Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14.4. Системы застройки городских микрорайонов и жилых районов




14. 4. Системы застройки городских микрорайонов и жилых районов

 

Существуют следующие системы застройки городских микрорайонов и жилых районов:

· периметральная – при такой системе застройки микрорайонов и жилых районов здания строятся по периметрам кварталов, ограниченных улицами. Внутри кварталов размещаются зелёная зона, детские учреждения, спортивные площадки и площадки для отдыха; при периметральной системе застройки не все квартиры в жилых домах, примыкающих к взаимно пересекающимся улицам, могут иметь необходимые условия для обеспечения требуемой нормами инсоляции их помещений;

· строчная – при такой системе застройки здания в микрорайонах и жилых районах размещаются вдоль жилых и магистральных улиц и дорог с интенсивным движением и могут располагаться независимо от направления улиц. При строчной системе застройки имеются возможности обеспечения хороших санитарно-гигиенических условий для помещений квартир и зданий в целом (хорошая инсоляция);

· групповая – при этой системе застройки здания размещают отдельными группами, обеспечивая оптимальные условия инсоляции квартир;

· свободная – эта система включает элементы всех ранее перечисленных видов застройки с различной группировкой и сочетанием зданий и открытых площадок; при такой системе застройки обеспечиваются хорошие санитарно-гигиенические условия для квартир и микрорайонов, а также появляется возможность широкого использования рельефа местности и зелёных насаждений.

Наиболее экономичными (по затратам на строительство) типами жилых зданий массовой застройки являются жилые дома без лифтов высотой 5 этажей, а с лифтами – 9 (10) этажей. При этом 9 (10) – этажные жилые дома целесообразно строить в крупнейших, крупных и больших городах, а также в городах с ограниченными возможностями расширения территории. Жилые дома высотой более 9 (10) этажей имеют более высокую стоимость полезной (общей) площади, при этом её стоимость с увеличением этажности существенно возрастает, и вследствие этого такие дома целесообразно строить при соответствующем экономическом обосновании, т. е. с учётом стоимости застраиваемого земельного участка и устройства инженерных коммуникаций.

Жилые дома высотой более 16-ти этажей не экономичны по затратам на строительство и эксплуатацию. Кроме того, они не совсем удобны для проживания, а некоторые люди вообще боятся высоко подниматься (высотофобия). Такие дома допускается строить в крупнейших и крупных городах на наиболее ответственных участках застройки.

Удаление жилых зданий от остановок общественного транспорта не должно превышать 600 м. Разрывы между жилыми зданиями, устраиваемые из условия обеспечения естественного освещения и инсоляции жилых помещений и обеспечения пожарной безопасности, должны быть не менее:

· между длинными сторонами зданий при их этажности: 2–4 этажа –   20 м;  5 этажей – 30 м;  9 этажей – 48 м;  12–16 этажей – 80 м;

· между торцами зданий (имеющих в торцах окна из жилых помещений) при их этажности: 2–4 этажа – 12 м;  5 этажей – 15 м;  9 этажей – 24 м;  12–16 этажей – 45 м;

· между торцами зданий (не имеющих в торцах окон из жилых помещений) при их огнестойкости:  I и II степени – 6 м; III степени – 8 м; IV и V степени – 10 м;

· между зданиями башенного типа при их расположении по одной оси и этажности:  9 этажей – 36 м;  12–16 этажей – 60 м.

Детские учреждения (ясли-сады) и школы для обеспечения их полноценным естественным освещением должны отстоять от затеняющих их зданий на расстоянии не менее 2, 5 высоты этих зданий.

Жилые дома необходимо размещать на удалении от красных линий жилых улиц не менее чем на 3 м, от красных линий магистральных улиц – не менее 6 м и от красных линий скоростных и грузовых дорог – не менее 50 м. Ширина пешеходных тротуаров в зависимости от этажности застройки и категорий примыкающих улиц и дорог составляет от 1, 2 до 4, 5 м.

Ко всем жилым и общественным зданиям необходимо устраивать подъезды для машин в виде проездов вдоль одной продольной стороны здания (при высоте до 9 (10) этажей) или с двух продольных сторон – при высоте 9 (10) и более этажей. Минимальная ширина проезда – 3, 5 м, проезды к крупным жилым комплексам должны иметь ширину не менее 5, 5 м, а площадки для разворота машин – не менее 12х12 м. Радиусы закруглений проездов на поворотах должны быть не менее 10 м по оси проезда. Проезды размещают от зданий высотой до 16 этажей на удалении 5–8 м, а при этажности более 16 этажей – 8–10 м.

Показатель экономичности застройки – это плотность жилого фонда в м² на 1 га застройки. Она может составлять, например, при 2-х этажной застройке 3000 м², а при 12-ти этажной – 6700 м².

 

14. 5. Дорожно-уличная сеть населённых пунктов

 

Планировочная структура населённых пунктов зависит от характера дорожно-уличной сети, являющейся основным связующим элементом между функциональными зонами и территориями населённых пунктов, а также между объектами внутри этих зон. Улицы и дороги являются транспортными коммуникациями и путями движения людей. Вдоль них укладывают также коммунальные сети: водоснабжения, канализации, электро-, тепло- и газоснабжения, телефонизации и др.

Из сказанного выше следует, что дорожно-уличная сеть представляет часть территории населённого пункта, ограниченную красными линиями и предназначенную для движения транспорта и пешеходов, прокладки сетей инженерных коммуникаций, размещения зелёных насаждений.

Красные линии – это условные границы, отделяющие дороги, городские улицы, проезды, площади, предназначенные для транспортных коммуникаций, от зон и территорий, предназначенных под иное функциональное использование (жилье, ландшафтно-рекреационные, производственные территории).

Различают следующие схемы дорожно-уличной сети (рис. 14. 1):

· прямоугольная – применяется чаще всего при застройке населённых пунктов по заранее разработанным планам;

· прямоугольно-диагональная – усовершенствованная прямоугольная, где наложенные на прямоугольную сетку диагонали сокращают расстояния между угловыми пунктами;

· радиальная – характерна для небольших старых городов;

· радиально-кольцевая – представляет усовершенствованную радиальную схему и чаще всего применяемая в крупных городах.

 

 

 

Рис. 14. 1. Схемы дорожно-уличной сети городов:     а – прямоугольная;              б – прямоугольно-диагональная;                       в – радиально-кольцевая

 

 

Могут применяться и другие схемы дорожно-уличной сети населённых пунктов, например, свободная, не имеющая чёткой геометрической характеристики и представляющая собой функционально связанные зоны населённых пунктов (городов), соединённые между собой дорогами.

Улицы и дороги населённых пунктов бывают магистральными и местного значения. В городах магистральные улицы и дороги являются основными трассами для общегородского пассажирского и грузового движения, а улицы и дороги местного значения делятся на жилые, промышленные, коммунально-складские, пешеходные и проезды, и они служат для местных транспортных и пешеходных сообщений.

Ширину улиц и дорог населённых пунктов устанавливают с учётом их категории и расчётной интенсивности движения транспорта и пешеходов, типа застройки, рельефа местности, требований защиты населения от шума, пыли, выхлопных газов, а также ширины зелёных насаждений и других факторов. Сеть улиц и дорог населённых пунктов должна быть увязана с внешними автомобильными дорогами и автомагистралями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...