Факторы анализа производить или покупать
Управление поставками проекта
Управление поставками проекта
включает в себя процессы покупки или приобретения тех необходимых продуктов, услуг или результатов, которые производятся вне исполняющей организации. Поставки рассматриваются с двух точек зрения: продавца и покупателя. Согласно условиям контракта организация может выступать в качестве продавца или покупателя продукта, услуги или результатов.
Управление поставками проекта включает в себя процессы управления контрактом и управления изменениями, необходимые для администрирования контрактов или заказов на покупку, подготовленных членами команды проекта.
Управление поставками проекта также предусматривает администрирование всех контрактов на приобретение проекта, заключенных сторонней организацией (покупателем) с исполняющей организацией (продавцом), а также администрирование контрактных обязательств команды проекта.
12.1.
Планирование поставок
В процессе планирования поставок
устанавливается, какие нужды проекта можно удовлетворить путем закупок товаров, услуг или результатов у сторонних по отношению к проекту организаций, а какие нужды проекта можно удовлетворить силами команды проекта в процессе выполнения проекта (табл. 12.1).
Таблица 12.1.
Планирование поставок
Входы в процесс
| Методы и инструменты
| Выходы из процесса
|
Базовый план по содержанию
Документация по требованиям участников проекта
Соглашения о партнерстве
Реестр рисков,
Контракты, касающиеся рисков
Требования к ресурсам операций
Расписание проекта
Оценки стоимости операций
Базовый план по стоимости
Факторы внешней среды предприятия
Активы организационного процесса
| Анализ «производить или покупать»
Экспертная оценка
Типы контрактов
| План управления поставками
Содержание работ контракта
Решения «производить или покупать»
Запрошенные изменения
Документация по поставкам
Критерии выбора поставщиков
|
Команда проекта должна принять решение: что выгоднее — произвести продукты или услуги самостоятельно или купить?
Факторы анализа производить или покупать приведены в табл. 12.2.
Таблица 12.2.
Факторы анализа производить или покупать
Производить
| Покупать
|
Может быть менее затратно
| Может быть менее затратно
|
Использует простаивающие мощности
| При малом размере партии может быть невыгодно производить
|
Сохраняет контроль над процессом
| Использует специфические знания и умения внешних поставщиков
|
Сохраняет коммерческую тайну
| Подходит при ограниченных возможностях производства
|
Не создает зависимости от ненадежных поставщиков
| Усиливает имеющийся персонал за счет привлечения внешней рабочей силы
|
Основные типы контрактов, используемые в проекте.
- Контракты с фиксированной ценой (Fixed Price or Lump Sum) — обычно заключаются для продукта с четко определенными характеристиками. Наиболее часто встречающийся вид контрактов.
Такие контракты представляют риск получения убытков для продавца — себестоимость может превысить цену контракта. В контракте могут быть оговорены стимулирующие платежи в случае выполнения продавцом определенных условий (например, соблюдение или перевыполнение графика поставок).
- Контракты с возмещением затрат (Cost-reimbursable) — покупатель оплачивает оговоренные затраты продавца и дополнительно оговоренную сумму, составляющую прибыль продавца. В российской практике встречается редко, так как не все компании готовы посчитать свои затраты и согласовать их с заказчиком.
Для заказчика контракт представляет риск увеличения цены при увеличении затрат продавца.
- Время и материалы (Time and Materials) — гибрид предыдущих типов контрактов, в контракте нет оговоренной общей суммы — она растет с выполнением работ. Обычно используется там, где невозможно сразу точно определить цели и результаты.
Основным результатом процесса является План управления поставками
, описывающий:
- используемые виды контрактов;
- кто будет готовить независимые оценки, и нужны ли они в качестве критериев оценок;
- операции, которые команда управления проектом может выполнить самостоятельно, если в составе исполняющей организации имеются отдел поставок, контрактов или закупок;
- стандартизованные контрактные документы, если они необходимы;
- управление несколькими поставщиками;
- координирование поставок с другими аспектам проекта (например, с отчетностью по соблюдению расписания и по исполнению проекта);
- ограничения и допущения, способные оказать воздействие на планирование покупок и приобретений;
- отслеживание времени опережения, необходимого для закупки или получения предметов от продавцов, и координация графика поставок с разработкой расписания проекта;
- отслеживание решений «производить или покупать» и согласование их с процессами оценки ресурсов операций и разработкой расписания;
- установление для каждого контракта контрольных сроков сдачи результатов поставки и координация с процессами разработки расписания и контроля, определение необходимости гарантий выполнения контракта или заключения договоров страхования для снижения некоторых форм рисков проекта;
- определение формы и формата для содержания работ контракта;
- осуществление выбора продавцов, если необходимо;
- определение метрик поставок, используемых для управления контрактами и оценки продавцов.
12.2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: