Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ рентабельности продукции и выявление резервов ее повышения

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности должен находиться в основном звене всей экономики - на предприятии. Именно здесь производится нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Основная задача любого предприятия – продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры.

Цель курсовой работы – планирование повышения рентабельности производства В соответствии с целью поставлены следующие основные задачи:

- рассмотреть научно—методические основы плана повышения рентабельности производства;

- провести анализ рентабельности продукции

- выявить резервы повышения рентабельности

- разработать план повышения рентабельности производства;

- рассмотреть имитационную модель планирования рентабельности.

Значительный вклад в разработку проблемы оптимизации платежеспособности и рентабельности, а также управлению ими и планированию, внесли такие зарубежные ученые, как Брейли Р., Майерс С, Ван Хорн Дж., Друри К., Дайле А., Бернстайн Л.А., Хорнгрен Ч., Бригхем Ю., Гапенски Л., Коллас Б. и др. В работах отечественных ученых и исследователей - Абрютиной М.С., Баканова М.И., Бланка И.А., Бочарова В.В., Гиляровской Л.Т., Ковалева В.В., Кутера М.И., Мельник М.В., Палий В.Ф., Савицкой Г.В., Соколова Я.В., Черника Д.Г., Хруцкого В.Э., Черновой В.А., Шеремета А.Д., Щиборща К.В. и др.

Предметом является рентабельность как экономическая категория

Объект - анализ рентабельности предприятия ОАО «Азимут»

НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНА ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

 

 

Экономическая сущность рентабельности заключается в том, что она показывает сумму получаемой прибыли на денежную единицу затрат. Одно из его определений звучит так: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Таким образом, в самом широком смысле под рентабельностью понимают:

-прибыльность или доходность производства всей продук­ции (работ, услуг) или отдельных ее видов;

-доходность предприятий, организаций, учреждений в це­лом как субъектов хозяйственной деятельности;

- прибыльность различных отраслей экономики.

Рентабельность, в отличие от абсолютного значения прибы­ли, является относительным показателем, также характери­зующим эффективность работы предприятия[12, с.213].

Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

- отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

- отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов[3, с.423].

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Таким образом, благодаря использованию результатов оценки экономической эффективности производственной деятельности предприятий появляется возможность повысить обоснованность решения такого круга задач, как:

- контроль за результатами хозяйствования;

- выявление основных направлений совершенствования дальнейшего функционирования предприятия;

- определение факторов, сдерживающих дальнейшее повышение эффективности производственной деятельности предприятия;

- сравнение различных вариантов деятельности, выбор наилучшего из них для реализации;

- определение вклада предприятия в конечные народнохозяйственные результаты, его планирование;

- выявление возможностей использования различных рычагов воздействия (в частности, на базе системы оценки экономической эффективности должна строиться система материального и морального стимулирования работников);

- определение экономического потенциала предприятия (из множества возможных вариантов использования производственных мощностей появляется возможность выбора того из них, который в максимально возможной степени обеспечивает повышение эффективности производства);

- получение количественной оценки экономической эффективности деятельности предприятий.

Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.

Основными функциями рентабельности являются: учетная, оценочная, стимулирующая[9, с.127].

Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

По мере развития экономической теории определение понятия «рентабельность» постоянно уточнялось от самого простого определения как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой рентабельности. В настоящее время ее характеризуют с позиций двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция рентабельности по существующей методике на макро и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места рентабельности в доходе страны.

Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие (промышленное предприятие) работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «рентабельности», которую уплачивает предприятие в виде налога на рентабельность и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли рентабельности, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала[14,с.198].

Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение рентабельности, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Рентабельность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

При расчете рентабельности соотносятся результаты и зат­раты, связанные с получением этих результатов. В зависимости от того, какой уровень экономики рассматривается (предприя­тия или отраслевой) и какие результаты и затраты соотносятся, выделяют несколько показателей рентабельности:

-рентабельность отдельных видов продукции, работ, услуг

- рентабельность предприятий, организаций, учреждений

- рентабельность отрасли экономики

Необходимо отметить, что каких-либо абсолютных обще­принятых значений рентабельности, на которые можно ориен­тироваться при анализе, не существует, так как ее показатели резко колеблются по отраслям. Рост этих показателей по пери­одам отчетности считается положительной тенденцией.

Для расчета рентабельности отраслей экономики берется общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, которые входят в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отраслей влияет наличие у них низкорентабельных и убыточных предприятий.

