Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лирика и поэмы А.Вознесенского.




Родился в Москве в семье научного работника. В 1957 г. окончил Московский архитектурный институт.
Первые стихи опубликовал в 1958 г. В 1960 г. вышли первые два сборника его стихов и поэм: "Парабола" в Москве и "Мозаика" во Владимире. Далее последовали "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша" (1962), "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Тень звука" (1970), "Взгляд" (1972), "Выпусти птицу!" (1974), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1987), "Аксиома самоиска" (1990), "Россiя, Poesia" (1991) и другие.
Вознесенский один из лидеров "эстрадной" поэзии 1960-х гг., проникнутой духом новаторства и раскрепощения человека от власти устаревших догм. Основные темы своей поэзии Вознесенский определил в "Параболической балладе":
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история
По параболической траектории!
Вознесенский обращается в основном к интеллектуалам, "физикам и лирикам", людям творческого труда, и первостепенное значение придает не социальной и нравственно-психологической проблематике, а художественным средствам и формам ее постижения и воплощения. С самого начала его излюбленным поэтическим средством становится гиперболическая метафора, родственная метафорам Маяковского и Пастернака, а основными жанрами лирический монолог, баллада и драматическая поэма, из которых он строит книги стихов и поэм.
Свою поэтическую вселенную Вознесенский начал созидать с поэмы "Мастера", где речь идет не только о семи древнерусских молодцах строителях "крамольного храма", но и о "художниках всех времен". О себе поэт тогда же сказал:
Я той же артели,
Что семь мастеров.
Бушуйте в артериях,
Двадцать веков!
Среди "художников всех времен" Вознесенскому особенно близки зодчие, ваятели, живописцы (Микеланджело, Рублев, Рубенс, Гойя, Филонов, Шагал) и поэты, чье творчество в чем-то сродни изобразительному искусству (Данте, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Лорка). Экспрессивная изобразительность характерна и для поэзии самого Вознесенского, но особенно отчетливо сказывается в ней архитектурное видение мира ("архитекторы в стихотворцы"). Довольно рано, еще со сборника "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша", он начал вводить в поэтические книги свою лирическую прозу: небольшие заметки, статьи, очерки, эссе. В книге "Ров" из них образовалась довольно большая "пристройка", в которую вошли и обширные эссе "О", "Мне четырнадцать лет", "Прорабы духа".
Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в "тишине". Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии, она является альтернативой, противовесом центробежному движению века, его научно-техническому прогрессу и дисгармонии. С такой тишиной связана и поэма о любви "Оза". Тема женственности вообще широко представлена в поэзии Вознесенского: "Свадьба", "Осень", "Сидишь беременная, бледная...", "Бьют женщину", "Противостояние очей", "Елена Сергеевна", "Песня Офелии", "Бьет женщина", "Монолог Мерлин Монро", "Лед-69", "Авось!".
Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве Вознесенского. С ней связаны "Баллада 41-го года", позднее озаглавленная как "Баллада Керченской каменоломни", "Гойя", "Неизвестный реквием в двух шагах, с эпилогом", "Доктор Осень" и другие произведения. Поэма "Ров" посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, главным образом евреев, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от Симферополя. Преступление алчных людей перед священной памятью о жертвах войны поэт рассматривает как величайший грех, ведущий к распаду связи времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями, эпохами.
Тема распада проходит через все творчество Вознесенского, но со временем смысл ее существенно изменяется: если в ранний период, в 60-е гг., поэт говорил о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства, мешавших рождению и утверждению нового, то в 1980-е первую половину 90-х гг. речь уже идет о распаде бытийных, жизнестроительных духовно-нравственных ценностей ("Рапсодия распада").
Противоядием против бездуховности и варварства Вознесенский считает поэзию и искусство ("Поэтарх"), подвижническую деятельность русских интеллигентов "прорабов духа" и возрождение христианских ценностей. Неохристианские мотивы в его творчестве становятся весьма существенными, начиная с поэмы "Андрей Полисадов" (1979), повествующей о жизни священнослужителя прапрадеда поэта. Творчество Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко драматично, зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль "Антимиры", Р. Гринберг в Ивановском молодежном театре поставила сценические композиции "Парабола" и "Мозаика", А. Рыбников написал рок-оперу "Юнона и Авось", а М. Захаров поставил ее в Театре им. Ленинского комсомола; Р. Щедрин "Поэторию", А.Нилаев ораторию "Мастера", В. Ярушин рок-ораторию "Мастера".
Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы, особенно в последние годы, создает "видеомы", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл "Распятие"). По замыслу автора, такая визуальная поэзия должна соединять зрительное восприятие с духовным.

Поэзия Н.Рубцова.

Николай Михайлович Рубцов (1936—1971) родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. Его детство сложилось не лучшим образом: в 6 лет он теряет мать, и вынужден воспитываться в детских домах. Как только поэт подрастает, он начинает учиться в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет Николай начинает скитаться по стране. Он был и библиотекарем, и кочегаром на рыболовном судне, и нес срочную службу на Северном флоте. Несмотря на столь различные виды работ, судьба все-таки сводит его с литературой. И с 1962 по 1969 Рубцов обучается в Литературном институте им. Горького.

С момента начала обучения он уже начинает публиковать свои стихотворные произведения.

Поэзия Рубцова сложна, но в тоже время тонко разработана, она многообразна ритмически и лексически, привлекает в ней острота восприятия и свежесть. Его поэзию можно сопоставить с художественным видением раннего В.В. Маяковского. Большинство стихов наполнены философским смыслом, который заставляет вспоминать о лирике Ф.И. Тютчева, не забывает он и про фольклорную образность — отличительная черта поэтики С.А. Есенина.

