Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила учета основных средств.




С 1 января 1998 г. действовало Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97. Данное Положение излагало правила, связанные с оценкой, амортизацией, восстановлением, арендой, выбытием основных средств, а также раскрытием соответствующей информации в бухгалтерской отчетности. Во исполнение правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Минфин РФ разработал и утвердил новую редакцию Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - Положение), которое вводится в действие с бухгалтерской отчетности 2001 г. (промежуточной и годовой).

Положение развивает ранее принятые правила бухгалтерского учета объектов основных средств, дополняя и изменяя их применительно к требованиям международных стандартов финансовой отчетности, а также учитывая практику применения ранее введенных правил. Отменен стоимостный критерий при отнесении объектов к основным средствам. В Положении уточнено определение понятия "основные средства".

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

· использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

· использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В условиях отсутствует стоимостный критерий принятия отдельных предметов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. С 1 января 2001 г. для всех организаций отменяется ведение специального учета активов в качестве малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Для организаций, перешедших на применение нового Плана счетов бухгалтерского учета, это привычно, поскольку в нем отсутствуют счета для учета МБП (счетов 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов") и по состоянию на 1 января 2001 г. они были распределены в зависимости от срока полезного использования на счетах 01 "Основные средства" (при сроке полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев) и 10 "Материалы" (при сроке полезного использования продолжительностью до 12 месяцев или в пределах обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев).

Механизм перевода остатков на 1 января при переходе на новый План счетов должен быть следующий. Амортизация, учтенная на счете 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов", в части предметов, переводимых на счет 01 "Основные средства", переносится на счет 02 "Амортизация основных средств". В дальнейшем амортизация по ним начисляется в установленном порядке для соответствующей группы основных средств исходя из оставшегося срока полезного использования по ним.

В части предметов, переводимых на счет 10 "Материалы", производится доначисление амортизации в размере недоамортизированной стоимости предметов, переданных в производство или в эксплуатацию. Доначисление производится в переходный период между отчетной датой и 1 января перехода на новый План счетов по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или счет 97 "Расходы будущих периодов" (в случае принятия решения организацией об отнесении суммы доначисленной амортизации на затраты не января, а более длительного периода) в корреспонденции с кредитом счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов". Одновременно доначисленная по этим предметам амортизация переводится с дебета счета 13 на кредит счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Также производится запись по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 12 в нулевой оценке для начала ведения количественного и аналитического учета по счету 10.

Если организации не перешли на новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2001 г., то счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" используются лишь для учета предметов, приобретенных до 1 января 2001 г. Вновь приобретенные после 1 января 2001 г. предметы должны учитываться в зависимости от срока полезного использования на счете 01 "Основные средства" или на счете 10 "Материалы".

Новое определение понятия "основные средства" более приближено к определению, приведенному в соответствующем международном стандарте финансовой отчетности.

Расширена номенклатура предметов, учитываемых в составе основных средств. Среди основных средств появляются предметы с малой стоимостью и довольно большой трудоемкостью учета по правилам учета основных средств. Положение разрешает организации принять решение по объектам основных средств стоимостью не более 2000 рублей за единицу, а также приобретенным книгам, брошюрам и другим изданиям о списании стоимости указанных объектов на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть надлежащий контроль за их движением. Как известно, последнее организовалось по малоценным предметам, стоимость которых не превышала 1/20 ранее устанавливаемого стоимостного критерия (лимита за единицу в размере 100-кратного МРОТа).

В связи с данным правилом меняется порядок учета приобретенных книг, брошюр и других изданий (так называемого библиотечного фонда), по которому в Минфин РФ поступало довольно много замечаний.

Уточнен порядок переоценки основных средств. Как известно, коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

К сожалению, это правило большинством организаций использовалось для целей налогообложения, а не для достоверного отражения в бухгалтерской отчетности действительной оценки основных средств в организации.

В целях упорядочения проведения переоценки в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утверждены Приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. N 60н) обращалось внимание, что результаты проведенной организацией переоценки объектов основных средств в соответствии с установленным порядком до начала отчетного года по состоянию на 1-е число отчетного года подлежат отражению в бухгалтерском учете в январе и учитываются в бухгалтерской отчетности при формировании данных на начало отчетного года. Тем самым переоценка проводится до начала следующего отчетного года в ходе проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год.

В соответствии с уточненной редакцией ПБУ 6 при принятии решения о переоценке основных средств следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Таким образом, зафиксировано требование МСФО проведения регулярной переоценки основных средств.

Изменен порядок отражения результатов переоценки основных средств в бухгалтерском учете - он максимально учитывает международно-принятую практику. В отношении суммы дооценки объекта основных средств в результате его переоценки в общем сохранился действующий порядок - его зачисление в добавочный капитал организации. В то же время внесено уточнение в части суммы дооценки объекта основных средств, равной сумме уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов. Теперь она должна относиться на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве операционного дохода (счет 91 "Прочие доходы и расходы").

