Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для спасения важно, чтобы среди пастырей был человек большой веры.

Характер измаильтян в мировой истории

 

 

Первый Завет с Богом в жизни Авраама был Завет рассеченных жертв – образ Голгофы (гл. 15 кн. Бытия). Духовное напряжение Завета рассеченных жертв было предельным, для того, чтобы вынести его Аврам был ввержен в исступление (Быт. 15:12)…Каков будет следующий этап в жизни праведника?

У его жены кончилось терпение: она устала ждать ребенка и захотела утешить мужа.

В жизни Авраама мы наблюдаем необходимость удерживать и исполнять задания противоположные по смыслу. В Аврааме живет одновременно вера послушания и вера творческая; его кротость совмещается с воинственностью; его встреча со священством Мелхиседека и с царем Содома – это один и тот же эпизод в его жизни (Быт. 14:17-24). Только что Аврам созерцал тайны Божии, и тут же он должен решать проблемы семейной жизни.

 

С

ара, жена Аврама не имела детей и она предложила Авраму войти к своей рабыне – египтянке по имени Агарь, и сама дала Авраму Агарь в жены. Дети от Агари считались бы законными детьми Аврама и Сары.

Сказала же Сара Авраму: вот заключил меня Господь, чтобы не рождать [1]. Войди же к рабе моей, да чадо сотворишь от нее [2].

И взяла Сара жена Аврама Агарь Египтянку рабыню свою – после десяти лет, как поселился Аврам в земле Ханаанской – и дала ее Авраму мужу своему, ему в жену.

Быт. 16:2, 3

Сара сама все сделала: «жена дала в жену», Сара подняла Агарь до своего достоинства.

Итак, Авраму 85 лет, ибо из Харрана в Ханаан он вышел в 75 лет (12:4). Вопрос, зачем так долго медлит Господь исполнить обещанное, ведь Он причиняет такое страдание доброй семье? Златоуст находит единственно верный ответ – из Евангелия: это история с женщиной Хананеянкой. Пронзительный эпизод.

Иисус шел по странам Тирским и Сидонским. «И вот женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, возопила к нему, говоря: помилуй мя, Господи, сыне Давидов, дочь моя зло беснуется. Он же не отвечал ей ни слова» (Мф. 15:23, 24). Почему Господь не отвечает ни слова, если Он знает сердце этой женщины? Именно потому, что знает: Он молчит, «чтобы ее саму сделать известной во всей вселенной, сделать веру ее для всех очевидной» (св. Ин. Златоуст). Чтобы бедная чужеродная женщина вошла в Евангелие – ради Благой Вести, – Господь терпит, чтобы сразу не удовлетворить ей. Уже и ученики отступились просить за нее (нет, так нет), Господь «и их научил, как мало они постигают Его человеколюбие» (св. Ин. Златоуст).

Хананеянка не отступает, поклонилась и вновь просит. Господь дает ответ еще более резкий и суровый. Христос сказал: «не хорошо» – а что такое «не хорошо» oЩk œstin kalТn, когда эти слова говорит Бог! – «не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15:26). «Он знал твердость духа жены и хотел, чтобы она не тайно получила благодеяние. Жестокость слов, сказанных ей, не только не отдалила жену от Спасителя, но возбудила еще к большей ревности» (св. Ин. Златоуст). «Она же сказала: так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ своих» (Мф. 15:27). И тогда Господь «дал просимое, и сверх того увенчал и прославил» (Златоуст).

Иисус сказал ей в ответ: о, женщина, велика вера твоя, да будет тебе, как ты хочешь. И исцелилась дочь ее от того часа.

Мф. 15:28

Христос научил нас молитве Отцу небесному: «да будет воля Твоя» genhq»tw tХ qšlem£ sou (Мф. 6:10). Если вера человека велика, то Христос Бог говорит человеку: «да будет тебе, как ты волишь» genhq»tw soi жj qšleij (Мф. 15:28).

Не все в Церкви имеют великую веру. Для спасения многих и многих достаточно, если такую веру имеют некоторые. Сейчас семья Аврама – паства Аврама – взволнуется… Аврам должен будет проявить великую веру – веру пастыря.

Для спасения важно, чтобы среди пастырей был человек большой веры.

Церковь может взволноваться, от волнения перейти к смущению, но если пастыри не смущаются, дело спасения не терпит ущерба, и даже само смущение, когда утихнет, может послужить спасению.

По вере Аврама ему дано было терпеть и ждать. Сара же из добрых чувств проявила нетерпение, из любви к мужу проявила своеволие, и быстро узналось, что «не в праведнике была причина их бездетности», а в ней самой (св. Ин. Златоуст). И это был тот самый момент, когда семья Аврама (Аврам, Сара, Агарь) перешла из состояния волнения в состояние смуты.

И он вошел к Агари, и она зачала. И [Агарь] увидела, что имеет во чреве, и была (умалена) в чести госпожа +ее в глазах ее+. [3]

Быт. 16:4

Агарь была женщина незаурядная, и это скоро откроется, Сара выбрала действительно лучшую из служанок дома. Однако выбрала Сара – взволнованная, потерявшая терпение. Агарь была возвышена до уровня, на котором она не сумела сохранить память о своем прежнем звании и утратила благодарность. Вот механизм возникновения смутынеправильная постановка в звании по воле взбудораженной паствы.

И сказала Сара Авраму: обида мне от тебя…

Быт. 16:5

 

В ТМ очень сильное выражение: «хамас мой от тебя». Хамас smx – это несправедливость, которая как-то сопряжена с насилием (разбой, грабеж) [4]. О человечестве перед Потопом было сказано, что «исполнилась земля злодеянием: хамас» (6:11). Еврейский текст допускает такой перевод: «обида моя на тебе: алеха». Златоуст почувствовал, как сказала Сара: то были «слова души огорченной».

С огорчением сказала Сара мужу:

обида мнеот тебя. Я дала рабу мою на лоно твое, она же увидела, что во чреве имеет, я (же) была (умалена) в чести пред нею. Суди Бог между мною и тобою.

Быт. 16:5

Волнение, смущение, распря, – обращение к авторитету… От чего ушли, к тому пришли. Сара не спрашивала мнения мужа, когда сама вручила ему Агарь в жену. Теперь Сара – именем Божьим – принуждает мужа применить свою власть. Этого не будет…

Одна – любимая жена, другая – мать будущего ребенка. Аврам не мог не испытывать сострадания ни к той, ни к той, а они обе в жестоком конфликте… Положение безвыходное: нельзя принять сторону ни Сары, ни Агари, и нейтралитет невозможен. Что делать пастырю, когда паства от волнения перешла к смущению и вражде?

Аврам не уклоняется от решения (нейтралитет невозможен), он дает ситуации и дальше развиваться самой по себе, без своего прямого участия. Почему он так делает?

То, что в сфере политики или административного управления – смерти подобно, как нерешительность и безответственность, то в устроении семейной и Церковной жизни – спасение. Потому что –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...