Для финансового анализа наиболее важным является рас­чет соотношения чистой прибыли к уровню продаж, активам, собственному капиталу. Это следующие виды рентабельности:

1. Рентабельность капитала

 - рентабельность совокупного капитала (прибыль до налогообложения / всего активов) – характеризует насколько эффективно предприятие использует свои активы, т.е. какую прибыль приносит каждая грн., вложенная в имущество предприятия

- рентабельность собственного капитала (чистая прибыль / собственный капитал) - характеризует насколько эффективно предприятие использует собственный капитал, т.е. какую прибыль приносит каждая грн., вложенного капитала

-рентабельность основных средств (чистая прибыль / основные средства) - характеризует насколько эффективно предприятие использует основные средства, т.е. какую прибыль приносит каждая грн., вложенная в основные средства

2. Рентабельность продаж

- валовая рентабельность реализованной продукции (валовая прибыль/выручка от реализации) – характеризует общую эффективность деятельности предприятия

- операционная рентабельность (операционная прибыль

- чистая рентабельность реализованной продукции (чистая прибыль/ выручка от реализации) – характеризует эффективность деятельности предприятия по чистой прибыли

3. Рентабельность производства

- рентабельность операционной деятельности (прибыль от операционной деятельности / операционные расходы) – показывает окупаемость расходов от операционной деятельности

- рентабельность обычной деятельности (прибыль от обычной деятельности / расходы обычной деятельности) – показывает окупаемость всех расходов, т.е. грн. прибыли приходится на 1 грн. затрат

- чистая рентабельность деятельности (чистая прибыль / расходы обычной деятельности) – показывает сколько грн. чистой прибыли приходится на 1 грн. затрат[13,с.94]

При расчете этих показателей используются:

- чистая прибыль, которая определяется как прибыль до налогообложения за вычетом налога на прибыль (стр. 220 фор­мы №2 «Отчет о финансовых результатах»);

- чистый доход, который определяется как выручка от реали­зации без учета НДС, акцизного сбора и прочих вычетов из до­хода (стр. 035 Формы №2 «Отчет о финансовых результатах»).(приложение А)

Для анализа причин изменения коэффициента ROE, характеризующего рентабельность капитала, целесообразно применять уравнение Дюпона. Это уравнение получило такое название в честь компании Du Pont, специалистами которой для внутреннего управления и оперативного руководства была создана система факторного анализа. Данное уравнение имеет вид:

 

ROE = ROА * (Активы / Собственный капитал)

 

В данном уравнении коэффициент ROE разложен на две составляющие:

- рентабельность активов

- коэффициента фи­нансового левереджа (финансового рычага), который исчис­ляется как соотношение: Активы / Собственный капитал.

То есть данное уравнение наглядно показывает, что прибыльность собственного капитала зависит от прибыльности активов и финансового левереджа. Это хорошо видно на следующей схеме:

 

ROE = чистая прибыль / собственный капитал = чистая прибыль/активы * активы/собственный капитал = ROА * (Активы / Собственный капитал)

 

Необходимо обратить внимание на тот факт, что увеличение фи­нансового левереджа связано с увеличением доли заемного капитала. Поэтому существует определенный риск в привлечении заемного капитала, который оправдывается только в том случае, когда прибыль, полученная от эффективного использования активов, превышает процент ставки по полученным заемным средствам. Иначе действие фи­нансового левереджа только усиливает негативный эффект ошибок руководства, связанных с соотношением собственного и заемного капитала

Методика исчисления рентабельности за рубежом несколько отличается от применяемой в отечественной практике, что обусловлено различиями в собственности, учете, отчетности. Зарубежные промышленного предприятия рентабельность за отчетный период определяют как разность стоимости чистых активов на начало и конец периода. Чистые активы подсчитываются путем вычитания из общей стоимости активов промышленного предприятия (стоимости недвижимости, машин и оборудования, запасов, долговых требований, ценных бумаг в портфеле) стоимости долгов третьим лицам (т. е. тем, кто не входит в число владельцев компании), суммы среднесрочной, долгосрочной и краткосрочной задолженности поставщикам и прочим кредиторам. Из полученной разности вычитают дополнительные взносы владельцев компании или прибавляют к ней сумму выплаченных возмещений им [13, с.96].

В зарубежной практике исчисляют чистую балансовую рентабельность (ЧБП) (для акционерных обществ) это рентабельность после вычета налогов, но до ее распределения на дивиденды и отчисления в резервные фонды. Чистая рентабельность представляет собой валовую рентабельность, которая не учитывает обесценивание капитала, за вычетом затраченных средств, в том числе предназначенных на восстановление полностью использованной (самортизированной) части капитала. Чистая рентабельность в нашей практике определяется как разность между балансовой рентабельностью и налогами, выплачиваемыми предприятием из балансовой рентабельности.

