Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин (базовая часть). Дисциплина «Концепции современного естествознания» логически и содержательно-методически связана с такими частями ООП как, «социальная экология», «философия», «социальная информатика», «информатика» и т.д., так как, способствует на практике эффективному освоению и применению навыков научного мышления, аргументирования и обоснования теоретических и практических позиций. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Концепции современного естествознания». В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: каковы основные направления развития естествознания на современном этапе, как происходили теоретические дискуссии в области физики, химии, астрономии, биологии; в чем состоит мировоззренческое и прикладное значение достижений естественной науки, каким образом осуществляется взаимодействие между различными областями научного знания, в чем заключается проблематика междисциплинарных исследований, какие новые методологические подходы выработаны современной наукой, как активизировать исследовательскую деятельность за счет использования современных методологических средств с целью формирования личностной и профессиональной компетентности. Уметь: грамотно пользоваться основными методами научного исследования, осуществлять выбор теоретических и методологических оснований исследования в контексте положений современной научной картины мира, применять междисциплинарные исследовательские подходы, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность с учетом потенциала современной науки.
Владеть навыками анализа научных текстов, приемами и методами устного и письменного изложения базовых научных теорий, навыками грамотной научной аргументации, тезаурусом современных научных теорий, способностью использования современных научных достижений в собственной исследовательской работе. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Концепции современного естествознания» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
Модуль 1 «Общие проблемы развития естествознания» |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Наука в системе культуры
| 2 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Панорама современного естествознания
| - | - | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Эволюция европейского естествознания | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Структура современного естествознания | - | - | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Математика в системе естествознания | - | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Модуль 2 «Природа в классическом и неклассическом естествознании» |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Физика – как фундаментальная наука | 2 | - | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Физические картины мира | - | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Фундаментальные теории современной физики | 2 | - | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Значение теории относительности для развития современной науки | - | - | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Основные проблемы космологии | 2 | - | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Синергетика как основа новой научной парадигмы | 2 | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Основные проблемы химии | -
| 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Биология - комплекс наук о живой природе | 2 | - | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проблема происхождения жизни |
| 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Концепции антропогенеза |
| - | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Модуль 3 «Технологические достижения современной науки. Этика науки»
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Кибернетика и теория информации как основа развития информационных технологий | - | - | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Концепция коэволюции человека и природы | 2 | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Биоэтика и биотехнологии | - | 2 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Биоэтика: путь к объединению научных достижений и общечеловеческих ценностей. | - | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Человек и биосфера | - | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Естествознание и глобальные проблемы современности | 2 | - | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проблема создания искусственного интеллекта |
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ИТОГО | 18 | 18 | 64 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные технологии
При чтении курса «Концепции совр6еменного естествознания» применяются рефлексивные технологии (технология развития критического мышления, технология решения исследовательских задач), технология модульного обучения, технологии интерактивного обучения. Данные образовательные технологии предусматривают широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: коллоквиумы, конференции, исследовательские проекты. Данные образовательные технологии сочетаются с внеаудиторной работой, с целью формирования и развития у студентов профессиональных навыков исследовательской работы и ведения научной дискуссии.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Контрольные вопросы
1. Понятие и происхождение науки.
2. Соотношение естественнонаучной и гуманитарной культур
3. Связь науки и техники в современном мире.
4. Особенности развития современной науки.
5. Основные принципы современного естествознания
6. Структура современного естествознания
7. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
8. Исследование природы в античности и средневековье
9. Становление научного исследования природы в эпоху Нового времени.
|
|
10. Роль математики в развитии естествознания
11. Физические картины мира
12. Пространство и время в классической механике и в теории относительности А.Эйнштейна.
13. Формирование квантово-полевых представлений в физике XX в.
14. Понятие физической реальности. Типы физических взаимодействий.
15. Проблема строения атом и атомного ядра.
16. Свойства и классификации элементарных частиц
17. Основные проблемы космологии
18. Космологические модели Вселенной
19. Эволюция и происхождение галактик
20. Эволюция и происхождение звезд
21. Солнечная система и ее происхождение
22. Основные положения синергетики
23. Термодинамика и синергетика: история взаимодействия
24. Методологические возможности синергетики в исследовании общества и культуры
25. Развитие учения об атомно-молекулярном строении вещества в химии
26. Основные направления современной химии
27. Специфика и свойства живой природы
28. Развитие эволюционных идей в биологии. Синтетическая теория эволюции.
29. Генетика – как основное направление развития современной биологии.
30. Учение о клеточном строении вещества
31. Теории происхождения жизни
32. Концепции антропогенеза
33. Концепции биосферы и ноосферы
34. Основные положения концепции коэволюции
35. Особенности формирования биоэтики.
36. Основные модели биоэтики
37. Естествознание и глобальные проблемы современности
38. Глобальный эволюционизм как основание современной научной картины мира
Темы эссе:
8. Детерминизм и причинность в современной физике. Динамические и статистические закономерности в природе.
12. Характеристика физических взаимодействий.
|
|
16. Эволюционная химия.
17. История геологического развития Земли.
18. Формирование биосферы Земли.
22. Принцип универсального эволюционизма в современном естествознании.
|
|