Пространство, время, причинность, целесообразность
Лекция Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления Бытие – основа всех философских вопросов, с которыми мыслящий человек столкнулся при первых же попытках понять и рационально объяснить мир. Впервые термин «бытие» ввел в философию Парменид, который понимал бытие как нечто всеохватывающее: бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает. Оно вечно. Оно неподвижно. Неизменно. Бытие – это замкнутый шар (сфера), ограничено и завершено. Знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение. Бытие – фундаментальная и наиболее абстрактная категория. Она охватывает все существующее, и выражает единственное свойство быть, существовать. Это единство объективной и субъективной реальности. Бытие объективного мира охватывает весь существующий материальный мир, то есть - микромир – это мир элементарных частиц, атомов, молекул - макромир – мир крупных материальных объектов: Земля, ее население и элементы культуры общества - мегамир – охватывает объекты космоса. Однако, независимо от нашего сознания, в объективном мире существуют и многие формы идеального. Субъективная реальность – это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека. В отличие от бесструктурного небытия, бытие имеет свою структуру. В качестве основных его форм в нем могут быть выделены: 1.Бытие природы представляет собой существование неживой и живой природы, это Вселенная, космос, среда обитания человечества. 2.Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного человека. Специфика человеческого бытия в том, что оно осуществляется не только в мире природы, но и в обществе, где человек приобретает политические, экономические, нравственные и другие качества, осуществляет общение, поведение и становится личностью.
3.Бытие общества представляет собой совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию и систему общественных отношений. 4.Бытие сознания составляет единство индивидуального и общественного сознания. Благодаря индивидуальному сознанию человек может осуществлять различную деятельность, выбор, ставить цели и задачи, создавая «вторую» природу, как главный элемент культуры. Под общественным сознанием понимается сознание отдельных групп и общностей. Таким образом, бытие в философском понимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку, оно предельно широко по объему и многообразно по содержанию Итак, небытие – едино, бесструктурно, а бытие множественно, многообразно. Поэтому бытие,в отличие от небытия, характеризуется разнообразными свойствами. Кратко говоря, бытие предполагает две реальности – «мир внешний» (природа, общество) и «мир внутренний» (сознание человека). Вне их больше ничего нет, а есть лишь взаимодействие и переплетение этих реальностей. Дихотомия, раздвоенность бытия («человек – мир», «сознание – материя» и т.п.), вечна и неустранима, а многогобразие является способом существования мира. Во всех формах проявления бытия есть собственные законы и закономерности. Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия существует очень противоречивый, но все же целостный и гармоничный мир. Этот мир не только един, но и динамичен, постоянно незавершен в своем развитии. Таков и человек: целостен, динамичен и незавершен в своем развитии. В своей действительности бытие – это мир, в котором существует человек. Пространство, время, причинность, целесообразность
Пространство, время, причинность, целесообразность - это фундаментальные свойства бытия. Важнейшими из этих свойств являются связи, отношения между отдельными частями и объектами бытия, в том числе и причинно-следственные. Основные понятия теории бытия: - субстанция – основа мироздания. В философии появились следующие направления: монизм; дуализм (пантеизм-деизм); плюрализм - категории – предельно общие понятия; отражают наиболее существенные, необходимые свойства и универсальные связи окружающего мира, бытие самого человека в этом мире Система философских категорий представляет собой как бы портрет бытия, теоретический образ окружающего мира и человека в нем: 1) универсальные категории – отражают («схватывают») внешний мир как единое и динамичное целое: бытие, материя, время, пространство, движение и т.д. 2) частные категории – отражают отдельные сферы, грани бытия: общество, человек, познание и т.д. - связь – отношение (вещей, явлений); временные и пространственные связи, причинно-следственные и др. Весна – лето; дождь – рост растений. Взаимодействие придает миру упорядоченность и гармонию. К особым отношениям относятся общественные отношения: экономические, политические, семейные и т.д. - элемент- структура – система. Элемент – это клеточка всякой структуры. Структура – это внутреннее устройство, порядок целого. А система – это упорядоченное единство связей и зависимостей между элементами сложного целого. Для характеристики предмета как внутренне расчлененного и вместе с тем структурно организованного (упорядоченного) существуют понятия - содержание и форма. Содержание – это единство всех элементов и внутренних связей, процессов, противоречий и тенденций в развитии предмета (содержание процесса обучения и воспитания, содержание политических требований людей). А форма – это оформление содержания, способ его выражения и существования (формы собственности, формы проведения занятий в вузах). Содержание всегда одно, но проявляет себя в разных формах. Содержание оформлено, а форма наполнена содержанием. Для перехода познания на более высокий уровень отражения объекта используют понятия - сущность и явление. Сущность – это внутренняя и устойчивая, чувственно не воспринимаемая сторона предметов и процессов, которая является основой их существования. Она есть как бы глубинный закон вещи, определяющий все ее функционирование и развитие (сущность капиталистического СП – частная собственность, сущностью электрического тока является направленное перемещение заряженных электронов от одного полюса к другому, сущностью политики является борьба за власть в обществе). Явление – это проявление (обнаружение) сущности, нечто внешнее, лежит на поверхности, воспринимается с помощью органов чувств.