Номинальная рентабельность характеризует фактически полученный ее размер.

Реальная рентабельность это номинальная рентабельность, скорректированная на уровень инфляции. Она характеризует покупательную способность предприятия,

Минимальная, нормальная, целевая и максимальная рентабельности связаны с планируемым объемом деятельности, достижение каждой из них означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности, рентабельности.

Минимальной считается такая рентабельность (Пmin), которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период:

Пmin=(К x МРР)/(100 х Сп)

где К величина вложенного капитала;

 МРР минимальный уровень рентабельности;

Сп ставка налога на рентабельность в соответствии с действующим законодательством.

Объем деятельности, соответствующий минимальной рентабельности, определяется по формуле

Т= (Иопост. + Пmin x 100)/(Увд х У ио пер.)

Нормальная рентабельность соответствует средней норме рентабельности на капитал (НПК);

Пн = (К x НПК)/(100х Сп)

Под целевой рентабельностью понимается та рентабельность, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном и производственном развитии.

Под нормальной рентабельностью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая рентабельность ниже нормальной (определенный процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу. Бегство капиталов из нерентабельной отрасли в дальнейшем приведет к росту ее рентабельности, если спрос на данные товары (услуги) постоянен, и тогда самый меньший по массе капитал сможет получить нормальную рентабельность. Если же предприниматели в данной сфере деятельности получают. более высокую, чем нормальная, рентабельность, то в эту отрасль устремится дополнительный капитал из отраслей, получающих нормальную рентабельность, и тем самым уровень рентабельности снизится до нормального.

Максимальная рентабельность является основной целевой установкой для частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды. Достижение максимальной рентабельности означает стремление к максимальному увеличению рентабельности в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы определенный уровень издержек не был повышен, к обеспечению ликвидности, т. е. к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Максимальная рентабельность достигается при таком объеме деятельности, когда граничный доход равняется граничным затратам[21,с. 275].

Росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность: 1) ускорением товарооборачиваемости; 2) уменьшением массы издержек; 3) увеличением нормы рентабельности путем повышения цен. Между целями развития предприятия и факторами, их определяющими, существует тесная связь. Если целью является обеспечение потребности в накоплениях на производственное развитие, тогда важнейшими факторами выступают структура реализации товаров и услуг, уровень торговых надбавок, цены реализации, объем, структура и эффективность использования ресурсного потенциала, размер рентабельности. Если цель - обеспечение устойчивого положения предприятия (промышленного предприятия), то она достигается на основе обеспечения устойчивых отношений с поставщиками, банками и другими контрагентами (количество проданных товаров, цена единицы) и достаточного размера рентабельности.

Если целью является удовлетворение интересов собственника имущества, важнейшими факторами, обеспечивающими ее достижение, становятся объем собственных и привлеченных оборотных средств и эффективность их использования, размер рентабельности.

Если предприятия в качестве первоочередной цели определяют обеспечение социального потребления и социального развития коллектива, то основными факторами, которые должны быть использованы для ее достижения, выступают издержки обращения, численность и состав используемых трудовых ресурсов, меры государственного регулирования (нормы и нормативы отчислений в различные фонды социальной защиты населения и т. п., минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень и т. п.), размер рентабельности.

В экономической реальности рентабельность в большинстве случаев одновременно является полученной, заработанной и допускаемой.

Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту рентабельности (при использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших целей развития предприятия (промышленного предприятия).

Обоснование целевого размера рентабельности предприятия:

1) Определение объема товарооборота, при котором возможно получение целевой рентабельности.

2)Разработка ценовой политики и стратегии.

3)Формирование ассортиментной политики (определение оптимальной товарно-групповой структуры, соответствующей спросу населения и обеспечивающей достижение избранной цели.

4) Формирование ресурсной политики (товарное обеспечение, трудовые, материальные и финансовые ресурсы).

5) Управление валовыми доходами.

6) Использование возможностей эффективного размещения денег.

7) Управление издержками обращения

8) Оценка соответствия возможностей получения рентабельности ее целевой величине[21, с.277].

В практике работы предприятия имеются большие резервы роста рентабельности. Они носят характер традиционных (рост товарооборота, снижение издержек обращения и т. п.). В современных же условиях надо использовать для наращивания рентабельности не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации. Среди них основными являются:

-формирование коммерческого ассортимента с учетом рентабельности товаров;

-новая философия взаимоотношений с контрагентами;

-использование возможностей рисковой деятельности;

-инновационная политика;

-оптимальные масштабы предприятия;

-использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;

-акционирование;

-выгодное размещение денежных ресурсов и др.

