Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Симптоматика и механизмы алалии




Алалия — не просто временная функциональная задер­жка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. М. Совак (1971) и другие исследователи, расширяя понятие «алалия», охватывают им все случаи отсутствия речи,
ее замедленного формирования, не связанного с мутизмом как неврологическим отсутствием речи, отличающегося от распада речи при деменции и шизофрении, от снижения слуха и олигофрении.

К. П. Беккер и М. Совак (1981) выделяют в картине речевого недоразвития компоненты, связанные с преобладанием биологических, социальных причин или их комбина­ций. То, что раньше называлось слухонемотой, по мнению исследователей, проявляется в задержке речевого развития специфического характера, обусловленной моторно-кинестетическими нарушениями или неблагоприятным социальным воздействием. Нарушение характеризуется многообразием симптоматики и не имеет единой нозология. Симптомы выражены в различной степени, от тотальной до частичной немоты.

Характеризуя тяжелые формы недоразвития речи, в отличие от простых задержек речевого развития, М. Критчли (1974)подчеркивает наличие орально-фасциальных дискоординаций, дефектность двигательных навыков губ и языка, неправильное использование и понимание словесных символов. Детская афазия (алалия) определяется как неспособность ограниченная способность ребенка использовать для общения символы (речевая асимволия). М. Критчли подчеркивает, Всемирной неврологической федерацией (Италия, Bapeнна 1966) было предложено полностью отказаться от термина «афазия», когда речь недоразвита, однако рекомендованные обозначения таких случаев термины «врожденная алогия «дисфазия» широкого распространения не получили.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяю* моторные, сенсорные, психопатологические симптомы Вопрос о механизмах алалии в настоящее время являет­ся наиболее сложным и дискуссионным.

Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на: сенсомоторные, психологичес­кие и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций свя­зывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сен­сомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией). В соответствии с психологическими концепциями при ала­лии отмечается патология некоторых сторон психической де­ятельности. Сторонники языковой концепции связывают не­доразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной и со­ответствует современным научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную структуру и не может быть сведена только лишь к сенсомо-торному уровню.

Классификация алалии

Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлени­ям и степени выраженности речевого (языкового) недораз­вития. На основе выбранного подхода к ее изучению и раз­личий, наблюдаемых в картине алалии, исследователи называют несколько разновидностей нарушения.

В связи с тем что в основание различения форм положе­ны разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так, А. Либманн (1925) выделил следующие фор­мы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.

Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую клас­сификацию нарушения, выделяя группы детей с неполно­ценным слуховым (фонематическим) восприятием, с на­рушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности.

В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем десять форм алалии с первичным или вто­ричным нарушением языковых систем: четыре формы моторной, четыре формы сенсорной недостаточности и две формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи.

М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внеш­не с сенсорной афазией.

Авторы подчеркивают существенное отличие афазии дет­ского возраста (алалии) от афазии взрослых: у детей нару­шения не столь частые и постоянные, так как детский мозг находится в постоянном развитии и в нем быстрее возника­ют новые связи и формируются замещающие функции.

По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивныв (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в не­возможности грамматических, лексических и фонематичес­ких операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций.

Е. Ф. Соботович (1985), анализируя нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой дея­тельности, выделяет алалии: с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической или синтагматической систем языка. При моторной алалии, по мнению Е. Ф. Соботович, отмечается нарушение овладения знаковой формой языка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи). Разделение форм алалии на сен­сорную и моторную на начальных этапах развития ребенка несколько условно, лишь в дальнейшем можно выделить ве­дущий компонент нарушения. В ряде новейших исследова­ний это деление проводится в терминах экспрессивной и ре­цептивной алалии (по аналогии с таким же делением афазии). Этими терминами подчеркивается не физиологический, а пси­хологический подход к квалификации нарушения.

По мнению ряда специалистов (К. П. Беккер, М. Совак, 1981; М. Критчли, 1974, и др.), центральные нарушения речи при алалии бывают в виде вербальной акустической агнозии и вербальной моторной апраксии, типичной для последней формы является неспособность создавать и вос­производить словесные символы, образцы.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользовать­ся разговорной речью.

Таким образом, литературные данные по проблеме ала­лии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функ­циональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры моз­га вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно-организованный и полимодальный по своему строе­нию речевой процесс не сводится исключительно к моторно­му уровню. Для детей с алалией типичны не только запазды­вания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...