Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация трансакционных издержек




Согласно Коммонсу, трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Такое определение имеет смысл (по Коммонсу) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями, в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

 

Коммонс различал три основных вида трансакций:

 

1. Трансакция сделки служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, и при её осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.

 

В трансакции сделки соблюдается условие симметричности отношений между контрагентами. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.

 

2. Трансакция управления – в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В трансакции управления поведение явно асимметрично, что является следствием асимметричности положения сторон и, соответственно, асимметричности правовых отношений.

 

3. Трансакция рационирования – при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.

 

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.

 

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30–е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирмы. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

 

Согласно Коузу, трансакционные издержки трактуются как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта»[4].

 

В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

 

Так, К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы[5].

 

Многими экономистами при объяснении феномена трансакционных издержек проводится аналогия с трением. У Коуза есть ссылка на слова Стиглера: Стиглер сказал о «теореме Коуза»: «Мир с нулевыми трансакционными издержками оказывается столь же странным, как физический мир без сил трения. Монополистам можно выплачивать компенсацию за то, чтобы они вели себя конкурентно, а страховые компании просто не существовали бы»[6].

 

На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

 

В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению»[7]. Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

 

Г. Демсец понимает данную категорию издержек «как издержки любой деятельности, связанной с использованием ценового механизма. Аналогично, издержки управления он определяет как «затраты, связанные с осознанным управлением использованием ресурсов»[8] и предлагает использовать следующие аббревиатуры: PSC (price system costs) и MSC (management system costs) – соответственно издержки использования ценового механизма и механизма управления.

 

Также в Новой институциональной экономической теории (НИЭТ) распространён следующий взгляд на природу трансакционных издержек: «Фундаментальная идея трансакционных издержек – в том, что они состоят из издержек составления и заключения контракта ex ante, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения ex post в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта. В значительной мере трансакционные издержки – это отношения между людьми, а издержки производства – это издержки отношения между людьми и предметами, но это следствие скорее их природы, чем определения»[9].

 

В теориях некоторых экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и, в частности, в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан). Так, согласно Чангу, максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что, в конечном счёте, определяет её неэффективность.

 

2. Классификации трансакционных издержек

 

Значительное количество видов классификаций трансакционных издержек является следствием множественности подходов к изучению данной проблемы. О.Уильямсон различает два типа трансакционных издержек: ex ante и ex post. К издержкам типа ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации; расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств[10].

 

К. Менар разделяет трансакционные издержки на 4 группы[11]:

 

- издержки вычленения;

 

- издержки масштаба;

 

- информационные издержки;

 

- издержки поведения.

 

В функционировании любой организации существует, прежде всего, проблема неотделимости, и совокупные издержки вычленения именно поэтому и возникают. В большинстве случаев экономическая деятельность обеспечивается совместными усилиями, при этом невозможно точно измерить предельную производительность каждого задействованного фактора и его вознаграждение. К. Менар приводит пример бригады грузчиков: «Чтобы установить плату труда бригады, использование организации оказывается более эффективным, чем использование рынка. Организация превосходит рынок и в том случае, когда последний требует слишком детальной, иначе – невозможной дифференциации»[12].

 

Далее, К. Менар выделяет издержки масштаба. Чем больше масштабы рынка, тем более обезличены в нем акты обмена, и тем более необходимо развивать институциональные механизмы, определяющие природу контракта, правила его применения, санкции за несоблюдение обязательств и т.д. Заключение трудовых договоров, предназначенных для стабилизации отношений между нанимателем и нанимаемым, контрактов по поставкам – для гарантии регулярности потока затрат – частично объясняются именно необходимостью установить «доверие, которое масштабы рынков и периодическое заключение контрактов сделали бы одновременно проблематичным и дорогостоящим»[13].

 

Отдельную категорию представляют информационные издержки. Трансакция связана с информационной системой, роль которой в современной экономике играет система цен. В данную категорию входят издержки, охватывающие все аспекты функционирования системы информации: издержки кодирования, стоимость передачи сигналов, издержки по обучению пользованию системой и т.д. Всякая система своим функционированием создает различные помехи, «которые понижают степень точности сигналов-цен. Последние не могут быть слишком дифференцированными, так как манипулирование очень большим числом сигналов связано с непомерными издержками. Организация в этом случае позволяет сокращать издержки путем меньшего использования рынка и ограничения числа посланных и принятых сигналов»[14].

