Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система внутреннего контроля предприятия за движением денежных средств




 

Установление внутреннего контроля в организациях находится в сфере интересов самих предпринимателей, государством эта часть деятельности предприятий не контролируется и не регулируется. Налоговые органы, например, сохранность товаров или денег организации интересует только с позиции уплаты налога на полученный доход лицом, изъявшим эти средства из оборота предприятия в личное пользование.

Например, на предприятии ТОО «Мебельная фабрика Уют» руководитель и главный бухгалтер не в состоянии контролировать движение денег, потому, что за день могут совершаться десятки, а то и сотни операций. Поэтому в организации была создана контрольно-ревизионная служба, которая находится в составе бухгалтерии и подчиняется главному бухгалтеру. Функции контрольно-ревизионной службы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Функции контрольно-ревизионной службы ТОО «Мебельная фабрика Уют»

Критерии Ревизия
Цель Выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных
Объекты Ревизия выявляет только то. что нарушает действующее законодательство
Характер деятельности Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений вышестоящей организации
Практические задачи Сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений
Правовое peгyлирование Административное право, инструкции, приказы вышестоящих или государственных органов
Управленческие связи Вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим органом об исполнении его распоряжений
Оплата услуг Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключенному с вышестоящей организацией
Статус Ревизор - работник ревизионного аппарата
Результат Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящему и другим органам, обязательное п. разглашения информации

 

Движение денег, связанных с их получением и выдачей, требует правильного оформления документов, по которым осуществлялись такие операции. Все кассовые приходные и расходные ордера и другие денежные документы должны заполняться четко, без исправлений. Приложения, по которым осуществлялись кассовые операции, должны погашаться штампами «получено» или «оплачено» с указанием даты и подписью. Связано это с предупреждением использования документов повторно, с целью списания денег вторично по одному и тому же документу, с выпиской нового расходного ордера.

Например, выдача заработной платы осуществляется по платежной ведомости, которая должна заверяться бухгалтером и утверждаться руководителем. Как правило, такое происходит редко. На выданную заработную плату оформляется общий расходный ордер, который подписывают руководитель и бухгалтер, в то время как платежная ведомость с подписями получателей денег остается у кассира, не подписанная руководством. Случается, что на платежной ведомости не указывается и дата выдачи. Для избежания повторного использования ведомости необходимо полное оформление расчетных документов. Зачастую бухгалтерами или кассирами погашаются кассовые ордера, тогда как следует погашать именно приложения (платежные ведомости, расчеты, заявления и т.п.). Ведение кассовых операций предусматривает наличие и заполнение журнала регистрации приходных и расходных ордеров и кассовой книги, которая должна быть прошнурована, пронумерована, скреплена печатью предприятия и подписями ответственных лиц. В последнее время, в связи с компьютеризацией учета, отдельные требования по оформлению кассовых операций не выполняются, хотя ведение кассовой книги и отчета кассира допускается и в виде машинограммы.

Системы контроля при совершении, например, кассовых операций, разработаны давно, но уже забыты. Например, современному бухгалтеру невдомек, почему кассовая книга должна заполняться обязательно ручкой, а отчет кассира — через копировальную бумагу. Кассовая книга представляет собой журнал, записи в котором осуществляются через копировальную бумагу, с отрывной частью, которая и является отчетом кассира. При этом в кассовой книге записи осуществляются ручкой, соответственно отчет кассира, исполненный под копирку, должен по записям совпадать с кассовой книгой. В случае заполнения отчета кассира, наоборот, ручкой, а кассовой книги через копирку, возможна замена отчета кассира на другой. Запись, совершенная под копирку, легко удаляется резинкой. При этом в кассовую книгу могут быть внесены новые суммовые показатели.

В операциях по получению или сдаче наличных денег следует обращать внимание на порядок оформления расчетных и иных документов. Получение денег с расчетного счета сверяется по приходному ордеру, выписке банка, корешку чековой книжки, кассовой книге и корешку приходного ордера, прилагаемого к выписке банка. Показатели этих документов должны совпадать по сумме.

Процедуры внутреннего контроля предприятия основываются на защитных принципах бухгалтерского учета. В системе внутреннего контроля применения требует инвентаризация, представляющая собой осмотр и подсчет денежных средств. [13,с.14]

Национальным стандартом финансовой отчетности №2 в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предусматривается проведение ревизии в целях организации внутреннего контроля. [17]

В сроки, установленные руководителем организации, производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом всех наличных денег и проверкой чеков и ценных бумаг, находящихся в кассе. Для производства ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая по результатам ревизии составляет акт в двух экземплярах.

Ревизия кассы проводится с полным полистным пересчетом всех денежных купюр, ценных бумаг, денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием в акте названия, номера, серии и номинальной цены и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя и другие документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг).

