Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудита операций по учету нематериальных активов

Аудит операций по учету основных средств и нематериальных активов

  1. Аудит операций по учету основных средств
  2. Аудит операций по учету нематериальных активов

 

Аудит операций по учету основных средств

 

Целью аудиторской проверки основных средств является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по информации о капитальных вложениях и основных средствах и установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения действующим в РБ нормативным документам.

 

 

Источники информации:

Ø Бухгалтерский баланс

Ø Главная книга,

Ø регистры бухгалтерского учета по счетам 01, 02, 03, 07, 08, 20, 25, 26, 29, 44, 91, 96, 97, 001

Ø Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

Ø Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

Ø Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

Ø Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

Ø Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

Ø Акт о списании автотранспортных средств

Ø Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Ø Инвентарная книга учета объектов основных

Ø Акт о приеме (поступлении) оборудования

Ø Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

Ø Акт о выявленных дефектах оборудования

Ø договоры купли-продажи основных средств,

Ø первичные учетные документы, подтверждающие поступление объектов основных средств (накладные, акты приема-передачи) и т.д.

 

Аудит основных средств проводится в несколько этапов.

Таблица 1 – Этапы аудита основных средств

Содержание этапа Характеристика работ
1. Аудит вложений во внеоборотные активы Аудитор должен определить характер капитальных вложений и провести проверку документального оформления и синтетического учета операций по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Документами в данном случае будут являться: договоры подряда на строительно-монтажные работы, договоры на приобретение оборудования, сметы, титульные списки стройки, акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, документы, подтверждающие расходы, связанные со строительством, платежно-расчетные документы и т.д. Аудитор обращает внимание на правильность: Ø учета затрат на строительство и приобретение объектов основных средств (учет ведется по фактическим расходам нарастающим итогом с начала строительства до принятия объекта к учету); Ø определения и отражения инвентарной стоимости объектов основных средств (следует обратить внимание на организацию аналитического и синтетического учета по отдельным видам долгосрочных инвестиций). Аудитор проверяет правомерность использования соответствующих субсчетов, используя Рабочий план счетов организации. Далее необходимо проверить правильность корреспонденции счетов. Осуществляя проверку необходимо проверить порядок учета и вычета налога на добавленную стоимость.
2. Проверка наличия и сохранности основных средств. В процессе аудита определяются: Ø обеспеченность организации основными средствами, Ø размещение отдельных объектов основных средств по подразделениям организации, Ø соблюдение действующего порядка их учета. Далее аудитору необходимо: Ø убедиться в наличии инвентарных номеров, присвоенных каждому объекту основных средств при принятии их к бухгалтерскому учету; Ø установить соблюдение документального оформления учета основных средств при их оприходовании, перемещении и выбытии; Ø определить правильность ведения аналитического учета объектов основных средств по их видам; Ø установить условия эксплуатации основных средств и своевременность проведения ремонта. При аудите устанавливается перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств и наличие договоров о материальной ответственности. На следующем этапе инспектируются инвентаризационные материалы. Обращается внимание на сроки проведения инвентаризации основных средств, закрепленные в учетной политике для целей бухгалтерского учета, и соблюдение установленных сроков.
3. Аудит организации учета основных средств Общая методика предполагает сопоставление остатков по счету 01 «Основные средства» в бухгалтерской отчетности, главной книге и журнале-ордере с ведомостью по этому счету. В бухгалтерском балансе основные средства оцениваются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус сумма начисленной амортизации). При вводе объекта в эксплуатацию проверяется корреспонденция счетов 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы».
