Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система организации международных расчетов

Основы создания международного рынка и факторы, влияющие на мировые экономические связи

Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между государствами. Характер этого обмена определяется производственными отношениями в странах, участвующих в торговле.

Мировое хозяйство сформировалось в конце XIX в. Этому способствовал ряд условий:

1. Завершение географических открытий, исчезновение белых пятен с карты мира.

2. Закрепление всех территорий за каким-либо государством.

3. Развитие транспортной инфраструктуры.

4. Появление крупной машинной индустрии, что привело к значительному увеличению объемов выпуска продукции, появлению новых отраслей и видов производства. В процессе индустриализации резко возрастает спрос на различные виды сырья и материалов. Но поскольку запасы сырья ограничены, возникает необходимость получить сырье оттуда, где оно есть. Одновременно возникает необходимость поиска новых рынков сбыта.

Необходимость внешнеэкономической деятельности обусловлена следующими основными причинами:

1. Различия в обеспеченности природно-сырьевыми ресурсами (полезные ископаемые, драгоценные металлы, почвенный покров, вода, растительный и животный мир). В одних странах произрастают такие растения и добываются такие полезные ископаемые, которых нет в других.

2. Различия в географических (природно-климати­чес­ких) условиях существования народов. В одних странах существуют такие условия, которых нет в других, что является главной причиной туризма.

3. Различия в историко-культурном наследии. В одних странах находятся такие памятники, которых нет в других, что является другой причиной туризма.

4. Различия в социально-экономическом развитии стран. Они приводят к разделению труда в международном масштабе. В одной стране производятся такие товары, которые не выпускаются в других.

5. Стремление людей к получению наибольшей прибыли. Прибыль от обмена товарами с иностранцами выше, чем от обмена на внутреннем рынке.

 

Основой внешнеэкономической деятельности являются:

1. Ресурсы всех видов (трудовые, материальные, финансовые, информационные).

2. Продукты производственной деятельности (рынок товаров и услуг).

3. Продукты и услуги интеллектуальной деятельности (рынок технологий, лицензий и ноу-хау).

4. Продукты историко-культурной деятельности.

5. Рекреационно-ландшафтные услуги.

6. Валютно-финансовые и кредитные отношения между странами.

Факторы, влияющие на мировые экономические связи

.

Основные факторы, положительно влияющие:

1. Рост производительности труда (производительность труда – объем продукции, выпускаемой в единицу времени). В результате этого происходит существенное увеличение объема выпускаемой продукции, создаются благоприятные условия для ее экспорта.

2. Повышение комфортности жизни и качества проживания в развитых странах. Появляется необходимость в новых товарах и услугах. Показатели качества жизни: уровень доходов (ВВП на душу населения), продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования. Эти показатели составляют так называемый интегральный «индекс развития человеческого потенциала», определяемый ООН. В 2011 г. по индексу развития человеческого потенциала Россия занимала 66-е место в мире. Кроме того, можно рассматривать уровень заболеваемости, уровень медицинского обслуживания, степень комфортности проживания, обеспеченность продовольствием и т.д.

3. Появление новых отраслей и производств. Страна-новатор получает дополнительные возможности для экспорта. Кроме того, происходит изменение типов производств (переход от массового к серийному и мелкосерийному), что приводит к увеличению видового разнообразия товаров и ориентации на внешний рынок.

4. Рост неравномерности в научно-техническом развитии стран, неравномерности в уровне квалификации кадров и социально-культурном уровне развития трудовых ресурсов. Производство переносится туда, где трудовые ресурсы относительно дешевле.

5. Реализация международных мероприятий по обеспечению свободы торговли, снижению экспортных и импортных пошлин. Зарубежные предприниматели получают равные права с местными.

6. Развитие коммуникационных и транспортных систем. Сотовая и спутниковая связь, Интернет, авиатранспорт значительно облегчают процесс международной торговли.

7. Интеграция стран в союзы. Внутри союзов торговля значительно возрастает.

Факторы, отрицательно влияющие:

1. Дезинтеграция существующих союзов и возникновение государственных границ (СССР, Югославия, СЭВ). В результате этого разрушаются сложившиеся хозяйственные связи.

2. Внедрение государственной политики протекционизма по отношению к собственными товаропроизводителям. Это приводит к ограничению свободы торговли с зарубежными странами.

3. Резкие колебания курсов валют. Так, рост курса национальной валюты приводит к сокращению экспорта.

4. Экономические кризисы, приводящие к снижению уровня международной кооперации и специализации, переходу на замкнутое производство.

В целом, чем более развита страна, тем больше она вовлечена в международную интеграцию.

Международный рынок услуг

Сущность и тенденции развития сферы услуг

Торговля услугами имеет ряд особенностей, которые в значительной степени обусловлены самой природой услуг:

1. Услуги производятся и потребляются в одном месте и одновременно, не разорваны во времени, не подлежат хранению. Значительная часть торговли услугами основана на прямых контактах между потребителем и производителем услуг.

2. Международная торговля услугами возможна только в том случае, если производители услуг работают за рубежом, или иностранцы присутствуют в стране производителя.

3. Часть торговли услугами связана с торговлей товарами, поэтому маркетинговые исследования проводятся совместно для товаров и услуг.

4. Характерное для последнего времени активное международное перемещение капитала и рабочей силы требует развития банковских, информационных, медицинских и др. видов услуг.

5. Часть сферы услуг находится в полной или частичной собственности государства.

6. Международная торговля услугами имеет больше препятствий и барьеров, чем торговля товарами (рынок услуг является более сложным). Основная часть услуг должна быть сертифицирована.