Денежная наличность включается в акт по купюрам и сумме. Заявления кассира о наличии в кассе денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данному субъекту, не принимаются.

В акте ревизии остатки находящихся в кассе денежных средств сверяются с данными учета на день ревизии, и определяется результат. При обнаружении ревизией в кассе недостачи или излишка в акте указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения. При обнаружении выдачи денег из кассы, не подтвержденных распиской получателя в расходном кассовом ордере, эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. При этом выписывается расходный кассовый ордер на имя кассира. Если сумма наличных денег не оправдана приходным кассовым ордером, то они считаются излишком кассы и зачисляются в доход организации путем выписки приходного кассового ордера.

Таким образом, ревизия денежных средств на анализируемом предприятии проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учетной политикой, разработанной на предприятии.


4.2 Организация внутреннего контроля в коммерческих банках Казахстана

 

Механизм системы внутреннего контроля в банке — «образующий» элемент системы, то есть то, посредством чего обеспечивается непосредственное проведение внутреннего контроля.

Элементами механизма системы являются:

— контрольная среда;

— регламентация;

— отдельные виды контроля;

— контрольная деятельность;

— специальный контроль;

— мониторинг системы внутреннего контроля (Приложение 2).

Рассмотрим подробнее каждый элемент механизма внутреннего контроля в коммерческом банке.

Контрольная среда в первую очередь определяется политикой банка по отношению к системе внутреннего контроля. Система внутреннего контроля в коммерческих банках Казахстана создается для осуществления следующих целей:

1) операционная и финансовая эффективность деятельности банка, что предполагает проверку эффективности и рентабельности управления активами банка и определения вероятности убытков;

2) надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации. Данная цель предполагает проверку составления достоверной и качественной финансовой отчетности, и других финансовых документов, используемых банком при принятии решений;

3) соблюдение требований законодательства Республики Казахстан, что предполагает проверку соблюдения банком законодательства, а также требований документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка [4].

Политика банка по внутреннему контролю определяет:

- все риски, которым подвержен банковский холдинг и его дочерние организации;

- масштаб и частоту проведения внутреннего контроля;

- требования к составлению плана проведения внутреннего контроля банка.

Совет директоров и руководство банка обеспечивают наличие адекватной системы внутреннего контроля и создают условия для исполнения сотрудниками банка своих обязанностей в области внутреннего контроля.

Регламентация определяется законодательными актами АФН и внутренними документами банка, которыми предусматривается создание надлежащей структуры контроля, включающей:

- проверки, осуществляемые руководством;

- систему согласований и делегирования прав;

- надлежащий контроль за различными подразделениями;

- проверки соблюдения лимитов на риски и последующий контроль устранения выявленных нарушений;

- систему сверки счетов и перекрестной проверки;

- инвентаризацию имущества.

Контрольная деятельность – это методы и правила, дополняющие элементы контрольной среды, разработанные администрацией для достижения стоящих перед банком целей. Это процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля.

Периодичность осуществления наблюдения за различными видами деятельности банка определяется исходя из связанных с ними рисков, частоты и характера изменений, происходящих в направлениях деятельности банка.

Специальный контроль в банках Казахстана осуществляет служба внутреннего аудита, которая создается для проверки соответствия системы внутреннего контроля рекомендациям АФН или наделяется полномочиями ответственное лицо, осуществляющее функции внутреннего аудитора.

Целью внутреннего аудита является оценка адекватности и эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками по всем аспектам деятельности банка, информацией о состоянии выполнения подразделениями банка, возложенных функций и задач, а также предоставление действенных и эффективных рекомендаций по улучшению работы [4].

Служба внутреннего аудита создается с целью решения задач, возникающих при осуществлении советом директоров функций по обеспечению наличия и функционирования адекватной системы внутреннего контроля путем предоставления объективной оценки состояния системы внутреннего контроля и рекомендаций по их совершенствованию.

Основными функциями службы внутреннего аудита являются:

1) подготовка отчетности для совета директоров (наблюдательного совета) о деятельности службы внутреннего аудита;

2) установление областей рисков в операциях банка, которые в текущем году необходимо подвергнуть внутреннему и внешнему аудитам;

3) определение достоверности и точности финансовой информации, предоставляемой руководству банка и внешним пользователям;

4) установление любых существенных недостатков в бухгалтерском учете или внутреннем аудите, выявленные внешними или внутренними аудиторами;

5) определение соблюдения банком нормативных правовых актов, внутренних положений, устава банка, а также внутренних правил, утвержденных советом директоров (общим собранием участников) банка.

