Глава 2. Экспериментальное выявление особенностей взаимоотношений детей в кризис 7 лет.
На базе МДОУ «Центр развития ребенка детский сад №39 «Подснежник», с детьми в возрасте от 5 до 7лет мы проводили эксперимент, который включал в себя: «Опросник для родителей», наблюдение в естественных условиях. Эксперемент включал в себя два этапа: 1) Выявление детей, вошедших в кризис 7 лет («Опросник для родителей»); 2) Изучение взаимоотношений в период кризиса 7 лет (наблюдение). I. Для того, чтобы проанализировать разницу во взаимоотношениях детей вошедших в стадию кризиса 7 лет между теми детьми, которые еще не вошли в кризис, мы составили анкету для родителей, которая содержит ряд симптомов данного кризиса. Анкета поможет нам разделить детей на 2 группы и установить факт о том, что кризис влияет на взаимоотношения сверстников детей старшего дошкольного возраста. Анкета представлена в приложении №1. Таким образом, нами были опрошены все родители испытуемых детей старшего дошкольного возраста. Представим полученные результаты в таблице 1.
Таблица №1 Результаты полученные в ходе опроса родителей (в баллах).
Итак, исходя из полученных результатов, можно отметить, что 80% детей вошли в стадию кризиса 7 лет, а 20% еще слабо проявляют данные признаки, либо вообще их не проявляют. Выделим тех кто вошли в кризис 7 лет. Группа №1: Даниил, Надежда, Ангелина, София, Елизар, Полина, Данил, Анастасия, Данила, Илья, Анна, Мария, Максим, Глеб, Сергей, Елизавета. Те, кто не вошли в кризис 7 лет. Группа №2: Ульяна, Артем, Ника, Егор. II. Второй этап исследования включает в себя: наблюдение в естественных условиях за детьми и проведение сравнительного анализа за, вошедшими в кризис 7 лет и теми, кто не вошел. Для этого мы со стороны наблюдали за детьми в игровой комнате, не вступая с ними во взаимодействие. Каждый ребенок, мог свободно выбрать любую игрушку и напарника по игре. По времени эксперимент занял не менее часа. Наблюдая за детьми, было замечено явное различие в поведении и предпочтении в играх между первой и второй группой детей (тех, кто вошел и тех кто не вошел в кризис 7 лет). Ульяна, Артем, Ника, Егор держались в основном вместе, их игры были просты и незатейливы, иногда могли резко обрываться и внезапно начаться новые. Часто спорили, отбирали игрушки друг друга. Группа №2: Даниил, Надежда, Ангелина, София, Елизар, Полина, Данил, Анастасия, Данила, Илья, Анна, Мария, Максим, Глеб, Сергей, Елизавета. Дети явно отличались, как в выборе игры, так и во взаимоотношениях. Было замечено, что дети делились на группы, у них уже сформировались устойчивые связи в отношениях. Мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками, только одна пара Глеб и София нашли для себя отдельную игру. Игры содержали в основном учебный характер, в основном это «школа». Дети были внимательны друг к другу, старались уступать партнеру по игре, выслушивали мнение другого игрока. Старались не мешать друг к другу.
По данным, полученным из результатов наблюдения, мы убедились в в том, что наша гипотеза верна. Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в период кризиса 7 лет меняются в связи с психологическими новообразованиями.
Заключение Итак, исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можем сделать вывод, что дети, которые переживают кризис 7 лет выбирают детей с теми же особенностями, что и у них, а это: стремление к коллективному труду, избегание конфликтов, общие интересы и предпочтения в играх. Те дети, у которых отсутствуют симптомы кризиса 7 лет, менее активны в выборе партнера по играм и совместной деятельности, менее избирательны в выборе друга. Для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. В старшем дошкольном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка, как в отношении своих учебных способностей, так и общих возможностей. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для детей вступивших в кризис 7 лет. Дети эпизодически выражают свое эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы в ответ на обращения ровесника - все это в свою очередь говорит о том, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, складываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия. Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на - равных. Системный подход по применению условий, обеспечивающих успешное развитие у детей дошкольного возраста общения со сверстниками сможет оказать позитивное влияние на дальнейшее становление различных форм взаимодействия детей друг с другом. У детей переживающих кризис 7 лет критерии приемлемости несколько меняются. Список литературы:
1. Блакитная, Е. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е. Блакитная // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 6. – С.31-35. 2. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 317с.: ил.
3. Клюева, И.В. Учим детей общению [Текст] / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997. – 207с. 4. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Нар.асвета, 1984. – 239с. 5. Леонтьев А.А. Психология общения: учебн.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 4-е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с. 6. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 1986. – 144 с. 7. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с. 8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 456 с. 9. Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с. 10. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. – 280с. 11. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 672с. 12. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 446, [1] с. – (Высшее образование). 13. Воробьёва, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст] / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 54-61. 14. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 416с. 15. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. – С. 111-113; С. 118-120. 16. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.: ил. 17. Детская практическая психология [Текст]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. – 295с. 18. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.- 568 с.: ил.
19. Психологический словарь. 3-е изд., доп.иперераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 640 с. (Серия «Словари»). 20. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 1989. – 284с. 21. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]; под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 211с. 22. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т.А Репина. – М.: Педагогика, 1978. 23. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 342с. 24. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 304с. 25. Эльконин Д.Б. детская психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с. 26. Юдина, Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада [Текст] / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 9. – С.10-29
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|