7. В международную торговлю вовлечены не все услуги, а лишь их часть. Например, бытовые коммунальные услуги оказываются по месту проживания.

 

Основные тенденции развития сферы услуг.

1. Самая важная тенденция, характеризующая сферу услуг, – рост занятых в данной сфере (в США – 82% от общего количества занятых, в России – 50%).

2. Диверсификация услуг, которые оказываются крупными корпорациями. Предложение пакетов (комплексов) услуг (например, банки предлагают банковские, страховые, финансовые, посреднические и биржевые услуги).

3. Увеличение разнообразия услуг.

4. Либерализация сферы услуг (в особенности сферы информационных услуг).

5. Мощное развитие сферы информационных услуг, что связано с переходом к информационной (постиндустриальной) эре.

 

Главная проблема рынка услуг в России – малое разнообразие и низкое качество.

Географическое распределение торговли услугами, предос­тавляемыми отдельными странами, отличается крайней нерав­номерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Регулирование рынка услуг. Основные виды услуг

Международное регулирование рынка услуг осуществляется на основе следующих документов:

1. Двусторонние соглашения между государствами. Как правило, охватывают определенные отрасли услуг. Часто связаны с торговлей товарами.

2. Международные соглашения, позволяющие снять ограничения на взаимную торговлю услугами (прежде всего в рамках Всемирной торговой организации – ВТО).

3. Документы, создаваемые межправительственными организациями, специализирующимися на отдельных видах услуг, например, по морскому транспорту, гражданской авиации. Эти документы могут иметь как обязательный, так и рекомендательный характер (например, Международный кодекс рекламы имеет рекомендательный характер).

 

В настоящее время к основным видам услуг относятся:

1. Фрахт (20% от мировой торговли услугами).

2. Прочие транспортные услуги (10%).

3. Туризм (приблизительно 33%).

При этом доля туризма постепенно растет, а доля транспортных услуг сокращается.

Туризм включает транспортные услуги, размещение в гостинице, обеспечение питанием, удовлетворение культурных потребностей, услуги торговых предприятий, обеспечение деловых интересов и т.д.

В то же время наиболее быстрыми темпами растет сектор консалтинговых услуг, которых насчитывается 84 вида.

Большое развитие в последнее время получили информационные и коммуникационные услуги. Связано это с развитием сети Интернет и спутникового телевидения.

 

Система организации международных расчетов

Международные расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в результате внешнеэкономической деятельности.

Субъектами расчетов являются:

· экспортеры;

· импортеры;

· банки.

Эти три субъекта вступают в отношения по поводу движения товарно-распорядительных документов и операционного оформления платежей. В основном международные расчеты осуществляются безналичным путем через банки в результате установления корреспондентских (договорных) отношений.

В систему организации международных расчетов входят три элемента:

· валютные ограничения;

· режимы конверсии валют;

· валютный курс.

Валютные ограничения касаются объемов (квот) ввоза, вывоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты из-за границы и за границу.

Режимов конверсии валют три:

ü полностью конвертируемые валюты (СКВ),

ü частично конвертируемые валюты;

ü неконвертируемые (необратимые, замкнутые) валюты.

 

Под конвертируемостью национальной валюты понимается ее способность свободно обмениваться на иностранную валюту:

· по складывающимся на валютном рынке валютным курсам;

· по всем видам операций (текущим и капитальным).

 

Конвертируемость по текущим операциям – это отсутствие каких-либо ограничений по платежам, связанным с торговлей товарами и услугами. Все страны-члены Международного валютного фонда (МВФ) обязуются ввести конвертируемость по текущим операциям (в том числе и Российская Федерация).

Конвертируемость по капитальным операциям – отсутствие ограничений по операциям, связанным с движением капитала (такими, как прямые и портфельные инвестиции, кредиты и т.д.).

Различают также внешнюю и внутреннюю конвертируемость валют.

Внешняя конвертируемость – это право резидентов совершать операции в иностранной валюте с нерезидентами (иностранными физическими и юридическими лицами).

Внутренняя конвертируемость – право резидентов совершать любые сделки в иностранной валюте без ограничений.

Частично конвертированные валюты сохраняют ограничения по отдельным видам операций. Из 182 стран, членов МВФ, более 40 имеют свободно конвертируемую валюту. Япония не входит.

С 2006 г. российский рубль свободно конвертируемая валюта.

Неконвертируемые валюты имеют ограничения для резидентов и нерезидентов на свободный ввоз, вывоз, куплю-продажу.

Основные мировые валюты: $ США; евро, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена.

 

Валютные курсы – курсы обмена одной валюты на другую. Зависят от:

ü покупательной способности валют (цен на товары и услуги);

ü объема денежной массы;

ü экономических показателей развития страны;

ü валютных интервенций;

ü валютных спекуляций и др.

Существуют 4 вида курсов:

ü курс продавца;

ü курс покупателя;

ü средний курс;

ü кросс-курс. Кросс-курс – это котировка двух валют друг к другу через курс каждой из них по отношению к третьей валюте. Обычно устанавливается через доллар США.

 

Валютные курсы определяют по двум видам котировок: прямой и косвенной.

Прямая котировка – это выражение определенного количества единиц некой валюты через 1 единицу другой валюты.

Косвенная котировка – это выражение 1 единицы некой валюты в определенном количестве единиц другой валюты.

Например, 30 рублей за 1 доллар США – для рубля прямая котировка, для доллара косвенная.

Прямая котировка национальной валюты используется в большинстве стран мира. В международной практике применяется прямая котировка большинства валют к доллару США. Главные исключения – евро и фунт стерлингов, которые идут к доллару в косвенной котировке.

Разница между курсами продавца и покупателя называется маржой (или спрэдом).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...