм, т. е. использовать хотя бы минимальную наглядность (в описанном приме­ре — предметные картинки с изображением каждого животного). С развитием беседы речь усложняется и по­степенно от ситуативной переходит к контекстной. Сна­чала дети отвечают отдельными фразами, а затем корот­кими рассказами.

В обычном же детском саду беседа может начинаться по-разному и перед воспитателем не ставится задача обучения вариативности в ответах. Логопед, проводя бе­седу с заикающимися детьми, упражняет их в умении да­вать несколько вариантов ответа. Он обучает этому специально на всех занятиях, в том числе и во время бе­седы.

Занятия по изобразительной деятельно­сти в третьем квартале по своему содержанию близки к тем, которые проводятся в обычном детском саду. Дети изображают сюжет, который составляется из простых и сложных предметов, предметы передаются в движении с соблюдением пропорций, окраски, соотношения частей и т. д. На этой ступени речь детей на занятиях по рисо­ванию, лепке, аппликации, конструированию становится регулятором их деятельности. Предварительно рассказы­вая план действий, ребенок планирует предстоящую ра­боту. Вопросы логопеда, уточняющие процесс работы, вскрывают ошибки в плане ребенка, помогают исправить их с помощью более подробного объяснения, более точ­ного высказывания. С этой целью на занятиях по изобра­зительной деятельности, как и на занятиях по развитию речи, включаются вопросы, в ответах на которые дети вскрывают некоторые причинно-следственные связи, что позволяет подвести их к рассуждению. Например1:

— Что тебе нужно сегодня для работы? — Вода, кисточка, краски...

— Для чего тебе нужна вода?

— Чтобы развести краски.

Навыки контекстной речи вырабатываются постепен­но и проявляются в самостоятельном рассказе, когда на­до сообщить о предстоящей деятельности:

— Я сегодня хочу рисовать красками. Сначала я от­крою ящик и достану краски. Если краски будут гряз­ными, то я их сначала вымою кисточкой, а потом намочу. А если краски будут чистыми, то я сразу их намочу все.

— Почему ты намочишь все краски?

— Потому что я буду рисовать целую картину, и мне потребуется много красок.

К этому времени дети уже способны планировать ко­роткие отрезки работы:

— Я нарисую сначала девочку в середине листа.

— А потом?

— А дальше я еще не придумал. Сейчас подумаю. Я еще солнышко нарисую в верхнем углу листа. И т. д.

Меняются в третьем квартале и формы работы: наб­людается новое соотношение занятий логопеда и воспи­тателей. На занятии логопеда дети рассказывают о том, что они хотят сделать, как выполнят задуманное, что им потребуется для осуществления замысла, как они рас­положат свои предметы на бумаге и т. д., а выполняют задуманное с воспитателями в вечерние часы. На сле­дующий день дети в беседе с логопедом обсуждают свои работы и работы своих товарищей, подробно анализи­руя их.

В обычном детском саду анализ работ проводится с самого начала учебного года после каждого занятия. За­икающимся детям эта работа доступна лишь в третьем квартале, на нее можно отвести занятие целиком. В та­ком случае подбираются работы по разным разделам: рисунки, предметы лепки, аппликации. Иногда планиру­ется анализ работ только одного занятия, тогда он про­водится в конце занятия, как и в массовом детском саду. Дети активно обсуждают предложенные им работы. Анализ работ не ограничивается формальной оценкой выполненной работы («У Саши — хорошая, а у Вити — плохая», «У Светы — чистая, а у Вовы — грязная»). Де­ти выясняют причины хорошего и плохого выполнения и дают деловые советы.

— У Вовы рисунок получился грязный, потому что он не дождался, пока высохнет "красная краска, и начал ри­совать синей. Вот и слились обе краски.

— Бели бы Саша подождал, пока высохнет коричне­вая краска, то его рисунок получился бы еще красивее.

— А если бы Витя взял меньше клея, то клей не вы­ступил бы по краям. И т. п.

Примеры ответов показывают, что в третьем кварта­ле детям доступны более сложные формы контекстной речи: они объясняют, делают выводы, рассуждают, вскрывают причинно-следственные связи и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...