Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление товарными запасами розничного магазина

Управление товарными запасами розничного магазина

С помощью метода АВС

 

Цель анализа: сокращение общего объема товарных запасов с целью сокращения затрат на их содержание и высвобождение ресурсов для расширения ассортимента.

Объект управления: отдельная позиция ассортимента.

Признак дифференциации ассортимента на группы А, В и С: доля полугодовых продаж по отдельной товарной позиции в общем объеме продаж.

При многочисленных плюсах метода АВС-анализа существуют ограничения в применении данного анализа:

  1. АВС-анализ не позволяет оценивать сезонные колебания продаж;
  2. АВС-анализ по товарным позициям не работает там, где происходит ежемесячное обновление ассортимента, например, в бутиках модной одежды или в бутиках подарков. В таком случае необходимо вести анализ по торговым маркам, брэндам;
  3. АВС-анализ может давать неправильные результаты, если данных для анализа мало – статистика менее трех месяцев не позволяет дать объективную оценку;
  4. АВС-анализ будет неправильным там, где учет товаров ведется с постоянными изменениями в товарной номенклатуре – например, один и тот же товар приходуется под различными кодами или наименованиями;
  5. АВС-анализ будет ненужным, если товарная номенклатура состоит из слишком малого числа позиций – менее 10, например. В таком случае оценивать вклад каждого товара можно будет и без применения вышеуказанных математических методов.

Расчет доли продукта в общей реализации

 

  Позиции ассортимента Ежемесячный объем реализации, тыс. руб. Общий объем, тыс. руб. Доля в общем объеме, %
  Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
  Батончик "Марс"               4,87
  Батончик "Милки Уэй"               1,77
  Батончик "Несквик"               2,13
  Батончик "Твикс"               6,70
  Баунти молочный               4,15
  Жев. резинка "Бумер"               1,90
  Жев. резинка "Дирол"               8,50
  Жев. резинка "Минтон"               0,95
  Жев. резинка "Стиморол"               2,78
  Жев. резинка "Супер"               1,41
  Изюм               0,04
  Инжир               0,10
  Кетчуп "Болгарский"               0,62
  Кетчуп "Монарх"               0,26
  Киндер сюрприз               0,39
  Кофе "Арабика" молотый               3,11
  Кофе "Нескафе Голд"               5,59
  Кофе "Нескафе Классик"               20,54
  Кукурузные хлопья               0,49
  Лапша "Доширак"               2,55
  Миндаль в шоколаде               0,33
  Мюсли               0,78
  Рис длинный               2,32
Рис круглый               1,28
Сахар-песок фасованный               3,56
Сникерс               10,50
Суп гуляш мгновенного приготовления               0,07
Торт вафельный               0,16
Чай Ахмад               0,56
Чай индийский               0,13
Чупа Чупс               0,52
Шоколад "Аленка"               1,50
Шоколад "Альпен Голд" с орехами и изюмом               0,65
Шоколад "Вдохновение"               0,36
Шоколад "Восторг"               0,29
Шоколад "Колокольня" пористый               0,03
Шоколад "Кофе с молоком"               0,46
Шоколад "Мишка косолапый"               0,72
Шоколад "Несквик"               0,23
Шоколад "Нестле Классик"               1,08
Шоколад "Путешествие"               0,16
Шоколад "Ретро"               0,85
Шоколад "Российский"               1,67
Шоколад "Российский"               1,18
Шоколад "Сказки Пушкина"               0,39
Шоколад "Сударушка"               0,03
Шоколад Воздушный белый пористый               0,03
Шоколад с арахисом               0,10
Шоколад с кокосом               0,20
Шоколадный напиток "Несквик"               1,01
Всего               100,0

 

Сортировка ассортиментных позиций в порядке убывания доли в общей реализации

 

  Позиции ассортимента Доля в общем объеме, % Доля нарастающим итогом, % Группа запасов Номер позиции Доля позиций нараст. итогом, %
 