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации (счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)").

Отражен порядок включения в первоначальную стоимость основных средств процентов по заемным средствам и суммовых разниц.

В качестве следующего уточнения следует отметить изменения в отношении процентов по заемным средствам. ПБУ 10/99 "Расходы организации" определило включение процентов в состав операционных расходов. В связи с чем возникал вопрос: должны ли эти проценты формировать первоначальную стоимость основных средств? Положение установило, что начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта, формируют первоначальную стоимость объекта основных средств, так как являются фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств. Дополнен состав указанных затрат в отношении суммовых разниц.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Исключены отдельные положения:

До сих пор не выполнено поручение правительства о выработке рекомендательных сроков использования основных средств в разрезе их групп. Нормы амортизационных отчислений, установленные постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072, давно уже не характеризуют нормальные сроки эксплуатации основных средств (еще в пору их утверждения они были занижены на 30%). Предполагается, что до конца 2001 г. указанные рекомендации будут утверждены и нормы амортизационных отчислений отменены.

Исключение раздела 6 "Аренда основных средств" ПБУ 6/97 вызвано рядом причин, и в первую очередь связано с принятием решения о разработке специального положения по бухгалтерскому учету, посвященного раскрытию правил отражения операций, связанных с арендой основных средств (операционного, финансового и др.), с учетом требований нового соответствующего международного стандарта финансовой отчетности.

3. Документальное оформление движения основных средств

Все операции с основным средством с момента его постановки на учет и до момента выбытия должны оформляться соответствующими первичными документами.

Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. ¹ 7 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств”. К ним относятся:

ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств

ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств

ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств

ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования Документы, форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в других альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете):

— наименование документа;

— дату составления документа;

— наименование организации, от имени которой составлен документ;

— содержание хозяйственной операции;

— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

— наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личные подписи указанных лиц.

Для учета ввода в эксплуатацию объектов основных средств составляются акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ¹ ОС-1), акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма ¹ ОС-1а), акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ¹ ОС-1б). Они применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:

а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, — в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, — после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших:

— по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;

— путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;

б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.

Прием-передача объекта (ов) между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:

— по форме ¹ ОС-1 — для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); — по форме ¹ ОС-1а — для зданий, сооружений;

— по форме ¹ ОС-1б — для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному (ым) объекту(ам).

Реквизит “Государственная регистрация прав” заполняется на недвижимое имущество и в случаях сделок с ним.

В формах ¹ ОС-1 и ¹ ОС-1а раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации.

В случаях приобретения объектов через сеть розничной торговли, изготовления для собственных нужд раздел 1 не заполняется.

В показателях граф “Сумма начисленной амортизации (износа)” указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.

Раздел 2 заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре.

В акте данные об объекте основных средств, находящемся в собственности двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности. При этом на первой странице в раздел “Справочно” заносятся сведения об участниках долевой собственности (с указанием их доли в праве общей собственности), а также в случае, если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), — сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.

Данные приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы ¹ ОС-6, ¹ ОС-6а, ¹ ОС-6б).

Внутреннее перемещение объектов основных средств оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма ¹ ОС-2). Данная накладная применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой.

Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы ¹ ОС-6, ¹ ОС-6а, ¹ ОС-6б).

Приемка-сдача отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств оформляется актом формы ¹ ОС-3. Этот акт применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй эк земпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма ¹ ОС-6).

Следующие акты применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность:

— объекта основных средств — по форме ¹ ОС-4;

— автотранспортных средств — по форме ¹ ОС-4а;

— групп объектов основных средств — по форме ¹ ОС-4б.

Составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).

В показателях граф “Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость”:

— по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;

— по объектам, не проходившим переоценку, — первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

В показателях граф “Сумма начисленной амортизации (износа)” указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.

Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:

— в разделе 3 “Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания” (форма ¹ ОС-4);

— в разделе 5 “Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания” (форма ¹ ОС-4а);

— в разделе 2 “Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств” (форма ¹ ОС-4б).

Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств (формы ¹ ОС-6, ¹ ОС-6а, ¹ ОС-6б).

Инвентарные карточки (книги) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Они ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект — по форме ¹ ОС-6, на группу объектов — по форме ¹ ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий — по форме ¹ ОС-6б.

Записи при приеме-передаче производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы ¹ ОС-1, ¹ ОС-1а, ¹ ОС-1б) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.

В показателях граф “Сумма начисленной амортизации (износа)” указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.

Для оформления поступившего на склад оборудования составляется акт о приемке оборудования (форма ¹ ОС-14). Данный акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией.

При осуществлении монтажных работ подрядным способом в состав приемной комиссии часто входит также представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.

В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад форма ¹ ОС-14 является предварительным документом, составленным по наружному осмотру.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма ¹ ОС-16).

Передача оборудования монтажным организациям оформляется актом приемки-передачи оборудования в монтаж (форма ¹ ОС-15)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...