4. Аудит операций по движению основных средств Необходимо проверить правильность оформления первичных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражались операции по приобретению объектов основных средств. Следует проверить, оформляются ли операции по списанию названных объектов первичными документами. Журнал унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств не содержит специальной формы для оформления операции списания на затраты при вводе в эксплуатацию основных средств стоимостью до установленного лимита. В таких ситуациях организация вправе самостоятельно разработать учетный документ для данной группы операций, который должен содержать все необходимые реквизиты. Для оформления операций по вводу в эксплуатацию объектов основных средств в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия. На основании данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов проверяют своевременность зачисления объектов в состав основных средств. Если объекты основных средств зачисляются несвоевременно, то в организации необходимо усилить контроль за своевременным отражением в учете хозяйственных операций. Далее производится проверка формирования первоначальной стоимости объектов основных средств. Аудитор должен провести проверку порядка оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию основных средств. В случае ликвидации основных средств проверяют оформление первичных документов, устанавливают причины ликвидации, техническое состояние списанных объектов. Для оформления непригодности объектов основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.
5. Проверка расходов на ремонт основных средств Учитываются способ проведения ремонта (подрядным или хозяйственным способами) и способ отражения в бухгалтерском учете произведенных расходов на ремонт основных средств, избранный организацией и закрепленный в ее учетной политике. При проведении ремонта подрядным способом осуществляется проверка договоров с подрядными ремонтными организациями по существу: предмет договора, цена работ, условия выполнения работ, сроки сдачи работ и т.д. Выполнение ремонтных работ подтверждается сметой расходов и актом выполненных работ. При проведении ремонта хозяйственным способом проверяется формирование затрат по элементам (например, материалы, заработная плата рабочих, занятых ремонтными работами, отчисления от заработной платы и др.). При этом анализируются документы по учету отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда и других расходов. Разделяют три способа отражения в учете фактически произведенных расходов на ремонт основных средств: Ø отражение в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относятся эти расходы; Ø списание за счет резерва расходов на ремонт основных средств; Ø учет в качестве расходов будущих периодов и равномерное включение в течение отчетного года в текущие расходы. Проводится аудит организации бухгалтерского учета расходов на ремонт по корреспондирующим счетам. Проводится проверка правильности отражения в налоговом учете расходов на ремонт основных средств в зависимости от избранного в учетной политике для целей налогообложения метода списания расходов в налоговом учете.
6. Проверка операций по учету амортизации основных средств На данном этапе аудита осуществляется: Ø проверка соблюдения положений учетной политики организации по амортизации основных средств; Ø проверка правильности отнесения объектов амортизационных отчислений к той или иной группе основных средств; Ø проверка расчетов сумм ежемесячных амортизационных отчислений; Ø проверка своевременности и правильности их отражения в учете. Аудитору необходимо получить перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения, в частности: - с истекшими нормативными сроками эксплуатации; - по которым амортизация не начисляется; - находящихся на консервации; - по которым начисление амортизации приостановлено; - непроизводственного назначения; - используемых организацией по договору аренды; - переданных организацией в аренду. Выборочным способом аудитор проверяет правильность установления срока полезного использования основного средства, поскольку от этого зависит сумма амортизационных отчислений отчетного периода и установление нормы амортизационных отчислений. В случае выявления неправильно установленных норм аудитор определяет, насколько завышена (занижена) себестоимость продукции (работ, услуг). Необходимо проверить правильность сроков начала и окончания начисления амортизации, регулярность начисления амортизации. Выборочно проверяют арифметические расчеты амортизационных отчислений. Одним из важных вопросов аудита амортизационных отчислений является проверка правомерности отнесения амортизационных отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг).