 

Последнюю группу составляют издержки поведения. Они связаны с «эгоистическим поведением агентов»; аналогичное понятие, принятое и используемое сейчас – «оппортунистическое поведение».

 

Самой известной отечественной типологией трансакционных издержек является классификация, предложенная Р. Капелюшниковым[15]:

 

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка или заключён контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

 

2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат – стандартные (типовые) договоры.

 

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга – это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причём точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

 

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью экономии этих издержек обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т. д.

 

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

 

5. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек.

 

Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о её поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

 

Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности <команды> завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

 

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

 

В частных фирмах и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения – главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

 

Вторая форма оппортунистического поведения – вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда «вымогательство» остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями. (Самая радикальная форма защиты от вымогательства – превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

 

В рыночной экономике издержки фирмы можно разделить на три группы: 1) трансформационные, 2) организационные, 3) трансакционные.

 

Трансформационные издержки – издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.

 

Организационные издержки – издержки по обеспечению контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации.

 

Трансакционные и организационные издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

 

3. Трансакционные издержки и институты

 

Роль институтов в рыночной экономике заключается в снижении трансакционных издержек. Минимизация трансакционных издержек ведет к повышению степени конкурентности рыночной структуры и, следовательно, в большинстве случаев к росту эффективности функционирования рыночного механизма. Наличие институциональных барьеров на пути конкуренции хозяйствующих субъектов ведёт к противоположному результату. Поэтому их исследование предполагает чёткую содержательную характеристику категории «конкуренция».

 

Как показали Д. Норт и Дж. Уоллис, развитие рыночных отношений в переходной экономике обусловливает возникновение и развитие трансакционного сектора[16]. Согласно их трактовке, к трансакционному сектору относятся отрасли, основная функция которых заключается в обеспечении перераспределения ресурсов и продукции с наименьшими средними трансакционными издержками.

 

В развитых странах наблюдается тенденция снижения удельных трансакционных издержек, что детерминирует увеличение количества сделок, и поэтому объём совокупных издержек в экономике может расти[17]. Однако в России вследствие существования неэффективных институтов, административных барьеров и ограничений средние трансакционные издержки остаются на недопустимо высоком уровне, что ограничивает объём и количество сделок, приводит к увеличению предельных издержек предприятий, подвергающихся их воздействию.

 

Таким образом, воздействие растущих трансакционных издержек на рыночное равновесие осуществляется по механизму введения дополнительных налогов. Как видно из рисунка 1, на рынке отдельного товара это ведёт к росту цены и снижению объёмов продаж. Это положение модели согласуется с реалиями хозяйственной практики России, где наблюдаются относительно высокие цены по сравнению с доходами населения.

 

Рисунок 1. Смещение равновесия под действием роста трансакционных издержек

 

Смещение кривой предложения будет тем сильнее, чем выше уровень трансакционных издержек TC.

 

Использование трансакционных издержек как инструмента экономического анализа даёт возможности для интерпретации институционального равновесия и его модификации в переходной экономике[18].

 

Спрос на институты предъявляют индивиды, группы или общество в целом, так как общественные или групповые затраты по созданию и существованию института должны быть меньше затрат, возникающих при его отсутствии. Величина трансакционных издержек становится не только количественным показателем степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек отсутствия института[19]. Поэтому, чем выше величина трансакционных издержек, тем выше спрос на институциональное регулирование, которое дополняет и даже заменяет рыночное.

 

Согласно современной институциональной теории, эффективность функционирования того или иного института определяется величиной экономии на трансакционных издержках. Поэтому расходы по инженерии обществом институтов на рынке труда будут соотноситься с величиной трансакционных издержек (ATС), что позволяет выразить через них функцию спроса на институты, и издержками коллективного действия (CAC), которые характеризуют предложение институтов «на институциональном рынке»[20]. Процесс установления институционального равновесия представлен на рисунке 2 (N – число включенных в сферу действия институтов индивидов, AIC – институциональные издержки – трансакционные, снижение которых обеспечивают институты, и издержки по созданию институтов).

 

Рис. 2. Институциональное равновесие[21]

 

В представленной традиционной модели институционального равновесия принципиальный характер может иметь разная степень переговорной силы сторон, если рассматривать со стороны спроса на институты все общество, а со стороны предложения – государство как монополиста, производящего формальные институты и осуществляющего не только принуждение к выполнению устанавливаемых им правил и норм, но и формирующего в силу этого, а также определенного контроля над информационными потоками, общественное мнение.

