Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и природой
Тема занятия. Беседа о диких животных наших лесов. Цель занятия. 1. Уточнить понятия детей о диких животных средней полосы (лиса, волк, медведь, заяц, белка, еж), характерных признаках их внешнего вида, о том, чем питается каждое из них, как называется его жилище. 2. Упражнять детей в распространенных ответах, вскрывающих некоторые причинно-следственные связи! Материал для занятия. Картинки (предметные) с изображением каждого животного. Ход занятия. Дети сидят за столами. Перед ними на доске развешаны картинки с изображением животных. — Дети, кого вы видите на картинках? — На этих маленьких картинках нарисованы разные лери. — На этих картинках нарисованы дикие животные. — Дети, посмотрите на зайца и догадайтесь, что отличает его от других зверей. — У зайца длинные уши. — А как сказать об этом иначе? — У зайца уши длиннее, чем у других зверей. — Чем отличается медведь? — У медведя жирное туловище. — Медведь самый косолапый. — У медведя очень толстые лапы. — Еще медведь — сладкоежка. — Правильно, дети. А что можно сказать про ежа? — У ежа много колючих иголок. — У ежа острые и длинные иголки на спине и на боках. — А лиса? — Лиса очень хитрая. — Лиса отличается пушистым хвостом. — А что еще можно сказать про лису? — У лисы самый длинный хвост. Аналогично рассматриваются характерные признаки внешнего вида волка и белки. В начале занятия дети, отвечая на перечисленные выше вопросы, в какой-то степени еще опираются на наглядный материал (картинки). Но дальнейшие вопросы уже требуют формулирования ответов без опоры на наглядность, по представлению. — Чем питаются эти животные? — Ежик питается яблоками и мышами.
— Заяц ест морковь и капусту. — Заяц зимой обгладывает (обгрызает) кору у деревьев. — Почему он зимой ест кору? — Потому что нет больше травки. Землю засыпало снегом. — А что ест медведь? — Мишка питается малиной, ягодами, медом. — Кто расскажет про лису? — Лиса хитрая, она ест зайцев, таскает кур — А кто знает про волка? — Волк ест зайцев и других животных. — Волк обгладывает кости. — А ты, Саша, о ком хочешь рассказать? — Я знаю про лису: она ест мышей. Она их ловит и ест. — А о ком нам расскажет Сережа? — О белке. Она питается орехами, шишками и грибами. Она грибы на зиму сушит. - Почему белка сушит грибы на зиму? — Зимой нет грибов, поэтому она собирает их'летом. Трудность формулирования только что перечисленных ответов состоит еще и в том, что дети не могут при этом опереться на вопрос логопеда, так как последний ставится очень кратко и чаще всего называет только предмет, о котором надо рассказать, опуская слово, обозначающее действие, а иногда и не называет его. Общий вопрос, относящийся ко всем животным, был поставлен в начале занятия, и дети длительное время должны удерживать его в памяти, пока не будет рассказано о всех животных. Следующий вопрос снова задается таким образом, чтобы дети формулировали ответы на него по представлению. — Где живут эти животные? — Эти животные живут в дремучем лесу. — Эти звери живут в наших лесах. — Они живут в густом лесу. — Они живут в большом лесу. — Как называются жилища (домики) зверей? — Я знаю про медведя. Этот медведь косолапый, спит в берлоге. — А я знаю про белочку. Она живет в дупле. — А у зайца дома нет. Он может спать и под кустом, и в ямке. — А у волка — логово. — А у лисы — нора. — А кто скажет, какая у лисы нора? — спрашивает логопед, направляя детей на построение различных ответов. — Нора у лисы теплая. — У лисы нора глубокая. — Что делают эти звери зимой? Как вы думаете? Кто расскажет про медведя?