6) проверка и оценка адекватности и эффективности системы внутреннего контроля и управления рисками;

7) проверка полноты применения и эффективности методологии оценки рисков банка и процедур управления рисками методик, программ, правил, порядков и процедур совершения операций и сделок, управления рисками;

8) проверка эффективности функционирования автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;

9) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, а также надежности и своевременности сбора и представления информации и отчетности;

10) проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества банка;

11) оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых операций;

12) проверка соответствия внутренних документов нормативным правовым актам Республики Казахстан;

13) проверка процессов и процедур внутреннего контроля

14) оценка функционирования отдела кадров;

15) оценка наличия норм законодательства Республики Казахстан и внутренних положений банка, касающихся операций банка, включая методики, принципы, правила относительно организационной структуры и управления банком;

16) другие вопросы, предусмотренные внутренними документами банка.

Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется на постоянной основе. Во внутренних документах банка определяется порядок осуществления мониторинга системы внутреннего контроля (методики, правила, периодичность, порядок рассмотрения результатов мониторинга). Банк принимает необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, в том числе с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность банка.

Информация о недостатках в системе управления рисками и о неэффективно контролируемых рисках, выявленная службой внутреннего контроля, должна доводиться до сведения руководства банка незамедлительно по мере выявления, причем серьезные вопросы должны докладываться менеджменту или совету директоров. Важно, чтобы после получения информации от службы внутреннего контроля соответствующие руководители банка обеспечивали своевременное исправление недостатков. Внутренние аудиторы должны проводить последующие проверки или осуществлять другие виды мониторинга и немедленно информировать менеджмент или совет директоров обо всех неисправленных недостатках, а также давать рекомендации по совершенствованию системы управления рисками.

Кроме внутреннего мониторинга, элементы политики внутреннего контроля оцениваются внешними аудиторами и АФН. Для участков со слабой системой контроля разрабатывается более детальная программа проверки, и, в свою очередь, на более сильных участках проверке подлежит меньший объем первичных документов и хозяйственных операций. В случае если внешние аудиторы, проверяющие банк, дадут низкую оценку системе внутреннего контроля, может быть принято решение не принимать во внимание систему внутреннего контроля банка вообще, что ведет к увеличению объема работ и размеру вознаграждения внешнего аудитора.

Эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов.

Концептуальные основы внутреннего контроля ряда казахстанских коммерческих банков состоят из ряда составляющих, приведенных в таблице 2.

 


Таблица 2 – Общая Концепция внутреннего контроля банков: Народный, Альянс и Казкоммерцбанк

Элементы СВК Народный банк Альянс Казкомерцбанк
Цели системы внутреннего контроля Достижение: 1) операционной и финансовой эффективности деятельности Банка; 2) надежной, полной и своевременной финансовой и управленческой информации; 3) соблюдение требований законодательства РК Эффективность деятельности Совета директоров и менеджмента Обеспечение доверия инвесторов к Банку и органам его управления. Защита капиталовложений Акционеров и активов Банка.
Механизм Ежедневный внутренний контроль порядка осуществления всей финансово-хозяйственной деятельности Банка. Контрольные процедуры Наблюдения за различными видами деятельности банка
Ответственные Руководители соответствующих структурных подразделений Банка. Руководители подразделений по управлению рисками Ревизор Банка
Орган оценки адекватности и эффективности системы внутреннего контроля Служба внутреннего аудита, а также независимая аудиторская организация Аудиторский комитет Совета директоров и подразделение исполнительного органа - Служба внутреннего аудита Департамент аудита
Служба внутреннего аудита: цели и задачи Оценка адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Проверка соответствия системы внутреннего контроля банка рекомендациям АФН Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка.
Внешний аудитор: цели и задачи Ежегодный аудит финансовой отчетности и прочей информации Ежегодная проверка финансово-хозяйственной деятельности, оценка эффективности управления рисками и надежности системы внутреннего контроля. На 2008 год - ТОО «Делойт и Туш», лицензия №0000008 от 21.10.99г. Внешний аудит в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.   Аудиторская фирма – ТОО «Делойт и Туш», лицензия №0000008 от 21.10.99г,

 

Таким образом, эффективная система внутреннего контроля является критически важным компонентом управления банком и основой для обеспечения безопасности и устойчивости банковских операций.

 


Заключение

 

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Внутренний контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

2. Внутренний контроль, имеющий отношение к системе учета, связан с достижением таких целей, как:

- санкционирование операций осуществляется в соответствии с общим или специальным разрешением руководства;

- все операции сразу записываются в виде точной суммы в соответствующих счетах и в должный срок;

- доступ к активам и записям осуществляется только с разрешения руководства;

- записанные активы сравниваются с имеющимися в наличии активами через определенные промежутки времени, а относительно всех расхождений принимаются соответствующие меры.

3. Система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия.