 

Государству выгодно осуществлять своеобразную ценовую дискриминацию на институциональном рынке, т.е. ограничивать доступ к определенным правам и институционализированным формам экономической деятельности в зависимости от групповой принадлежности. В свою очередь, это детерминирует как способы получения дохода, так и их величину, в зависимости от уплаченной “цены” в виде преодоления барьеров, выраженных в высоких трансакционных издержках использования институтов.

 

Таким образом, корректировка модели конкурентного рынка институтов в условиях переходной экономики состоит в учёте монопольной власти государства, предлагающего на институциональном рынке формальные институты, что оказывает существенное влияние на асимметричность распределения доходов.

 

Рис. 3. Модификация институционального равновесия

 

В таком случае кривые спроса и предложения институтов меняют свою форму и наклон. Кривая предложения (или кривая издержек коллективного действия, т.е. общественных издержек на создание институтов, collective action cost – СAC) становится горизонтальной, т. к. создание института сопряжено с фиксированными затратами на поддержание государственного аппарата. Кривая спроса (или кривая совокупных трансакционных издержек – aggregate transaction cost – АТС) принимает положительный наклон вследствие распределительной природы создаваемых институтов. Поэтому при увеличении количества включенных в сферу его действия индивидов (N) их сравнительные выгоды снижаются из-за роста трансакционных издержек, блокирующих вход к распределению тех или иных благ[22].

 

Таким образом, существование монополии на институты проявляется в дифференциации доступа к возможностям экономической деятельности в зависимости от критериев, значимых при том или ином государственном устройстве. Это, в свою очередь, детерминирует распределение доходов, создавая определенным группам преимущества для их получения, но в то же время блокируя их для всего остального населения.

 

Деньги и их функции.

 

Деньги и их функции

 

Введение

 

Денежная система России – важная сфера национальной экономики, где в последние годы происходят радикальные изменения. Коренным образом меняется система, внедряются новые формы расчетов, иными становятся взаимоотношения между банками и их клиентами, складываются новые пропорции между финансами.

 

На фоне активно развивающихся товарного и финансового рынков роль денег резко возрастает. Ситуация переходной экономики, Формирование рынка требуют поиска новых форм денежных отношений.

Сложные изменения, обусловленные переходом от монополизированного ссудного фонда и всей банковской системы, ранее управляемой административно- командными методами, к новой рыночной организации экономики могут быть правильно поняты и учтены лишь на основе ряда теоретических положений о природе денег, а также исторического опыта.

 

Функции денег

 

Прошло то время, когда многие полагали, что деньги это золото, особый товар, выделявшийся из массы всех товаров, обладающий особыми, очень удобными для выполнения денежных функций свойствами.

 

Деньги как мера стоимости используются для измерения, сравнения стоимости различных товаров и услуг. В соответствии с этой функцией, каждая страна устанавливает свой масштаб цен, то есть национальную меру стоимости

(в России - рубль, в Германии – марка и т.д.)

 

Масштаб цен – средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда металл - денежный товар - выполняет функции денег, масштаб представляет собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке.

 

Когда деньги используются для покупки товаров и оплаты услуг, они выполняют функцию средства обращения. Эта их роль мимолетна, но очень важна. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги позволяют производить куплю – продажу разнообразных товаров, они принимаются каждым продавцом и обеспечивают всеобщую покупательную способность (в отличие от бартерных сделок, при которых происходят прямой обмен товара на товар без участия денег). Благодаря данной функции, владелец денег имеет возможность выбирать продавцов, время, место и ассортимент приобретаемых товаров. Функция денег как средство платежа проявляется в том, что деньги используются и для погашения разного рода обязательств (по оплате труда, внесению налогов, денежным ссудам, в связи со страхованием, платежами административно- судебного порядка и т.д.) Платеж производится путем передачи одним участником экономического оборота другому денег, выступающих в качестве самостоятельной формы стоимости.

 

Характерная особенность функционирования денег как платежного средства при оплате обязательств по товарам и сделкам заключается в том, что здесь платеж производится не наличными деньгами, а путем безналичных перечислений, т.е. бухгалтерских записей (деньги списываются с расчетного счета плательщика в банке и зачисляются на счет поставщика в банке). Деньги в качестве платежного средства обеспечивают начисления для выплаты заработной платы.