  Кофе "Нескафе Классик" 20,54 20,54 А    
  Сникерс 10,5 31,04 А    
  Жев. резинка "Дирол" 8,5 39,54 А    
  Батончик "Твикс" 6,7 46,24 А    
  Кофе "Нескафе Голд" 5,59 51,83 А    
  Батончик "Марс" 4,87 56,7 А    
  Баунти молочный 4,15 60,85 А    
  Сахар-песок фасованный 3,56 64,41 А    
  Кофе "Арабика" молотый 3,11 67,52 А    
  Жев. резинка "Стиморол" 2,78 70,3 А    
  Лапша "Доширак" 2,55 72,85 А    
  Рис длинный 2,32 75,17 В    
  Батончик "Несквик" 2,13 77,3 В    
  Жев. резинка "Бумер" 1,9 79,2 В    
  Батончик "Милки Уэй" 1,77 80,97 В    
  Шоколад "Российский" 1,67 82,64 В    
  Шоколад "Аленка" 1,5 84,14 В    
  Жев. резинка "Супер" 1,41 85,55 В    
  Рис круглый 1,28 86,83 В    
  Шоколад "Российский" 1,18 88,01 В    
  Шоколад "Нестле Классик" 1,08 89,09 В    
  Шоколадный напиток "Несквик" 1,01 90,1 С    
  Жев. резинка "Минтон" 0,95 91,05 С    
Шоколад "Ретро" 0,85 91,9 С    
Мюсли 0,78 92,68 С    
Шоколад "Мишка косолапый" 0,72 93,4 С    
Шоколад "Альпен Голд" с орехами и изюмом 0,65 94,05 С    
Кетчуп "Болгарский" 0,62 94,67 С    
Чай Ахмад 0,56 95,23 С    
Чупа Чупс 0,52 95,75 С    
Кукурузные хлопья 0,49 96,24 С    
Шоколад "Кофе с молоком" 0,46 96,7 С    
Киндер сюрприз 0,39 97,09 С    
Шоколад "Сказки Пушкина" 0,39 97,48 С    
Шоколад "Вдохновение" 0,36 97,84 С    
Миндаль в шоколаде 0,33 98,17 С    
Шоколад "Восторг" 0,29 98,46 С    
Кетчуп "Монарх" 0,26 98,72 С    
Шоколад "Несквик" 0,23 98,95 С    
Шоколад с кокосом 0,2 99,15 С    
Торт вафельный 0,16 99,31 С    
Шоколад "Путешествие" 0,16 99,47 С    
Чай индийский 0,13 99,6 С    
Инжир 0,1 99,7 С    
Шоколад с арахисом 0,1 99,8 С    
Суп гуляш мгновенного приготовления 0,07 99,87 С    
Изюм 0,04 99,91 С    
Шоколад "Колокольня" пористый 0,03 99,94 С    
Шоколад "Сударушка" 0,03 99,97 С    
Шоколад Воздушный белый пористый 0,03 100,00 С    
Всего 100,0 100,0 х х х

 

Матрица АВС - анализа

 

Группа Доля в ассортименте, % Доля в запасах, %
А   72,85
В   17,25
С   9,9

 


 

Кривая АВС - анализа

 

 

Управление товарными запасами розничного магазина

С помощью метода XYZ

Смысл ХУZ-анализа заключается в изучении стабильности продаж. Если АВС-анализ позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат (чаще всего в общую прибыль компании или в стоимость запасов), то ХУZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта.

Метод XYZ-анализа сходен с АВС-анализом и основывается на том же принципе: товары подразделяются на три группы X,Y,Z, исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов.

ХУZ-анализ обычно применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса

Расчет коэффициента вариации

Формула для расчета коэффициента вариации (Кв):

где

хi - значение параметра по оцениваемому объекту за i- тый период,

x - среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,

n - число периодов.

Результат ХУZ-анализа - группировка ресурсов по трем категориям:

- Категория X – товары, характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10 %. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, можно по этим товарам делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса.

- Категория Y – товары, имеющие колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет от 10 % до 25 %. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах – в пределах 25 %.

- Категория Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25 % и может быть более 100 %. Это может быть группа товаров, привозимая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу.

Так же, как и в случае в АВС-анализом, это рекомендованные сочетания, и иногда можно делать допуск коэффициента вариации по группе Х – 0-15%, группе Y – 15-40%, группе Z – от 40%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...