Омская область во второй половине XIX века.
ГЛАВА 2. Омская область в XVIII-XIX веках Омская область во второй половине XIX века. В конце 50-х годов царское правительство было вынуждено начать подготовку к отмене крепостного права. В Сибири не создавались губернские дворянские комитеты, но помещикам предлагалось высказывать свои соображения по поводу предполагаемого освобождения крепостных. Крепостных крестьян в нашем крае было очень мало. Накануне крестьянской реформы из 200 тыс. жителей Омского и Тарского округов крепостных и дворовых было всего 200 человек. В «Положение 19 февраля 1861 г.» были включены «Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Сибири», по которым крестьяне освободились от крепостной зависимости и получали наделы по нормам степной полосы (от 8 до 15 десятин), и должны были платить оброк по 8 руб. с души. Сибирские помещики могли предоставлять бывшим крепостным землю за определенную плату или продать свои имения в казну. Крестьяне отказывались платить оброк и выкупать землю, не хотело покупать помещичьи земли и государство. Большинство бывших крепостных было переведено в состав государственных крестьян, а имения проданы купцам и зажиточным крестьянам. Помещичьи имения после реформы исчезли. В 1896 г. был издан закон о поземельном устройстве крестьян, поселившихся на казенных землях Сибири. Все земли и леса оставались собственностью государства, крестьянские общества получали земельные наделы в пользование из расчета 15 десятин на душу и должны были платить за наделы оборочную подать, которая позднее была видоизменена. Во главе местного управления стояли губернаторы, назначенные царем, губернии делились на уезды, в Сибири - на округа. Территория нашей области входила в состав Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губернии и Омского округа Акмолинской области. Всеми делами в округах управляли назначенные царем и министрами чиновники.
После отмены крепостного права правительство продолжает проводить реформы в области местного самоуправления, суда, управления, просвещения и т. д. По новому Городовому положению от 1870 г. на Городскую думу и Городскую управу возлагались административные и хозяйственные задачи, их попечительству подлежали вопросы благоустройства города (транспорт, освещение, отопление, канализация, водопровод), народного образования, здравоохранения, торговли и кредита, благотворительности. Согласно Городовому положению 1870 г., в основе избирательной системы лежал принцип, дававший значительные преимущества крупным налогоплательщикам. На выборах 1877 г. из 24 818 жителей Омска право выбирать получили 1 346 человек. Первым омским городским головой стал Ф. Л. Чернавин, который находился на данном посту с 1873-го до конца жизни (до 17 марта 1879 г.) и много сделал для упрочения авторитета и усиления роли городской власти. При нем значительно укрепилась городская казна, открылся городской общественный банк. Земская реформа, как и в других районах, где помещики были малочисленны, в Сибири не проводилась. Новые суды организовали только в конце 90-х годов. Буржуазные реформы создавали более благоприятные условия для дальнейшего развития края, но они были непоследовательны, половинчаты, не ликвидировали пережитков крепостничества, которые тормозили рост промышленности и сельскохозяйственного производства. После отмены крепостного права население центральной земледельческой полосы стало интенсивно переселяться в города, на южные территории России и в Сибирь. Переселенцы осваивали в первую очередь лесные и лесостепные пространства Тарского и Тюкалинского округов, степные районы южнее Омска стали осваиваться позднее. Первые крестьянские поселения в Омском округе появились на переселенческих участках в 1894 г.
Благодаря переселенческому движению сельское население Тарского и Омского округов с 1861 по 1897 г. увеличилось с 208000 человек до 386000 или почти в два раза. Возникли десятки новых поселений, были распаханы большие пространства целинных земель. Во второй половине XIX в. значительно возрастает сельскохозяйственное производство, улучшаются сельскохозяйственные орудия. В 60-70-х годах крестьяне начинают пахать землю сохой-колесухой (соха на тележном передке), в которую запрягали трех лошадей. Колесуха была лучше, чем одноконная соха-рогалюха, но не каждый крестьянин имел трех лошадей, поэтому большинство крестьян продолжали обрабатывать землю одноконной сохой. В 80-х годах зажиточные крестьяне стали покупать плуги» веялки, молотилки, жнейки, сенокосилки, конные грабли. Для продажи этих машин в Омске был открыт склад сельскохозяйственных орудий. Усовершенствованные сельскохозяйственные орудия привозились из европейской части России, были очень дорогими, поэтому подавляющее большинство крестьян продолжало пахать землю сохой, убирать урожай косой и серпом, молотить деревянным цепом и веять зерно на ветру. Под влиянием роста капитализма вширь и втягивания сибирской окраины в капиталистический оборот происходит переход от патриархального натурального земледелия к товарному. Показателем этого процесса был рост посевных площадей и сбора зерна. В Тюкалинском и Тарском округах значительно выросли посевные площади, несколько увеличились урожаи. Деревня не только обеспечивала свои потребности, но и располагала значительными излишками зерна. К началу 80-х г. Тарский и Тюкалинский округа могли продавать ежегодно свыше 300 тыс. пудов зерна. В степной полосе к югу от Омска занимались в основном животноводством и покупали хлеб в соседних районах. Основными потребителями товарного хлеба были города, винокуренные заводы, жители северных и степных скотоводческих районов Казахстана. Однако крестьяне не могли продать все излишки хлеба, так как промышленность была слабой, а городское население немногочисленным. Вывозить хлеб на Урал и в другие промышленные районы без железной дороги было невыгодно. Только небольшое количество хлеба вывозилось на Урал по Оби, Тоболу и Туре. После постройки в 1885 г. железной дороги до Тюмени хлеб из Прииртышья стали вывозить на Урал. Часть хлеба по Иртышу вывозилась на пароходах в северные районы и в Казахстан. Но до постройки Сибирской железной дороги рынок сбыта хлеба был весьма узким, и это задерживало развитие земледелия.
Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводства. Разводили коров и лошадей, в степных районах было много овец, свиноводство развивалось слабо. Продуктивность скота оставалась низкой: годовой удой коровы составлял 50-55 пудов (800-900 кг), туша коровы весила 5-7 пудов (80-100 кг). Но количество скота росло очень быстро, увеличивалась продажа мяса, сала, топленого масла жителям городов. Много продуктов животноводства вывозили на Ишимскую и Ирбитскую ярмарки, а после постройки железной дороги до Тюмени -на Урал и в европейскую Россию. Животноводство становится товарным - скот и продукты животноводства продавало больше половины всех крестьян. После реформы заводы, основанные на принудительном труде, не могли выдержать конкуренции с новыми капиталистическим предприятиями Европейской России и стали сокращать производство. Так, в 1861 г. закрылась Омская суконная фабрика Сибирского казачьего войска, в 1867 г. прекратилось производство на крупнейшем в Западной Сибири Екатерининском винокуренном заводе. Промышленное производство, основанное на вольнонаемном труде, развивалось в нашем крае чрезвычайно медленно. До проведения железной дороги в наших городах не было фабричного производства с использованием машин и паровых двигателей, а существовали мелкие кустарные мастерские, основанные на ручном труде. На каждом из таких предприятий работали 3-5 рабочих. Несколько крупнее стали кирпичные заводы, но и они насчитывали только по 15-20 рабочих. На самом крупном омском предприятии - винокуренном заводе - было занято 80-90 человек. В Омске на 70 промышленных предприятиях работало свыше 470 человек, в Таре - на 20 предприятий - 160, в Тюкалинске на 25 предприятиях - 110. В 1893 г. в Омске появилось промышленное предприятие с механическим двигателем - табачная фабрика с керосиновым мотором мощностью в 6 лошадиных сил. Он приводил в движение токарный станок, станки для резки бумаги и табака. На этих предприятиях производилась первичная обработка сырья, а изделия фабричной промышленности привозились из европейской части России.
Расширялась торговля. В связи с тем, что население было редким, дороги плохими, большую роль в торговле играли ярмарки. Крупнейшим центром ярмарочной торговли оставался Ишим. В декабре на Ишимскую ярмарку собиралось до двух тысяч купцов из России и Сибири. Из районов нашей области на ярмарку шли обозы с мясом, маслом, кожами, хлебом, мехами. На ярмарке закупали промышленные товары, которые развозили для продажи по городам и селам. В северной части нашей области главным торговым центром была Тара. Ежегодно проводилось три ярмарки. Окрестные жители привозили на ярмарки скот, масло, пшеницу По три ярмарки в год проводилось в Омске и Тюкалинске. В усилении торговли с северными районами большую роль сыграло развитие пароходства. Во второй половине XIX в. пароходы перевозили сотни тысяч пудов различных товаров. Но основным видом транспорта оставался гужевой, перевозка грузов, на лошадях. В период распутицы во многие районы нельзя было проехать. Роль ярмарочной торговли в период капитализма падала, все большую роль приобретала постоянная торговля на базарах, в магазинах и лавках. Незначительное развитие промышленности и торговли определило и медленный рост городов. С 1861 г. по 1894 г. население Омска увеличилось с 19,5 тыс. человек до 37 тыс., Тары - с 4600 до 7 тыс., Тюкалинска - с 1300 до 4 тыс. жителей. Города оставались административными и военными центрами. В начале 90-х годов в Омске военные и чиновники составляли более 30% всех жителей. Характер города определил и его застройку. Как военно-административный центр Омск был застроен казенными кирпичными зданиями в центре и одноэтажными деревянными домами на окраинах. Город был слабо благоустроен. Дальнейшее развитие Сибири было невозможно без постройки железной дороги. В 1891 г. правительство приняло решение о строительстве Великого Сибирского пути от Челябинска до Владивостока. Работы по строительству западной части дороги начались в мае 1892 г. Строили дорогу в основном рабочие из европейской части России, но были среди строителей и сибиряки. Несмотря на то, что все работы велись вручную, дорога сооружалась необычайно высокими темпами: немног им более чем за два года было построено более 740 км железнодорожного пути до Омска. 25 августа 1894 г. первый поезд прибыл на левый берег Иртыша. В марте 1896 г. был построен мост через Иртыш, и началось движение поездов от Челябинска до Новониколаевска (Новосибирска).
Сибирская железная дорога ликвидировала оторванность, обособленность сибирского хозяйства, Сибирь получила выход на рынки европейской России и Западной Европы, ускорилось её экономическое, политическое, культурное развитие. С постройкой железной дороги создавались более благоприятные условия для переселения крестьян в Сибирь. Количество переселенцев резко увеличилось. Началось освоение степных пространств к югу от железной дороги. Переселившиеся крестьяне, в основном украинцы, основали села Борисовское, Полтавку, Украинку, Сосновку. Переселенцы начали распахивать степную целину, значительно расширилось производство зерна и продуктов животноводства, увеличились торговые обороты, росла промышленность. Вопросы и задания: 1. Обоснуйте необходимость проведения буржуазных реформ второй половины XIX века? 2. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве и промышленности в нашем крае в пореформенный период? 3. Что собой представляло местное самоуправление в Омске во второй половине XIX века? 4. Какое влияние на развитие нашего края оказало строительство железной дороги?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|