 

Деньги выступают также в функции средства накопления. Она состоит в сохранении стоимости образующейся после реализации товаров и услуг, для совершения покупок в будущем. Конечно, в форме накоплений могут быть представлены не только деньги, но и драгоценные металлы, драгоценные камни, постройки, ценные бумаги. Однако использование в этой функции денег наиболее удобно, поскольку они являются самой ликвидной формой накоплений.

В других формах накоплений ликвидность присутствует в меньшей степени.

 

Деньги широко используются во внешнеэкономических отношениях. Здесь они функционируют как мировые деньги. В современном мире деньги представлены кредитными денежными знаками.

 

Поясним отличия понятия «кредитные денежные знаки» от термина

«бумажные» деньги. Кредитные денежные знаки тоже могут быть сделаны из бумаги, по своей экономической сути они «не бумажные», за ними в хозяйстве стоят реальные материальные ценности или полезные затраты. Это банкноты, кредитные орудия обращения. Банки их эмитируют в процессе совершения кредитных операций.

 

Закон денежного обращения

 

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется экономическим законом денежного обращения. В соответствии с эти законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:

Д=(Ц-В+П-ВП)/С.О., где

Д – количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц – сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В – сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П – сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили;

ВП – сумма взаимопогашаемых платежей;

С.О. – скорость оборота денежной единицы.

 

В упрощенном виде эту формулу можно представить так:

Д=МхЦ/С.о., где

М – масса реализуемых товаров;

Ц – средняя цена товара;

С.о. – средняя скорость оборота (сколько раз в году оборачивается рубль).

Преобразуя данную формулу, получим уравнение обмена:

ДхС.О.=МхЦ, которое означает, что произведение количества денег на скорость обращения равно произведению уровня денег на товарную массу. Когда возникают кризисные явления в экономике, это равенство нарушается, происходит обесценивание денег, что можно выразить в формуле:

ДхС.о.>МхЦ

Такое обесценивание, или «инфляция» (от лат. inflatio – вздутие), означает падение цены денег вследствие избыточного эмитирования

Денежных знаков, повышения их количества, необходимого для нормального оборота. Инфляция приводит к росту цен и перераспределению валового продукта и богатства в пользу предприятий- монополистов государства и теневой экономики за счет сохранения реальной заработной платы и других доходов широких слоев населения. Инфляция протекает в различных формах и находится под влиянием многих факторов. Рассматривая формы инфляции в укрупненном виде, можно выделить две: инфляцию очевидную, проявляющуюся в открытом росте цен, и скрытую, опосредованную. Первая форма видна на поверхности явлений, а вторая заключается в обесценивании денег, когда повышение цен скрыто (качество товаров понижается, выпускаемые новые товары имеют завышенную цену, не соответствующую потребительским свойствам, из-за нехватки денежных ресурсов задерживаются выдача заработной платы и другие платежи).

 

Основные факторы, вызывающие инфляцию – выпуск излишней денежной массы в обращение, падение объемов производства, диспропорции в развитии отраслей хозяйства, бюджетный дефицит, отставание производства товаров от платежеспособного спроса и другие негативные явления. Эти диспропорции могут усиливаться под влиянием неправильной экономической политики предприятий, фирм, банков и государства.

 

В России в период перехода к рыночной экономике на уровень инфляции влияют: дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга; чрезмерные инвестиции; необоснованные повышения цен и заработной платы; кредитная экспансия – расширение кредита без учета его обесценивания, что ведет к эмиссии денег в различной форме; чрезмерная эмиссия денег в наличной форме; избыточная денежная эмиссия, закрепляющая рост цен, возникший в результате неверной политики ценообразования; усиление роли внешних факторов через механизм конвертируемости валюты, когда происходит рост цен на импортируемые товары; обмен иностранной валюты на национальную, что является базой для дополнительной денежной эмиссии, так как на депозитных счетах банков появляются дополнительные денежные средства.

Инфляция может быть ползучей и галопирующей. При «ползучей» инфляции цены растут медленно, при галопирующей» – стремительно и скачкообразно. По мере углубления кризиса инфляция превращается из временного фактора оживления экономики в резко негативный фактор, сокращающий производство, усиливающий социально-экономическую неустойчивость в стране. При этом дезорганизуются хозяйственный связи, происходит отток средств и кадров в прибыльные отрасли, активизируются спекуляция и теневая экономика, растет коррупция.

 

Положение в экономике усугубляется еще и тем, что возникают так называемые инфляционные ожидания, происходит «бегство» от денег», создаются избыточные их запасы в хозяйстве и у населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...