Типичные ошибки в бухгалтерском учете основных средств:

Ø основные средства приходуются не по цене их приобретения;

Ø несвоевременное оприходование объектов основных средств;

Ø неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств,

Ø предприятие продолжает начислять амортизацию по объектам основных средств с истекшим сроком эксплуатации;

Ø некорректная корреспонденция счетов при отражении операций выбытия объектов основных средств;

Ø необоснованное списание объектов основных средств;

Ø несоблюдение требований учетной политики в части применяемых способов начисления амортизации, ведения аналитического учета объектов основных средств;

Ø включение НДС в первоначальную стоимость объектов основных средств при их приобретении;

Ø несоответствие данных главной книги регистрам аналитического учета в части сумм начисленной амортизации

 

Аудита операций по учету нематериальных активов

Цель аудита нематериальных активов - установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Источники информации:

Ø бухгалтерская отчетность

Ø главная книга или оборотно-сальдовая ведомость

Ø положение об учетной политике организации

Ø регистры бухгалтерского учета по счетам 04, 05, 20, 23, 25, 26, 44, 60, 70, 76, 69, 91, 98,

Ø карточка учета нематериальных активов

Ø акт о приеме-передаче нематериальных активов

Ø акт на внутреннее перемещение нематериальных активов

Ø акт о списании нематериальных активов

Ø опись карточек учета нематериальных активов

Ø договоры об уступке исключительных прав

Ø лицензионные и авторские договоры

Ø регистры налогового учета

Ø книги покупок и продаж

Ø налоговые декларации и расчеты

Таблица 2 - Основные направления проверки учета нематериальных активов

Содержание этапа Характеристика работ
1. Проверка правильности отнесения объектов к нематериальным активам и документального оформления В процессе проверки аудитором проверяются документы, подтверждающие существование каждого объекта нематериальных активов, и документы, подтверждающие исключительное право у аудируемого лица на каждый из этих объектов. С этой целью аудиторами анализируется информация о составе нематериальных активов на основании данных первичных документов и учетных регистров, проверяется оформление права собственности на них. На основании регистров бухгалтерского учета по счету 04 «Нематериальные активы» и первичных документов производится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к нематериальным, наличие права собственности на них. Проверяя правильность отнесения объектов к нематериальным активам необходимо иметь в виду, что права на нематериальные активы могут приобретаться организацией только в результате заключения определенной категории гражданско-правовых договоров: Ø авторский договор об использовании произведения; Ø лицензионный договор; Ø учредительный договор; Ø договор об уступке (приобретения) патента, товарного знака и т.п. Создание нематериальных активов осуществляется в рамках: договора о создании произведения, договора о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (договор на выполнение НИОКР), договор о создании (передаче) научно-технической продукции Далее необходимо выяснить, не учитываются ли на счете 04 «Нематериальные активы» активы, не являющиеся нематериальными. Аудитору также надлежит убедиться в намерении руководства организации использовать данные объекты в производственных или управленческих целях в течение срока, превышающего 12 месяцев. Такое подтверждение может быть получено в ходе проведения опроса работников руководящего звена на предмет установления целей приобретения нематериальных активов и предполагаемых результатов их использования в данной организации. Далее аудитор осуществляет формальную проверку документального оформления принятия объектов нематериальных активов к учету – составление акта приема-передачи (акта приема) и карточки учета нематериальных активов. Проверка проводится на соответствие требованиям оформления первичных документов (своевременность, наличие и правильность заполнения всех обязательных реквизитов, указание срока полезного использования, даты приема к учету (ввода в эксплуатацию) и на отражение этих первичных документов в регистрах бухгалтерского учета).
2. Проверка оценки нематериальных активов При проверке аудитору необходимо получить достаточные аудиторские доказательства того, что первоначальная стоимость нематериальных активов, поступивших в организацию, сформирована в соответствии с законодательством и учетной политикой организации. При проверке формирования первоначальной стоимости нематериальных активов, приобретенных за плату, аудитор должен обратить внимание на состав фактических расходов, которые были включены в первоначальную стоимость его приобретения. При приобретении нематериальных активов могут возникать дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. При проверке правильности формирования первоначальной стоимости нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный капитал, необходимо обратить внимание на наличие в учредительных документах записи о возможности формирования уставного капитала неденежными средствами. Проверка осуществляется путем сопоставления стоимости объекта нематериальных активов с его стоимостью, указанной в акте о согласовании цены учредителями. При проверке правильности формирования первоначальной стоимости нематериальных активов, полученных безвозмездно, аудитору следует при помощи инструмента встречного контроля установить, не были ли нарушены права добровольных инвесторов, а также выяснить посредством проверки документов и проведения опросов главного бухгалтера, какие методы определения рыночных цен по данной операции были использованы аудируемым лицом. Особое внимание аудитора должно быть обращено на правовое оформление и порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов, созданных в организации. В первую очередь аудитору необходимо определить, были ли нематериальные активы созданы силами аудируемого лица или с привлечением сторонних специализированных организаций (физических лиц). Если нематериальные активы были созданы аудируемым лицом самостоятельно, то аудитору, необходимо проверить правильность и обоснованность включения фактических расходов на их создание в первоначальную стоимость нематериальных активов. Если же нематериальные активы были созданы с привлечением сторонних специализированных организаций (физических лиц), аудитору необходимо обратить внимание на такой существенный момент, как наличие в договоре перечня прав, принадлежащих каждой стороне исполнения ими своих обязательств по договору.
3. Проверка правильности определения срока полезного использования нематериальных активов При проверке аудиторам следует исходить из того, что срок полезного использования нематериальных активов определяется исходя из: срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом; ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации). Срок полезного использования нематериального актива не может превышать срок деятельности организации. При проверке аудитору необходимо проанализировать состав нематериальных активов, просмотреть организационно-распорядительные документы, подтверждающие создание специальной экспертной комиссии, уполномоченной совершать действия по определению сроков полезного использования нематериальных активов, и ознакомиться с решениями, принятыми данной комиссии. Также аудитор должен просмотреть соответствующие вопросу охранные документы, учетную политику организации, приказы руководителя организации по установлению сроков полезного использования конкретных объектов нематериальных активов. Затем данные из указанных документов сравниваются с данными, отраженными в актах приема-передачи нематериальных активов и карточках их учета.