Существует и кажимость, например мираж в пустыне, Солнце движется вокруг Земли. Для исследования качественного многообразия вещей и процессов окружающего мира, выявления их неповторимости, сходства философия выработала понятия - единичное, особенное, общее (всеобщее). Единичное – отдельный предмет с индивидуальными характеристиками (береза). Особенное это то, что присуще какой-то группе (листья, крона, кора и т.д.) Общее – это то, что объединяет все без исключения предметы данной системы(корневая система, ствол, ветки), а всеобщее – это то, что фиксирует предельно общие характеристики, свойства мироздания (движение, как непременный атрибут всего сущего, смертность или гибель как удел всего живого, развивающегося). Все предметы материального мира находятся в универсальных (всесторонних) связях и отношениях друг с другом. Отсюда возникают причинно-следственные связи - причина и следствие. Причина – это процесс, который при определенных условиях вызывает к жизни новые процессы и явления (низкая культура и мораль, эгоизм и недальновидность человека являются причинами современного глобального экологического кризиса на планете). Следствие – то, что возникает под воздействием причины (испарение воды происходит в результате ее нагревания). В действительности причина и следствие меняются местами. Причину важно отличать от повода, который не играет главной роли в этой связи. Для вскрытия и анализа закономерных связей бытия философия выработала категорию
- необходимое и случайное. Необходимое – это объективные, устойчивые и повторяющиеся внутренние связи и процессы в мире. Необходимое – это то, что обязательно происходит при благоприятных условиях (прорастание зерна, плавление металла). Случайность – отражает внешние, неустойчивые и необязательные связи, явления, процессы. Случайное – это то, что может произойти, а может и не произойти (гибель урожая от града, выпадение снега летом, пожары в сухое лето). Поэтому случайное – это форма проявления необходимого и ее дополнение. Необходимость пробьется через любые случайности. При исследовании развития материального мира во времени философией применяются категории - возможность и действительность. Возможность – это то, что еще не стало реально существующим, наличным бытием. Оно пока потенциально в виде предпосылок (возможность социальной революции в обществе вначале существует всегда в виде определенных противоречий; возможность таланта и гениальности личности представлена в форме задатков как предпосылок способностей). Возможность – это как бы назревшее «бытие», еще не приведенный в действие потенциал. Вероятность. Напротив, невозможное вовсе исключено, т.к. для него нет никаких предпосылок. Например, попытки создать вечный двигатель, совершить посадку на Солнце и т.д. Под действительностью философия понимает реальное («наличное», «созревшее») бытие вещей и процессов. Это то, что уже живет и действует, развивается. Пройдя этап становления. Возможность – это будущее, которое содержится в настоящем в виде предпосылок. Действительность же – это настоящее, которое содержит в себе и прощлое и будущее одновременно. Всякая действительность является результатом уже заложенных ранее предпосылок. Она несет в себе потенциальные возможности развития в самых разных направлениях. У человека в юношеском возрасте имеется много вариантов выбора жизненного пути, в том числе и альтернативных. Однако действительность всегда оказывается одна, единственна, и иногда, увы, она н7осит даже трагический характер Для философского постижения бытия широко применяются и категории диалектики. Диалектика – это учение о развитии, о всеобщих связях бытия и изменчивости всего сущего. Связь – взаимозависимость вещей и процессов окружающего мира. Взаимодействие –взаимное действие и влияние предметов друг на друга. Гармония – стройность целого, согласованность всех сторон в нем. Противоречие – отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами.
Движение, развитие – изменения в окружающей действительности, в самом человеке. Движение предполагает любые изменения, а развитие – это сложное изменение. Связанное с преобразованием структуры, функций предмета. Развитие может обретать характер прогресса или регресса. Качество и количество – единство свойств предметов. Качество – совокупность всех свойств, а количество – степень их развития. Мера – граница, в пределах которой предмет остается самим собой. Скачок – процесс перехода предмета в качественно иное состояние. Отрицание – преодоление (вытеснение) старого новым. Категории диалектики «схватывают» мир как единое, противоречивое и динамичное целое. Законы диалектики Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: - законы диалектики - категории - принципы. Главная проблема диалектики - что такое развитие? Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. Законы диалектики – основополагающие среди способов понимания диалектики развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|