Сущностные характеристики и качества личности.
Обзор зарубежного опыта по работе с персоналом. В практике управления персоналом в последние годы четко прослеживается переплетение разных его моделей: американской, японской и западноевропейской. В этом проявляется процесс интернационализации современного менеджмента. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода, разработка разных моделей организации, как системы — не только функционирующей, но и такой, которая развивается, на основе каких формируется новый подход в кадровом менеджменте - управлении человеческими ресурсами.
· уменьшение объемов работы в центральных службах и сокращения административного аппарата; · более широкий перечень профессий и должностных инструкций; · переход на гибкие формы оплаты труда; · объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные коллективы — проектно-целевые группы. Традиционно в индустриальных странах, Канаде, США как малые, так и большие предприятия придерживаются открытой политики «вход - выход», при которой процедура подбора кадров простая, поэтому рабочего можно освободить или переместить, если это нужно фирме. · длинную перспективу работы на одном предприятии; · качество образования и личный потенциал рабочего; · оплата труда определяется комплексно, с учетом возраста, стажу работы, образования и способностей к · выполнению поставленного задания; · участие работников в профсоюзах, которые создаются в пределах организации, а не отрасли.
· переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирмы и работников; · высокая зависимость работников от фирмы, предоставление ему значительных гарантий в обмен на преданность фирме и желание защищать ее интересы; · приоритет коллективным формам, поощрение трудовой кооперации в середине фирмы в рамках небольших групп; · атмосфера равенства между работниками независимо от их должностей; · поддержание баланса влияния и интересов трех основных сил, что обеспечивают деятельность фирмы: руководителей, инвесторов и работников.
Принципы управления персоналом Файоля Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления[1]. Функции менеджмента по Файолю: 1. Планирование 2. Организация 3. Мотивация 4. Контроль 5. Координация Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые[1]. Принципы управления по Файолю: 1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания. 2. Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия. 3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка. 4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения. 5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели. 6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников. 8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая. 9. Иерархия — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда. 10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте. 11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия. 12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента. 13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам. 14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.
Сущностные характеристики и качества личности.
На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества личности. Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Наиболее важными являются: 1. Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации. 2. Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках. 3. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей. 4. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации. 5. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении. 6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их. Среди других организаторских качеств следует отметить такие как: Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций; Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью; Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели; Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи; Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе; Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения. Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность. Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества: · способность к кооперации и групповой работе; · поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций; · социальная компетентность при реализации своих целей.
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты. Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей. Далее обратим на следующее: Мотивационно-волевые качества: · стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе); · осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих); · самоопределение (свобода, самоопределение, открытость); · социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя). В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать. Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|