Как у любого поэта, все стихотворения Рубцова можно разделить по нескольким тематикам.

Наиболее излюбленная тема в поэзии — тема природы (ей посвящаются большее количество стихотворений).

В каждом его стихотворении находит отражение какое-то специфическое знание. Он очень чутко чувствует природу. В природе он находит отображение вечности.

Рубцов пишет о том, что его волнует, а для читателя он пишет о самом главном — о том, что восхищает и ужасает. Поэзия для автора — служба непосредственности, своеобразный выход на правду. Выйти на правду можно только при условии обладания огромной непосредственностью, которая была свойственна автору.

Все его лирика отмечается мелодичностью и напевностью.

Его главный символ — звезда, которая выражает тайну человечества и выступает в качестве символа вселенной. С данным символом он даже связывает судьбу целого человечества:

Нет, меня не порадует — что ты! —
Одинокая странствий звезда.

Душа человека непосредственно связывается в его произведениях со звездой, которая следит за каждым его действием:

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда — это вся Земля, все человечество:

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Все показанные явления с эстетической точки зрения показывают гармоническое единство и вызывают неповторимые чувства. В стихотворениях слышатся нотки нежности, взволнованной радости, которая сменяется тихой грустью.

Поэт старается идти в своей поэзии по мифологическим древним образам. Однако в его поэзии традиционный образ звезды преображается — он окрашивается теплым чувством любви к Родине.

Звезда присутствует в большинстве его текстов.

У Рубцова любой «объект» превращается в субъект, то есть в то, что способно вести диалог с лирическим героем. Слово его высказывается его состоянием. Поэт пишет о природе только в том случае, если в ней он видит «души» и «язык». В основе звуковых образов в его поэзии лежит одушевление, единство звуков природы и звуков человеческой речи. Природа способна выражать человеческие действия — страдать, радоваться, печалиться, негодовать и даже мстить. Каждый образ, наделенный определенными качествами, что-то обозначает: дерево — человек, листья — платье, опоздание — разлука. С пониманием этого символического смысла приходит и подлинное эстетическое наслаждение шедевром рубцовской лирики.

По отношению к обществу автор не отходит от своей позиции. Он также рассматривает его при помощи символов. Люди и их душевные переживания сравниваются с солнцем, месяцем и звездой. Ее мифологический образ мы уже наблюдали ранее. Небесные светила связываются со счастьем и чистотой:

Вечерняя заря да потухать стала,
А полуночная звезда да высоко взошла.
Светлая, утренняя заря да, братцы,
Занимается,
Из-под зорюшки-то красное солнышко да Выкатывается...

Солнце — символ красоты и счастья, соответственно закат выступает в образе смерти:

Как будто солнце,
Красное над снегом,
Огромное,
Погасло навсегда...

Каждый человек мечтает о том, чтобы в его жизни не было грустных и негативных моментов, а обстановка вокруг только приносила моральное удовлетворение. Попробуем обратиться к стихотворному произведению «Осенняя луна». По всей видимости, луна и есть символ той самой надежды, ради которой и живет большая половина общества:

Так зачем, проявляя участье,
Между тем проносилась луна
И светилось во мраке ненастья,
Словно отблеск весеннего счастья,
В красоте неизменной она?

В языке его поэзии наблюдаются разные темы: Родины, жизни и смерти, и многие другие. В своем творчестве Рубцов делает упор на освещении центральных коллизий. Все его темы представляют определенную ценность, важность, так как она есть слагаемое языка лирики поэта, выражающая основную устремленность его дарования. Тема души составляет исключение, поскольку это направление является центральной темой в поэзии Рубцова. Это — «тема тем», потому как любую другую тему поэт осмысливает именно через нее, через неповторимую оригинальность душевной, нравственной жизни лирического героя. Как сам он отмечал в письме одному стихотворцу: «Все темы души — это вечные темы, они вечно свежи и обще интересны. В ваших же стихах нет главного: своего, оригинального взгляда на мир, то есть темы души». Данная идея сильно волновала поэта, об этом свидетельствует факт того, что она находит не только свое эмоционально-образное воплощение, но и была высказана в совершенно редкой для поэта декларативно-публицистической форме:

О чем писать —
на то не наша воля.
Тобой одним

не будет мир воспет.
Ты тему поля взял
и тему моря,
а тему гор —
возьмет другой поэт.

(«О чем писать»)

Смысл данных строк в том, что жизнь и искусство неразрывны.

Мир лирики Рубцова достаточно оригинален, и далеко не просто его истолковать, хотя он и выглядит абсолютно ясным и доверчиво открытым уму и чувству читателя. Что касается внешнего стиля, то его можно назвать классическим. Внутреннее содержание представляется противоречивым и болезненно-драматичным. «Внешняя сторона Рубцова» достаточно понятна многим, из-за того, что язык благозвучен, смысл упорядоченный, эмоциональность конвенциональна. «Внутренний Рубцов» — доступен только истинному ценителю поэзии. Подобно тому, как под скорлупой ореха прячется ядро, так под тематическим срезом поэтики рубцовского стиха прячется потаенная семантика языковой субстанции подтекста. Как правило, поэт не стремится к украшению языка плавными и понятными строчками, не ищет различных метафор или звучных, своенравных рифмы. Словно боясь мишурного, внешне языкового блеска, поэтическая мысль ищет и находит скромность и простоту, но вовсе не простоватую лингво-эстетическую форму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...