Предприятия ежегодно сталкиваются с необходимостью выбирать товары для реализации из большого количества наименований. При этом чем более разнообразным будет ассортимент, тем полнее будет удовлетворен спрос населения, т. е. покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров или услуг. И в то же время необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки. Это означает, что целесообразно обеспечить взвешенный подход при выборе поставщиков, определении оптимальной партии и цены закупки товаров, установлении обоснованной торговой надбавки, расходовании средств на осуществление коммерческой деятельности.

Выгодная закупка товаров, к примеру, сама по себе не означает еще высокой рентабельности. Поэтому важно обеспечить правильную сбытовую политику непосредственно в магазине, т. е. разместить товар так, чтобы он принес больше рентабельности. Все товары условно делятся на три группы высокого, среднего и низкого уровня рентабельности. Рациональное размещение товаров с учетом вышесказанного позволяет максимизировать рентабельность и минимизировать затраты [12, с.215].

 

 

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

 

ОАО «Азимут» основано согласно решению учредителей от 20 апреля 1994 г. №1 путем преобразования Организации арендаторов арендного предприятия «Азимут». Местонахождение общества: 99023 Севастополь, ул. Моренеско, 25.

ОАО «Азимут» является юридическим лицом, действует на основе Хозяйственного Кодекса, законов Украины «О предпринимательстве», «О собственности», «О хозяйственных обществах» и иных законодательных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность. Характер и объём хозяйственной деятельности определён Уставом предприятия.

Согласно Устава  основными целями деятельности общества является:

-удовлетворение общественных потребностей в работах, продук­ции, услугах Общества и реализации на этой основе социальных и экономических интересов Участников и членов трудового кол­лектива Общества;

-создание конкурентоспособных товаров, работ и услуг, насыщение ими потребительского рынка, организация при этом допол­нительных рабочих мест.

В соответствии с основными целями, предметом деятельно­сти Общества является:

- организация и осуществление розничной и оптовой торговли;

- реализация продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления;

- реализация строительных материалов;

- осуществление пассажирских и грузовых перевозок всеми ви­дами транспорта;

- закупка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, морепродуктов;

-ремонт и сервисное обслуживание транспортных средств;

-создание и эксплуатация предприятий и пунктов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиничного хозяйства, сферы отдыха и др.;

Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности и финансовые ресурсы, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе (Приложение Б). Общество является собственником, осуществляет право владения ипользования и распоряжения этим имуществом, и полученные доходы. Источниками формирования имущества Общества являются:

- вклады Учредителей                           

-доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной деятельности;

- кредиты банков и других кредитов;

- иные источники, не запрещенные законодательством.

Предприятие самостоятельно планирует и определяет перспективы развития, исходя из спроса на предоставляемые услуги, работы и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения его доходов.

Предприятие реализует свои работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, по государственным.

Источником формирования финансовых ресурсов является доход от хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления, кредиты банков и других кредиторов, и другие поступления. Основные показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Азимут» за 2007-2008 гг. представлены в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 -Основные показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Азимут» за 2007-2008 гг.

 

Наименование показателя Един. Измер. 2007 г. 2008 г Темп изменения % Отклоне-ние (+,-)
Товарооборот тыс.грн. 7374,2 7394,7 100,3 20,5
Доход от реализации В сумме В % к товарообороту тыс.грн. %   861,5 11,68   884,1 11,96   102,6     22,6 0,28
Издержки обращения В сумме В % к товарообороту тыс. гр. %   1106,4 15,0   1322,3 17,88   119,51     215,9 2,88
Финансовый результат от операционной деятельности: убыток тыс.грн. 244,9 37 - 207,9
Другие доходы тыс.грн. 313,1 209,1 66,78 -104
Другие расходы тыс.грн. 45,6 26,6 58,46 -19
Прибыль предприятия до н.о В сумме В % к товарообороту тыс.грн. %   22,6 0,3   145,5 1,97   643,8   122,9
Чистая прибыль В % к товарообороту тыс.грн % 16,95 0,23 97,5 1,3 575,2 80,55 1,07
Среднеучетная численность работников чел. 137 115 83,9 -22
Производительность труда тыс.грн. 44,8 53,6 119,6 8,8
Наименование показателя Един. Измер. 2007 г. 2008 г Темп изменения % Отклоне-ние (+,-)
Фонд заработной платы В сумме В % к товарообороту тыс. грн. % 958,8 15,6 1040,9 16,9 108,6 82,1
Средняя заработная плата  1-го работника в месяц грн. 583,2 754,3 129,3 171,1
Средняя стоимость основных фондов тыс. грн. 1315,0 1596,3 121,39 281,3
Средняя стоимость оборотных средств тыс. грн. 1442,7 992,8 68,8 -449,9
Оборачиваемость оборотных средств дни 71 49 69,1 -22
Фондоотдача грн. 5,61 4,63 82,53 -0,98

 

На основании расчетных показателей хозяйственной деятельности предприятия можно сделать следующие выводы.

