Управленческая структура организации и факторы ее обуславливающие
Под управленческой структурой организации можно понимать упорядоченную совокупность звеньев управления, находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении. Звенья управленческой структуры различаются объемом полномочий, масштабами и характером решаемых задач, потребностью в информации. Совокупность звеньев определенного уровня образует управленческую ступень. Выделяют звенья общего управления (дирекция); звенья линейного управления (органы руководства подразделениями основной деятельности); звенья функционального управления (плановый отдел). Управленческая структура, как и организация, состоит не только из официальных и заранее предписанных связей между ними, но и совокупности неофициальных группировок, лидирующих личностей, их неформальных контактов. Только с учетом их роли можно получить представление о полной структуре управления. Между звеньями управленческой структуры осуществляется постоянное взаимодействие, и прежде всего административное. Его суть в том, что вышестоящие звенья управленческой структуры возлагают на нижестоящие полномочия и ответственность, передают распоряжения, инструкции, координируют и контролируют их выполнение. Взаимодействие может быть как прямым, так и косвенным. Прямое основывается на контактах сторон, косвенное подразумевает, что одна из них создает условия, при которых другая, несмотря на отсутствие каких бы то ни было команд, выполняет требующиеся от нее действия. Если при контактах между элементами управленческой структуры отсутствует промежуточное звено, говорят о непосредственном взаимодействии, однако в крупных организациях оно возможно только в ограниченных масштабах, и большинстве случаев субъекты контактируют опосредованно, через кого-то.
Другими формами взаимодействия являются информационное, заключающееся в обмене сведениями, необходимыми для принятия решений, и техническое, сводящееся к участию субъектов в управленческой деятельности в различных организационных мероприятиях. Формирование управленческой структуры связано с разделением труда и его специализацией. В результате горизонтального разделения в рамках организации постоянно растет число обособившихся видов деятельности. Необходимость их координации приводит к тому, что наряду с горизонтальным возникает и вертикальное разделение труда. В результате появляются субъекты, сконцентрированные исключительно на выполнении управленческих функций. Особенности управленческой структуры определяют следующие основные обстоятельства. 1. масштабы и разнообразие функций организации. В крупных, особенно осуществляющих множество видов деятельности организациях, больше подразделений, многочисленнее и разнообразнее связи между ними, а потому масштабнее и сложнее управленческая структура. 2. норма управляемости, то есть предельное число подчиненных, которыми можно эффективно руководить. Ее средняя величина составляет 7-10 человек, в том числе на высших этажах организации – 4-5, а на нижних, при выполнении простых работ может достигать 20-30 и даже значительно больше. Корректная величина нормы управляемости зависит от следующих обстоятельств: · характера деятельности. Чем важнее и разнообразнее задачи, сложнее методы их решения, серьезнее последствия для организации, тем норма управляемости ниже и наоборот. · Уровня знаний руководителя, способностей и квалификации подчиненных, их заинтересованности в своей работе. Чем они значительнее, тем более высокой может быть норма управляемости.
· Новизны и сложности проблем, количества неожиданных и неопределенных ситуаций. Необходимости принимать оперативные решения, высокие показатели в этой области требуют низкой нормы управляемости. · Стабильности самой управленческой структуры, наличия регламентов, конкретности постановки задач, совершенства методов принятия решений, уровня технической оснащенности и обеспеченности вспомогательным персоналом, надежности коммуникаций. Чем они лучше, тем норма управляемости может быть выше. · Состояния организационной культуры и морально-психологического климата, чем они благоприятнее, тем норма управляемости может быть также выше. · Территориальной разбросанности исполнителей, Оторванности их от руководства; если они значительны, норма управляемости должна быть сравнительно низкой. · Величины полномочий, которыми наделены исполнители; чем они больше, тем выше может быть численность подчиненных под началом одного руководителя. · Физических и психологических возможностей участков управленческого процесса (памяти, объема внимания, быстроты реакции и пр.). Чем они больше, тем выше норма управляемости. В целом, чем ниже норма управляемости, тем больше число подразделений будет в организации и, соответственно, сложнее ее управленческая структура. Сама норма управляемости должна быть оптимальной. Если она излишне высока, руководители не в состояние вникать в особенности работы подчиненных, в результате чего многие вопросы остаются нерешенными или решаются без их участия. 3. управленческую структуру обусловливают Технологические факторы. Так, в условиях всеобщей автоматизации производственных процессов, когда не нужно постоянное присутствие человека, управленческая структура бывает гораздо более простой, чем та м, где персонал занят выполнением сложных ручных операций. 4. На структуру управления немалое влияние оказывают экономические факторы. В условиях ограниченности средств она будет проще. 5. управленческая структура не может не находиться под воздействием социальной структуры и межличностных отношений. Так, если в организации недостает работников с необходимым уровнем образования и квалификации, попытка создать то или иное подразделение или должность вряд ли увенчается успехом, даже если потребность в них несомненна.
6. на управленческую структуру определенное влияние в некоторой степени оказывают естественные факторы – географические, или природно-климатические, например территориальное размещение подразделений, экстремальность условий их деятельности. 7. структура управление организацией во многом определяется характером ее деятельности. Для производственных фирм она может быть одной, для гостиничных предприятий другой. Эффективным структурам управления свойственны: динамичность и гибкость, способность быстро изменяться, приспосабливаться к новым внешним и внутренним условиям (для этого управленческая структура должна иметь минимальное число уровней, а также содержать в себе элемент, отвечающий за ее развитие).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|