— Медведь зимой спит в своей берлоге. — Медведь делает берлогу возле корней деревьев. Осенью он туда залезает, его засыплет снег, и ему тепло. — Правильно, Саша, ты рассказал про медведя очень подробно и понятно. А кто расскажет про зайца? — Заяц не прячется в норки, потому что i ген- щубэ, Он зимой бегает от врагов и
Спит заяц в ямке. А когда наступит лето, у него шубка изменяется и становится серая. — А кто знает, как проводит зиму белка? — Белка зимой живет в дупле. Она грызет там шишки, которые она запасла на зиму. Еще она орехи ест и грибы и прыгает с ветки на ветку. — А ежик? — Ежик зимой спит в норке. — Что делает лиса зимой? — Лиса зимой охотится на зайца и птиц, потому что лисе нечего есть. В конце занятия можно загадать детям несколько загадок о диких животных наших лесов. Итог занятия подводит логопед. — Дети, сегодня мы с вами вспомнили все, что знаем о диких животных, которые живут в наших лесах. Вы рассказали, чем они отличаются один от другого, что они едят, где живут, как называются их жилища и что делают эти звери зимой (летом, весной, осенью). В следующий раз мы поговорим с вами о том, что происходит с ними весной, и познакомимся с их детками. Своеобразие этих занятий с заикающимися детьми состоит во времени их проведения. В массовом детском саду такие беседы проводятся с самого начала учебного года, а с заикающимися, как уже говорилось, они возможны лишь в конце второго — начале третьего квартала. На более ранних этапах этот вид занятий недоступен из-за невозможности пользования контекстной формой речи. При построении беседы с заикающимися детьми важно соблюдать твердую очередность: целесообразнее начинать занятие с более легких форм, т. е. использовать хотя бы минимальную наглядность (в описанном примере — предметные картинки с изображением каждого животного). С развитием беседы речь усложняется и постепенно от ситуативной переходит к контекстной. Сначала дети отвечают отдельными фразами, а затем короткими рассказами. В обычном же детском саду беседа может начинаться по-разному и перед воспитателем не ставится задача обучения вариативности в ответах. Логопед, проводя беседу с заикающимися детьми, упражняет их в умении давать несколько вариантов ответа. Он обучает этому специально на всех занятиях, в том числе и во время беседы.
Занятия по изобразительной деятельности в третьем квартале по своему содержанию близки к тем, которые проводятся в обычном детском саду. Дети изображают сюжет, который составляется из простых и сложных предметов, предметы передаются в движении с соблюдением пропорций, окраски, соотношения частей и т. д. На этой ступени речь детей на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию становится регулятором их деятельности. Предварительно рассказывая план действий, ребенок планирует предстоящую работу. Вопросы логопеда, уточняющие процесс работы, вскрывают ошибки в плане ребенка, помогают исправить их с помощью более подробного объяснения, более точного высказывания. С этой целью на занятиях по изобразительной деятельности, как и на занятиях по развитию речи, включаются вопросы, в ответах на которые дети вскрывают некоторые причинно-следственные связи, что позволяет подвести их к рассуждению. Например1: — Что тебе нужно сегодня для работы? — Вода, кисточка, краски... — Для чего тебе нужна вода? — Чтобы развести краски. Навыки контекстной речи вырабатываются постепенно и проявляются в самостоятельном рассказе, когда надо сообщить о предстоящей деятельности: — Я сегодня хочу рисовать красками. Сначала я открою ящик и достану краски. Если краски будут грязными, то я их сначала вымою кисточкой, а потом намочу. А если краски будут чистыми, то я сразу их намочу все. — Почему ты намочишь все краски? — Потому что я буду рисовать целую картину, и мне потребуется много красок. К этому времени дети уже способны планировать короткие отрезки работы: — Я нарисую сначала девочку в середине листа. — А потом? — А дальше я еще не придумал. Сейчас подумаю. Я еще солнышко нарисую в верхнем углу листа. И т. д. Меняются в третьем квартале и формы работы: наблюдается новое соотношение занятий логопеда и воспитателей. На занятии логопеда дети рассказывают о том, что они хотят сделать, как выполнят задуманное, что им потребуется для осуществления замысла, как они расположат свои предметы на бумаге и т. д., а выполняют задуманное с воспитателями в вечерние часы. На следующий день дети в беседе с логопедом обсуждают свои работы и работы своих товарищей, подробно анализируя их.
В обычном детском саду анализ работ проводится с самого начала учебного года после каждого занятия. Заикающимся детям эта работа доступна лишь в третьем квартале, на нее можно отвести занятие целиком. В таком случае подбираются работы по разным разделам: рисунки, предметы лепки, аппликации. Иногда планируется анализ работ только одного занятия, тогда он проводится в конце занятия, как и в массовом детском саду. Дети активно обсуждают предложенные им работы. Анализ работ не ограничивается формальной оценкой выполненной работы («У Саши — хорошая, а у Вити — плохая», «У Светы — чистая, а у Вовы — грязная»). Дети выясняют причины хорошего и плохого выполнения и дают деловые советы. — У Вовы рисунок получился грязный, потому что он не дождался, пока высохнет "красная краска, и начал рисовать синей. Вот и слились обе краски. — Бели бы Саша подождал, пока высохнет коричневая краска, то его рисунок получился бы еще красивее. — А если бы Витя взял меньше клея, то клей не выступил бы по краям. И т. п. Примеры ответов показывают, что в третьем квартале детям доступны более сложные формы контекстной речи: они объясняют, делают выводы, рассуждают, вскрывают причинно-следственные связи и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|