Для предприятия характерен рост объема реализации (товарооборота) за отчетный период на 0,3 % или на 20,5 тыс. грн. Доход от реализации товаров вырос в отчетном году на 2,6 % или в сумме на 22,6 тыс.грн. Издержки обращения возросли на 19,51 %, что превышает рост товарооборота, это говорит о наличии сверхнормативных расходов, связанных, например, с выплатой штрафных санкции, за несоблюдение договорных условий и т.д. Несмотря на это предприятие получило прибыль в 2008 году превышающую в 5 раз прибыль, полученную в 2007 году. Данный фактор явился результатом дополнительной деятельности предприятия, в частности сдачи своих помещений в аренду.

Рост прибыли предприятия положительно сказался и на увеличении фонда заработной платы (на 82,1 тыс.грн.). Средняя заработная плата работников предприятия составила 754,3 грн., что на 129,3 грн. больше чем в 2007 г. Это объясняется в первую очередь повышением производительности труда каждого работника (44,8 тыс.грн. в 2007г., и 53,6 тыс.грн. в 2008г.). Из таблицы видно, что при уменьшении численности работников предприятия на 16,1% производительность увеличилась на 19,6 %, а заработная плата возросла на 29,3%, что говорит о правильной организационной структуре предприятия и его внутренней политике.

       Наблюдается рост средней стоимости основных фондов на 21,39% или на 281,3 тыс.грн., но при этом фондоотдача снизилась на 17,47% по сравнению с показателем предшествующего года. Это говорит о не-эффективном использовании основных фондов предприятия в частности о неполном использовании торговых и складских помещений, а следовательно и росте издержек обращения.

Стоимость оборотных средств в текущем году уменьшилась в сравнении с предыдущим годом на 449,9 тыс.грн. или на 31,2% в то время как их оборачиваемость ускорилась на 22 дня, что указывает на высвобождение средств из оборота для нового вложения в хозяйственный процесс в сумме 1,36 тыс.грн.- это является следствием эффективного использования ресурсов и правильным для данного предприятия ведением финансовой политики.

Таким образом, из полученных результатов следует, что в целом торгово-хозяйственная деятельность ОАО «Азимут» осуществляется успешно.

В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках труда, продукции, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле – как текущая коммерческая деятельность предприятия. Деловая активность предприятия проявляется в динамичности ее развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта. Анализ деловой активности может быть осуществлен по двум направлениям:

1) степени выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

2) уровню эффективности использования ресурсов предприятия.

Для оценки уровня эффективности использования ресурсов ОАО «Азимут» рассчитываются показатели рентабельности от деятельности предприятия (таблица 2.2)

Таблица 2.2 - Анализ рентабельности ОАО «Азимут»(%)

Показатель 2007 г. 2008 г. Норматив Отклонения (+,-)
Рентабельность совокупного капитала 0,7 3,75 > 0 3,05
Рентабельность собственного капитала 0,7 4,2 > 0 3,5
Рентабельность дохода от реализации 11,7 11,96 > 0 0,3
Операционная рентабельность продаж Показатель -3,3     2007 г. -0,5     2007 г. > 0     Норматив -2,8     Отклонения (+,-)
Чистая рентабельность продаж 0,2 1,3 > 0 1,1
Рентабельность оборотных активов 0,67 3,75 > 0 3,08

 

Из результатов расчетов данной таблицы можно сделать следующие выводы:

1) исходя из норматива рентабельность совокупного капитала ОАО «Азимут» имеет положительный результат, в 2008 году рентабельность возросла на 3,05 %, это говорит о том, что в 2008 году сумма прибыли на 100 грн. совокупного капитала возросла и составила 0,0375 (37,5 %) от прибыли, тогда как в 2007 году она составляла 7%.

2) рентабельность собственного капитала в 2007 году возросла на 3,5%. это показывает, что на 100 грн. вложенного собственного капитала приходится 42 грн. прибыли (в 2008 г.)Эти два показателя представляют интерес для собственников капитала и инвесторов и их рост соответственно характеризует ОАО «Азимут» с положительной стороны.

3) рентабельность дохода от продаж также возросла в 2008 году, хотя и незначительно на 3 грн., что показывает эффективность хозяйственной деятельности ОАО «Азимут», а такж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...