4. Значение внутреннего контроля переоценить трудно: при его помощи обеспечиваются защита имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства, финансов и т.п. Внутренний контроль охватывает все сферы деятельности организации и направлен на повышение эффективности управления компанией.

5. Хотя приемы внешнего и внутреннего аудита во многом идентичны и зачастую касаются одних и тех же объектов, между ними имеются существенные различия. Если объектами внешнего аудита являются разделы и участки бухгалтерского учета - основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, расчеты, уставный капитал, кредиты и займы и прочее, то при осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия: снабжения, производства, реализации (сбыта) или получения дохода. Главным принципиальным отличием является то, что органы внутреннего аудита являются составной частью предприятия, системы его управления и функционируют под непосредственным контролем и по указанию его руководства. Внутренний аудит проводится не зависящими от проверяемого подразделения лицами, но принадлежащими персоналу предприятия, в то время как внешний аудит проводится не зависящими не только от проверяемого подразделения, но и вообще не состоящими в штате предприятия лицами.


Список использованной литературы

 

1. Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 05.05.2006 г.

2. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности: Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 г.

3. Концепция развития системы бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2007-2009 гг.

4. Методические рекомендации по организации систем управления рисками и внутреннего контроля в банковских холдингах от 15 апреля 2006 года № 94.

5. Абдыкалыков Т.А. Учет и аудит: Учебное пособие. – Алматы: Издательство Казахского Национального Университета имени Аль-Фараби, 2005. – 212с.

6. Албаров Р. А.. Аудит в организациях промышленности, торговле и АПК.- М, 2000.

7. Алимбетов Н. Финансово-правовой комментарий к Закону Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28.02.2007 г. № 234-III// Бюллетень бухгалтера, Март 2007, № 12

8. Андреев А.Г., Соломенко А.Д. Правовые основы финансового контроля //Финансы. 1999. №1, 48с.

9. Березюк В.И. Аудит: Учебное пособие. – Караганда, 2007 – 214с.

10. Кочинев Ю.Ю. Аудит. – Санкт-Петербург: «Питер», 2005. – 400 с.

11. Мадиева К.С. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Бухгалтерский учет и аудит». – Караганды: Издательство Карагандинского Экономического Университета, 2006 – 110с.

12. Международные стандарты аудита в Казахстане. – Алматы: Издательство БИКО, 2001 – 116с.

13. Нурсеитов Э.О. Аудит: Краткое руководство. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», - 2007.-220 с.

14. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях/ Учебное пособие. – Алматы, 2006.-427с.

15. Пугачев В.В. Международные стандарты аудита. Учебно-справочное пособие. – Москва: Финансы, 2006.

16. Сейткасимов Г.С., Банковское дело. – Алматы: Каржы-Каражат, 2002

17. Скала В.И., Скала Н.В., Нам Г.М. Национальная система бухгалтерского учета в Республике Казахстан. ТОО «Издательство LEM». – Алматы, 2007. ч.1 – 420 с.

18. Скала Н. Проблемы применения МСФО и МСА в национальной системе учета РК// Материалы международного курылтая бухгалтеров и аудиторов г. Алматы, 10-12 октября 2007 года.

19. Соколов Я.В. Практический аудит - Москва: «Юрист», 2004 – 812 с.

20. Тихомиров А.Ю. О системе внутреннего контроля в компаниях / А.Ю. Тихомиров // Деньги и кредит. – 2002. – № 3. – С. 56–62.

21. Торшаева Ш.М. Теория аудита: Учебно-практическое пособие для ВУЗов – Караганда: КУБУП,2000г – 150с.

22. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан: (общая часть). Алматы. 1995. – 224 с.

23. Энциклопедический словарь/ Под ред. И. А. Андриевского. - СПб: Издатели Ф. А. Брокгауз, И. Ф. Ефрон, 1990 - 420с.

 


Приложение 1

 

Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Элементы Внутренний аудит Внешний аудит
Постановка задач   Определяется руководством, исходя из потребностей управления: как внутренними подразделениями предприятия, так и предприятием в целом Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)  
Объект   Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия Главным образом система учета и отчетности предприятия  
Цель Определяется руководством предприятия Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдений действующего законодательства
Средства   Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита) Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами  
Вид деятельности Организация работы   Исполнительская деятельность Выполнение конкретных заданий руководства   Предпринимательская деятельность Определяется аудитором самостоятельно,исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотношения   Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него Равноправное партнерство, независимость  
Субъекты   Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия   Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалификация   Определяется по усмотрению руководства предприятия Регламентируется государством
Оплата   Начисление заработной платы по штатному расписанию Оплата предоставленных услуг по договору
Ответственность   Перед руководством за выполнение обязанностей   Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами
Методы  

Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности

Отчетность Перед руководством Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

 

Приложение 2

 

Элементы системы внутреннего контроля в коммерческих банках Казахстана

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...