4. Проверка инвентаризации нематериальных активов Информационными источниками проверки служат приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации и о назначении состава постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий; инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости; протоколы заседания инвентаризационной комиссии; решения руководства организации по утверждению результатов инвентаризации; регистры бухгалтерского учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации; контрольные подсчеты аудитора. Поскольку объекты нематериальных активов не имеют материально-вещественной структуры, проведение их инвентаризации осуществляется путем: · проверки документов, подтверждающих существование объектов нематериальных активов и прав организации на них; · анализа способности конкретных объектов нематериальных активов приносить экономические выгоды организации; · проверки правильности оформления инвентаризационных документов и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. По данным инвентаризационной ведомости проверяются: правильность оформления данных документов, наличие указанных первичных документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов, правильность и соответствие отражения нематериальных активов в ведомости и регистрах синтетического учета и Главной книги.
5. Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций по поступлению нематериальных активов. При проверке аудитор должен убедиться в том, что все операции по поступлению нематериальных активов отражены в бухгалтерском учете аудируемого лица своевременно, в соответствии с требованиями нормативных документов. По данным регистров синтетического учета аудитором проверяется правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций с нематериальными активами. Затем, путем взаимного контроля корреспондирующих счетов, осуществляется проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с формированием первоначальной стоимости нематериальных активов по следующим корреспондирующим счетам: 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов», 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 1 «Расчет по вкладам в уставный капитал», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 91 «Прочие доходы и расходы», 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления». Для определения правильности оприходования объектов нематериальных активов аудитором сопоставляются данные в разрезе корреспонденции счетов 04 «Нематериальные активы» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».
6. Проверка начисления амортизации по нематериальным активам Проверяя операции по начислению амортизации по нематериальным активам, аудиторы должны подтвердить правильность применения установленного в учетной политике способа начисления амортизации, достоверность расчета сумм амортизационных отчислений и отражения их на счетах бухгалтерского учета. Амортизация нематериальных активов может производиться одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений: линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). При этом аудиторы должны иметь в виду, что применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов должно производиться в течение всего срока их полезного использования. Проверяющие должны проверить сроки прекращения начисления амортизационных отчислений по списанным нематериальным активам с бухгалтерского учета. Аудиторы при проверке должны проверить временной период отражения амортизационных отчислений в бухгалтерском учете проверяемой организации. Проверка правильности, полноты и своевременности отражения амортизационных отчислений по нематериальным активам в бухгалтерском учете осуществляется путем сопоставления суммы начисленной амортизации по счету 05 «Амортизация нематериальных активов» с соответствующими корреспондирующими счетами 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основные производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 97 «Расходы будущих периодов».
7. Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций по выбытию нематериальных активов В процессе проведения процедуры аудитору необходимо просмотреть необходимые документы и провести опросы сотрудников аудируемого лица для выявления основных причин выбытия нематериальных активов и установления перечня нематериальных активов, принадлежащих организации по состоянию на начало проверяемого периода и выбывших в течение проверяемого периода. Также аудитору необходимо определить, не утратили ли нематериальные активы, используемые в деятельности аудируемого лица, в течение проверяемого периода способность приносить экономические выгоды. Для проверки правомерности списания нематериальных активов с бухгалтерского баланса проверяемой организации, аудитору необходимо проверить наличие и правомерность оформления: 1. в случае выбытия нематериальных активов по договору об уступке исключительных прав (иным аналогичным договорам) – договоров с отметкой о регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и необходимых первичных документов на списание нематериальных активов; 2. при передаче нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал других организаций – учредительных документов, оценочных актов и необходимых первичных документов; 3. при безвозмездной передаче – договоров об уступке исключительных прав и необходимых первичных документов на списание нематериальных активов; 4. в случае прекращения использования нематериальных активов для производственных (управленческих) целей в связи с моральным износом или истечением срока полезного использования – актов комиссии по оценке и списанию нематериальных активов, приказов (распоряжений) руководителя организации о списании нематериальных активов и других первичных документов. Аудитору также необходимо проконтролировать правильность учета операций по списанию нематериальных активов путем взаимного сличения данных по корреспондирующим счетам. Кроме того, проверяющему необходимо установить своевременность списания нематериальных активов с бухгалтерского баланса организации путем сопоставления даты их выбытия, указанной в регистрах бухгалтерского учета, с датами регистрации договоров в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и датами, указанными в первичных учетных документах. Если объект нематериальных активов списывается в связи с истечением срока полезного использования, то проверка осуществляется путем сопоставления даты, указанной в акте на списание объекта, подписанной специальной комиссией с датой окончания срока действия охранного документа. По объектам, на которые охранные документы не оформляются, проверка осуществляется путем сопоставления с датой, указанной в карточке учета нематериальных активов.

 

Типичные ошибки в бухгалтерском учете нематериальных активов:

Ø отсутствие первичных документов по учету нематериальных активов или оформление их с нарушением установленных требований;

Ø отсутствие документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (свидетельства, патенты, договоры уступки права требования, товарные знаки и т.п.);

Ø необоснованное включение объектов в состав нематериальных активов;

Ø неправильное отнесение затрат на счет 04 «Нематериальные активы»;

Ø неправомерное увеличение стоимости нематериальных активов за счет текущих затрат;

Ø несвоевременное отражение в бухгалтерском учете операций с нематериальными активами;

Ø оприходование нематериальных активов не по цене их приобретения;

Ø неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов;

Ø необоснованное списание нематериальных активов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...