Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роман «Преступление и наказание»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

Морской колледж

Специальность: 26.02.03 «Судовождение»

 

Проект по учебной дисциплине

«ОУД.01 Русский язык и литература. Литература»

 

Символические образы в романе

Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

 

Автор:

студентка группы СВ-225

Семаш Наталья Александровна

Преподаватель:

Хохлова Ирина Ивановна

Севастополь 2016

 

Содержание

Введение:  
Глава 1. Символический Достоевский  
1.1 Роман «Преступление и наказание»  
   
   
Глава 2. Символические образы в романе.  
2.1 Фамилия главного героя.  
2.2 Топор.  
2.3 Белое белье.  
2.4 Сны Раскольникова. 2.5 Символика цветов. Желтый цвет. 2.6 Цвет глаз героев.  
Заключение ………………………………………………………………….  
Список использованной литературы………………………………………  

 


 

Введение «… Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении.
Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине»

Д. Мережковский


Мы познакомились с личностью и произведениями замечательного русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.

Цель моего проекта - через символику показать всю сложность и глубину романа.


К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

Наша жизнь наполнена знаками судьбы, которые подсказывают, верной ли дорогой мы идём. Иногда мы можем их не замечать, но они все же существуют и помогают нам в жизни. К примеру, многие люди верят в приметы и видят в проявлениях природы голос свыше, слушают и доверяют ему. Литературные классики уделяли немалое внимание знакам судьбы и ее символам. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить Преступление и наказание Ф. М. Достоевского.

 

 



Глава 1. Символический Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский признан одним из величайших художников мировой литературы. Его произведения переведены на все основные языки мира, и каждый образованный человек любой страны, от США до Японии, в той или иной мере знаком с произведениями Достоевского.
Л. Толстой отмечал, что писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста». Действительно, художественный текст романа говорит языком детали. Правильно и точно найденная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.

В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Основные образы-символы произведения, которые сразу возникают в памяти чаще всего называют следующие: фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз. Возникает и числовая символика. Что не случайно. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая была положена в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Известна такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик.

 

Роман «Преступление и наказание»

Роман относится к раннему творчеству Достоевского. Впервые увидел свет в 1866 году в январском выпуске «Русского вестника». Сестра Раскольникова - Дуня (Авдотья Романовна), собралась замуж по расчету за мелочного и жадного господина Лужина, чтобы обеспечить брата и мать. Этот брак впоследствии не состоится из-за подлости Лужина.
Раскольников собирается совершить преступление не столько из нищеты. У него есть своя теория. Согласно ей, убийство одного человека может быть оправданным злом, если оно приносит пользу обществу и многим людям. Перед преступлением Раскольников знакомится с Мармеладовым - спившимся чиновником, который рассказывает ему о своей семьей, пьянстве и нищете. На третий день повествования в романе Раскольников убивает старуху-процентщицу Алену Ивановну, а также сестру старухи Лизавету, которая пришла домой во время убийства.
Раскольников грабит старуху, но никогда не использует награбленное. Он прячет краденые деньги и драгоценности под камень в одном дворе.
После преступления Раскольников впадает в апатию и болезненное состояние, потому что его теория дает сбой.Он разочарован в себе. Он понимает, что не может жить, как прежде, с тем фактом, что он - убийца. Он осознает, что не смог переступить через убийство ради светлого будущего, как предполагал ранее.
Пьяный чиновник Мармеладов погибает под колесами коляски. Раскольников в это время находится на улице неподалеку. Он помогает донести его домой. Там он знакомится с Соней Мармеладовой - дочерью Мармеладова.Соня Мармеладова 18 лет занимается проституцией, чтобы прокормить мачеху Катерину Ивановну и троих детей мачехи.
Раскольников скрывает от всех свою причастность к убийству. Раскольников доверяется Соне и ей одной рассказывает, что он - убийца.
Дело Раскольникова расследует опытный и хитрый следователь Порфирий Петрович.
Раскольников во время встреч с Порфирием Петровичем выдает себя психологически своим поведением и своими ответами. Следователь подозревает Раскольникова в убийстве, но не высказывает это прямо.
Тем временем, рабочий Миколка признается в убийстве которого не совершал. Дело может быть закрыто. При этом Порфирий Петрович продолжает "морально" давить на Раскольникова намеками, однако не имеет против него улик.
Во время последней встречи следователь прямо говорит Раскольникову о том, что знает, что Раскольников - убийца. Он предлагает Раскольникову прийти с явкой с повинной. Следователь обещает сделать срок наказания за убийство минимальным.
Раскольников знает, что у следователей нет против него доказательств. Кроме того, уже есть "добровольно" обвиняемый - Миколка. Но нравственные мучения и апатия Раскольникова не дают ему жить. Раскольников прощается с матерью, которая не знает правду, что ее сын - убийца, а также прощается с сестрой, которая уже знает правду об убийстве от Сони, с которой подружилась. После преступления проходит около 12 дней. Раскольников все-таки решает сознаться в убийстве. Идет в контору и признается в убийстве. Раскольникова осуждают на 8 лет каторги, уменьшив срок каторги из-за явки с повинной и "хорошей характеристики". За Раскольниковым в Сибирь едет Соня.

2.1 Фамилия главного героя.

Фамилия главного героя Раскольникова так же имеет символический характер, может быть прочитана в буквальном смысле. Раскольников ведь не просто убивает, он убивает топором: фактически он раскалывает свою жертву как полено. Тут очень важен поворот топора с обуха на острие при убийстве Лизаветы. Похоже, что после первого «машинального», убийства старухи топор начинает осознавать себя, превращаясь в орудие раскалывания. Раскольников тот, кто раскалывает. Если вспомнить о том, что тема раскалывания является уже в самый миг зарождения мысли об убийстве («Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок»), что топор был взят из дворницкой, где лежал между двумя расколотыми поленьями, что Раскольников, спрятав топор на своем теле, под одеждой, в определенном смысле сливается с ним, что отмывает он топор от крови на старухиной кухне мылом, взятым с расколотого блюдечка. Раскольников со своей смертоносной идеей, нависшей над толпой похож на топор, а его каморка вытянутая и узкая не только «гроб», но и «футляр» для хранения тяжелого и опасного инструмента.

2.2 Топор.
Пожалуй, ключевым символом стал топор Раскольникова, который на долгие времена стал ассоциироваться с именем Достоевского. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину, - острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В топоре смысловая подмена.
2.3 Белое белье.

Способ, которым символика чистого белого заявляет о себе в романах Достоевского, выглядит очень необычно. Осуществить задуманное Раскольникову помешала прачка. Он уже занес ногу, чтобы переступить «порог», когда возникло некоторое замешательство. Войдя в кухню за топором, он увидел, что «Настасья не только на этот раз дома, у себя на кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках!» После убийства Раскольников сталкивается с чистым бельём уже на квартире старухи: отмыв кровь, он затем «все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протянутой через кухню».

2.4 Сны Раскольникова.
Сны главного героя являются знаками судьбы, они подсказывают ему правильную дорогу. Но Раскольников или не замечает эти знаки, или игнорирует их. В первый раз Раскольникову снится, как мужик - Миколка засек насмерть свою лошадь, а "он"- семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко "бедную лошадку". Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...